Внимание! Это задание очень архиважное для тех, кто собирается участвовать в Конкурсе крупной прозы, потому что там вас попросят предоставить синопсис и аннотацию к вашему произведению. Правил как всегда много, поэтому без долгих прелюдий… поехали!
Задание составлено по материалам Микаэлы и Фиал.
Общие принципы курса:
10 число — объявление задания,
10 — 24 число — выполнение задания,
25 число — распределение взаимопроверки, объявление списков в исходном топике,
25 — 10 число следующего месяца — чтение заданий друг друга, обсуждение.
Каждое выполнение задания оформляется участником в виде отдельной темы в блоге «Курсы»
Заголовок: Курс «Мастерство». Имя Участника — Название задания
Теги: клуб романистов, сессия 4, курс мастерство, имя участника, название задания
Последней строкой в тексте должно быть:
Участвую во взаимопроверке
или
Не участвую во взаимопроверке
За каждое выполненное задание участник получает баллы, равные стоимости задания.
Обсуждение и помощь по мере поступления работ приветствуются, за комментарии от 300 знаков начисляется дополнительный балл.
Участники взаимопроверки получают три задания, которые нужно прокомментировать до 10 числа следующего месяца.
Пока обязательства по взаимопроверке не выполнены (если 10 число следующего месяца уже прошло), участник не допускается ни до какой активности в клубе, но не может быть исключён из-за этого из состава сессии.
1. Синопсис
Синопсисом называется последовательный рассказ, который знакомит с действующими лицами, развитием сюжета и — обязательно! — развязкой. Это полноценный рассказ — отдельное литературное произведение со своей драматургией, языком, шутками и т.п. Обратите внимание на народные сказки: многие из них очень похожи на синопсис.
Важно! Синопсис всегда пишется в настоящем времени и не должен превышать 3000 знаков.
Что должно быть в синопсисе:
1. Герой
Это не просто <имярек> такой-то. Редактору важно и нужно дать минимальную, но при этом достаточную информацию о герое. Что это за информация?
- Имя
- Пол
- Возраст
- Профессия
- Основные черты характера
- Сюжетообразующий конфликт в произведении
2. Мир
Для редактора существует два основных пункта, по которым он оценивает мир вашего романа.
Где происходят события вашего романа? В космосе? В условном средневековье? Во время Второй мировой войны? И т.д.
В синопсисе редактор оценивает, насколько мир влияет на героя и сюжет вашей книги. Редактору по-настоящему важно видеть, что из всех возможных сеттингов вы выбрали именно тот, который позволяет вашей истории максимально раскрыться.
3. Сюжет
Сюжет – это отражение изменений, происходящих с главным героем. Это разрешение его внутреннего конфликта через преодоление конфликта внешнего.
Описание сюжета можно разложить на пять пунктов:
1. Ввод героя
2. Возникновение внешнего конфликта (ввод мира и антагониста)
3. Развитие обоих – внутреннего и внешнего – конфликтов в тесной связке друг с другом
4. Слом/преодоление/разрешение конфликта
5. Зацепка на будущее
Если у вас тьма побочных веток, второстепенных и третьестепенных персонажей с их локальными конфликтами, забудьте о них на то время, пока пишете синопсис. В синопсисе есть место только для главного героя, его конфликта и его истории.
В синопсисе мотивация главного героя должна прослеживаться от первого его шага и до последнего.
Но кроме этого, синопсис должен быть рассказан настолько увлекательно, насколько это в принципе возможно. Так, чтобы читаться взахлёб.
4. Язык
Синопсис – это не тезисный план вашего романа. Отнюдь. Синопсис – это ваша авторская визитная карточка, по которой редактор будет судить о вас: о вашем авторском стиле, о вашем умении интриговать, удерживать читательское внимание и т.д.
Еще несколько правил:
1. Никакого сухого перечисления фактов и действий
Нужно постараться написать синопсис так, чтобы вызвать у редактора сопереживание вашему персонажу. Поэтому пишите сочно, не бойтесь добавлять ярких красок, экспрессии и ставить в конце предложения знак вопроса. Почему так? Потому что редактор — это тоже человек, тоже читатель. К тому же вынужденный читать по сотне синопсисов в день.
Если он начнёт зевать после первой же строчки, это будет провал.
2. Никакого засилья причастных и деепричастных оборотов
Пишите просто и понятно.
3. Одна законченная мысль – один абзац
Синопсис не должен выглядеть монолитным куском текста.
Источники:
Шпаргалка для писателя: синопсис
Справочник писателя: как написать синопсис романа
Школа вдохновения: пишем синопсис!
Ты-автор: синопсис. Что это такое и как его написать
2. Аннотация
Аннотация — это рекламное объявление для вашей книги. Покажите, что именно вы продаете и для кого предназначается ваш товар, а также дайте гарантии качества. Размер аннотации не должен превышать 650 знаков.
Как писать аннотацию?
«Скелет» аннотации выглядит примерно так:
• Декорации: где и когда происходит действие?
• Представляем героя: кто он такой? Почему его судьба должна заботить читателя?
• Показываем проблему, с которой сталкивается герой. Что герой теряет или может потерять? Это «что-то» должно быть крайне важным для него.
• Задаем вопрос (сумеет или не сумеет герой решить проблему?), дразним читателя или приводим решение.
Необходимые качества завлекательной аннотации:
Простота
Текст аннотации должен сводиться к одной ключевой идее и отвечать на вопрос: О чем эта книга? Как бы ни было жаль всех остальных красот, их нужно оставить за бортом.
Неожиданность
В аннотации должен присутствовать намек на нетривиальность: необычная идея, необычная фраза или хорошая шутка. Но необычность — штука тонкая. Главный секрет: на первый взгляд идея должна казаться странной, из ряда вон выходящей, и лишь через секунду-две человек понимает, что речь идет о логичном явлении или здравом высказывании. Но с необычностью очень легко переборщить. Распознавание должно быть чуть замедленным: если этого не будет, идея покажется банальной (слишком быстрое распознавание) или глупой (слишком медленное).
Нехватка знаний
Когда человеку интересна какая-то тема, ему хочется подробностей. Интерес может возникнуть и тогда, когда читатель обнаруживает белое пятно в привычном и логичном. Не стоит ждать, что читатель сам задастся нужными вопросами. Автор должен подвести к этому: дать вводную и показать, что для полноты картины не хватает какого-то звена.
Конкретика
Аннотация должна описывать конкретные действия, задевать конкретные эмоции и описывать конкретные проблемы.
Убедительность и правдоподобие
Очень важно, чтобы читатель расценил вашу книгу как достойную прочтения. Самый простой способ — вставить в текст аннотации яркие, запоминающиеся детали, о которых может знать только эксперт. То же самое касается красивого слога: если вы хотите убедить потенциального покупателя, что книга написана изысканным языком, пишите аннотацию в выбранном вами ключе.
Эмоциональность
Аппелируйте к эмоциям, рассказывайте не о героях вообще, а о конкретном персонаже. Людям гораздо проще сопереживать не десяткам шахтерам, которых завалило в тоннеле под землей, а шахтеру дяде Васе, у которого есть маленькая дочка и любимая жена.
Наличие истории
К аннотации следует относиться как к крошечному рассказу с главным героем и конфликтом.
Задание 1. Синопсис (стоимость — 2 балла)
Пишем синопсис к своему тексту (а можно и заодно к прочитанному тексту соседа, многие как раз советуют, чтобы синопсисы писали читатели, а не авторы, но тут уж исключительно по вашему желанию). Размер не должен превышать 3000 знаков с пробелами. У меня синопсис на текст в 30 алок влез в этот размер, а если я смогла, значит, и вы сможете. Дерзайте!
Задание 2. Аннотация (стоимость — 2 балла)
Напишите аннотацию размером не больше 650 знаков с пробелами, которая бы показывала ваш текст в выигрышном свете.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.