Школьные годы. 1972 год / Моя жизнь. Детство. Петро-Славянка / Безуглый Александр Георгиевич
 

Школьные годы. 1972 год

0.00
 
Школьные годы. 1972 год

Часть 2

 

 

Несколько знаменательных событий этого года

 

 

1

 

Никто из жителей нашей страны, чье детство пришлось на 60-70-е годы, даже не догадывались, что живем мы все в эпоху застоя. Жизнь для большинства людей СССР, казалась очень даже не плохой. Особенно, если учесть, что о жизни за границей, за "железным занавесом" советские люди практически ничего не знали.

Мои бывшие одноклассники, просто друзья и знакомые, наконец все, кто родился в 1960-х годах, к вам обращаюсь я! Помните ли вы, котлету в тесте за 13 копеек, булочку с маком за 16 копеек, пирожок с повидлом за «пятачок»? Помните ли вы лимонад "Буратино" за 22 копейки, хлебный квас из бочек — 3 копейки за стакан? Не забыли ли вы мыло «Хвойное» за полтинник, колбасу «Прикарпатскую» по два девяносто, «кильки в томате» за 33 копейки...

Цены советского времени вспоминаются, когда мы думаем о вкусе мороженого нашего детства. Больше всего язык повседневных цен запоминается детям, потому что взрослые оперируют большим количеством цифр: взрослые платят за квартиру, покупают продукты, одежду, копят на холодильники, телевизоры, платят кредиты… А дети мечтают о мороженом или шоколадке, хотят сладкую булочку или пирожное — такие, на которые всегда хватает денег или подороже, но любимые.

Частенько, детям в СССР родители поручали покупать хлеб, яйца и молоко, потому что неработающих мам в советское время не было! У детей был свой бюджет, и они хорошо соображали, какое именно мороженое купить, если останутся деньги от похода за молоком и хлебом. Если ты в семье ответственен за сдачу бутылок из-под молока и кефира (15 копеек каждая!) — это было все равно, что собственный счет в банке. Всегда можно накопить на шоколадку от 20 коп до 2 рублей, или на пакет конфет-леденцов за 1руб. 80коп. за килограмм.

Конечно в советском обществе бурлило в основном обсуждение цен на вино и водку, впрочем, как и сейчас, но все же лакомства для детского сознания гораздо актуальнее. Помните ли вы, мои одноготки цены на советское мороженое?

Фруктовое мороженое в бумажных стаканчиках по 7 копеек, эскимо по 11 копеек, в серебристой фольге, треугольной формы и на палочке. Сливочное мороженое прямоугольной формы с вафельными «прокладками» с двух сторон по 13 копеек, и в вафельном (иногда бумажном) стаканчике со сливочной «розой» сверху по 19 копеек. Сливочное в шоколаде «ленинградское» за 22 копейки, мороженое «лакомка», бывало шоколадное или белое, с орехами, в виде трубки в шоколадной глазури за 28 копеек, наконец, большой брикет сливочного мороженого в картонной коробке за 48 копеек.

А вот, например цены тех лет на некоторые советские кондитерские изделия: «Язычок» слоеный за 7 копеек, «язычок» слоеный с повидлом за 8 копеек, незабвенная любимая многими булочка с маком с шоколадной глазурью — 13 копеек, (в дальнейшем она подорожала до 16 копеек), так называемая «венгерская ватрушка» 14 копеек; песочное пирожное в виде кольца с орехами 15 копеек и песочное пирожное розового цвета в сахарной глазури за ту же цену, пирожное «эклер» за 22 копейки...

А вот цены на хлеб в СССР того времени: белый батон за 13 копеек с поперечными косыми «полосками» 400 грамм, белый батон за 18 копеек с продольными «полосками» «Подмосковный», батон из муки «высшего качества» «Нарезной», 500грамм, за 25 копеек. «Орловский» круглый черный хлеб стоил 18 копеек. Обычный черный «кирпич» 14-16 копеек.

Наверняка люди, чье детство и юность пришлись на шестидесятые-семидесятые годы, все это помнят. Но этим их воспоминания, думаю, не ограничатся. Те, кто были постарше, расскажут о том, что пили портвейн «Сурож» марочный за 3 рубля 12 копеек. Возможно, некоторые расскажут, как они, или их знакомые, которым посчастливилось побывать в Москве, видели «Гамлета» на Таганке с Владимиром Семеновичем Высоцким. Как смотрели в кинотеатрах впервые фильм: «А зори здесь тихие». Многие еще помнят хоккейную суперсерию «СССР — Канада», и как слушали песни Муслима Магомаева, ставшего в те годы одним из самых популярных певцов и кумиром молодых девчонок тех лет. Как запоем читали советские газеты, восхищаясь трудовыми подвигами советских строителей коммунизма и как следили за судебным процессом над Анжелой Дэвис, как смотрели по телевизору Олимпийские игры в Мюнхене, в которых «участвовали» не только спортсмены, но и террористы. Читатели «Литературной газеты» ждали страницу юмора «12 стульев», телезрители предвкушали вечерний «Кабачок 13 стульев».

Для нас, детишек, в 1972 году, каждый вечер, в восемь часов выходила, телепередача для самых маленьких: «Спокойной ночи, малыши!», в девять вечера взрослые всегда ждали программу «Время», которая начиналась с кадров советских вождей, чаще с самого главного — тогда еще бодрого и энергичного Леонида Ильича Брежнева. Потом — трудовые успехи советского народа, вести с полей, обязательно сообщения из братских социалистических стран, Польши, Венгрии, Болгарии, Молдавии, и т.д.

…Был застой, но советские люди об этом не знали. Все было просто замечательно, правда лето семьдесят второго выдалось просто убийственным — два месяца страна стонала и изнывала от невыносимой жары, хотя нам ребятишкам было наоборот здорово.

 

2

 

В начале этого года, 17 января, выходит постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 61 "О введении нового всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР (ГТО)" В нашей стране это был фундамент спортивного воспитания. Кто не знает, расскажу более подробно. Эти нормы ГТО, ввели еще в 1931 году по инициативе ВЛКСМ. А как же? Комсомольцы всегда впереди! Поначалу сделали сдачу спортивных нормативов делом добровольным, хотя и приличествующим каждому комсомольцу. После войны 1941-45 гг., их постепенно вводят в школьную программу. Время идет, нормативы меняются, и вот, в свод норм ГТО в этом году вводятся поправки:

1 ступень ГТО называлась «Смелые и ловкие» и предназначалась для мальчиков и девочек 10-11 и 12-13 лет. Так, 13-летний претендент на золотой значок этой ступени должен был прыгнуть в высоту на 110 см, метнуть теннисный мяч на 26 метров, проплыть 50 метров, пробежать 2 км на лыжах за 15 с половиной минут и забраться на канат с помощью ног на 3 с половиной метра, а также пробежать, промчаться на велосипеде, прыгнуть в длину, подтянуться на перекладине. И все — ходи, сияй золотым значком!

2 ступень, подростковая (14-15 лет) называлась «Спортивная смена». Здесь, то же самое, плюс бег на простых коньках и гимнастические упражнения, вроде подъема из виса в упор переворотом, отжимания и туристский поход с проверкой туристских навыков. Желающему и здесь взять золото требовался спортивный — второй или третий — разряд по любому виду спорта.

Юношеская ступень, «Сила и мужество», показывала готовность уже не только к труду, но и к обороне. Юноши и девушки на выбор метали гранату весом 500-700 грамм или толкали четырех-пятикилограммовое ядро, стреляли из малокалиберной винтовки или боевого оружия, учились ориентироваться на местности в походных условиях и должны были иметь разряд по одному из нужных стране видов спорта: автомобильному, водно-моторному, мотоциклетному, планерному, парашютному, самолетному, вертолетному, боксу. После этого юноши были готовы к армии, а девушки получали звание сандружинниц. Ну, и золотой значок, естественно.

Возраст физического совершенства, по мнению разработчиков норм, у мужчин длился с 19 до 39 лет, а у женщин — с 19 до 34.

4 ступень ГТО предусматривала все то же: кросс, лыжные гонки, метание, толкание, прыжки и так далее.

5 и последняя ступень называлась «Бодрость и здоровье» и снова слегка дискриминировала женщин, установив для них нижнюю планку в 55 лет, а для мужчин — в 60. Вместо бега здесь была предусмотрена ускоренная ходьба, а вместо лыжного кросса — ходьба на лыжах.

И что вы думаете — за три года, с 1972 по 1975, нормы ГТО выполнили больше 58 миллионов человек! В основном, конечно, это школьники и служащие Советской армии. Но, если что, это поколение и гранату могло метнуть, и на местности сориентируется, и отпор дать кому следует!

 

3

И снова обо мне

 

Полмесяца назад, 19 декабря, мне исполнилось семь лет. Новый 1972 год я с мамой и бабушкой поехал встречать к тете Шуре в Ленинград. До сих пор вспоминаю, как долго мы тогда добирались до Гражданского проспекта, где жили тетя Шура с дядей Васей. Сначала ехали пол часа на электричке от Славянки до Московского вокзала. Потом от Московского вокзала мы целый час тряслись через весь город на трамвае № 9, так как станция метро "Академическая" еще не была построена.

На Новый год, почти всегда к тете Шуре приезжал и родной брат ее и моей бабушки, Николай Дмитриевич Пьянков со своим семейством, женой и сыном, тоже Николаем. Наша семья тоже почти каждый новый год справляла там же. Все-таки приятней отмечать его не сидя одиноко втроем, в своем доме в Славянке, перед телевизором, а в кругу родственников в городе.

Моей сестренки Наташи на этот новый год не было, хотя она тоже иногда приезжала к бабушке и дедушке и зимой. Впрочем, я у тети Шуры и один всегда находил, чем заняться. Ходил с Наташиным папой по магазинам за новыми елочными игрушками, хлопушками и бенгальскими огнями, а потом мы вместе наряжали елку у них в комнате. Смотрел у них по телевизору все детские передачи, постоянно бегал на кухню, где тетя Шура постоянно готовила что-нибудь вкусное к праздничному столу. А чаще просто сидел где-нибудь в сторонке, или в комнате, где никого не было, в основном в комнате дяди Володи и играл сам с собой в игрушки, или смотрел журналы "Крокодил".

Сам Новый год я практически не помню. Взрослые что-то обсуждали весь вечер, потом с телеэкрана всех жителей СССР поздравлял Л.И. Брежнев, затем все смотрели передачу «Голубой огонек», пили, ели, а потом… меня отправляли спать или я сам шел спать.

После новогоднего праздника, мои мама и бабушка, обычно уезжали домой в Славянку. Меня же, оставляли еще на недельку, погостить в Ленинграде, чему я всегда был очень рад.

 

4

 

Где-то ближе к весне, мое свободное время наглым образом сократили. Мама сказала, что теперь я буду два раза в неделю ходить в подготовительный класс в нашу школу, так как осенью этого года мне предстоит идти учиться в первый класс. Кстати в школу я пошел на год позже, так как на момент начала школьных занятий, в прошлом году, мне еще не исполнилось семи лет.

Идея эта, честно скажу, поначалу мне не очень понравилась. Какая еще учеба? А как же мои любимые свалки, помойки, чужие сады и огороды? Но с другой стороны все новое интересно и я, уже через пару занятий шел на занятия с радостью. Появились у меня и новые знакомые. Одним из них стал Гена Фалев, живший за железной дорогой на улице Сосновой. Он в последующие годы стал одним из моих лучших школьных друзей. В дальнейшем, мы вместе переехали и в Колпино, причем даже в один дом, вместе перешли и в новую 454 школу, которая тогда находилась на улице Тверской, возле стадиона "Ижорец". Мы постоянно общались до самого окончания школы и потом еще несколько лет, но потом наши пути разошлись. Впрочем, я несколько отвлекся. Наши подготовительные занятия проходили в одноэтажном здании, находящимся на территории школы. В дальнейшем, через несколько лет, туда "заселили" нашу поликлинику. Кстати, нынешнее поколение и не знает, что до "переселения" старая поликлиника, находилась в небольшом двухэтажном здании, как сейчас помню, темно-зеленого цвета, напротив центрального входа в здание общественной бани за небольшим забором. Там же рядом с ней, находилось одноэтажное здание общественной прачечной и еще какие-то строения.

В подготовительном классе нас начали учить писать в тетрадках, так называемые "прописи", — сначала палочки, затем кружочки, всякие крючочки из которых состоят буквы. Мы учили азбуку, учились считать на счетных палочках, рисовать. На переменах учителя учили нас играть в какие-то игры, хором петь песни. В общем, на занятиях мне было интересно, да и вообще мне там нравилось. Скорее всего, нравилось потому, что я, кроме письма ручкой, благодаря маме, все уже более-менее умел и почти все буквы знал. Учителя меня хвалили, и мне это видно особенно нравилось и подстегивало к новым подвигам на ниве обучения!

Кстати сказать, в 1972 году в школе еще были в ходу перьевые ручки. Нет, ни те, которые вы наверно знаете, — которые чернилами заправляются, хотя, многие уже и их не помнят, а еще более древние. Это были такие деревянные палочки с металлическим наконечником и в этот наконечник вставлялись металлические перышки. Сейчас, такие перышки еще продаются в наборах для письма тушью и гуашью. У всех на партах стояли чернильницы, и надо было это перышко макать туда через каждое слово. Чуть меньше наберешь, — перышко не пишет, чуть больше, — кляксу на пол страницы можно поставить, — резкое движение сделаешь рукой и готово!

А теперь представьте себе шести — семилетних балбесов, которые не могут, спокойно и пяти минут за партой посидеть и вы поймете, какие мы «красивые» выходили с занятий. В чернилах с головы до ног. Бывало кто-то по неосторожности еще и чернильницу перевернет на парту, а заодно и себе на штаны! А через пару дней, не успев, как следует отмыться и отстираться, так как чернила вообще плохо отмывались и вообще не отстирывались, мы опять шли на занятия и все повторялось.

Впрочем это был последний год, когда в школе использовали для письма эти первобытные средства для письма, да и подготовительные классы тоже потом отменили вроде.

Когда мы пошли в первый класс, в продаже появились авторучки с резиновым наполнением чернил. Нажимаешь на резиновую пипетку под отвинчивающимся колпачком, опускаешь в чернильницу, отпускаешь пипетку, и ручка наполняется.

 

5

 

Как только стаял весь снег и немного подсохла земля, нашим любимым занятием, вновь стали прогулки вдоль реки Славянки и поджигание сухой прошлогодней травы по берегам. Очень мы это занятие с мальчишками любили. Вообще любили все, что было связанно с огнем. Разводили костры везде, где было возможно, и бросали в них найденные на помойках старые лампочки, алюминиевые баллончики от дихлофоса или от лака для волос и все такое прочее. Возле поликлиники в мусорных баках, заглянув туда после занятий в школе, мы находили бывало целые упаковки ампул с просроченными лекарствами. Наберем этого добра, накидаем все это в огонь, спрячемся невдалеке и ждем, когда это все взрываться начнет.

Любили мы и на велосипедах покататься. Правда, у меня в том году еще был вообще допотопный велосипедик, так что я тогда чаще у друзей брал покататься.

Ближе к лету мы стали ходить купаться на речушку Кузьминка, которая также протекала по нашему поселку и впадала в речку Славянка. Было у нас на Кузьминке свое место для плаванья — "лягушатник" на отмели, где мы постоянно барахтались в глине и иле. Чтобы туда дойти, надо было перейти по "мосту", — деревянному брусу перекинутому через речку Славянка в конце улицы Горького, которая как раз проходила мимо моего дома, и пройти через картофельные огороды, раскинувшиеся по всему противоположному берегу реки. К концу весны поспевала земляника, и мы дружно шли собирать ее в конец улицы Полевой, на обрывистый берег все той же реки Славянки.

Когда становилось совсем тепло, мы частенько собирались во дворе у нашей подруги Лены Воробьевой, приезжавшей на лето к бабушке, и жившей в доме № 20, по Лесному проспекту, то есть через несколько домов от моего. У них во дворе был сарайчик со всяким хламом, вот там мы и играли частенько в магазин, дочки-матери или еще во что-то.

Все мои друзья детства жили рядом, на улицах Полевой, Ново-Садовой и Лесном проспекте. Пересекала эти улицы, улица Горького, где стоял наш дом. Вот на этих трех перекрестках в основном и проходило все наше детство. Иногда собирались мы еще у одной нашей подруги, а в дальнейшем и одноклассницы Ларисы Давыдовой на улице Ново-Садовой, дом 21 и у некоторых других друзей. Наши дома хоть и стояли на разных улицах, но были расположены не далеко друг от друга и разделялись лишь садами. Так, к примеру, были кое где сквозные проходы с Лесного проспекта, через сады и огороды, выходили на улицу Ново-Садовую. А через участки домов расположенных на улице Ново-Садовой, мы спокойно проходили на улицу Полевую.

Частенько мы собирались с друзьями поиграть во дворе моего дома, во дворах Лены Воробьевой, Ларисы Давыдовой, возле домов Димы Шустого и большого дома семьи Астаповых. Там жили три брата Саша, самый старший, Миша, чуть постарше нас, и Сергей, немного помладше нас, а так же их сестра Света.

В подвале нашего дома, у меня был сделан тайный "штаб", где я играл летом в основном один, но иногда и кого-нибудь из друзей приглашал посмотреть по секрету, как у меня там все сделано. Мы спускались в подвал через люк в полу небольшого коридорчика в доме, пролезали между ящиками с картошкой, свеклой, морковкой, между вилками капусты, подвешенными к потолку, между полками с банками всяких заготовок на зиму и наконец, оказывались в самом конце подвала, где-то под нашей верандой. Здесь в стене, было маленькое окошечко для вентиляции, выходящее в сад и в моем уголке было довольно светло. Сюда я, втихаря, когда никого дома не было, перетащил из других кладовок старые матрасы, какие-то одеяла, старую тумбочку, несколько картонных коробок со старыми книгами, журналами и газетами, а также конечно бабушкины коробки со стеклянными ретортами, колбами, какими-то трубками и пузырьками. Напомню, что она у меня работала химиком, и этого добра в нескольких наших кладовках было полно. Что-то она наверно по своей работе и на дом брала делать, какие-то эксперименты наверно проводила.

Кстати вспомнил, почему все бабушкины химические колбочки и пузырьки оказались в подвале. До определенного времени они у бабушки в комнате хранились. Однажды, к нам в Славянку приехала тетя Шура, — бабушкина сестра, и так получилось, что она случайно глотнула из какой-то бабушкиной бутылки. Бабушка, честно говоря, не очень любила прибираться и ее химикаты в банках и бутылках стояли везде в ее комнате. В той бутылке оказалась концентрированная щелочь, и тетя Шура попала в больницу с сильными ожогами рта и пищевода. После этого случая, бабушка видно поняла, что так же однажды и я могу что-нибудь попробовать из ее бутылочек, и собрав все свое химическое имущество убрала все это в подвал, подальше от меня.

Как же! Размечталась! Мне это было еще удобней, все оказалось в нужном мне месте. Правда все кислоты и щелочи она вылила.

 

6

 

На лето школа ушла на каникулы и наши подготовительные занятия вроде тоже закончились. Мы вновь были свободны и предоставлены самим себе. Мы, как обычно ползали с друзьями по любимым свалкам и помойкам, ходили гулять и собирать грибы, по подлеску вдоль железной дороги до станции Металлострой, ловили рыбу в небольших окрестных водоемах.

Еще мы ходили со взрослыми на небольшое озеро, которое находилось возле кладбища. Как раз с этого года там начали строительство плотины на реке Кузьминке и на месте озера, которое осушили, построили насосную станцию, (сейчас и ее уже нет).

Озеро это было очень глубокое. Взрослые говорили, что образовалось оно из подземных ключей, и вода в озере была холодная, поэтому там периодически кто-то тонул. Кстати, когда озеро осушали, на дне нашли три гроба с останками солдат, погибших в войну. Значит, в войну ещё этого озера не было, раз их похоронили на том месте. Двоих солдат опознали по гильзам, в которых находилась какая-то информация о них, а один так и остался неизвестным солдатом. Всех их потом перезахоронили на кладбище, находящемся рядом. Потом взрослые все ужасались: "Как мы там купались, когда на дне гробы с трупами лежали!"

В начале июля прислала письмо тетя Шура (сотовых телефонов тогда конечно не было и люди, представьте себе, писали друг другу письма, которые шли до адресата в течении трёх-пяти дней), написав, что скоро вновь прилетает к ним в Ленинград моя сестра Наташа, чтобы ей все купили к школе, так как она как и я шла в этом году в первый класс, а у них во Фрунзе со школьными пренадлежностями были проблемы. Меня тут же отвезли в Ленинград погостить, а заодно, также купить мне все к школе.

Помню, через несколько дней, как меня привезли в Питер, мы поехали все вместе, в аэропорт "Пулково", встречать Наташу. Я тогда в первый раз побывал в аэропорту, посмотрел на настоящие самолёты.

Несколько следующих дней мы с Наташей в сопровождении бабы Шуры и деда Васи ходили по магазинам и выбирали себе новые портфели-ранцы, тетради, пеналы, ручки, карандаши и много чего еще. В последнюю очередь нам купили школьную форму. Вечерами мы раскладывали все это богатство на диване и рассматривали, представляя, как пойдём в школу. Снова мы ходили гулять с Наташиным папой на спортивную площадку у школы, находящуюся за их домом и играли там в мяч.

В последующие дни, когда у взрослых было свободное время и желание, нас с Наташей снова возили по Ленинградским музеям, мы катались по Неве на речных катерах на подводных крыльях "Ракета" и "Метеор", ходили в кинотеатр "Современник", находящийся недалеко от нашего дома, на утренние сеансы мультфильмов. Но в основном мы с сестрой играли либо дома, либо возле дома, с местными мальчишками и девчонками. На пару недель нас с сестрой и к нам в Славянку возили отдохнуть.

Так пролетело два месяца. В начале августа, Наташу отправили на самолете назад во Фрунзе, а меня увезли в Славянку. Еще некоторое время я успел погулять с друзьями, полазать по чужим садам и огородам, но лето всегда заканчивается слишком быстро. Вот и август закончился, не успев начаться. У меня впереди была новая школьная жизнь.

 

7

 

Итак, наступил долгожданный день первого сентября. Мой первый день школьной жизни. С утра меня разбудили рано-рано, накормили, одели в новенькую форму. Кстати форму, в которой мы все ходили где-то до класса четвертого, я вспоминаю с отвращением, так как она была сшита из какого-то, ну очень колючего материала мышиного цвета. Ее надо было каждый вечер, после школы отпаривать, а мама эту обязанность сразу на меня возложила, да еще и через день свежие белые подворотнички к пиджаку пришивать, что тоже мне пришлось учиться делать самому.

Мама хоть и баловала меня во многом, но с детства приучала все делать самостоятельно. Стирать за собой носки и трусы, отпаривать форму, гладить рубашки и т.д. Впрочем, за все это, сейчас я мог бы сказать ей только огромное спасибо!

И вот меня одели, нацепили на плечи ранец, сунули в руки огромный букет цветов, выращенных моей бабушкой специально для этого дня на нашем огороде и я, в сопровождении мамы, потопал к школе, которая, кстати сказать, находилась от нашего дома километрах в трех. Это было самое большое, за исключением общественной бани, кирпичное трехэтажное здание в поселке, со своим спортзалом, мастерскими для уроков труда, столовой, большим стадионом и даже со своим садом и огородом. Было в школе и собственное бомбоубежище, — прошедшая война все еще напоминала о себе.

Стояла школа в центре поселка, если можно назвать центром несколько магазинов, общественную баню, поликлинику, прачечную, ну и еще кое какие подсобные здания. Можно было считать центром поселка также и нашу станцию, рядом с которой также располагались здания почты, администрации поселка, несколько двухэтажных жилых домов, железнодорожного продовольственного магазина, старого здания Дома культуры. Новый дом культуры в Славянке построят лишь через несколько лет, в середине 70-х годов. Кстати старый дом культуры я неплохо запомнил, потому, что моей маме вдруг втемяшилось в голову, что я должен обязательно ходить в балетную студию, что она и привела в исполнение. Почти полгода, два раза в неделю вечерами она шла со мной в дом культуры на занятия балетом. На меня натягивали колготки, одевали бальные тапочки и вперед: "пассе, алязгон, и ножку повели"… Правда, эти «балетные» фразы я запомнил гораздо позже, когда, уже по собственной инициативе, записался в студию рок-балета, в Ленинграде. Но об этом я расскажу несколько позже.

Был в поселке и еще один продовольственный магазинчик, о котором знали лишь жители, жившие на нашем берегу реки. Он находился как раз напротив моего дома на углу улицы Горького и Лесного проспекта, но в нем мороженное не продавали и приходилось бегать в дальний магазин. В дальнейшем, спустя пару лет, этот магазинчик вообще закрыли, а еще спустя какое-то время, мы этот небольшой магазинчик благополучно сожгли с друзьями, случайно конечно, но об этом я тоже расскажу в свое время.

 

8

 

И вот, в сопровождении мамы и бабушки я подошел к школе, — народу тьма! В те годы в Славянке еще довольно много детей было. Почти в каждом классе насчитывалось больше двадцати учащихся.

Из окна на втором этаже был выставлен репродуктор, из которого раздается бравурная музыка. Отдельной кучкой стоят чистенькие, аккуратненькие, все в парадной форме, первоклашки со своими родителями. У всех в руках огромные букеты цветов. Впрочем, цветы были практически у всех учеников и из других классов, — этого добра в поселке всегда хватало. Многих из первоклашек, я уже знал по подготовительному классу, с некоторыми рядом жил, но были и новые мальчишки и девчонки, в основном из нашего совхоза "Ленсоветовский". Совхоз находился довольно далеко от самого поселка, совсем в другой стороне от железнодорожной станции. Это было для нас как бы другое государство, и мы там в те времена никогда не бывали.

Я присоединился к группе знакомых первоклашек. Пока мы делились впечатлениями о предстоящей школьной жизни, наши родители стояли в сторонке, разговаривая с учителями. Наконец всех учеников построили по классам, на площадке перед школой. Наш класс, выстроили посередине, перед центральным входом в школу. Началась торжественная школьная линейка. Трое учащихся восьмого, выпускного класса, мальчик и две девочки, в парадных синих формах с красными пионерскими галстуками, в красных пилотках и белых перчатках, торжественно пронесли вдоль шеренги учащихся знамя школы. Учителя по очереди, что-то долго говорили о самом лучшем образовании для детей в СССР, о том, что мы должны гордиться, что живем в этой прекрасной стране, что наш любимый, великий вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин, завещал нам: "Учиться, учиться и учиться!" и прочее и прочее. Впрочем, нам это говорили и все последующие годы обучения. Пропаганда в те годы "лучшего в мире советского образа жизни" работала как часы.

И честно говоря, это было не плохо, — ведь мы твердо верили, что действительно живем в лучшей в мире стране и верили в исполнение всех своих мечтаний. Поэтому предстоящая жизнь казалась вечным праздником.

Но вот наконец речи закончились, — настало время первого звонка. Для этого выбирался ученик из первого класса, и ученик из выпускного восьмого, так как школа была восьмилетней. Восьмиклассник давал первоклашке колокольчик, перевязанный бантом, брал его за руку и они обходили все построившиеся классы, а первоклашка звонил первый звонок на их первый урок. И так получилось, что на эту ответственную миссию, — позвонить в колокольчик, из первоклашек выбрали именно меня. Возможно, все уже заранее было договорено, так как и моя мама несколько лет училась в этой школе, и всех учителей там знала, а может это было спонтанное решение учителей, так как я был очень даже миленьким мальчиком. Сейчас уже и спросить не у кого. В общем, ко мне подошла очень красивая, как мне тогда казалось девушка из восьмого класса, впрочем, она действительно была симпатяшка. И вот, она берет меня за руку и мы идем вдоль классов и я звоню, звоню… и сердце замирает, от ощущения своей ладошки в ладони этой девушки и вообще от торжественности момента.

Затем включили на всю площадку какую-то подобающую моменту торжественную музыку и нас, первоклашек, по парам повели в школу, в наш первый класс, а за нами пошли и все остальные ученики и учителя.

Несколько часов мы знакомились с нашей новой молоденькой учительницей Татьяной Ефимовной Колючей, которая только начинала работать в школе и мы были первым ее классом. Она кстати тоже жила в начале Лесного проспекта и моя мама потом частенько заставляла меня бегать к ней домой, когда я забывал записать домашние задания. Татьяна Ефимовна, приведя нас в наш класс, что-то тоже рассказывала несколько уроков о дальнейшей учебе, о правилах поведения в школе. Потом нас накормили в школьной столовой праздничным обедом, и повели весь наш класс, в старый Дом культуры у станции, смотреть программу мультфильмов. Так началась моя школьная жизнь.

 

9

 

Начиная с этого дня, меня каждое утро, вела в школу бабушка, так как мама тогда еще работала, а обратно я возвращался уже сам, с друзьями. А вскоре я вообще стал ходить в школу самостоятельно, — дорогу до магазина, находящегося в двух шагах от школы, мы уже знали лет с пяти, постоянно бегая туда за мороженым. Частенько нас подвозил до школы отец Димы Шустого, у которого была своя легковушка "Москвич 408".

В ноябре наш первый класс принимали в октябрята. Нас собрали на торжественной линейке в рекреации второго этажа, где все время проводились всякие торжественные мероприятия, и пионеры из старшего класса, которые взяли над нашим классом шефство, торжественно прикрепили нам на грудь пятиконечные рубиновые звездочки с портретом молодого Ленина в середине. Потом у нас в классе было торжественное собрание, где наша учительница Татьяна Ефимовна, нам что-то рассказывала о Ленине, о поведении октябрят в школе. Затем, весь наш класс поделили на "звездочки". В каждую из звездочек входило по четыре-пять человек. Как правило, в «звёздочке», каждый октябрёнок занимал одну из должностей: — командир звездочки, цветовод, редактор стенгазеты, санитар. С самого детства нас приучали к общественной деятельности и работе в коллективе.

В этот торжественный день, после школы мы гордо шли домой в распахнутых пальтишках и куртках, чтобы все окружающие видели, что мы теперь октябрята.

Затем у нас начались осенние каникулы и мы, забыв на неделю о школьных делах, вновь наслаждались свободой. Выпал снег и мы целыми днями пропадали на горках, катаясь на лыжах и санках.

После осенних каникул опять началась учеба. Старшие классы на каждый предмет бегали из кабинета в кабинет, а мы пока сидели в одном классе, и с нами по всем предметам занималась одна наша учительница Татьяна Ефимовна.

Занятия в школе мне нравились. Многое я уже умел, учеба давалась легко, учительница хвалила. С одноклассниками у меня были всегда хорошие отношения. Что еще надо для счастливой школьной жизни. Когда выпал снег мы стали после школы подолгу задерживаться на горке возле входа в баню. Летом, это была дорожка в горку от улицы Советской, до входа в баню и дальше дорога шла к продовольственному магазину, а вот зимой этот подъем в горку превращался в прекрасную горку-ледянку для школьников. Старшие ребята каждую зиму раскатывали ее до такой степени, что пожилые люди вынуждены были ходить в баню и в магазин в обход, по другим тропкам— дорожкам. Нам же был такой подарок от старшеклассников в самый раз. Сразу после уроков, пока было еще светло на улице, мы собирались у бани и катались с нее кто на чем: на фанерках, на портфелях и ранцах, просто на ногах с плавным перемещением на задницу. Катались, бывало, пока на улице совсем не становилось темно.

В выходные мы пропадали с друзьями на других горках, которых в Славянке везде хватало, — катались на лыжах, санках, на надутых камерах от машин. Наверно в те времена это было наше любимое занятие зимой. Конечно, и крепости снежные тоже строили и в снежки играли и с крыш сараев в снег прыгали, доказывая друг другу, кто смелее.

19 декабря мне исполнилось 8 лет. По заведенной в школе давней традиции, я должен был в день своего рождения принести в наш класс пакет конфет, чтобы раздать одноклассникам, что я и сделал. Перед уроками меня от всего класса поздравила наша учительница, а затем я прошел по классу и раздал каждому ученику по несколько конфет. Эта школьная традиция продолжалась где-то класса до четвертого.

Вскоре вновь закончились школьные деньки и мы ушли на две недели зимних каникул. Перед каникулами наш класс еще свозили на "елку" во дворец спорта "Юбилейный" в Ленинград, где нам, после сказочного представления, выдавали новогодние подарки, — мешочки с конфетами, шоколадками, фруктами. Такие же поездки были и в последующие годы.

  • № 15 Зима Ольга / Сессия #3. Семинар "Резонатор" / Клуб романистов
  • Поговорим... / Меллори Елена
  • Есть ли счастье в этом мире? / СЧАСТЬЕ / NATA ^_^
  • Коля-Николай / Еланцев Константин
  • Кофе / Взрослая аппликация / Магура Цукерман
  • 1. / Клянусь мамой! / Бойков Владимир
  • О будущем / Бывает... / Армант, Илинар
  • Кладбищенские забавы / Гаммельнский крысолов и другие истории / Васильев Ярослав
  • Каменный мостик / Декорации / Новосельцева Мария
  • Я ждала и верила / Куда тянет дорога... / Брыкина-Завьялова Светлана
  • Статистика смертности среди пернатых / «Огни Самайна» - ЗАВЕРШЁННЫЙ КОНКУРС / Марина Комарова

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль