1973 год / Моя жизнь. Детство. Петро-Славянка / Безуглый Александр Георгиевич
 
0.00
 
1973 год

1973 год

 

Несколько знаменательных событий этого года

 

1

 

«Ленин всегда живой!» — С этим лозунгом никто никогда не спорил, тем более в этом году. В Советском Союзе, начался обмен партийных документов, и красная книжечка члена ЦК КПСС под № 1 была выписана на имя основателя и вождя Коммунистической партии. Но поскольку Ленин по уважительной причине расписаться в документе не мог, это сделал за него Генеральный секретарь ЦК КПСС, Л. И. Брежнев. Ну а самому Леониду Ильичу достается соответственно партбилет под № 2. И как всегда в те года, — бурные, продолжительные аплодисменты…

Вообще, овации гремят в СССР не смолкая, все семидесятые годы. И по случаю трудовых достижений, и в честь творческих успехов советского народа. А вот с евреями в СССР вновь возникли трудности. Ну никак евреи, проживающие в СССР не хотели оставаться жить и трудиться на благо нашей стране.

20 марта 1973 года Политбюро ЦК КПСС собралось, чтобы обсудить ситуацию с массовым выездом советских евреев за границу. Обсуждение вертелось вокруг так называемого образовательного таможенного налога — еврей без высшего образования мог уехать бесплатно, а вот если он успел окончить ВУЗ, то обязан был заплатить налог, около 5 тысяч рублей. По тем временам это стоимость машины «Москвич»! Только в 1972 году из 30 тысяч евреев, выехавших из СССР, 912 человек, имеющих высшее образование, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР, возместили затраты на свое обучение, в сумме 4 миллиона 427 тысяч рублей. Так, в СССР на свой лад, пытались приостановить утечку мозгов за рубеж, впрочем, безрезультатно.

Л.И. Брежнев был в гневе. Вопрос об образовательном налоге благодаря зарубежным СМИ получил широкий резонанс на Западе, особенно в США. Сенат США пришел, мягко говоря, в волнение и визит Брежнева в Америку стал невозможен.

Брежнев в тот год говорил на совещаниях: «Требуется приостановить взимание налогов, то есть, не отменяя самого закона, отпустить партию человек в 500 евреев, которые никакого отношения ни к секретным работам, ни к партийным учреждениям не имеют. Даже если попадутся и лица среднего возраста, например, из Биробиджана, отпустить их. Они расскажут об этом на Западе, и все узнают, что мы не препятствуем выезду евреев...».

Однако, указание Генсека не выполнялось. Андропов и Щелоков, ответственные за это, объясняли задержку неповоротливостью аппарата, отговаривались тем, что евреев начнут выпускать без налога с ближайшего понедельника, но Брежнев не успокаивался.

«То ли мы будем зарабатывать деньги на этом деле, то ли проводить намеченную политику в отношении США», — говорил он и махал в воздухе справками с данными о взимании налога. Андропов, в свою очередь рисовал ему мрачную картину: «Вот сидит т. Громыко, он знает: англичане в своё время внесли в ЮНЕСКО предложение о предотвращении утечки мозгов. Мы сейчас выпускаем и стариков и детей, и взрослых. Едут врачи, инженеры и т. д. Начинают и от академиков поступать заявления. Я Вам представил список...».

Одновременно госаппарат задумался о том, как решать еврейский вопрос для оставшихся в СССР.

«А почему бы не дать им маленький театрик на 500 мест, — говорил Брежнев, — эстрадный еврейский, который работает под нашей цензурой, и репертуар под нашим надзором. Пусть тётя Соня поёт там еврейские свадебные песни. Я не предлагаю этого, я просто говорю. А что если открыть еврейскую школу? Наши дети даже в Англии учатся. Вон сын Мжаванадзе воспитывается в Англии. Моя внучка окончила так называемую английскую школу. Язык как язык, а остальное всё по общей программе. Я так рассуждаю: открыли в Москве одну школу, называется еврейская. Программа вся та же, как и в других школах. Но в ней национальный язык, еврейский, преподаётся. Что от этого изменится?»

К сожалению дерзкие мысли Брежнева так и не нашли своего воплощения: еврейская школа не была организована, а еврейский театр «Шалом» открылся только в 1988 году.

 

2

 

Но, не будем о грустном. Поговорим лучше о кино. В семьдесят третьем году, телезрители славят культовый (именно так!) патриотический сериал Татьяны Лиозновой, снятый по одноименному роману Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны». Исполнитель главной роли Вячеслав Тихонов в одном из интервью говорил: «Я хочу, чтобы моего героя приняли сердцем, полюбили зрители разных возрастов, чтобы его мужество, честность, высокая гражданственность стали примером для молодежи СССР». Это была действительно удача, доселе неведомая советским кинематографистам.

«… популярность эта была для нас совершенно неожиданной, — вспоминают кинематографисты, — ведь когда картина вышла, она совершенно не рекламировалась! И с первого же дня началось то, что началось.

Многие еще помнят, что улицы пустели, а в магазинах можно было купить все что угодно, потому что почти не было покупателей. Все смотрели «17 мгновений весны».

Популярность фильма действительно была невероятная. Замечательный литературный материал, прекрасный режиссер «Семнадцати мгновений весны» и, конечно же, актеры. Вячеслав Тихонов настолько идеально вписался в образ разведчика, что и сам стал частью анекдотов. Леонид Куравлев в «Семнадцати мгновениях весны» предстал в совершенно неожиданном образе. Причем Куравлев (и Леонид Броневой) сначала пробовались на роль Гитлера. А Олег Табаков, сыгравший Вальтера Шелленберга, оказался настолько похож на реальный прототип, что получил письмо от племянницы Шелленберга с благодарностью за возможность увидеть незабвенного «дядю Вальтера». Музыку к фильму «17 мгновений весны» написал Микаэл Таривердиев, а тексты песен — Роберт Рождественский.

Фильм в СССР можно было считать культовым в том случае, если его экранная жизнь продолжается в других жанрах. Фильм «Семнадцать мгновений весны» продолжился в народном творчестве, анекдотах:

 

Штирлиц получил шифровку. Прочитав, он ее сжег, после чего плюнул на пол и высморкался в занавеску. В шифровке было написано: «Задание выполнено, можно немного расслабиться».

 

Плейшнер выбрасывался из окна пятый раз. Яд не действовал.

 

Фразы из сериала мгновенно стали крылатыми и разлетелись по всему Союзу. Помните цитаты из «17 мгновений весны»:

 

— Он отлично понимал, что был на грани провала.

— Штирлиц, а Вас я попрошу остаться. (Мюллер)

— Маленькая ложь рождает большое недоверие. (Шелленберг)

— Контрразведчик должен знать всегда, как никто другой, что верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне можно. (Мюллер)

 

— Истинный ариец. Характер нордический, выдержанный. Беспощаден к врагам рейха. Отличный семьянин; связей, порочивших его, не имел. (из характеристики)

— Как там? «Ай да Пушкин, ай да сукин сын»? Ай да Штирлиц. (Штирлиц).

 

До сих пор фильм пародируют и жарко спорят, идет ли фильму, что его из черно-белого, с помощью компьютерных технологий сделали цветным.

Сериал «17 мгновений весны» был удостоен Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых.

 

3

 

В этот год ушел из жизни самый старый житель СССР — Ширали Мислимов, которому по паспорту было 168 лет! Однако воспрянули духом его сограждане, готовые не только повторить, но и превзойти рекорд жизнелюбивого азербайджанского чабана!

На кухонном столе большинства хозяек, лежит самая популярная толстенная книга тех лет: «Книга о вкусной и здоровой пище». Она дает полное представление, что вмещала потребительская корзина советского человека. В 1973 году, когда, по словам красивых дикторов советского телевидения все что намечалось выполнить — перевыполнялось — закрома родины ломились — у советского человека было все необходимое для прекрасной жизни в родной стране...

И в принципе, в холодильнике советского человека (во всяком случае, живущего недалеко от крупных городов), всегда были свежие продукты. Идя в магазин с авоськой, он всегда мог выбрать между четырьмя-пятью сортами белого хлеба. А также сколько угодно всяких рогаликов, булочек, бубликов, вкус которых, кстати, нигде и никогда уже не ощутить. Ну нет сейчас того вкусного хлеба на прилавках, как бы пекари не старались. И черный свежий хлеб из ржаной муки, только что привезенный с хлебозавода — заполонял своим запахом всю булочную. Всегда была и колбаса по 2.20 — 2.80 — вареная — с жирком или без. Было всегда в продаже и масло, сосиски, сардельки, курица — все это заворачивалось в крафт-бумагу. Всегда была в овощных магазинах картошка, которую вываливали из устройства, похожего на мусоропровод, правда гнилой картошки и грязи в ней тоже всегда хватало. Была всегда и капуста, и свекла с морковкой. Так что не верьте людям, утверждающим, что в «эпоху застоя» в магазинах ничего не было! Хотя, утверждая это, я имею в виду крупные города и их пригороды. Годы спустя я узнал, что из дальних поселений Ленинградской области, в Питер, отправлялись целые «колбасные» поезда. Люди ехали в центр за колбасой и другими дефицитными на селе товарами…

Продукты питания в СССР в 1970-е годы не были, конечно, очень уж разнообразны, как в наши дни (2014 год), но были хорошего качества. На них, самых простых — капусте, свекле, огурцах, борщах на действительно мясной, а не соевой тушенке выросло несколько поколений здоровых русских людей. Ни о каком трансгенном гастрономическом беспределе никто и не помышлял.

В основном, все магазины в СССР были тогда с прилавкам, за которыми стояли продавцы и отпускали товар. Магазины самообслуживания появились несколько позже. Нехватку ассортимента продукции маскировали горками, пирамидками из банок с различными консервами. Пирамиды кильки в томате, тушенки, сгущенки… Масло подсолнечное, помимо продажи в бутылках, наливали еще и в разлив, в тару покупателей, из устройств, напоминающих «воды лагидзе», такие стеклянные конусообразные сосуды с кранчиком внизу. Только в середине 70-х, в городах СССР появились универсамы — по принципу супермаркетов, где все товары лежали на витринах, а покупатели уже сами выбирали, что им нужно.

Многие продукты в СССР были, наверно, в дефиците, но живя рядом с Ленинградом, мы не страдали от их нехватки. Мы же в Петро-Славянке, вообще жили довольно неплохо, добросовестно ведя натуральное хозяйство, так что нам всего всегда хватало.

 

4

 

Немного хочется вспомнить и об уличных автоматах с газированной водой. Воспоминания детства: я доедаю мороженное, бабушка достает из сумки эмалированную кружку, — стаканами в автоматах она не пользовалась принципиально. Монета в 3 копейки проскальзывает в отверстие блестящего, разогретого на солнце автомата и прямо в кружку зафырчит пузырчатая, бесподобно ароматная, вкуснейшая вода. Лимонад «Ситро». Сочетание цитруса и ванили — незабываемый вкус детства в СССР.

«Из серебряного крана

С шумом

Брызнуло ситро.

Мне досталось

Полстакана,

А хотелось бы —

Ведро!»

С. Я. Маршак «Хороший день»

 

Моя бабушка — химик по профессии, рассказывала страшные истории про тех, кто пользуется общими гранеными стаканами из этих автоматов, по ее мнению промывка посуды на скорую руку бессмысленна, — даже ополоснув его, все микробы остаются на стенках.

В автоматах были специальные углубления для мытья тары — откуда при нажатии бил фонтанчик воды, ополаскивающий стакан.

Жара. Лето. Всем хотелось пить. Иногда сироп заканчивался, и вместо «Ситро» в стакан попадала лишь газированная несладкая вода. Впрочем, и простой воды можно было попить, опустив в автомат копеечку. Но ленинградцы и все, кто приезжал летом в город на Неве, все-таки, предпочитали газировке все больше пиво или квас.

Все советские дети непременно пили Лимонад «Ситро», на своих днях рождениях, на праздниках товарищей — это был своеобразный детский алкоголь. Им чокались в Новый год со взрослыми, до того, как появилось детское шампанское.

Теперь, можно лишь вспоминать, если дана вкусовая память, простой, но лакомый букет «Лимонада Ситро», каким он был в 1973 году. Мои попытки распробовать что-то подобное в наши дни, не увенчались успехом. Может потому, что мне всегда больше нравилась «Крем-сода». Но советское «ситро» — понятие нарицательное. И каждый мог, не только проассоциировать с ним свой любимый напиток, но и выпить его, истратив всего несколько копеек.

К концу 1973 года на смену «Ситро» пришел лимонад «Буратино». Он становится одним из любимейших напитков в Советском Союзе. На этикетке изображен герой одноименной сказки. По вкусу он кисло-сладко-горький, а по цвету золотистый. «Буратино» продается в магазинах в полулитровых бутылках, а так же в буфетах на разлив. В советское время этот золотистый шипучий напиток выпускают на натуральном сырье, поэтому срок хранения напитка ограничивается семью сутками.

 

 

«Буратино» имеет прекрасную рецептуру и отлично утоляет жажду. Составить конкуренцию в Советском Союзе ему может только похожая газировка «Лимонад». Стоит «Буратино» довольно дешево — всего десять копеек за стакан. В бутылках же его продают по двадцать две копейки. Бутылки из под «Буратино» после использования можно сдать, и получить обратно часть потраченных денег. Принимают только чистые бутылки без этикеток и сколов. В СССР бутылками из под «Буратино» часто захламляют балконы, а потом раз в год сдают и получают деньги, на которые можно купить что-то нужное в хозяйстве. Вообще, в те годы было много напитков в стеклянных бутылках. Пустые бутылки из под Лимонада «Ситро», наряду с «Буратино», «Дюшесом», «Крюшоном», «Колокольчиком», «Саянами», а позже с «Байкалом», и «Тархуном», — проходили производственный круговорот. Стеклянная тара сдавалась всеми исправно, как пьющими пиво, так и лимонад и бутылки вновь поступали на производство. Впрочем, в пунктах приёма стеклотары, помимо бутылок, можно было сдать и любые стеклянные банки.

 

 

5

 

По телевидению тех лет очень часто транслируют спектакли. Удивительно, сколь высокие образцы театральных спектаклей зафиксировало для нас советское телевидение. Записывались, а значит сохранялись для истории, работы самых талантливых режиссеров: Георгия Товстоногова, Анатолия Эфроса, Марка Захарова, Валентина Плучека. Приятно осознавать, что тот материал, который ты впитал в детстве, совершенно неосознанно, оказался на самом деле — высоким искусством. При том, что мне, ребенку, запоминалось именно легкое, изящное, «не тяжелое».

В этом году был показан телеспектакль Театра Сатиры «Проснись и пой». Пьеса — незатейливая комедия, учит быть радостным и счастливым, внимательно относиться к простым мгновениям жизни. Игра Татьяны Пельтцер была неподражаема, но и ее молодая партнерша Нина Корниенко была в спектакле очень органична, ее героиня казалась «девушкой с соседней улицы». Запомнились песенки из этой комедии. Пельтцер и Корниенко пели: «Проснись и пой, проснись и пой. Попробуй, в жизни хоть раз не выпускать улыбку из раскрытых глаз!». А герои Нины Архиповой и Георгия Менглета дуэтом исполняли: «Грусть напрасна, потому что жизнь прекрасна, если ты живешь и любишь как в последний раз! Если любишь как в последний раз». Спектакль был поставлен Марком Захаровым в сотрудничестве с Александром Ширвиндтом, и это был режиссерский дебют Ширвиндта.

Так же в этом году был поставлен телеспектакль Театра Сатиры «Безумный день или женитьбы Фигаро». Это была очень гармоничная постановка. Играли Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Вера Васильева, Нина Корниенко, Татьяна Пельтцер. В этом спектакле нравилось все: изящество легкомысленных эпизодов, и то, что Миронов в контрапункте сюжета вытягивал действо до настоящей драмы. Казалось в детстве, что настоящий аристократ именно такой, каким его играет Ширвиндт, а Вера Васильева — подлинная графиня. Поставили спектакль режиссеры Плучек и Храмов.

 

6

 

Помню, была на телевидение в те годы и такая спортивная передача из братской республики ГДР, как «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!» По-немецки это звучало так: «Mach mit, Mach’s nach, Mach’s besser!» Лаконично, призывно, бодро и дружно, собственно, как все, что выходило когда— либо из уст немецкого народа. В 1970-х годах программа демонстрировалась Центральным телевидением СССР. Трансляция велась на немецком языке с закадровым синхронным переводом.

На роль ведущего выбрали очень симпатичного немецкого легкоатлета Герхарда Адольфа, сценическое имя — Ади. Программу помогали вести школьники. В состав жюри входили известные спортсмены и члены Национальной Объединенной Команды ГДР, в конце игры победителям вручался кубок. Идеологически передача была направлена на воспитание здорового спортивного духа у подрастающего поколения. Тематика программы «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!» — спортивные состязания между тремя командами школьников из различных городов ГДР. Кроме спортивных эстафет программа включала соревнования — викторины. Выбирался правильный ответ из нескольких предложенных. Проводился конкурс на знание правил дорожного движения. Детям демонстрировался видеоролик похождений ведущего на улице: «Что Ади сделал неверно?». Затем — капитаны команд должны были назвать наибольшее количество замеченных ими нарушений, которые Ади совершил. И, завершающий конкурс — традиционная финальная эстафета. Передача производства «социалистических собратьев» из восточной Германии «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас» была невероятно зажигательна, ведущий — Герхард Адольф, обладавший яркой харизмой — очень нравился детям. В программе «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас» звучала хорошая музыка, было много юмора и таких ведущих, как Ади, на нашем телевидении тогда еще не было. Семейные конкурсы отличались яркостью и неординарностью. Мы выросли в эру довольно скучного телевидения — и все немногочисленные похожие по тематике наши программы для детей «Мама, папа и я — вместе дружная семья», «Веселые старты» — были менее удачными проектами, чем «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас».

  

7

 

А вот что рассказывали о трудовых пионерских лагерях тех лет. Помимо обычных пионерских лагерей отдыха, были и трудовые, где можно было детишкам что-то заработать.

… При царе все были неграмотные, угнетенные дворянами, которые запугивали бедных людей с помощью попов, а дети, кашляя кровью, работали на фабриках и заводах, принося прибыль своим хозяевам, а не мировому пролетариату. При Генеральном секретаре ЦК КПСС, все стали грамотные, на попов чихать хотели, а детей уже не эксплуатировали на колхозных полях, а давали им честное трудовое воспитание. Поэтому они организовали для подрастающего поколения ЛТО — летние трудовые лагеря. Что же это было такое?

В 1973-м несколько сотен тысяч детей отправились на сбор урожая в южные края Советского Союза. Как правило, им обещали четырехчасовой рабочий день на сборе, например, черешни, или клубники, море, свежие фрукты, хорошее питание и собственно трудовое воспитание. Возможно, у кого-то это и сбывалось. Но чаще же, на деле, пионеров приехавших подзаработать, ждали взрослые трудовые смены, не очень хорошее питание, ржавые души и старое, рваное постельное белье.

Мечта о море тоже оставалась лишь призраком, хоть оно было порой в двух шагах.

В результате труд быстро становился разочарованием, глаза переставали гореть, а руки — чесаться. Пионеры вяло ели клубнику прямо с грядки, потому что выносить ее с поля и мыть за его пределами строго запрещалось, а вот есть так, немытой, на поле, никто не возбранял.

Единственное утешение и гордость — зарплата в конце лагерной смены. 20-30 рублей для подростков, — все-таки неплохие деньги по тем временам. И государству экономия, и детям одна польза. И вроде-бы никакая это и не эксплуатация!

В Конституции СССР прямо было сказано, черным по белому, серпом по молоту: «Детский труд в СССР запрещен!». А сколько весит ящик черешни и как его детишкам перетаскивать — это знают не те, кто конституции пишут...

 

8

 

А вот еще кое-что интересное. В «Москве» вышел роман «Мастер и Маргарита» с двумя предисловиями: Вулиса и Константина Симонова — первооткрывателя романа и человека, благодаря которому в 1973 году роман напечатали отдельным изданием и без купюр. Наконец-то читатель смог прочитать «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару...» До этого, в журнальной публикации, начало романа выглядело довольно убого: «В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появилось двое граждан. Первый из них — приблизительно сорокалетний...»

В 1973 году в Ленинграде была создана первая в СССР профессиональная платная консультация «Брак и семья». Известный социолог и сексолог Игорь Кон в своей книге «Клубничка на березке» описывает это новшество так: «При регистрации брака, молодоженам предлагали прослушать цикл из двух лекций. Первая лекция была посвящена вопросам семейной экономики и этики, а вторая, — непосредственно сексу. Но когда на первом методическом совете основатель консультации, профессор Свядощ сказал, что собирается рассказывать молодоженам об основных сексуальных позициях, тут же, последовали возмущенные реплики:

— Как можно говорить «такие вещи» невинным девушкам?

— Позвольте, сказал профессор, — где вы видели сейчас таких девушек? И потом, даже если наша невеста пришла во Дворец бракосочетаний прямо из монастыря и ни о чем таком никогда не слыхала, на брачном ложе ей все равно придется принять какую-то позу. Так почему не научить ее этому заранее?

— Но ведь если мы это сделаем, возразил другой оппонент, нас могут обвинить в пропаганде разврата и порнографии»...

Позиция советских властей, относительно сексуального просвещения, напоминала поведение ребенка, спрятавшегося за короткой занавеской. Никто, ни в школе, ни в семье, ни где-то ещё, не смел называть «эти» вещи своими именами, надеялись, что удастся призвать советский народ к сознательности и отвлечь от секса раз и навсегда.

В предисловии к переводной немецкой книге «Об этом» — «Новой книге о супружестве» (автор Р.Нойберт), профессор психологии В. Колбановский, четко сформулировал главную задачу советского полового воспитания — «Внушить гражданам, что приличнее вообще не заниматься сексом ради удовольствия, используя эту энергию в общественно полезных целях. Что касается супружеских отношений, то большая производственная и общественная загруженность молодых мужчин и женщин, наряду с их заботой о воспитании детей и удовлетворением непрестанно растущих культурных потребностей, в значительной мере отвлечет их внимание от интенсивных половых переживаний, и половое сближение перестанет быть привычкой». Вот так!

Несмотря на ожидания этого профессора, привычка к сексу у советских людей оказалась на удивление устойчивой!

  

9

 

А вообще, советская идеология выше любви и личной дружбы, ставила дружбу более масштабную — дружбу между народами. Поэтому лучшего знака отличия к 50-летию образования СССР, чем орден Дружбы Народов, придумать было невозможно.

17 декабря 1972 года Президиум Верховного Совета СССР подписывает указ об учреждении этого ордена.

В дальнейшем, орденом «Дружбы народов» награждались «граждане СССР и иностранные граждане. А также предприятия, учреждения, организации, воинские части и соединения, республики, края, области, национальные округа и города «за большой вклад в укрепление дружбы и братского сотрудничества социалистических наций и народностей».

Уже к концу 1973 года, орденом «Дружбы народов» были награждены все крупные советские территориальные единицы: союзные и автономные республики, автономные области и округа. Первыми гражданами, получившими орден, стали 199 работников гражданской авиации, совершавшие рейсы заграницу.

 

10

И снова обо мне

 

Пролетели первые четыре месяца моих «трудовых будней» в школе. Наступил Новый 1973 год. Справляли мы его опять у тети Шуры в Питере, и описывать его каждый раз наверно нет смысла. Все было как всегда: телевизор, разговоры, песни под аккордеон, на котором иногда играл дядя Вася.

Мы ушли на две недели, на зимние каникулы, погуляли, покатались на лыжах и санках вдоволь, и вновь пошли в школу.

Каждое утро я топал с друзьями-одноклассниками пару-тройку километров до школы, а после уроков, накатавшись на горке возле бани, мы шли обратно, постепенно втягиваясь в этот новый однообразный ритм школьной жизни.

Утром, идя в школу, я почти всегда заходил за Димкой Шустовым, потом мы заходили к Ларисе Давыдовой, жившей также совсем рядом на улице Ново-Садовой. Дальше, у старого железнодорожного переезда (сейчас его нет), к нам присоединялась Ира Дундукова, жившая в доме для железнодорожников. В этом году мы все трое пошли в один класс, — вот вместе и ходили. Иногда с нами шли ребята и девчонки из старших классов, живущие по соседству: мой друг Сергей Иванов, Наташа Михайлова, Сергей Орлов, Таня Бачук, жившие также по соседству и учившиеся на тот момент по моему уже в пятом классе. Вот так, дружной компанией мы и топали в школу. Помню, Серега Иванов постоянно меня подталкивал в спину, чтобы я шел быстрее, так как я всегда шел еле-еле, вечно витая в облаках. Ну не любил я быстро ходить и любил помечтать!

Иногда я ходил до школы один, другой дорогой, через улицу Маяковского, а дальше через стадион между улицами Марата и Садовой. На улице Маяковского я иногда заходил еще за одной нашей одноклассницей, Таней Потаповой. Через 3-4 года она с родителями куда-то переехала. А перед самым переездом призналась отцу, что любит меня… Ее папа потом об этом моей маме рассказал, а она мне. А я даже не подозревал о ее чувствах. Впрочем, в меня были влюблены в школе и другие девчонки, но узнал я об этом лишь спустя много-много лет, вновь начав общаться с некоторыми из них через интернет в социальных сетях.

 

11

 

С нового года я уже постоянно ходил в школу только с друзьями. Родители за нас особо не переживали, так как машины у нас по дорогам проезжали крайне редко, а дорогу до школы, точнее до магазина, а еще точнее до киоска «мороженое», возле магазина мы знали давно. Как вспоминаю те дни, так сразу вспоминаются и мизерные цены в магазинах. Если учесть, что средняя зарплата тогда была 100-120 рублей, то жизнь, в общем, была неплохой. Хоть продукты конечно и не блистали разнообразием, как сейчас, но во всяком случае, сладостями мы в детстве обделены не были и голодными не ходили. Но это так, к слову, — просто вспомнилось! Понемногу я осваивался в школе и теперь, пожалуй настала пора немного рассказать более подробно вообще о нашей школьной жизни того периода.

Итак, рано утром, мы веселой, орущей толпой вваливались в парадную дверь школы и оказывались в просторном вестибюле. По обе стороны от дверей, находились две раздевалки, — для начальных классов и для старшеклассников, затянутые почти до потолка сеткой-рабицей, во избежание попадания в учеников и учителей, разлетающихся порой оттуда тапок, портфелей и прочих предметов школьной жизни. После того, как все раздевались и переодевались в сменную обувь, раздевалки до конца уроков запирались, а охраняла их отважная старушка-техничка Мария Ивановна, которая заодно и звонками командовала с уроков и на уроки. Запирались раздевалки, от нечистых на руку учеников, которых в любые времена, наверно хватало, не смотря на постоянную пропаганду о честности и порядочности советских людей. Всегда находились и такие, кто норовил, пока никто не видит, залезть к кому-нибудь в карман пальто или куртки. Запирали их еще и для того, чтобы старшеклассники не убегали с последних уроков, что тоже было не редкостью.

 

12

 

Внутри, напротив входной двери, в вестибюле, всех входящих, встречал бюст нашего горячо любимого в те годы всеми нами, основоположника идей строительства социализма-коммунизма в нашей стране, Владимира Ильича Ленина, в натуральную величину, стоящий на высоком постаменте, обтянутом красным бархатом. Его же портреты висели и в классах, чередуясь с портретами нашего главы СССР того периода Л. И. Брежнева. Здесь же, возле бюста, стояло красное знамя школы, которое вносили на торжественных линейках, посвященных каким-либо праздникам. С двух сторон от бюста Ленина, вниз, в подвал, уходили лестницы, ведущие в спортивный зал, находящийся наполовину ниже уровня первого этажа и в школьное бомбоубежище. Правда, пока новой войны не предвиделось, в бомбоубежище сделали для школьников спортивные раздевалки. О том, что это бомбоубежища, напоминали лишь толстые металлические двери с задвижками по всем углам. На первом этаже школы находились столовая, пионерская комната, кабинет биологии и химии, больше похожий на зоологический музей, так как по всей стене до потолка там находились полки с заспиртованными змеями, лягушками, какими-то червями, а также скелеты и чучела мелких животных. Кроме того на первом этаже, возле пионерской комнаты находились кабинеты, которые мы старались обходить стороной, — кабинет директора и завуча школы.

Директором в описываемые мной годы у нас была Овсянникова Тамара Радионовна, — довольно строгая дама, прошедшая всю войну. По совместительству она была еще и учителем географии в старших классах.

С двух сторон вестибюля на первом этаже, находились лестницы, ведущие на второй и третий этажи, одна лестница, возле столовой, для учителей, другая для всех остальных. На лестницах и этажах за порядком следили дежурные по школе, не давая нам, малолеткам, бегать по коридорам и лестницам. На втором и третьем этажах находились туалеты (на втором, для мальчиков, на третьем, для девочек) с умывальными комнатами, где нас заставляли постоянно мыть руки перед тем, как идти на завтрак или обед в школьную столовую.

 

13

 

Раз в месяц, в школе устраивался для учащихся санитарный день. Дежурные перекрывали утром, перед занятиями вход на верхние этажи и пропуская на лестницу по одному ученику, проверяли у него длину и чистоту волос, чистоту ушей, шеи и рук, подстрижены ли ногти, как выглядит школьная форма: пришиты ли у мальчиков и девочек белые подворотнички, отпарена ли форма и т.д.

Порой перед лестницей выстраивалась длиннющая очередь школьников, так как осмотреть всех быстро не получалось. Если находили «грязнулю», его тут же отправляли мыться в учительский туалет, находящийся на первом этаже. Если у мальчиков волосы лезли на уши, его могли и насильно обстричь наголо, или отправить домой, за родителями, а затем в парикмахерскую. В общем, строго нас тогда воспитывали, а мы это воспринимали как должное, во всяком случае, пока не доросли до старшеклассников. Тогда мы уже позволяли себе бунтовать против насильственной стрижки, тем более, что длинные волосы у парней тогда только входили в моду. Сказывалось влияние западной рок-культуры, помаленьку просачивающейся в СССР, даже не смотря на «железный занавес». Еще на первом этаже, возле столовой, был постамент с зеленым фанерным крокодилом. Это был как бы позорный столб и к нему ставили на целый урок, или на время перемены провинившихся в чем-то учеников младших классов. И это наказание действовало, — ни кто не хотел стоять у крокодила.

 

14

 

Отдельную, довольно большую главу я выделил воспоминаниям о своих школьных годах Анне Клемент (Герцик). Ее я нашел по интернету. В Петро-Славянке она жила до 1977 года, а начала учебу в школе, в год моего рождения, в 1964 году. Вот что она вспоминает о своем детстве в Славянке.

«Вся моя детская жизнь протекала возле станции Славянка, так как моя мама работала в билетной кассе вокзала. Ну еще на ул.Володарского, Новом переулке и Овражной улице. По Овражке мы на лыжах катались аж до речки и далее. Теперь там где «ДАЛЕЕ» вроде садоводство находится.

Я училась в школе № 465 с 1964 по 1972 г. В это время школа носила имя Героя Советского Союза летчика Дмитрия Оскаленко.

Д. Е. Оскаленко погиб в войну, защищая Ленинград. Школа в те годы называлась «Эскадрилия», а отряды (классы), назывались экипажами. Были командиры экипажей и командир эскадрильи. На линейках отдавали рапорт: «Товарищ командир эскадрильи, экипаж 7-а класса на линейку построен!» и т.д. У командиров были лычки на рукаве — синие. Командиром эскадрильи была пионервожатая. Каждый год проходили смотры строя и песни. А 19 мая 1970-го года, в день рождения пионерии, мы участвовали в пионерском параде на Дворцовой площади. Ежегодно в школе устраивались праздники к торжественным датам. На праздник «День победы», 9 мая, мы ставили сценки на песни военных лет, на день конституции пели песни союзных республик или танцевали национальные танцы. У нас в классе была девочка, — литовка по национальности. Нам повезло, что она пела на литовском и читала стихи.

Старшие классы для малышей устраивали Новогодние елки. Седьмой и восьмой классы устраивали танцевальные вечера, приносили пластинки или магнитофон. Танцевали под «Битлз», Энгельберта Хампердинга, «Поющие гитары», Ободзинского. Школа всегда была музыкальной благодаря учителю музыки Осьминину Николаю Александровичу. У нас каждый вторник и четверг проходили музыкальные зарядки: либо на 1-м этаже, либо на 2-м. Мы собирались всей школой и пели песни с плакатов, тексты которых писал Николай Александрович фломастерами на больших листах ватмана. Чтобы петь могли даже те, кто слов не знает. Двое мальчиков стояли на возвышении (кажется на столах) и держали эти плакаты, затем переворачивали. Песни были детские и патриотические: «Эх, дороги», «Ленин всегда с тобой», «Взвейтесь кострами», «Эх, хорошо в стране советской жить», «Когда мои друзья со мной» и т.д. Много песен было.

Про 1970-е годы в Славянке, я помню только, что в 1976-77 годах, в ДК «Славянка», проходил закрытый рок-сейшн. Из групп там были «Апрель» (они у нас на танцах тогда играли), «Зеркало» и, по-моему, «Мифы». Плюс из Прибалтики группы. Сама я там не была, а вот брат помогал по установке аппаратуры. К сожалению брата уже 2 года нет в живых, спросить не у кого.

А вот еще немного страстей школьных. В наше время очень строго относились к школьной форме: девочки носили коричневые шерстяные платья, хлопчатобумажные чулки с резинками, бантики черные, коричневые и черные передники. Парадная форма: белые передники и бантики. Мальчики носили серые шерстяные брюки и такие же пиджаки с белыми подворотничками, которые надо было периодически менять. Рубашки можно было носить любые, парадные — белые. А вот у моих братьев, — один закончил школу в 1963, другой — в 1965 году, были гимнастерки и брюки серого цвета и фуражка с кокардой. Обязательно нужна была сменная обувь. Если её нет, то отправляли домой. У нас учился Саша Журавлев, который жил напротив школы (этот дом сейчас уже снесён, он был около магазина) чтобы не носить мешок с ненавистной сменкой — он в тапочках бегал в школу. Мы ему очень завидовали — мог спать до самых уроков. А когда стали появляться чулки из эластика, нам сначала не разрешалось их носить — домой переодеваться выгоняли. Не дай Бог, колготки капроновые одеть! Родителей вызывали в школу. Вот страсти какие! Сейчас это кажется бредом, а тогда всё серьезно было. Галстук пионерский обязательно повязывали. При его отсутствии тоже возникали неприятности. Отдельная история с отдыхом на переменах. Все ученики должны были парами ходить по кругу на этаже, в середине прохаживались дежурные. Обязательно кто-то из учителей тоже находился недалеко. В классе на перемене запрещалось находиться, там только дежурные сидели, следили, чтобы никто не вошел. Дежурили по очереди и в классе и по школе. Класс, отдежуривший день, на особой линейке передавал полномочия по дежурству следующему классу. Кстати, дежурные у входной двери проверяли наличие сменной обуви и имели полномочия не пускать!

Но для нас все эти порядки были нормой, так как иных порядков мы и не знали. Когда, после окончания 465 школы, мы поступили в 214 школу и на первой же переменке чуть не оглохли от воплей, то поняли — не все было так плохо!

Вот сейчас пишу, а перед глазами ребята под ручку по кругу ходят и разговаривают вполголоса или учебники листают. Мы много читали. Библиотека находилась в том здании, где сейчас то ли здравпункт, то ли детсад. Короче, — в старой одноэтажной школе. Чего только не было в этом домике: мастерские для уроков труда, продлёнка, подготовишки, и вторая смена училась и библиотека школьная и поселковая и т.д.

В каком году построена старая школа, я не помню, но мама рассказывала (её направили из Ленинграда работать дежурным по станции в 1946 году), что школа сначала была в красном кирпичном здании клуба, у станции. Позднее, в разное время, там располагались администрация поселка, клуб, сберкасса, кинотеатр, какие-то кружки для детей. Утром там учились дети, а вечером раздвигали столы и устраивали танцы. В тот год приехала преподавать Смирнова Клавдия Александровна, молоденькая, очень хорошенькая в белой пуховой шапочке. Её так и прозвали — «Пушинка». Она была моей первой учительницей. Потом уже школа открылась в одноэтажном здании на территории строящейся новой школы. Детей было много, все классы были с буквами: А, Б, В. Учились в две смены. Когда я пошла уже в новую трехэтажную школу, в 1964г., в одноэтажном здании находилась школьная библиотека, классы труда и один учебный класс для 2-й смены. Вход был по центру здания со стороны школьного двора. Класс продленного дня находился со стороны дорожки к школе, той что у ул. Коммунаров, а по центру со стороны ул. Коммунаров — поселковая библиотека.

Мы учились в две смены 2-й, 3-й, 4-й классы. Подготовительных классов в наше время не было, они появились в конце 60-х начале 70-х. Находились они в старой школе, там где продленка. Кстати насчет перьевых ручек. Мы в 1964 году уже не пользовались ими и непроливайками, а вот мои братья писали такими ручками и были по уши в чернилах (один 1947 г.р., второй — 1949 г.р.). Мы начинали писать карандашами, затем перешли на ручки с пипеткой. Когда стали появляться шариковые ручки (1966 — 67 г.) нам не разрешалось ими пользоваться. Помню, многие возмущались, что шарик испортит почерк у детей.

И немного еще о бане общественной вспомнила. На 1-м этаже была касса, гардероб, киоск с вкуснейшим лимонадом, женское отделение — налево, мужское — направо. Внизу, было отделение «мать и дитя», но там всегда стояла вода и оно редко работало. На 2-м этаже была парикмахерская, общая. Две женщины парикмахера стригли и мужчин и дам, химическую завивку делали и пр. Одна из них, насколько помню, очень не прочь была с клиентами пивка или чего покрепче опрокинуть. В результате чего случались всякие неприятные недоразумения в виде отвалившихся волос после «химии». И поликлинику помню напротив входа в общественную баню. Там даже кабинет стоматолога был на 1-м этаже и школьников водили туда ежегодно зубы проверять. Но я туда не ходила, т.к. была ребенком железнодорожников и лечилась на станции Фарфоровская в железнодорожной поликлинике. Затем, уже взрослой, я ходила и в медпункт, в здании бывшей одноэтажной школы, когда поликлинику туда перевели. Специалистов там, правда, уже не было — всех отправляли в Колпино лечиться».

 

15

 

Школьная территория тоже была большой. Со стороны общественной бани, был разбит свой школьный огород, отгороженный со всех сторон забором. Там нас приобщали к работе на земле. Нас учили сажать и ухаживать за растениями, там же иногда проходили уроки по природоведению.

От улицы Коммунаров, на которой, чуть дальше школьной территории находился продовольственный магазин, к школе вели две кленовые аллеи. Вдоль одной, начинающейся недалеко от промтоварного магазина, находящегося на перекрестке улицы Коммунаров и Спортивной, за забором находился школьный сад с яблонями. Другая кленовая аллея отделяла здание школы от школьного стадиона, довольно приличного, — на уроках физкультуры мы там учились играть в футбол, занимались бегом, прыжками в длину и пр.

Вообще территория школы была красивой и ухоженной, силами самих же учеников, — со стороны улицы Коммунаров, с двух сторон, как я уже сказал, к ней вели кленовые аллеи, с центрального входа была сделана небольшая площадь для проведения всяких школьных мероприятий в весенне-осенний период, окруженная большими тополями. За школой находилось, да и сейчас находится одноэтажное здание. Во времена моей учебы там располагались школьные мастерские и классы подготовительного обучения, где мне пришлось заниматься до школы. В последующие годы, туда, где были классы, перевели поликлинику, а в другом крыле, рядом с мастерскими, расположилось отделение милиции.

 

16

 

В школе у меня появилось много новых друзей, но с ними я встречался только в школе, лишь к своему новому другу, Генке Фалеву бегал за железную дорогу, на ул. Сосновую, хотя тогда мне родные категорически запрещали подходить к железке. То и дело кто-то из жителей поселка попадал под поезд. А вот моих знакомых и друзей, живших рядом с нашим домом, становилось все меньше и меньше, — все разъезжались из Славянки кто куда. Поначалу, напротив моего дома за Лесным проспектом, вдоль улицы Льва Толстого стояло несколько двухэтажных шлакоблочных домов. Обычных, частных деревянных домов было тоже много, но за последующие несколько лет почти все их снесли. Их жильцы куда-то переехали, и вскоре у меня осталось из друзей, всего 5-6 соседских ребят и девчонок моего возраста, ну и летом еще столько же приезжали в Славянку, как на дачу, отдохнуть. А напротив моего дома, за Лесным проспектом, образовался огромный пустырь. О том, что там когда-то гуляло много детишек, напоминала только небольшая, проржавевшая карусель на углу улиц Гоголя и Льва Толстого, для которой была сделана специальная площадка, засыпанная песком. Но через несколько лет и ее разобрали на металлолом.

Поначалу мы еще лазили по разбирающимся домам, играли там, но вскоре все их вообще сравняли с землей и жители оставшихся домов, заняли освободившуюся территорию под картофельные огороды.

 

17

 

Зима закончилась, и у нас появились помимо школьных дел, новые, точнее старые весенние занятия. После школы, мы опять стали возвращаться домой кружным путем, вдоль берегов реки Славянки и жечь прошлогоднюю траву. Разжигали тут и там костры. Спички нам взрослые не давали, но мы всегда находили места, где их взять. Когда стало совсем тепло, возвратившись из школы, мы стали ходить все дальше от домов в походы.

«Походом» у нас называлось набрать дома еды: картошки сырой, хлеба, булки и всего, что попадалось под руку, уйти, куда подальше от дома, порой за 3-4 километра, развести костер, напечь картошки, все съесть, поиграть во что-нибудь на природе и вернуться счастливыми домой.

Когда началась пора земляники, мы опять вечерами бегали за ней на обрыв к речке, в конец улицы Полевой, где ее было полным-полно. Порой мы набирали целые бидончики и потом, возвратившись, сами же все и съедали сидя где-нибудь на лавочке.

Ходили мы гулять и на совхозное поле, начинающееся сразу за улицей Полевой. Там у нас было любимое место для игр, — "Большая канава", как мы ее называли. Это была действительно большая канава, шириной более двух метров, пересекающая все поле. Мы там весной и летом кораблики пускали, или моторные игрушечные катера, а иногда и купались, когда слишком жарко было. Зимой мы на ней иногда расчищали снег и на коньках катались.

Но вот наконец закончились дни учебы. Я закончил первый класс. Причем, закончил на одни пятерки и четверки. За хорошую учебу, мне мама и бабушка в начале лета купили велосипед «Школьник» и теперь я с друзьями целыми днями где-то ездил. Теперь у меня появилась возможность ездить и к своим новым школьным друзьям, живущим в районе железнодорожной станции, в районе кладбища. Так я стал ездить к своим одноклассникам Андрею Иванову, Васе Корешеву, Игорю Адушеву. Но чаще всего ездил к Андрею. Андрей жил недалеко от кладбища, с родителями и младшей сестрой Ларисой. Дом их стоял на перекрестке улицы Труда и 1 Мая. Лариса была на год младше нас.

 

18

 

Лишь спустя пару десятилетий, вновь начав общаться с Ларисой Ивановой (теперь уже Джулай, по мужу), в соц. сети «ВКонтакте», я узнал, что в школе, она была тайно в меня влюблена. Вот что она сама вспоминает о тех днях:

«Я отчетливо помню, как ты в гости к нам приезжал. Я всегда стеснялась нашего жилья, так как родители пили, и поэтому гостей у нас бывало не много, а для меня ты был вип-персона. Когда ты подъезжал на велосипеде, или подходил к нашему дому, я всегда первая тебя из окна замечала и давай скорей наводить порядок. Брат мне говорит — «Ты чего забегала?», а я ему — «К нам Саша приехал!». Сейчас смешно все это вспоминать, а тогда мне так хотелось понравиться тебе. Помню, как у меня расплелась косичка, и я попросила маму мне заплести её и сказала ей это при тебе, а ты тогда сказал: «Такая большая, а всё мама тебе косички заплетает, — сама должна уметь! Когда ты ушёл, я чуть не заплакала и говорю маме: «Все, он меня теперь никогда не полюбит, потому что я не умею косички заплетать!». Мама потом долго смеялась.

В детстве я ценила в тебе, что ты к девочкам всегда хорошо относился, дружил со всеми, не обзывал нас, не обижал, всегда весёлый был. Мне один раз мой брат сказал — «Я вот скажу Сашке, что ты в него влюбилась», а я всё уговаривала его не говорить. Боялась, что ты смеяться будешь».

 

19

 

И, раз уж я вспомнил о Ларисе, вот еще кусочек ее воспоминаний, относящийся уже ко времени ее окончания школы в Славянке:

«О себе говорить трудно, в семье, где родители пьют просто запоями, жить было тяжело и морально и физически. Когда не стало брата (Андрей умер в 1980 году), вся пьяная ненависть отца перешла на маму и меня. Пьяный отец выгонял нас из дома, и мы частенько ночевали у знакомых. Утром приходили домой, а вечером он опять бил мать и в один прекрасный день, когда мамы не было дома, он добрался и до меня, — стал приставать. Мне было на тот период всего 16 лет, я конечно сопротивлялась, как могла. Он всю одежду на мне разорвал, и я просто чудом из под него вырвалась. Выбежала на улицу, а отец вдогонку мне кричит, чтобы я домой не возвращалась.

Я рассказала обо всём в училище, где начала как раз учиться, своей мастерице, и учителями было принято решение временно взять меня на проживание в чужую семью на лето.

Меня приняла к себе семья Карабановых. Их дочь училась со мной в одной группе. Все в училище меня очень жалели и одна девочка Марина, тоже с моей группы (она была из Латвии, из города Краслава), на лето уезжая к себе в Краславу, забрала и меня с собой, предварительно написав родителям, что приедет не одна.

Там, в Краславе я нашла себе временную работу. Убирала лён в снопы и с одной сотки земли получала 60 копеек. Заработала тогда 60 рублей, купила себе дипломат и кое-что из одежды. В сентябре, благодаря нашей школьной учительнице и завучу нашей школы в Славянке, Андреевой Вере Петровне, я получила комнату в общежитии от ПТУ №6, в Колпино на бульваре Трудящихся дом 33/2. Встретили меня в общежитии хорошо, в то время я уже играла на гитаре, и в ПТУ был как раз конкурс: «Алло, мы ищем таланты!» и я согласилась сыграть две песни. Общаться стало еще проще, и жить легче. Каждый месяц я получала материальную помощь 25 рублей. Мы все на нашем этаже жили дружно. В основном со мной жили лимитчики из других городов.

Но два года учебы прошли, и я должна была по достижении 18 лет освободить комнату в общежитии. Пришлось вернуться домой, правда, отца тогда уже не было, — его посадили за воровство.

Меня по распределению направили на Ижорский завод в мартеновский цех, потом я познакомилась со своим первым мужем и быстренько вышла замуж, просто потому, что вот-вот должен был вернуться отец из заключения, и мне нужна была хоть какая-то защита.

В дальнейшем я жила в общежитии у мужа в Колпино, на улице Павловской, но муж мой без спиртного тоже жить не мог, начались скандалы.

В 1985 году у меня родился сын, мужа выгнали из-за пьянок из общежития, и нам пришлось перебраться жить к моим родителям. Там совершенно места не было, и муж устроился на работу в посёлок Пельгора и опять пил и пил. Я не выдержала и подала на развод. Потом жили вдвоем с сыном.

Когда сыну исполнилось четыре года, я пошла работать монтёром пути на железную дорогу в Славянку и мне дали жильё, — деревянный барак с печным отоплением. Научилась пилить и рубить дрова, ходила иногда к родителям в гости ведь жили все-таки в одном посёлке, помогала им деньгами, когда просили. Потом мой бывший муж умер. Ребёнку назначили пенсию по потере кормильца. А вскоре, дом родителей сгорел, а мне с сыном дали от железной дороги две комнаты в Тосно. Потом встретилась со своим вторым мужем и с 1999 года мы живём вместе».

Вот такая вот жизненная, грустная история. Но я снова несколько отвлекся. Итак, продолжаю рассказ о себе.

 

20

 

В конце июня, телеграммой, тетя Шура сообщила нам, что вновь к ним прилетела в Ленинград моя сестренка Наташа и меня тут же, по моей просьбе отвезли в Питер. Вновь началась моя городская жизнь.

Наташин дедушка Вася снова возил нас по музеям, мы катались на катерах по Неве, ездили в Петергоф. Ходили в Зоопарк, в кино, гуляли по городу. За детские годы мы с Наташей побывали наверно во всех Питерских музеях. Часто ездили в одни и те же музеи по несколько раз, но постоянно находили что-то новое для себя, так как обойти весь музей за раз, никогда не получалось.

В Питере я провел около двух месяцев, и когда Наташа вновь улетела к себе домой, я в середине августа тоже вернулся в Славянку к своим друзьям.

Летними вечерами, мы снова собирались возле дома Димки Шустого. Напротив их дома, Димкин отец установил металлические качели-лодочку на двух человек, и мы там постоянно качались, придумывая всякие детские истории про всяких приведений, водяных (тем более рядом был пруд), про какие-то летающие машины… Сами себя напугаем постоянно всякими выдумками, а потом боимся по домам идти.

У моего дома мы тоже частенько собирались, после школы. Особенно когда моя бабушка заказывала машину отходов фанерного завода на дрова. Так как она там работала, ей по первому требованию привозили целую машину всяких гладеньких деревяшек: круглых, плоских и прочих. Мы с удовольствием в них играли, как в конструктор. Бывало, часами играли и у меня в сарае на сеновале, лазили по подвалу или чердаку.

Кстати, этим летом на реке Кузьминке, куда мы бегали купаться, произошел несчастный случай с нашей соседкой Наташей Михайловой, жившей через несколько домов от нашего. Расскажу об этом случае поподробнее, так как только благодаря моей маме Наташу удалось спасти.

 

21

 

Однажды, летним, жарким днем, моя мама, и ее подруги, решили сходить на Кузьминку позагарать и искупаться. Взяли, конечно, и меня. С нами пошла и Наташа Михайлова. Она тогда уже училась в старших классах, но мы часто общались. Ну, взрослые искупались и улеглись загарать на берегу, за небольшим бугром из-за которого нас с Наташей им было не видно. Мы же дрязгались, как обычно в лягушатнике. Точнее я бултыхался с большим надувным мячом у берега, а Наташа ушла на самую середину реки и видно подскользнувшись на глинистом дне ушла под воду с головой, затем еще раз и еще. Я же сидел у берега в воде и ничего не понимал: ну ныряет девчонка и ныряет! Вроде что-то крикнуть хочет, но опять под воду с головой уходит.

Но вот Наташа вновь ушла с головой под воду и больше не появилась… На противоположном берегу загарали несколько взрослых ребят и вот один, вдруг заметив, что девчонка нырнула и не выныривает, тут же прыгнул в воду и несколько раз нырнув, наконец, нашел тело и вытолкнув его на поверхность заорал: «Эй, народ, чей утопленник?!».

Вот тут началась настоящая паника. Все взрослые, бывшие на берегу забегали, засуетились, помогали вытащить тело Наташи на берег. Тут же подбежала моя испуганная мать с подругами, думая, что это я утонул. Она сразу начала делать Наташе искусственное дыхание. Кто-то сбегал и вызвал скорую помощь, которая подъехала где то через полчаса. Все это время моя мама продолжала делать Наташе искусственное дыхание, хоть вокруг все уже перешептывались, что спасти девчонку уже не получится. Под водой она провела несколько минут! Но, все же моя мама ее откачала. К приезду скорой Наташу вырвало водой, и она наконец задышала. Ее увезли на скорой, но к вечеру уже отпустили с родителями домой. Вечером, мы с мамой купили торт, и пошли ее проведать.

Кстати, вначале ее мать, узнав о несчастье, на мою маму не на шутку ополчилась, обвиняя ее в случившемся, что мол, зачем взяла Наташу с собой, но потом, осознав видно, что только благодаря ее стараниям Наташа и выжила, долго ее благодарила.

 

22

 

Лето закончилось, и вновь я пошел в школу. Школьные дни пролетали как один миг и что-то сейчас вспомнить из школьной жизни интересное, уже не удается. Работали с классом на школьном огороде, подметали кленовые листья, которые осенью засыпали все школьные аллеи, ездили с классом в Питер, в музеи, после школы частенько ходили в ДК фильмы и мультфильмы смотреть...

А вот дома у меня начались жизненные проблемы. У моей матери стала помаленьку «съезжать крыша». Точнее она съехала сразу, в один день, но поначалу, я не понимал этого, хотя вскоре и я и бабушка, начали замечать странности в ее поведении.

Бывало она сядет где-нибудь в комнате и то смеется чему-то своему, то заплачет, то песни во все горло начнет петь, то разговаривает сама с собой, причем не просто разговаривает, а спорит с кем-то во все горло, чуть ли не до хрипоты. И причём совершенно не реагировала на нас с бабушкой. Бывало бабушка подойдёт, тронет ее за плечо, спросит: «Что с тобой. Римма?» А та ноль внимания и продолжает какую-то околесицу нести.

С этого времени, не проходило и года, чтобы мама несколько месяцев не проводила в психиатрической больнице №6 (это в Питере, за Александро-Невской лаврой).

Возвращалась она оттуда в норме и с пол года все вроде было нормально, как всегда, а потом у нее опять начинался "бзик" и ее снова увозили в больницу.

Здесь наверно коротко, стоит рассказать, из-за чего у моей мамы начались проблемы с психикой. Ведь без причины с ума не сходят.

Пишу по ее рассказам. Когда она училась в художественной школе в Питере, куда она поступила сразу по окончании средней школы, она влюбилась в своего учителя по рисованию. И влюбилась конкретно, без памяти, хоть он был и намного старшее ее и был к тому же женат, имел детей.

К концу обучения в художке, она даже призналась ему в любви, но он объяснил ей, что разрушать свою семью из-за нее не собирается, что все это ее детские фантазии и т.д.

В дальнейшем, до полного окончания художественной школы, у них больше не было разговоров о ее чувствах. Моя мама страдала молча, про себя. А спустя много лет, когда она, сама уже вышла замуж и родила меня, она вдруг узнала от подруг, как раз в этом 1973 году, что ее учитель развелся и теперь живет один. Кстати, она и замуж вышла за моего отца, потому, что он был внешне очень похож на ее любимого учителя,

Уж не знаю, что ей втемяшилось в голову, но она решила, что это он из-за нее развелся и что у них все ещё может получиться. Она помчалась к нему в Питер, на крыльях вновь вспыхнувшей любви, для нового признания.

Но… признавшись опять ему в своих чувствах и даже проведя с ним ночь, она утром услышала от него: «Хер тебе достанется моя квартира, катись в свое село!». Ну, вроде как он подумал, что она всю эту любовь свою придумала, чтобы прибрать к рукам его большую квартиру.

Должен заметить, что всю свою юность, моя мать прожила, что называется «в розовых очках». Она даже узнала, откуда дети рождаются, только в 18 лет! До этого все думала, детей достают разрезая живот. А когда у нее начались первые месячные, она думала что умирает, так как ее мать никогда с ней на эти темы не разговаривала. Да и вообще, в обществе того времени, эти темы старались не обсуждать. И уж тем более с детьми и подростками.

И вот, видно, после такого ответа любимого учителя, что-то в мозгах у нее переклинило, замкнуло, и возвращаясь тогда от него домой, по Невскому проспекту, она впервые услышала какие-то голоса разговаривающие с ней.

Началась болезнь, которая так и не отпустила ее до конца жизни. Был поставлен диагноз: «вяло-текущая шизофрения», а спустя несколько лет ей вообще дали вторую группу инвалидности… Некоторое время она ещё проработала на фарфоровом заводе, но там узнав, что у нее не все в порядке с головой, так как пару раз ее прямо с завода увозили в дурку, конечно постарались от греха подальше, от неё поскорее избавиться.

Первые, начальные классы моей учебы, она еще старалась следить за моей учебой, проверяла домашние задания, заставляла учить устные предметы, и я учился на одни пятерки и четверки. В дальнейшем, начиная где-то с четвертого класса, у меня в дневнике появились и тройки и двойки. Матери было уже не до моей учёбы.

В начальных классах учиться мне нравилось, но, в дальнейшем, домашние задания, если мать была в больнице, я почти не делал, а бабушка моей учебой вообще не особо интересовалась, предпочитая копаться в своем любимом огороде, или заниматься перестройкой и усовершенствованием нашего дома.

 

23

 

Первого сентября 1973 года я пошел во второй класс. Вновь начались дни учебы, похожие друг на друга, как две капли воды. Впрочем, были, конечно, и особо запомнившиеся дни, когда наш класс освобождали от учебы и везли нас либо в какой-нибудь музей, либо в цирк, или в Зоопарк. И таких дней в учебном году было довольно много. К нашему культурному развитию в те годы, в школе относились весьма серьёзно. Ездили мы с классом и на спектакли в ТЮЗ (театр юного зрителя), и на какие-то кукольные спектакли.

Вообще, должен честно заметить, что к обучению детей тогда, в дни нашей юности, относились гораздо более основательно, чем сейчас.

После школы, если мамы не было дома, я закидывал свой портфель куда подальше и бежал играть к своим друзьям. Если же мама была дома, приходилось сначала сделать домашние задания и лишь потом, бежать гулять. Кстати домашними заданиями в первом, втором классах, моя мама порой доводила меня до слез, заставляя переписывать целую страницу, а иногда, и всю тетрадку, из-за одной какой-нибудь помарки или кляксы.

Моя бабушка, к этому времени уже ушла на пенсию, и все свободное время посвящала теперь либо перестройке нашего дома, либо постройке на нашем огороде теплиц и парников.

В этом ей помогали местные мужички за спирт, которого у нее всегда было много, так как, даже уйдя с фанерного завода, у нее остались там хорошие связи, и достать чистого спирта для нее не было проблемой. То она начинала перестраивать нашу веранду, то пристраивала к дому новую кухню, то ей вдруг хотелось сделать теплицу с печкой, чтобы что-то выращивать круглый год, то переделывала подвал для выращивания грибов шампиньонов. Идей было множество, спирта тоже, и мужичков желающих заработать этот спирт так же всегда хватало, так что на нашем участке всегда кипела работа. Одним из таких мужичков-помощников, был ее друг Дмитрий Казаринов, изрядно любивший выпить, но с золотыми руками. Он ей во всем помогал и был частым гостем в нашем доме.

Но этой осенью я его невзлюбил и вот почему. В конце лета, мама купила мне морскую свинку, и я частенько выпускал ее погулять по комнате. И вот однажды я ушел гулять, а вернувшись, наткнулся на крыльце на как всегда выпившего Казаринова, который стоял с топором в руке. Он, увидел меня, и с гордым видом говорит: «Иди, посмотри на кухню, какую я огромную крысу зарубил! Она там еще лежит!».

Я, уже предчувствуя беду, захожу на кухню, и вижу свою любимую морскую свинку с отрубленной головой. У меня конечно истерика, Казаринов ничего не понимает, мама и бабушка успокаивают и обещают купить новую свинку…

Насилу тогда меня успокоили и через какое-то время Казаринов в знак примирения, подарил мне щенка дворняжки, но я все равно его с тех пор не особо жаловал. Хотя, потом, он, устроившись грузчиком в магазин, постоянно покупал мне мороженое, или конфеты, как только видел меня возле магазина.

Закончилась осень, незаметно пролетел декабрь, запомнившийся мне лишь моим днем рождения, который всегда проходил весело. Моя мама как всегда накупила всяких сладостей и лимонада. Я позвал всех своих соседских друзей и подруг и мы целый день ели, играли, опять ели, бегали на улицу играть и опять возвращались к столу. Вновь начались зимние каникулы.

  • Сухие кактусы / Непутова Непутёна
  • На "ниве" по ниве / Как мы нанесли ущерб сельскому хозяйству / Хрипков Николай Иванович
  • Демократизация ураном / БЛОКНОТ ПТИЦЕЛОВА. Моя маленькая война / Птицелов Фрагорийский
  • В глубине. Воскрешение / Птицелов. Фрагорийские сны / П. Фрагорийский (Птицелов)
  • Афоризм 585. О жизни. / Фурсин Олег
  • Вот так и бывает... / Под крылом тишины / Зауэр Ирина
  • Осознавая жизни бренность / Котиков Владимир
  • Коллекционер / Хорунжий Сергей
  • "Моменты" / Elina_Aritain
  • Для бдительных товарищей - УгадайКА! / Лонгмоб "Смех продлевает жизнь-3" / товарищъ Суховъ
  • А. / Алфавит / Лешуков Александр

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль