Курс «Мастерство» - #5: Конфликты
 

Курс «Мастерство» - #5: Конфликты

+18

Теории очень много. Она очень сложная. Так что без прелюдий… погнали!

Конфликт в литературе

Литературоведы понимают конфликт как столкновение противоположных взглядов действующих лиц. Психологи определяют его как столкновение противоположных интересов (целей, позиций, мнений, взглядов и тп.) на почве соперничества; это отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

Следовательно, конфликт в литературном произведении имеет много общего с житейскими конфликтами. В жизни нам важнее результат (или исход) конфликта, а при создании литературного произведения важен не только результат, но и процесс развития конфликтной ситуации. Поэтому знание основ конфликтологии обязательно пригодиться драматургам и прозаикам (и не только в работе).

Типология конфликтов

Классификаций существует множество. Во-первых, конфликты можно разделить на внешние и внутренние.

Внешний конфликт – это противоречие между отдельными людьми (или группами людей). Он может быть межличностным (с участием двух человек), межгрупповым ( один человек против группы или группа против группы) и глобальным. Конфликты могут классифицироваться в зависимости от сферы или области деятельности, в которых они происходят:

1) семейные;

2) трудовые или производственные;

3) бытовые;

4) политические;

5) религиозные и т. д.

Внутренний конфликт разворачивается в душе героя и представляет собой столкновение противоречивых чувств, желаний, целей, взглядов и т. д. Наличие   внутреннего конфликта делает персонаж более объёмным и живым, а, следовательно, и более интересным. Хотя каждый писатель сам решает, включать в произведение внутренний конфликт или не включать. В психологии выделяют шесть типов внутренних конфликтов:

нравственный конфликт, в котором чувство долга вступает в противоречие с желанием персонажа

конфликт нереализованного желания, в котором персонаж хочет добиться чего-либо или кого-либо, но обстоятельства не позволяют ему это сделать

адаптационный конфликт – конфликт между возможностями персонажа и требованиями к нему

конфликт неадекватной самооценки

невротический конфликт, который возникает в результате длительного внутриличностного конфликта

Структура конфликта

Теперь рассмотрим структуру конфликта. В каждом конфликте непременно есть субъекты или участники (в конфликтах внутренних субъектами являются противоречивые чувства, желания и т. д.)

Автору литературного произведения приходиться оценивать происходящее с точки зрения каждого из участников описываемого им конфликта. Таким образом, при смене точки зрения меняется отношение к ситуации. При этом каждый из участников конфликта, как правило, абсолютно уверен в своей правоте, даже если он объективно не прав.

С точки зрения выполняемых функций участники конфликта делятся на основных и косвенных. Основные участники конфликта – это те персонажи, чьи противоборствующие интересы лежат в основе конфликтной ситуации.

А все остальные участники конфликта называются косвенными и среди них можно выделить так называемые группы поддержки.

В каждом конфликте непременно должен быть зачинщик (или по научному инициатор) то есть тот, кто берёт на себя инициативу в развязывании конфликта. Зачинщиками могут быть как основные, так и косвенные участники. Больше того, зачинщик может вовсе не участвовать в конфликте.

Также у конфликта могут быть организаторы — группа лиц (или отдельное лицо), разрабатывающий общий план противоборства с оппонентом с целью разрешения противоречия в свою пользу.

У основных участников конфликта могут быть пособники то есть лица, которые помогают участникам конфликта в его развязывании, организации и развитии.

В конфликте также могут принимать участие посредники – то есть независимые и авторитетные помощники, призываемые основными участниками конфликта для решения проблемы.

Чтобы конфликт литературного произведения получился по-настоящему захватывающим, необходимо наделить основных участников примерно равными возможностями. К примеру, более слабый противник получает некое средство способное резко повысить степень влияния на ход событий.

Под предметом конфликта психологи понимают всё то, по поводу чего возникло противоборство. Однако предмет конфликта может быть и только материальным но и психологическим.

Кроме того, каждый из участников конфликта должен иметь достаточно серьёзную причину для участия в конфликте или, как говорят психологи, мотивацию. Ради чего ваш персонаж участвует в конфликте? Что он хочет в результате получить? Выделяются такие мотивы как

• мотив стремления к власти

• мотив самоутверждения то есть стремление утвердить себя в социуме, связанное с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием.

• мотив идентификации с другим человеком, то есть стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.).

• мотив саморазвития то есть стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию

• мотив достижения то есть стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности

• мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми

• мотив аффилиации то есть стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними

• процессуально-содержательный мотив то есть стремление выполнять ту или иную деятельность, просто потому что деятельность эта человеку нравится.

• мотивы избежания неприятностей то есть стремление избежать возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности

Этапы развития конфликта

Теперь рассмотрим, как обычно зарождается и развивается конфликт. Всё начинается с возникновения проблемной ситуации, которая создает предпосылки для будущего конфликта.

Чтобы проблемная ситуация переросла в реальную опасность, её необходимо осознать (и это осознание является вторым этапом первого латентного периода развития конфликта).

После осознания проблемы стороны могут предпринять попытки разрешить проблемную ситуацию неконфликтными способами.

В литературном произведении все попытки решить дело миром если и имеют место быть, то обязательно заканчиваются провалом. И конфликт перетекает в следующую стадию, проблемная ситуация превращается в предконфликтную. Если на стадии проблемной ситуации конфликта ещё можно избежать, то в ситуации предконфликтной взрыв практически неизбежен, поэтому психологическая напряженность резко возрастает. Потенциальная угроза превращается в непосредственную.

Одна из сторон предпринимает активные действия против другой (то есть возникает инцидент – первое столкновение сторон). В литературе конфликт обязательно развивается дальше как череда столкновений. Процесс этот носит название эскалации и характеризуется нарастание психологического напряжения, увеличением количества участников (переход межличностного конфликта в междугрупповой), применением насилия.

В литературе эскалация обычно переходит в кульминацию (момент наивысшего напряжения), после которой конфликт, так или иначе, разрешается.

Глобальный литературный конфликт очень часто снимается физическим уничтожением антагониста, особенно если тот воплощается собою вселенское зло. В житейском же конфликте эскалация обычно переходит в так называемое сбалансированное противодействие, в ходе которого интенсивность противоборства снижается.

Обе стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не даст результата, и переходят к поиску решения проблем. Наилучшим, хотя и не всегда возможным разрешением личного конфликта могут стать взаимные уступки или компромиссы.

После того как решение найдено, конфликт вступает в финальную постконфликтную стадию, в ходе которой наступает сначала частичная, а затем полная нормализация отношений между участниками конфликта. После этого конфликт считается исчерпанным. Осталось только коротко пересказать, как сложилась дальнейшая жизнь основных персонажей.

Источник

Анализируем конфликт в своем произведении (6 баллов)

Задание у нас будет всего одно, но не менее объемное, чем теория: проанализировать структуру конфликтов, происходящих в ваших произведениях. Можно использовать схему:

<b><u>Глобальный конфликт:</u></b>
<b>Предмет:</b>
<b>Участники и их роли:</b>
<b>Мотивы:</b>
<b>Возникновение проблемной ситуации:</b>
<b>Осознание проблемы:</b>
<b>Попытки разрешить ее неконфлитным способом:</b>
<b>Предконфликтная ситуация:</b>
<b>Эскалация конфликта (противодействие): </b>
<b>Кульминация (наивысшее напряжение):</b>
<b>Развязка (разрешение конфликта):</b>

<b><u>Межгрупповой конфликт:</u></b>
<b>Предмет:</b>
<b>Участники и их роли:</b>
<b>Мотивы:</b>
<b>Возникновение проблемной ситуации:</b>
<b>Осознание проблемы:</b>
<b>Попытки разрешить ее неконфлитным способом:</b>
<b>Предконфликтная ситуация:</b>
<b>Эскалация конфликта (противодействие): </b>
<b>Кульминация (наивысшее напряжение):</b>
<b>Развязка (разрешение конфликта):</b>

<b><u>Межличностный конфликт:</u></b>
<b>Предмет:</b>
<b>Участники и их роли:</b>
<b>Мотивы:</b>
<b>Возникновение проблемной ситуации:</b>
<b>Осознание проблемы:</b>
<b>Попытки разрешить ее неконфлитным способом:</b>
<b>Предконфликтная ситуация:</b>
<b>Эскалация конфликта (противодействие): </b>
<b>Кульминация (наивысшее напряжение):</b>
<b>Развязка (разрешение конфликта):</b>

<u><b>Вунтреличностный конфликт:</b></u>
<b>Предмет:</b>
<b>Участники и их роли:</b>
<b>Мотивы:</b>
<b>Возникновение проблемной ситуации:</b>
<b>Осознание проблемы:</b>
<b>Попытки разрешить ее неконфлитным способом:</b>
<b>Предконфликтная ситуация:</b>
<b>Эскалация конфликта (противодействие): </b>
<b>Кульминация (наивысшее напряжение):</b>
<b>Развязка (разрешение конфликта):</b>

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль