КОНКУРС
Проза
Когда отец Панкратий был в весёлом расположении духа, остановить поток его остроумия мог только Великий пост, звон к богослужению или строгость благочинного.
— Ишь, — удивлялся я каждый раз, — монах, маститый старец — а смеётся как ребёнок, вспоминая очередной казус из приходской жизни. В маленькой новой церковке в спальном районе Москвы, где прихожан мало, да и те ещё не до конца вошли в храмовую и религиозную жизнь, смешных историй возникает множество.
— Знаешь же, — начал отец Панкратий благодушным сытым баском, — в Великом посту стихира(1) такая поётся — «В разбойничьи стязи впад Адам…» (2). Помню, отец Никита канонаршил(3) однажды, да и возгласил: «стихира, глас такой-то. В разбойничьи стязи впададам». Что такое этот «впададам» — Бог весть, да только испортил мне отец Никита этим своим впададамом всё великопостное богослужение! Почему? Да потому: как услышали певчие этот впададам — так со смеху и покатились! Какое уж тут пение, какой уж тут постный настрой… Адам, понимаешь, во вражьи сети впал, из-за этого и мы все там же валяется и встать не можем — а они хохочут! — батюшка ещё поохал, хрупнул малосольным огурчиком и рассказал ещё:
— А то был я однажды в Крыму, видел там новый храм, уже отстроенный, но ещё не украшенный росписью ни внутри, ни снаружи. И на наружной стене увидел прорись: какой-то святой в монашеском облачении, на Максима Грека похож. В руке свиток, но развёрнут не вниз — места им на той стене не хватило, что ли? — а вбок, горизонтально. А на свитке надпись тоже прорисью намечена. Вроде, всё честь по чести, да что-то меня зацепило. Думаю: что ж не так тут, кроме непривычного положения свитка? Пригляделся я, что за изречение из Священного Писания на свитке написано — Батюшки светы! Там аккуратненькими буковками славянскими бледненько, но чётко выведено: «Писать вдоль свитка, а не как в прошлый раз». Видать, мастер-иконописец памятку себе оставил. Представляешь, как в этот самый прошлый раз было? — отец Панкратий засмеялся в свою роскошную серебряную бороду, и добрые, внимательные глаза его озоровато заблестели, отчего стали совсем-совсем голубыми:
— Хотел бы я на это посмотреть.
ПРИМЕЧАНИЯ
1) стихира — короткое церковное песнопение, раскрывающее смысл праздника и перекликающиеся с соответствующими стихами из Священного Писания.
2) то есть «Адам впал в разбойничьи (бесовские) сети».
3) канонарх — священнослужитель, возглашающий перед пением глас (мотив) и первую строчку того песнопения, которое сейчас нужно петь.
4) прорись — наметка углём основных контуров и линий иконы, чтобы потом оставалось только покрыть сверху красками.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.