Курс «Стилистика» - 4: Точка зрения персонажа. Полина Атлант.

+23

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ПЕРСОНАЖА

 

Задание 1. Анализ чужих текстов.

Приведите примеры из чужих текстов, которые вам нравятся, от первого и от третьего лица (с внутренней фокализацией (глубокий фиксированный фокал одного персонажа, не фиксированный или множественный) и внешней (всевидящий/всезнающий автор).

 

Анализ фокала от первого лица. Произведение Светланы Гольшанской, «Нетореными тропами. Часть III. Книга V. Лесная хозяйка»

 

Пример внутренней фокализации: «….Я поперхнулась, волна дурноты, ставшая в горле комом, мешала говорить. — В том, что я боялась такой твоей реакции — презрения и ненависти. Я понимаю, что все это заслужила на свою голову. Но скажи, неужели все, что было после, для тебя ничего не значит? Неужели ты не чувствуешь мою искренность и считаешь все это ложью? Пожалуйста, дай нам шанс, шаг за шагом мы преодолеем все это, я буду очень стараться, намного сильнее, чем раньше, теперь уже точно не отвлекаясь ни на какие глупости. Пожалуйста, давай постараемся ради нашего ребенка!»

 

1.Насколько герои легко воспринимаются?

— Очень легко воспринимаются, несмотря очень откровенное, сложное размышление героев о ситуации, которая сложилась в прошлом. Ведь в данный момент герои страдают, каждый разумеется по своему. Если учесть, как я поняла по тексту, главным героям не мало пришлось пережить, то между ними в их личных отношениях тоже много чего произошло.(ведь остальные части я не читала, и это всего лишь моя догадка. Если я догадалась правильно, то автору браво, за   то, что ему удалось и в этом томе показать сюжет всей предыдущей истории)

2.Много ли места уделено оценкам и мыслям фокального персонажа?

— Автор очень много уделяет мыслям, размышлениям своих героев. Мне показалось, что именно на этом и концентрировался автор. Мне как читателю, очень понравился такой подход.

3.Как они выражаются?

— Мысли героев выражаются как в диалогах, так и в размышлениях. Плюс, есть такие такие моменты в тексте, еще и в обстановке, которая хорошо описана автором.

4.Объективно ли повествование от автора?

А что означает объективно?

Если слово объективно проще сказать, — это беспристрастно, непредубеждённо, справедливо, непредубежденно, независимо, честно. — То думаю, что да, повествование произведения объективно, то есть на мой взгляд правдоподобно.

5.Все, что вам захочется отметить.

— Хочу заметить, как умело автор сплел вместе мысли героев и обстановку.

(сама сейчас начала писать новый роман от первого лица, и произведение Светы для меня хороший пример. Есть конечно, еще и другие произведения коллег, которые тоже отлично написаны от первого лица. В общем фрейлин будет подглядывать.)

 

Анализ фокала от третьего лица. Произведение Филатова Валерия «Чужой поиск».

 

Пример внешней фокализации: « Он знал, что нельзя давать бойцам долго смотреть. Это когда людей много, смерть не так страшна, она вроде бы далеко от тебя. Нет, ты пугаешься, но испуг быстро проходит, ведь все происходит не рядом. А вот когда гибнет человек, с которым ты провел бок о бок много времени, когда он вчера сидел и смеялся, когда отряд небольшой, тогда потеря ломает. Смерть будто говорит — сегодня он, а завтра ты. И уже страх холодом на висках завладевает сознанием. Мысль стучит только одна — не хочу, не хочу, не хочу… »

 

1.Насколько герои легко воспринимаются?

— Главных героев много, и все они воспринимаются по-своему, я бы не сказала, что тяжело. Просто у каждого героя свой отдельный мир размышлений. И не удивительно, то, что происходит на глазах героев и вокруг них, навряд ли у них есть шанс думать одинаково, они могут лишь действовать сообща.

2.Много ли места уделено оценкам и мыслям фокального персонажа?

— Достаточно. Но думаю, это зависит еще от жанра. Навряд ли в боевике, авторы станут посреди боевой сцены вплетать романтику и розовые пузырьки. Не ну конечно, американцам всегда это удавалось в фильмах, обязательно должен присутствовать поцелуй, когда вокруг стреляют))))) так, что я думаю размышлений достаточно.

3.Как они выражаются?

— Ну как и практически во всех произведениях, в диалогах и поступках.

4.Объективно ли повествование от автора?

— Да, повествование автора правдоподобно. Тем более это реализм.

5.Все, что вам захочется отметить.

Повествованию не помешали бы, по среди всей этой боевой заварушки, цвета, ну хоть немного описаний чего-нибудь другого, не только стрелялок и взрывов. Я понимаю, жанр такой. Но вот у растений есть цвет, у одежды тоже, у водки есть запах)))) (Это так Валера, просто мелочи на заметку. Не обращай внимания)

 

Задание 2. Анализ своего текста

Пример из своего текста. Исторический роман «Тайны Ледяного Утеса».

 

Пример внутренней фокализации героини: «Как же прекрасно осознавать, что всё-таки жизнь — это праздник. Нужно пытаться жить полноценной счастливой жизнью, надо делать то, что ты хочешь и добиваться своих целей. Я никому ничего не должна. Все что у меня есть, это все мое и ничье больше. Я сама вольна распоряжаться своей жизнью. Я никогда не боялась рисковать ради своего счастья… »

 

Пример внешней фокализации героя: « Никогда прежде, ни с одной женщиной Дунстан Мак-Кинтайл не испытывал подобного удовлетворения. Он всегда умел придержать какую-то частицу себя, ничему и никому не отдаваться целиком. Но он понял, что от Вивианы он защитить себя не смог. Эта мысль потрясла его и заставила почувствовать себя ужасно уязвимым. Он принадлежал ей. Несмотря на все свои обещания, Дунстан позволил Вивиане проскользнуть мимо его бдительности, и завоевать свое сердце.»

(за ошибки прошу не ругать)

1.От какого лица у вас ведется повествование и почему вы выбрали именно его?

— Повествование ведется от третьего лица. Потому что, так проще описать всю обстановку сюжета, главных героев и в первую очередь, мысли и размышления героев. Но сложно, как я поняла для себя, спрятать интригу. Да от первого лица проще, так как автор ты не имеешь права влезать в мысли других героев, а значит они не рассуждают о ситуации, в которой находятся.

2.Насколько глубоко вы погружаетесь в точку зрения персонажа и почему, какие цели это помогает достичь?

— Думаю, я старалась глубоко вникнуть во внутренний мир героев и описать его, как мне это удалось или не удалось суди трудно. Почему? чтобы заинтересовать читателя и покорить внутренним миром героев. Ведь наши герои хоть и не реальные, но тоже особенные личности.

Цель тут одна, которая помогает, писать и рассуждать.

3. Допускаете ли вы авторские отступления?

— Авторское отступление — это вне сюжетный фрагмент в тексте. О, даже не знаю, хм, возможно, что где-то в описаниях окружающей среды я себе такое позволила. Или в описаниях новогоднего обряда, или в каких-то исторических данных.

4.Даете ли собственную оценку героям и событиям в тексте или остаетесь беспристрастным хронистом?

— Трудно ответить. Наверное, что скорее я не даю собственную оценку своим героям, я думаю они такие, какие есть. Могу только ответить на вопрос, если мне зададут, о том какой ваш герой человек, тогда могу дать оценку.

5.Следуете ли вы всем упомянутым в задании правилам или какие-то нарушаете? Почему?

— Думаю, что следую, не заметила, чтобы я нарушала какие-то правила. Да и когда пишешь от третьего лица, можно сделать только одну грубую ошибку, писать мысли героев не через их рассуждения, а постоянно от себя, от автора.

 

Задание 3. Упражнение с текстом

 

Выберите сцену из текста и опишите ее с точки зрения всевидящего автора и нескольких персонажей. Проанализируйте, как они изменились и какая сцена выглядит самой выигрышной.

Для примера взяла отрывок из романа Кэти МакГэрри — «А тебе слабо?»

Ох уж эти горцы — всегда покоряют меня своим темпераментом.

Ссыль loveread.ec/read_book.php?id=70458&p=1

 

1. Оригинально повествование фокала от первого лица. От главного персонажа.

«Началось с пустякового спора, а получилось развлечение на целый вечер. Сначала Крис на спор подбил меня взять телефон у девушки, стоявшей в очереди за билетами в кино. Потом я подначил его раздобыть номерок у спортсменки, отрабатывавшей удары на бейсбольной площадке. Чем больше нам везло, тем быстрее росли ставки. К сожалению, Крис обладает улыбочкой, от которой тает сердце любой девчонки, даже если у той уже есть парень.»

 

2. Опишите сцену с точки зрения всевидящего автора. То есть, переписную на фокал от третьего лица. Кэти прости меня...

«Все началось с пустякового спора, а получилось развлечение на целый вечер. Сначала Крис на спор уговорил своего друга взять телефон у девушки, стоявшей в очереди за билетами в кино. Потом Крис подначил его раздобыть номерок у спортсменки, отрабатывавшей удары на бейсбольной площадке. И чем больше парням везло, тем быстрее росли ставки. Но к сожалению, в отличие от своего друга, Крис обладает улыбочкой, от которой тает сердце любой девчонки, даже если у той уже есть парень.»

 

По мне так оба варианта супер.

 

3. Проанализируйте, какая сцена выглядит самой выигрышной.

«Крис обладает улыбочкой, от которой тает сердце любой девчонки, даже если у той уже есть парень.»

Думаю, концовка абзаца в повествовании самая выигрышная. Так как на этом эпизоде есть где развернуться, без разницы в каком фокале будет написан сюжет. После этого абзаца без проблем можно продолжить повествование. Кроме того, дает зацепку о характере главного героя.

 

Вот такой сегодня с меня получился психолог. Во взаимопроверке участвую. *chay*

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль