Жил человек, который был мелким торговцем — и человеком таким же мелким и недалеким: все, чего он хотел, это немного больше удачи, чтобы превратить одну золотую монету в десять, а десять в сто. Он просил у Богинь одного и того же, но почему-то никогда не получал ответа. Тогда он отправился к Черному Магу и сказал ему так: «Все обманывают меня, и никто не уважает, более того — меня просто не замечают, словно я невидимка! Так дальше продолжаться не может!»
«Тебе следовало бы подумать, что ты делаешь не так, если не можешь достичь своей цели, несмотря на все усилия. Или посоветоваться с тем, кто опытнее тебя», — сказал Маг. Торговец отмахнулся: «Мне некогда заниматься глупостями. Лучше сотвори такое колдовство, чтобы все сразу начали уважать меня, и я заплачу тебе достойно».
«Ну, будь по-твоему, раз уж тебе недосуг самому заниматься собой, — усмехнулся Маг, — но за это ты отдашь мне половину своего состояния». И гость его не посмел спорить.
Черный Маг достал из воздуха и протянул торговцу широкое железное кольцо с надписью на внутренней стороне ободка. «Никогда ничего не делай даром» — прочел торговец.
«Носи это кольцо и следуй Железному Правилу, — сказал Маг, — люди будут уважать тебя, а твое богатство станет несметным».
Потеря половины состояния не повредила торговцу — люди теперь смотрели на него совсем по-другому. Те, с кем он торговал, обращались к нему уважительно, и никто не мог обмануть человека, который говорил «нет» чаще, чем «да» и делал все только ради своей выгоды. Железное Правило помогало богатеть. Скоро он купил весь город и жил бы себе припеваючи, если бы однажды не встретил на улице нищего — бывшего Черного Мага, которой искал его. «Я вижу, помогло тебе мое кольцо, — сказал он, — но теперь, когда у тебя есть все, верни его. Железное Правило нужно мне самому, особенно теперь, когда я стал ничем». Торговец рассмеялся. «О нет, я не отдам кольца, даже если ты дашь мне за него вдвое больше золота, что я когда-то дал тебе! Да и зачем тебе, нищему, уважение и Железное Правило?» — «Глупец! — сказал Маг, — железное правило не может долго служить человеку — вскоре уже человек служит ему. Но дам тебе напоследок еще один совет: если когда-нибудь ты увидишь, что кольцо проржавело, возьми все свое золото и закопай его в землю, подальше от него, иначе и золото обернется железом!»
Человек сделал вид, что не поверил Магу, но запомнил его слова. И скоро он начал бояться, что железное правило предаст его. Если ж чего-то боишься, то рано или поздно это происходит с тобой. И вот однажды он обнаружил ржавчину на железном кольце и бросился спасать свое золото. Но так как он никогда никому не доверял, то решил сделать все сам — а яма для его золота требовалась большая… Копая ее, он не заметил, как железное кольцо спало с его руки и было закопано вместе с золотыми. Обнаружив пропажу, он бросился обратно к своему золоту и стал раскапывать яму руками, торопясь, и не зная, что уже опоздал — золото давно превратилось в железо…. Железное кольцо и вовсе рассыпалось в прах… Но железное правило до сих пор ходит среди людей, ведь жестоким словам нипочем время и ржавчина.
— Хорошо, что тебе оно не нужно, — закончила драконица. Она спрыгнула со стола на пол, подхватила упавшие листочки и, взлетев обратно, положила их на место. А потом присмотрелась, забавно склонив голову, к неуклюжим, детским рисункам на полях — о, всего лишь дорога и фигурка идущего по ней человека да маленький домик на фоне заката — и заметила:
— Во всех твоих сказках есть что-то общее.
— Так и должно быть, — сказала я, — ведь все они — мои.
— Дело не только в этом, — она тронула лапкой исписанный листок. — Ведь ты каждый раз пишешь о том, что тебя больше всего волнует, тревожит или радует. И это каждый раз разные вещи. Но у тебя почти всегда есть второй главный персонаж. Это дорога.
— Это почти то же, как сказать, что в каждой моей сказке есть ветер, или солнечный свет. Не представляю, как можно было бы обойтись без путей. Чтобы с героем что-то случилось, он должен выйти из дома.
— Или из себя? — весело добавила драконица.
— Ну да. Главное — перешагнуть границу обыденного, за которой начинается необычное и непривычное.
— Но потом надо еще вернуться, — она опять склонилась над листком и прочитала:— «Старый усталый воин шел по дороге домой. Дорога была длинна и трудна, и он не прошел еще и половины. Остановившись отдохнуть, человек оглянулся назад и потом посмотрел вперед и понял, что мог бы пройти этот путь гораздо быстрее. Тогда он почти опустошил свой дорожный мешок, где нес безделушки, подобранные в завоеванном городе…
Через тысячу шагов он понял, что не дойдет и так, и бросил мешок совсем, оставив себе легкую суму со съестным. Потом бросил запасной плащ, который нес на локте и тот, что был на плечах, и старые сапоги, и запасной меч… Так, шаг за шагом, он оставлял на дороге все больше и ничуть не жалел об этом.
К своему дому старый воин пришел с пустыми руками и легкой душой. Войдя, он тотчас забыл обо всем оставленном на дороге, потому что тут его ждали тепло и уют, и пахло чем-то вкусным.
«Ты принес мне подарок?» — спросила маленькая дочь, выбежав навстречу отцу.
«Нет, милая, но у меня был выбор — вернуться, как есть, или не вернуться вообще. Как ты думаешь, хорошо ли я выбрал?»
— Вот видишь, и тут тоже есть дорога! — почти торжественно закончила Перламутровая.
— Каждый может быть лишь тем, чем он может быть, — с ответной улыбкой немного таинственно сказала я.
— Пожалуйста, не говори так! — неожиданная грусть в голосе собеседницы удивила меня, — так может говорить только тот, кто очень устал и уже ничего не хочет. Но я-то знаю, есть вещь, которой ты всегда будешь хотеть.
— Что же это? — улыбнулась я.
— Новая сказка! И можешь спорить со мной сейчас, а с собой — всегда, но нет времени и места не подходящих для добра. Для любви и верности, как в сказке про королеву и пажа, для стремления души не быть одинокой и стремления человека помогать другим, которые есть в сказке о Силе, для милосердия понимания и красоты, которые в остальных рассказах и даже для морали, что менять золото долга перед собой на ржавое железо долга перед другими — вовсе не выход.
— Ах, как возвышенно! — невольно засмеялась я. — Ты самый сказочный из всех сказочных драконов!
Она скромно потупилась.
— Жалко, что ты не дракон. Но незачем быть кем-то другим, когда ты уже кто-то и счастлив. И если бы я придумала сказку о тебе, то написала бы тебя феей.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.