Кворум не набран. Приём работ продлевается.
Здравствуйте, уважаемые мастеровчане. Приглашаю Вас на новую игру.
Персонаж: Весна.
Ограничение: Канцона.
Доп. ограничение: 1-3 строфы
Канцона
Канцона
Творческая Мастерская Алкоры
Канцона (или кансона) (букв. песня) — форма средневековой поэзии, лирическое любовное стихотворение, посвященное исключительно темам рыцарской любви. Первоначально это была куртуазная песня, т.е. придворная, рыцарская поэзия, читаемая нараспев в средневековой Франции, переродившаяся затем в салонную поэзию. Канцона — наиболее распространённый и универсальный жанр в поэзии трубадуров, перенятый позднее галисийско-португальскими и итальянскими поэтами и достигший наивысшего расцвета в творчестве Петрарки.
Строфа канцоны, состоящая из двух кратких частей одинакового строения (восходящих) и одной более длинной, отличной по строению (нисходящей), пришла, вероятно, из народной хороводной песни. Строфы канцоны сменяют друг друга без припевов и рефренов, характерных для более архаичных форм.
Рассмотрим пример стилизации старинной канцоны, состоящей из одной строфы в 11 стихов (то есть, строк), где присутствуют два восходящих фрагмента и один нисходящий, удлиненный:
№1. Вячеслав Иванов
Великий Колокол на богомолье
Тебя позвал… Тоской
Затрепетала вдруг нетерпеливой
И вырвалась душа в свое приволье
(На подвиг иль покой?)
Из ласковых окон любви ревнивой…
И вновь над тонкой нивой
Тебя я вижу сирою Церерой:
С печалию и верой
Зовешь ты дождь и солнце на поля,
Где пленный сев таит еще земля.
Схема построения:
5-и стопный ямб
01 01 01 00 01
01 01 01 01 01
АбВ АбВ ВГГ дд — 11 строчная строфа
Провансальская канцона состояла обыкновенно из пяти — семи строф и завершалась одной укороченной, а чаще — двумя строфами объемом в три-четыре строки. Замыкающие строфы назывались ТОРНАДАМИ (букв. поворот), в них содержалось указание на объект, которому адресовалась канцона, и просьба, обращённая к лицу доставляющему послание адресату. Позднее торнада получила название «ПОСЫЛКА».
Торнада перекликалась по ритму и рисунку рифмовки с завершающей (нисходящей) частью строф канцоны. Имя объекта для сохранения тайны чаще всего скрывалось под прозвищем. Канцона предназначалась Даме, которой поклонялся трубадур, либо его покровителю, либо «конфиденту» — другу, посвящённому в любовную тайну автора. Темы провансальских канцон — это восхваление любви, рассказ о зарождении чувства на фоне весеннего обновления природы, прославление возлюбленной, жалобы на холодность Дамы и ревность её мужа, печаль от разлуки с предметом поклонения.
Рассмотрим итальянскую канцону из 8-и семистрочных строф и двустрочной торнады:
№2. Канцона Франческо Петрарки. Пер. с итал. Владимира Микушевича:
В зеленом ли, в багряном или в красном
Не встретится другая,
Такая белокурая, как эта;
Удела моего меня лишила,
Связала волю, отняла свободу,
Так что меня погубит облегченье:
Не жить мне в меньшей славе.
Когда в своем блуждании напрасном
Душа моя больная,
От этих горьких мук не взвидев света,
Глядела на нее, то не грешила;
Прекрасный лик предотвращал невзгоду,
Смягчая нестерпимое мученье
И вопреки отраве.
В моем недуге тяжком и опасном,
Печаль превозмогая,
Забрезжила мне добрая примета;
Задела сердце та, что мне внушила:
Сначала только не дают мне ходу,
А сердцу не заказано леченье;
Смиренно мстить я вправе.
Но день и час, когда при свете ясном,
В зрачках ее сверкая,
Меня гнала, изгнанником воспета,
Летела в сердце мне благая сила,
Во мне навек; всему людскому роду
Она зерцало; разве что влеченье
Замрет в бездушном сплаве.
Зеница в сокрушении всечасном
Льет слезы, омывая
Стрелу в груди; не ведая запрета,
Прозрела, чтобы слез не осушила
Жизнь год за годом, осушая воду.
Очам моим кропить мое раненье,
Раскаиваясь въяве.
Я словно та, что, как во сне ужасном,
Себя мечом пронзая,
Поникла в знак прощального привета.
Владела мною и не разрешила
Предаться мне подобному разброду
Мадонна, указуя направленье
К небесной переправе.
Звезда земная в блеске неугасном!
Взошла звезда благая
Над лоном неким, чтобы наши лета
Призрела зелень лавра, защитила
От молний нас, вверяясь небосводу,
Смиряя даже ветер, чье гоненье
Грозит порой дубраве.
В таком же восхищении безгласном
Замрет хвала любая,
Устала бы писать рука поэта;
Хотела память прежние светила
С ней сопоставить истине в угоду,
Но только эти очи — заключенье
В незыблемом уставе.
Украсил, донна, Вами заточенье
Амур в своей державе.
Схема построения:
Ямб разностопный (5 и 3 стоп, с женской рифмой)
01 01 01 00 01 0
01 00 01 0
01 00 01 00 01 0
01 00 01 01 01 0
01 01 00 01 01 0
00 01 01 00 01 0
01 01 01 0
Семистрочник — АБВГДЕЖ (в следующей строфе — повтор тех же рифм)
Кода: ЕЖ
Метрическое построение канцоны было тесно связано с мелодией, являвшейся её неотъемлемой частью, так как сочинения трубадуров создавались исключительно в расчёте на музыкальное исполнение.
Как все произведения трубадуров, почти каждая канцона имеет свою, сугубо индивидуальную схему рифмовки. Стихи связаны между собой рифмами в самых различных комбинациях (напр. «ababccdd» или «ababcdc», или «ababccd», или «abcaccdd»), иногда даже так, что внутри строфы все рифмы различны («abcdefg»), но в следующих строфах каждый стих рифмуется с соответствующим стихом первой строфы.
У трубадуров Прованса канцона являлась довольно неопределенным термином, которым обозначалось лирическое произведение, посвященное исключительно темам рыцарской любви. По форме своей провансальская канцона очень разнообразна: число ее строф неограниченно (обычно 5-7), иногда — с торнадой в конце. Число стихов в строфе (Напомню: здесь «стих» — это 1 строка стихотворения, содержащая законченную по смыслу фразу без переноса внутри ее!). Стихотворный размер канцоны, как правило, ямб, хотя в современных стилизациях встречаются и другие стихотворные размеры. Количество стихов (строк)в строфе также может быть разным.
Итальянский поэт Данте Алигьери создал теорию построения канцоны, согласно которой она должна состоять из двух частей: вводной (fronte) и основной (sirima), каждая из которых в свою очередь может распадаться на piedi (первую) и volte (вторую) части. Все части консоны соединены рифмой, также весьма разнообразной. Число стихов в строфе и размеры стиха свободны, но на практике чаще всего у итальянцев встречается так называемый «одиннадцатисложный стих» (в нашем понимании — это 6-и стопный ямб с женским окончанием). Заканчивается, канцона торнадой, что впрочем, наблюдается не всегда.
Провансальская канцона была перенята итальянскими поэтами. Наибольшего совершенства формы канцона достигает у итальянского поэта Франческо Петрарки (1304-1374гг) в XIV веке. Такие представители лирики XIII века, как Гвиницелли, Кавальканти, Чино да Пистойя, Данте, совершенствовали и развивали жанр канцоны, создавая произведения философской или аллегорической направленности.
У итальянцев основным размером канцоны был одиннадцатисложный стих (6 стопный ямб с женской рифмой), преобладающий в итальянской поэзии с XIII до XIX веков, часто сочетаемый в канцоне с семисложником (3 стопный ямб с женской рифмой) для выделения длинного стиха.
Особую судьбу имели две формы канцоны:
— усложнённая — секстина
— упрощённая — сонет.
Изобретателем СЕКСТИНЫ считается трубадур Арнаут Даниэль (годы творчества ок. 1180—1195), эта труднейшая форма вызвала множество подражаний, её разрабатывали Данте и Петрарка, она сохранилась в поэзии до новейшего времени.
Сонет же, появившийся как частный случай канцоны из одной строфы, родился в Сицилии в XIII веке и позднее получил развитие в творчестве стильновистов, Данте и Петрарки.
№3. Канцона Данте Алигьери. Перевод с итал. Эллиса
В простор небес безбрежный ускользая,
В блаженный край, где ангелы святые
Вкушают мир в долине безмятежной,
Ты вознеслась, навеки покидая
Прекрасных жен, но не беды земные,
Не летний зной, не холод бури снежной
Нас разлучил с твоей душою нежной,
В пределы рая Биче увлекая…
Но сам Творец в безмолвном восхищенье
Призвал свое бессмертное творенье,
К бесплодным сонмам Биче приобщая…
Чтоб нашей жизни горе и волненье
Твоей души безгрешной не коснулись,
Твои глаза последним сном сомкнулись!..
Схема построения:
АБВ АБВ ВА семистрочник (2 восх. и 1 нисходящая части) и
торнада из 6 строк: ГГДГ ЕЕ
5-истопный ямб с женской рифмой
01 01 01 00 01 0
01 01 01 00 01 0
01 01 01 00 01 0
00 01 01 00 01 0
……………………
С уходом традиций рыцарского века постепенно жанр канцоны замирает и возрождается в последний раз у испанских петраркистов XVI века, как например у Боскана или Гарсиласо де ла Вега, чтобы потом совсем выйти из употребления.
В конце XIX — начале XX вв. на волне нового интереса к творчеству трубадуров, поэты изучали законы куртуазной лирики и стремились постичь её дух, уходя от стереотипного восприятия рыцарской поэзии, свойственного эпохе романтизма. В это время к жанру канцоны снова начинают обращаться русские поэты рубежа веков, например, М. А. Кузмин. В России канцона не смогла привиться, как форма, не подходящая к социальным условиям русской жизни. Единичные стилизации стихов той эпохи легли в основу переводов средневековой поэзии в новейшее время, такими поэтами, как Вячеслав Иванов и Валерий Брюсов и др.
№4. Валерий Брюсов. К даме
Судил мне бог пылать любовью,
Я взором Дамы взят в полон,
Ей в дар несу и явь и сон,
Ей честь воздам стихом и кровью.
Ее эмблему чтить я рад,
Как чтит присягу верный ленник.
И пусть мой взгляд
Вовеки пленник;
Ловя другую Даму, он — изменник.
Простой певец, я недостоин
Надеть на шлем Ее цвета.
Но так гранатны — чьи уста,
Чей лик — так снежен, рост — так строен?
Погибель мне! Нежнее нет
Ни рук, ни шеи в мире целом!
Гордится свет
Прекрасным телом,
А взор Ее сравню я с самострелом.
Любовь вливает в грудь отвагу,
Терпенья дар дает сердцам.
Во имя Дамы жизнь отдам,
Но к Ней вовек я не прилягу.
Служить нам честно долг велит
Синьору в битве, Богу в храме,
Но пусть звенит,
Гремя хвалами,
Искусная канцона — только Даме.
Схема построения:
АббАвГвГГ — 9-и строчник
Разностопный (2, 4 и 5 стопный ямб с чередованием рифм)
010101010
01010101
01010101
010101010
01010101
010101010
0101
01010
01010101010
№5. Вячеслав Иванов. Канцона «Любовь и смерть»
Я вопрошал полуденные волны:
«К вам, волны, прихожу осиротелый:
Как одиноким быть — и быть единым?»
Ответствовали волны: «В полдень белый
Мы осмоленные лелеем челны
И прядаем, гоняясь за дельфином.
Вернись, когда на побережье длинном
Луч удлинит гребней зеленых тени
И час пески опенит розой алой»
Я на заре усталой
Сошел на отмель, и заслышал пени
Стихии одичалой:
Луна всходила, и волна вставала,
По ласке лунной томно тосковала.
Мятежной влаги рос прилив, мужая,
Под пристальным и нежным притяженьем;
И в камни зыбь хлестала пеной белой,
До глубины волнуема движеньем,
Всем зеркальным простором отражая
Богини нимб, средь неба онемелой,
Сплав серебра в золе порозовелой, —
Впивая полным лоном свет струистый,
Струясь и рея струйностью двойною, —
Вся жизнию родною,
Вся плотию согретая пречистой, —
Волшебной пеленою
Покрытая, — но светлых чар не видя,
В касаниях разлуку ненавидя.
Подлунные так в полночь пели волны
Свою тоску душе осиротелой;
Я ж в одиночестве прозрел слиянность
Сил соприродных, и на лире смелой
Отшедшей пел: «О ты, которой полны
Все сны мои, — чья в сердце осиянность
Мерцает мне сквозь тусклую туманность
Мирской пустыни! Стала прозорлива
Душа страданьем, и прикосновений
Твоих, мой близкий гений,
Познала трепет, и в огне прилива
Незримою счастлива.
Откройся ж мне, мои разверзни очи,
Разоблачись светилом ясной ночи!»
Она в ответ: «Когда б узнали волны,
Что в них луна, что блеща реют ею, —
В струях своих узрели б лик желанный.
Твоим, о мой избранный,
Я стала телом; ты — душой моею.
В песках моею манной
Питаемый! воззри на лик свой вчуже:
Жену увидишь воплощенной в муже»
Схема построения:
3 строфы по 14 строк и посылка- 7 строк.
АБС БАС СБД ДБД ЕЕ — структура строфы (3 восходящих части, 1 нисходящая)
5-и стопный ямб с женской рифмой
00 01 01 00 01 0
01 00 01 00 01 0
00 01 01 01 01 0
01 00 01 01 01 0
…
№ 6. Канцона. Елизавета Ивановна Дмитриева (Черубина де Габриак ) 1887 — 1928
Ах, лик вернейшего из рыцарей Амура
Не создали мне ни певцы Прованса,
Ни Франции бароны,
И голос трубадура
Не рассказал в мелодии романса,
Кто бога стрел всех строже чтил законы,
Кто знал любви уклоны!
Ах, все почти грешили перед богом,
Прося его о многом,
Ища наград своей любви за что-то…
Но был один — он, страстью пламенея,
Сам создал сновиденья,
Он никогда не ведал искушенья!
И лик любви — есть образ Дон Кихота,
И лик мечты — есть образ Дульцинеи.
Петербург, 1910
Итак, повторим сказанное ранее — схема написания канцоны:
Cтрофа состоит из восходящей части (два члена с тождественным расположением коротких и длинных стихов) и нисходящей (один член, кода).
Целое стихотворение состоит из 3- 5-7 строф и еще одной коды.
Пример: схема Петрарки, большими буквами обозначены длинные стихи -( AbC + AbC + cDdEE)
Длинные стихи пишутся за счет или увеличения числа стоп ямба или за счет использования женской (или дактилической) рифмы на фоне коротких строк с мужской рифмой.
Рифмы первой строфы обязательны и для остальных строф;
Заключительная строфа — укороченная (наподобие «посылки» во французской балладе), где поэт обращается к жонглеру, исполняющему эту канцону или же к тому лицу, которому она адресована.
РАЗНОВИДНОСТИ И ПРОИЗВОДНЫЕ ОТ КАНЦОНЫ
Тематические разновидности
— Сирвента — жанр, в рамках которого поднимались вопросы политические и религиозные, порицались противники и воспевались покровители трубадуров.
— Плач — обыкновенно песнь на смерть друга или сеньора.
С XIII века также появляются:
— Ткацкая песня- романсы
— Реверди- перетекание одного в другое — стихи, выряженные в прозу.
— Пастурель — пасторальная разновидность провансальской кансоны
— Альба — «песня о заре», одна из наиболее типичных форм средневековой куртуазной лирики.
Производные формы канцоны:
— Дескорт — песни- обмен репликами между Дамой и трубадуром.
— Тенсона — песни- обмен репликами между двумя трубадурами.
— Партимен — поэтические дебаты.
— Рондо — куртуазное преломление структуры народной плясовой песни с запевом и припевом, с двумя рифмами и с повторяющимися строками.
— Вирелэ — старофранцузская стихотворная форма с трёхстрочной строфой.
В XIV веке из распавшейся канцоны возникают:
— Баллада
— Королевская песнь
— Ротруэнж
Работы присылайте мне в личку до 27.03.2024, до 23.00 по Московскому времени.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.