Не пишется. Держите очередные вредные советы от Мелоди.
Одно время я часто слышала… учи матчасть, автор. Означало то очень часто, что текст либо не соответствует логике, либо у него малая степень достоверности, а именно, что автор не поработал, прежде чем писать, над материалом.
Что это значит?
К примеру. Пишете вы реализм.
1) выбираете страну, где происходит действие
2) выбираете город, где оно происходит
3) выбираете улицу, площадь, парк и т.д… где происходит конкретная сцена.
Вся фишка в том, чтобы читатель, что на этой улице живет, по этому парку идет каждый день на работу, крикнул: «Да! Да! Я узнаю это место!!! Это то!»
Вариант другой – ваш герой, к примеру, иностранец. Немногие авторы отдают себе отчет, что это «иностранец» накладывает очень большой след на его личность – у него другой менталитет, у него другие привычки, у него особый акцент и особая манера построения фраз. Он часто зависает на мелочах: «Да… а нас все же это происходит чуточку иначе».
И так по списку. Пишете про врача, читатель должен узнавать в герое врача. Пишите про преподавателя – читатель должен узнавать в нем преподавателя. А именно, если говорить о последнем – моя подруга-преподавательница начала мне показывать, как пользоваться какой-то программой. Я долго терпела, потом мило улыбнулась и попросила ее не обращаться со мной, как со студентом. А именно – «с высоты кафедры», т.е., несколько покровительственно + старательно, терпеливо объясняя каждую мелочь, которую при разговоре с человеком на вашем уровне мы пропускаем.
Увы, немногие реалисты заморачивают себе голову такими «мелочами», отчего у них действие часто происходит в абстрактном городишке, герои не соответствуют описанным профессиям и часто понятия не имеют, как, впрочем, и автор, чем живут их коллеги, и если кто-то из них, к примеру, лепит из глины шикарную посуду, автор не заглянет в сеть, чтобы посмотреть – какая глина для этого подходит больше, как выглядит печка для обжига, и т.д. и т.п. Оттого у города часто от атмосферы остается одно название, иностранцы выглядят как русские, а профессия на ГГ не оставляет ни малейшего профессионального отпечатка, хотя так, увы, не бывает.
Реализм писать сложно, да. Каждый раз ограничивая героя в рамках какой-то социальной группы вы должны понимать, что ограничиваете и себя. Не ограничивая вы все более «обобщаете» ситуацию, чем больше обобщаете, тем больше, имхо, отрываете ее от реальности.
Чтобы не было обидно, это относится не только к реалистам. К фантастам, увы, тоже, иначе не было бы этих самых «заклепочников», на которых особенно жалятся авторы АИ. Но все хорошо, что в меру. В моем любимом фэнтези у авторов охрененная проблема… с той же самой достоверной картинкой. И я понимаю почему. Сама зависаю – ну и как, простите, описать зал, лестницу, кухню, а так же, что еще лучше – звуки, запахи, атмосферу. И если реалист, теоретически, может пойти куда-то и увидеть это что-то физически, «накормив глаза», поговорить с носителем той же профессии, что и ГГ, то фэнтезисту, увы, это часто не светит. Вы знаете, как пахнет в замке, который освещается факелами? Знаете, как пировали люди в средневековье, что было тогда на их столах? И какие хозяйственные постройки прилагались к господскому дому, и как они выглядели? И какой вкус у овечьего сыра, и как взбить масло? Вчера вот долго искала, как мылись люди в средневековье… Некоторые вещи да, можно подсмотреть у бабушек в деревне, но настоящий плуг посмотреть удается все реже.
Увы, замечаю временами, что авторы и лес-то описать нормально не могут. Ну и я временами не могу. Потому выбираюсь на природу и жру все вокруг глазами, пытаясь запомнить. Я вообще по жизни все жру глазами, хотя и не ахти какой автор, но для меня это нормально видеть то, что не видят другие. Подмечать какие-то мелочи, просто проходя по улице.
Матчасть это все же важно. И автор, в первую голову, на мой взгляд, должен быть наблюдательным, любопытным. И ему должно быть в кайф временами часами просидеть в сети, чтобы написать одну строчку. Всего одну, зато которая заставит сердце читателя забиться быстрее.
Всего лишь одно правило – сначала увидь, услышь, почувствуй сам, до мелочей, потом пиши. И именно ведь поэтому советуют писать то, о чем знаешь. До мелочей. От названия газеты, которую герой купил в ближайшем ларьке, до надписи на кем-то выброшенной, оставленной на скамейке сигаретной пачке.
И тут мы перешли к конкретике.
Авторы частенько делают одну и ту же ошибку. Если лес, говорим лес. А надо, к примеру, березняк. Если дерево растет у дома, то пишут дерево, а надо дуб. Если сад, то говорим не фруктовый сад, а уточняем – яблоневый. И можем даже сказать, что это белый налив и крупные, с прозрачной кожицей, сочные яблоки гниют на выложенной бетонными квадратами дорожке, и сразу же показали еще и время года. Некоторые авторы его показать забывают. Молчу о погоде. И если героиня ваша вплетает в волосы ленту, то не просто ленту, а атласную. И росой усыпана не трава, а крапива, растущая у забора. И луг в белых пятнах тысячелистника. И под ногами – мягкий подорожник и нежные гусиные лапки. И чай она пьет не просто чай, а земляничный. И духи она использует не просто духи, а… Персив. И в магазине купила не конфеты, а белочку и не торт, а зефирный торт. И объелась она не сладостями, а птичьим молоком, и на скамейке нашла не газету, а, не знаю, «Вести». И шампанское ей принес ГГ Рижское. И на курорт он поехала с Шереметьево. И не в поисковик вошла, а в гугл… ну да, скрытая реклама, зато никто не усомнится, что вы «в теме». А иначе… и касается это всех жанров. И когда вы пишите, что герой занимается резьбой по дереву, хорошо бы знать, чем эта «деятельность пахнет»+пару профпривычек+пару «секретов» профессии…
Но если что, я тоже часто это не делаю… ибо… лень?
Но это не значит, что с умным видом не буду ловить остальных на мелочах. А чо, нельзя?
Ибо… «учи матчасть, автор».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.