От первого лица
При всей нелюбви к этому методу некоторых критиков мне он очень нравится (слышала даже такое мнение, что от первого лица пишут исключительно графоманы и серьезные писатели такой ерундой не маются, но по мне так это легкое преувеличение). Позволяет по уши войти в шкуру героя, ощутить его эмоции и передать их читателю либо испытать, если сам являешься читателем.
Хорош, когда автор полностью «чувствует» своего героя, не очень хорош при отстраненной слегка подаче. Может вызвать у читателя чувство отторжения, если ГГ неприятен или совершает неоднозначные поступки – читатель при прочтении чувствует неловкость, будто он это совершает сам. В романе неудобен, потому что «ограничивает», можно рассказать лишь то, что видит ГГ, показать мир его глазами, с его колокольни, которая местами недостаточно высока, может так же надоесть читателю, который любит разнообразие. Для автора так же опасен, так как если автор будет убедителен, читатель может решить, что автор «писал про себя», что, мягко говоря, не всегда правда.
От третьего лица без смены фокального персонажа
Думаю, не ошибусь, если скажу, что этот метод похож на предыдущий, с той лишь разницей, что пишется текст от третьего лица, не меняя фокального персонажа или меняя его крайне редко. Мы как бы находимся в шкуре выбранного героя, тем не менее пишем «он». Вместе с первым методом активно используется в рассказах (в малой форме вообще персонажа «переключать» не рекомендуется, но опять же, это рекомендация, а не правило), имеет те же плюсы и минусы, с той разницей, что в данном случае читатель чуточку больше «отстранен» от героя, оттого неприятие и отторжение в неоднозначных ситуациях будет несколько меньшим.
От третьего лица с переключением фокальных персонажей
Автор меняет шкурки, вселяясь вместе с читателем то в одного, то в другого персонажа. Наверное, не ошибусь, если скажу, что данный метод больше используется в большой форме и что без него масштабный роман, типа эпоса, не совсем возможен. При этом читателям может не нравиться, если читатель (типа меня) «медленно» въезжает в фокального героя и переключается не быстро, так же героев может быть слишком много, потому появляется реальная опасность читателя запутать, где есть кто, зачем и нафиг надо. С другой стороны появляется реальная возможность для читателя посмотреть на ситуацию с разных сторон, узнать больше, чем знает каждый персонаж по отдельности и более ярко и выпукло увидеть мир романа. Для автора добавляет море инструментов, которые при правильном использовании дают хороший эффект. Однако «правильное» использование включает в себя правильный выбор фокального персонажа (где-то был такой совет, чтобы выбирать того, кто в данной сцене больше всего «теряет»), плавное, логичное переключение фокальных точек зрения и правильный выбор частоты этого переключения, с чем у авторов (у меня тоже, если что) бывают частенько проблемы.
Авторская точка зрения
Не совсем «модный» сейчас подход к тексту, когда автор, а вместе с ним и читатель, знает все, влезает в шкуру каждого персонажа, но, с другой стороны, не находится ни в одном из них. Делает текст несколько отстраненным, в таком случае очень сложно читателю (мне) этот текст прочувствовать до конца и вселиться в авторский мир. Мы являемся всем, а на самом деле не являемся никем.
Есть и другие методы, но на них я заостряться не буду, потому что в них не разбираюсь и их не использую, как и метод последний. Два первых на самом деле входят в третий, на мой взгляд, потому, наверное, кину еще в конец «вумной» статьи парочку моих лично, не совсем стандартных, методов переключения фокального персонажа:
а) игра на контрасте
Помните тот анекдот, где женщина долго размышляет, почему ее муж такой злой. Может, она кашу пересолила, сказала что-то не то, может, он ее не любит и т.д. на полстраницы минимум. А у мужа просто машина сломалась. Такой прием когда ситуация показывается глазами одного персонажа, а потом раз и переворачивается с ног до головы с точки зрения другого, временами в тексте может быть очень выигрышным. Если вы не хотите переключать персонажа, а поиграть на контрастах охота, придется выдумывать, откуда фокальный персонаж узнал точку зрения нефокального. И тут вариантов, на самом деле много – письмо, СМС, догадка, прямой вопрос – прямой ответ (т.е., диалог) и т.д. Великолепно смотрится и в данном случае является, на мой взгляд, высшим пилотажем для автора, если герой отгадки не видит (но это должно быть естественно и гармонично), а для читателя она как на ладони. Типа герой влюблен, но это не понимает, зато уже понял читатель. Очень мастерская игра и очень тяжелая для реализации. Не доиграешь – читатель не поймет, переиграешь – читатель решит, что это неестественно. Но мы легких путей не ищем, правда?
б) «переплет»
Когда вы как бы чередуете текст от одного персонажа с текстом от другого.
Например, первая линия – когда девушка идет по улице, вспоминает, что забыла дома зонтик, но не хочет возвращаться, перед ее носом загорается красный свет, но она перебегает дорогу, чуть не уходит трамвай, но она в последний миг успевает в него забежать, в трамвае вдруг обнаруживает, что забыла билетами, но решает ехать зайцем.
Другая линия – где парню предлагают пропустить стаканчик и он не может отказаться, потом решает, что пьян, но немного, садится за руль, выезжает на перекресток и, не успев среагировать на что-то там врезается в трамвай, убивая ту девушку. Ну так, наброском.
Можно написать обе линии отдельно, взяв с каждой и тут, как уж подскажет ваше чувство меры, по одному предложению, по паре, по абзацу, и ситуация заиграет иначе… что девушке не везло, надо было вернуться за зонтиком, не бежать на красный свет, не переться за трамваем, вылезти на следующей остановке, поняв, что билета нет и т.д. Либо написать сначала первый кусок от лица девушки до аварии, потом другой – от лица парня после и соединить в одну точку, тогда получится первый прием, который, на мой взгляд, тут так не заиграет.
Если вам приспичило сделать то же, но не менять фокальную точку зрения, пожалуйста, вам никто не запрещает. Первый метод – кто-то говорит (монолог), который вы переплетаете действиями и реакцией фокального персонажа.
Например, романтическая сцена свидания, где девушка не совсем еще знает, хочет она быть с этим парнем или нет. Он ее обнимает, начинает шептать на ухо нежности, и в начале она пытается его оттолкнуть, потом начинает таять, в конце сцена поцелуя, когда он ее-таки учарует. Пробовала нечто такое, но сюда вставлять не буду (ибо не тот сайт), верьте мне, на читателя действует.
Может быть и другой вариант, когда вы переплетаете воспоминания героя о каком-то чужом монологе его действиями, нагнетая при этом атмосферу. Опять же действует безотказно, проверено. Монолог можно заменить письмом, песней, стихами, по вашему усмотрению, главное, чтобы было а) в тему б) чтобы обе линии активно развивались, чтобы это развитие было явным и вышло в конце в кульминационную точку. И очень осторожно с размерами сцен, если вы делаете быстрые переключения, «мельтешите», объем такого мельтешения, на мой взгляд, должен быть не слишком большим, либо увеличивайте куски между переходами, но опять же в меру. При правильном подходе увеличивает атмосферу и эмоциональность в разы.
в) разгрузка
Говорят, что одна из ошибок начинающего автора это монотонность. Все на одной ноте, либо слишком эмоционально, либо, напротив, слишком нудно… и надо это чем-то разбавить.
Обожаю мультфильм про ледниковый период. Белку с орешком помните?
Это оно!
И скажите, что не в тему, а?
Когда чувствуете, что сцена затянулась и хотите слегка разрядить, вплетите в нее другого персонажа, который видит все иначе. Герой переживает, а циник на балконе – «ну и дебил». И хана однотонности. А там где хана однотонности, там хана и скуке, заодно и читателя удивите. Только не забудьте… лоскутное яркое одеяло тоже не айс, должно быть все в тему, в меру и аккуратно. В ситуации от первого лица или без смены фокального персонажа… ваша героиня переживает какой-то пустяк и тут встречается на ее пороге какая-то подруга, которая одной меткой фразой разряжает ситуацию. В моей жизни такое происходило и не раз. И я так на друзей временами влияю. Отчего у ГГ «озарение» и опять же ситуация по эмоциональности живо уходит в другое русло. Но в этом случае надолго. Хотя опять же можно поиграть с ситуацией – читатель видит, герой не, но опять же это высшее мастерство, почему см выше.
А в общем, дерзайте.
Учитесь у сценаристов, у них тоже есть свои «фокальные персонажи», когда сцены прыгают с одного героя на другого. Естественно, учитесь у любимых авторов.
И все у вас получится.
И я не сказала, что у меня все получается, но пробовать, экспериментировать, искать варианты дико интересно. Мне. Остальным не знаю.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.