Которые упираются в деньги, в лояльность наёмной полиции, в процентное соотношение между фактическим доходом купца и размером отчислений на эти дорожные надобности, в само понятие «дорога» — на которую кто угодно может вылезти с клинком любой длины, минуя любые заставы… во множество человеческих факторов.
А я тебе расскажу про доходы купцов, проще простого )) Среди моих знакомых, как ты понимаешь, полно предпринимателей ) На учете в налоговой, где я работал до войны, было четырнадцать тысяч юридических и восемь тысяч физических лиц ))
Так вот. Все расходы на дорогу — просто-напросто увеличивают цену товара. Слышал такую поговорку «за морем и телушка — полушка, да рубль перевоз»? Именно. Ни один купец и ни один предприниматель не будет работать себе в убыток. Он купил товар за 1 рубль, еще рубль потратил на доставку, еще рубль он закладывает своей прибыли — и будет продавать товар по три рубля. Вот и вся арифметика. Все остальные купцы едут той же дорогой и закладывают те же расходы в стоимость товара. Если товар окажется слишком дорог и его не будут покупать — его просто не будут возить. Рынок реагирует моментально. Поэтому и пошлины дорожные нельзя сильно-то задирать — потому что тем же самым ты увеличиваешь цену всех товаров.
Ну вот банально: едет караван где-то там у черта на куличках, в землях какого-нибудь Шивара или еще подальше. Упс, дорогу подмыло или еще что. Надо чинить. Как это организует Вейз, который за тридевять земель?
А почему починку дороги в дальних пределах должен организовывать лично Вейз? Там же на месте есть начальник заставы. Составил смету, оплатил труд местным по починке дороги, отчитался в столицу — а Вейз сидит да перепроверяет цифры. Он смотритель, а не дорожный рабочий )) Если ему что-то не понравится в расходах — может приехать сам и проверить на месте.
У нас же тоже сметы на ремонт дороги где-нить за Уралом не лично министр транспорта составляет, а доверенные люди.
Это уже технические нюансы. Как Вейзу удобно — так он и должен организовать работу. Это и есть его ответственность — он не исполнитель, он организатор. Высокие чиновники всегда именно по такому принципу и работают ))) Нужно организовать подчиненных так, чтоб ведомство работало, как часы, а руководитель только контролировал ))
Еще пример. Едет караван там же, у черта на куличках, где дорога нечинена ) Из кустов вылезают разбойники, вооруженные до зубов, и грабят караван. Как этот налог на клинок им помешает? Как вообще любой закон может помешать бандитизму? Бандит — он вне закона изначально. Он даже порадуется, что такой идиотский налог ввели: потому что честный купец теперь лишнего охранника не наймет, не по средствам ему.
Риш, ты про такое понятие, как патрули, слышал? ))) Смотровые вышки? Сигнальные огни?
Ну, тоннели-то в горах вообще легко охранять — на входе и на выходе блок-посты установил, да и все. Многое ж зависит еще и от рельефа )) Где-то на ровном месте дорога просматривается. В лесу, если не просматривается — больше патрулей, больше вышек, больше застав. В горах — на входе в каждое ущелье. Долго ли умеючи все это организовать? ))
Опять же — это забота начальника гарнизона, как именно и что именно он делает. Может каждый час патрули отправлять, почему нет?
И вот скажи, положа руку на сердце — для истории Эра, для борьбы патриархов — вот это суперважно, как именно в каком ущелье охраняют дорогу?
Про работорговлю. С чего ты вообще взял, что орбиниты забирают у местных детей в рабство?
Если ты про школу, которая во втором томе, то там не сказано, что детей кто-то угнал в рабство. раз ты это утверждаешь, теперь уже ты ищи цитату ))) потому что это не дело, когда я привожу цитаты, а ты приводишь свои размышления, непонятно на чем основанные.
Вот что говорится о рабах в другом томе
Вот Нальс и Дэн все время вместе. Нальс — сильный, рослый мальчишка откуда-то с севера — дразнил хрупкого смуглого Дэна немытым черномазым дохляком, но никогда никому не позволял обижать. Лин и Руа с островов тоже всегда держались друг друга… или фариска Найля, которая дружила с Надом и его сестрой Кер. Когда Нада наказали за сломанную лютню и Бо на три дня забрал его в подвал, Найля не побоялась, пришла даже сюда — Адалан сам видел через дырку в щербатой кладке. Наду было больно и плохо, но он терпел, а Найля старалась его подбодрить.
А Адалан смотрел и думал, что вдвоем — это точно — не так страшно и обидно жить, как одному.
А еще слушал, как они разговаривали. Найля рассказывала о маме, о сестрах и братьях, о том, какая у них была большая дружная семья, пока не умер отец. А Над хвалился, что в Зурин-Ай все знают ру-Гри, древний знатный род, что его старшие братья служат герцогу Туманных Берегов и что однажды они найдут их с Кер и обязательно выкупят. Вранье, конечно. Отсюда еще никого не выкупали родные, только новые хозяева, если понравишься. Но все равно хотелось верить...
И нигде не написано, что их кто-то угнал, что это были именно орбиниты и что они вообще практикуют тупо угонять детей в рабство. Нарайн ведь тоже не содержит армию, которая угоняет кого-то в рабство. Нарайн — работорговец. Он детей просто купил, обучил и продал.
Так что и причин всем миром ненавидеть орбинитов — у мира нету ))) Вообще, думаю, что Пряный Путь для всех — огромное благо. Он дает работу в том числе и местным жителям, которые служат в гарнизонах и ремонтируют дорогу. Которые содержат трактиры. Которые могут ездить по дороге и торговать. Так что Орбин даже облагодетельствовал весь мир.
Так вот. Все расходы на дорогу — просто-напросто увеличивают цену товара. Слышал такую поговорку «за морем и телушка — полушка, да рубль перевоз»? Именно. Ни один купец и ни один предприниматель не будет работать себе в убыток. Он купил товар за 1 рубль, еще рубль потратил на доставку, еще рубль он закладывает своей прибыли — и будет продавать товар по три рубля. Вот и вся арифметика. Все остальные купцы едут той же дорогой и закладывают те же расходы в стоимость товара. Если товар окажется слишком дорог и его не будут покупать — его просто не будут возить. Рынок реагирует моментально. Поэтому и пошлины дорожные нельзя сильно-то задирать — потому что тем же самым ты увеличиваешь цену всех товаров.
У нас же тоже сметы на ремонт дороги где-нить за Уралом не лично министр транспорта составляет, а доверенные люди.
Это уже технические нюансы. Как Вейзу удобно — так он и должен организовать работу. Это и есть его ответственность — он не исполнитель, он организатор. Высокие чиновники всегда именно по такому принципу и работают ))) Нужно организовать подчиненных так, чтоб ведомство работало, как часы, а руководитель только контролировал ))
Ну, тоннели-то в горах вообще легко охранять — на входе и на выходе блок-посты установил, да и все. Многое ж зависит еще и от рельефа )) Где-то на ровном месте дорога просматривается. В лесу, если не просматривается — больше патрулей, больше вышек, больше застав. В горах — на входе в каждое ущелье. Долго ли умеючи все это организовать? ))
Опять же — это забота начальника гарнизона, как именно и что именно он делает. Может каждый час патрули отправлять, почему нет?
И вот скажи, положа руку на сердце — для истории Эра, для борьбы патриархов — вот это суперважно, как именно в каком ущелье охраняют дорогу?
Про работорговлю. С чего ты вообще взял, что орбиниты забирают у местных детей в рабство?
Если ты про школу, которая во втором томе, то там не сказано, что детей кто-то угнал в рабство. раз ты это утверждаешь, теперь уже ты ищи цитату ))) потому что это не дело, когда я привожу цитаты, а ты приводишь свои размышления, непонятно на чем основанные.
Вот что говорится о рабах в другом томе
Так что и причин всем миром ненавидеть орбинитов — у мира нету ))) Вообще, думаю, что Пряный Путь для всех — огромное благо. Он дает работу в том числе и местным жителям, которые служат в гарнизонах и ремонтируют дорогу. Которые содержат трактиры. Которые могут ездить по дороге и торговать. Так что Орбин даже облагодетельствовал весь мир.