Тощий и длинный как жердь. Уши-лопухи, торчащие словно ручки кувшина из лысой, блестящей, будто биллиардный шар, головы. Длинный горбатый нос, свисающий над широким, узкогубым, нервно дергающимся ртом. Костюм болтающийся, как на вешалке, от малейшего движения. При первом взгляде профессор Целкопский вызывал безудержное желание расхохотаться. Но за этой комичной внешностью скрывался один из самых великих гениев астрофизики. Всю сознательную жизнь он посвятил изучению космоса, и движущих им законов. Казалось профессор знает ответ на любой вопрос, касающийся не только звезд, но и мельчайших космических тел.
Сейчас он стоял рядом с голографической установкой, готовясь прочитать лекцию о проекте, ради которого и было задействовано столь огромное количество людей и ресурсов. Большая аудитория была забита пилотами, техниками, инженерами и прочим людом, коему предстояло воплотить в реальность идею всей его жизни. Успех проекта напрямую зависел от четкой и грамотной работы всего коллектива, и профессор волновался, сумеет ли правильно донести до них, что нужно сделать. Наконец все расселись и профессор нажал кнопку ноутбука. Рядом с ним появилось трехмерное изображение Венеры до начала работ по терраформированию.
— Приветствую вас, дамы и господа. Поскольку в зале присутствует множество людей, присоединившихся к нам уже в процессе выполнения проекта, я начну с самого начала. Если у кого-то возникнут вопросы, прошу задавать их после того как я закончу.
Итак, перед нами стоит самая грандиозная задача в истории человечества. Провести терраформирование целой планеты. Освоение Луны и Марса показало, что как купола, так и подземные города не выполняют полноценно процесс освоения планет человечеством. По поверхности по прежнему нельзя передвигаться без защитных средств. Это значительно мешает как собственно заселению, так и освоению недр. Поэтому на Венере было решено глобально изменить условия существования, что бы сделать их пригодными для человека, без применения каких-либо защитных средств.
Вы видите, как выглядела Венера до нашего вмешательства. Поверхность покрыта непроницаемым покровом из облаков серной кислоты. Плотность атмосферы в тридцать пять раз больше земной. Давление на поверхности девяносто пять атмосфер. Температура четыреста семьдесят семь градусов по Цельсию. Атмосфера из углекислого газа с примесью азота и кислорода. Вода практически отсутствует. Очень слабое магнитное поле. Венерианские сутки длятся двести сорок три земных.
Как видите, чтобы создать на Венере климат примерно аналогичный земному необходимо преобразовать атмосферу из углекислотной в кислородную, снизить температуру и давление на поверхности, и ускорить вращение планеты вокруг своей оси. Первая фаза проекта вступила в действие десять лет назад. В атмосфере Венеры, на высоте пятидесяти километров от поверхности, были распылены генетически модифицированные водоросли. Не имея естественных врагов они быстро размножались, преобразуя углекислый газ в углеродные соединения и кислород. Это привело к снижению парникового эффекта и уменьшению давления и температуры на поверхности планеты. На сегодняшний день температура составляет, в среднем, двести пятьдесят градусов по Цельсию, давление около пятидесяти атмосфер.
При таких условиях уже возможно появление на поверхности планеты воды в жидком состоянии. Однако из-за огромной температуры, медленного вращения, и, связанного с ним, почти полного отсутствия магнитного поля, планета потеряла всю воду, полученную во время периода образования. Таким образом перед нами стоит двойная задача — доставить на поверхность Венеры воду и ускорить ее вращение. Схожесть Венеры с Землей позволяет утверждать, что ускорение вращения создаст эффект «магнитного динамо».
Теперь мы готовы ко второй фазе проекта. Она заключается в том, чтобы перегнать из пояса Койпера несколько ледяных астероидов. Расчеты показали, что решить эту проблему за один раз невозможно. Чтобы обеспечить Венеру необходимым количеством воды нужен астероид диаметром шестьсот километров. Сдвинуть такую массу с орбиты современные технические средства позволяют, но столкновение гиганта с поверхностью планеты вызовет катастрофические последствия. Будет разрушена кора планеты, что сделает ее еще более непригодной для жизни.
Решено использовать десять астероидов диаметром по шестьдесят километров. Для разгона астероидов до необходимой скорости мы рассчитали полет с использованием гравитационных полей планет. Таким образом понадобится лишь небольшое усилие, чтобы сорвать нужные астероиды с их орбит, и затем серия корректирующих толчков, для выведения астероидов на финишную траекторию. С помощью этой операции мы решим сразу две проблемы — доставим на Венеру необходимое количество воды, и придадим ей ускорение вращение, сократив длительность венерианских суток. Так же предполагается, что ряд взрывов, вызванных столкновением, поднимет в атмосферу огромное количество пыли. Создастся эффект «ядерной зимы», что приведет к еще большему снижению температуры на поверхности. Жидкая вода начнет разрушать горные породы, вымывая из грунта окись кальция. Это привет к еще большему поглощению углекислоты и понижению давления. Вызванное, ускорением вращения, усиление магнитного поля планеты, позволит избежать новых потерь воды, вызванных ионизацией и диссипацией водяного пара.
По нашим расчетам, примерно через двадцать лет температура и давление упадут до тех пределов, когда в дело смогут вступить специалисты по внепланетной биологии. Их задачей будет приспособить к венерианским условиям максимально возможное количество видов растений, которым и будет суждено завершить преобразование атмосферы.
Окончательным этапом в преобразовании планеты-сестры станет возвращение на ее орбиту Меркурия. По нашим расчетам Меркурий придаст Венере окончательное необходимое ускорение, что приблизит скорость ее вращения к земному. Но этот проект дело неблизкого будущего и подробно мы рассмотрим его когда придет время.
Предварительные вычисления показывают, что через пятьдесят-восемьдесят лет человек сможет жить на Венере. Конечно климат на ее поверхности будет несколько жарче (средняя температура предполагается двадцать шесть градусов, протии пятнадцати на Земле) и более влажным, но несомненно пригодным для существования без всяких защитных средств.
Теперь я готов ответить на ваши вопросы.
— Вы планируете повторить посевы водорослей в атмосфере? — спросила невысокая толстушка со значком биологической секции на лацкане халата.
— Обязательно. Только теперь высота засева снизится до двадцати километров и сами споры будут закодированы по иному, в соответствии с изменившейся обстановкой.
— Почему перемещение астероидов будет проводится в пилотируемом режиме? — поднялся, среднего роста, кучерявый мужчина, судя по эмблеме работник техотдела. — Ведь экономически намного выгоднее поручить эту работу автоматам.
— Вы правы лишь частично. Законы небесной механики позволят рассчитать задачу трех тел для данного случая, но могут вмешаться факторы, которые заранее учесть попросту невозможно. Задача стоит слишком сложная и ответственная, чтобы допустить малейшую возможность ошибки. К тому же, космические аппараты, разработанные для этой операции, являются прототипами более сложных космолетов, находящихся на стадии конструирования. Плюс бесценный опыт управления, необходимый пилотам.
— Каким образом планируется вести сопровождение астероидов? — задал вопрос Магнуссон.
— В пояс Койпера вы прибудете на транспортном корабле. Так же на борту будут ваши истребители и аппараты для управления астероидами. Этот же корабль будет сопровождать астероиды на всем пути к Венере. Все операции будут его борта. С завтрашнего дня эскадрилья начинает интенсивные тренировки по программе «Астероид». Подробные указания получите утром у полковника Мореля.
— Есть получить указания у полковника Мореля, — произнес майор опускаясь на место.
— Какие именно непредвиденные факторы вы имели ввиду? — вопрос принадлежал среднего роста человеку, с гривой седых волос. На его халате блестел значок астрономической секции. — Насколько мне известно, встреча с крупными астероидами на пути следования не ожидается, а мелкие не смогут сбить наши объекты с заданной траектории.
— В случае столкновения мелкие астероиды могут придать нашим объектам энергию вращения вокруг собственного центра массы. Разумеется такое вращение неизбежно будет возникать при разгоне в гравитационных колодцах планет. Эти моменты учтены в расчетах. Количество столкновений с мелкими астероидами учесть невозможно, а во время корректирующих толчков объекты должны находиться в полном покое относительно собственной оси вращения. Именно эти факторы я имел ввиду в первую очередь.
Больше вопросов не было и аудитория начала расходиться. Никто в страшном сне не мог предположить с какими «непредвиденными факторами» придется столкнуться пилотам во время выполнения столь простой, с технической точки зрения, операции.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.