Тренажёрный зал. Гусеница и нарубка
 

Тренажёрный зал. Гусеница и нарубка

18 февраля 2013, 01:08 /
+7

Правила тут

 

Снаряд: гусеница и нарубка

Тип снаряда: стилистика

Вес: большой

Подход: двойной

 

Признанные авторы классики, как правило, имеют свой узнаваемый авторский стиль. А вот начинающего автора предостерегают от того, чтобы именовать то, что у него получается – авторским стилем. И не напрасно. Редко рождается человек с настоль сильным чувством речи, чтобы сразу отлично писать. Обычно сперва им проходится долгий и сложный путь для оттачивания слова, чтобы найти свой метод передачи мысли. Поэтому не рекомендуется сразу то, что получается, считать достигнутой вершиной.

Там, где классические писатели, могут, не сбивая руки, писать одинаково и экшен и описания, и это всё равно будет читаться отлично, автору начинающему всё-таки рекомендуют разнообразить методы подачи информации, чтобы прийти к своей «золотой середине», своему авторскому стилю позже.

Как минимум, стоит попробовать себя в написании двух диаметрально противоположных формах: «гусеница» и «нарубка». Чаще всего и то, и другое в произведениях начинающих называют ошибкой. Но ошибка не в присутствии таковых предложений, а, как правило, в их неуместности — либо ни на том месте (например, не стоит текст начинать с «гусеницы»), либо форма не передаёт содержание (экшен, допустим, хорошо передавать нарубкой, а не гусеницей), либо создаются не те эмоции. Попробуем посмотреть, как это у наших замечательных классиков.

 

Знакомый всем со школьной парты текст:

Вошедши в зал, Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный. Всё было залито светом. Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета, когда старая клюшница рубит и делит его на сверкающие обломки перед открытым окном; дети все глядят, собравшись вокруг, следя любопытно за движениями жестких рук ее, подымающих молот, а воздушные эскадроны мух, поднятые легким воздухом, влетают смело, как полные хозяева, и, пользуясь подслеповатостию старухи и солнцем, беспокоящим глаза ее, обсыпают лакомые куски, где вразбитную, где густыми кучами. Насыщенные богатым летом, и без того на всяком шагу расставляющим лакомые блюда, они влетели вовсе не с тем, чтобы есть, но чтобы только показать себя, пройтись взад и вперед по сахарной куче, потереть одна о другую задние или передние ножки, или почесать ими у себя под крылышками, или, протянувши обе передние лапки, потереть ими у себя над головою, повернуться и опять улететь и опять прилететь с новыми докучными эскадронами.

(«Мёртвые души» Н. Гоголь)

Предложения огромны, громоздки, тянутся длинной цепочкой, словно вереница образов вползает в нашу голову, заставляя сонно прикрывать глаза. В сетературе инет-критики часто называют такое «гусеницей».

А это тоже классика. Надеюсь, узнаваемая:

Мужики завели лошадей во двор. Стояли без шапок, косясь на слюдяные окошечки боярской избы. Туда, в хоромы, вело крыльцо с крутой лестницей. Красивое крыльцо резного дерева, крыша луковицей. Выше крыльца — кровля — шатром, с двумя полубочками, с золоченым гребнем. Нижнее жилье избы —

подклеть — из могучих бревен. Готовил ее Василий Волков, под кладовые для зимних и летних запасов — хлеба, солонины, солений, мочении разных. Но, — мужики знали, — в кладовых у него одни мыши. А крыльцо — дай бог иному князю: крыльцо богатое...

(«Пётр I» А. Толстой)

Здесь пример рубленного текста. По минимуму дополнений, оборотов, по минимуму описаний, а что-то и «отрублено» тире, словно предложение порубили. Это – нарубка.

И тот случай и другой – хороши на своём месте. Являясь противоположностью, они идеально отображают различные действия, подчас красиво и сочно объединяясь в произведениях:

— гусеница хороша для описаний, мыслей, лирического настроя, нарубка – для экшена.

— гусеница хорошо передаёт ощущения и эмоции, а нарубка – действия и внешнюю картину.

— гусеница создаёт настрой эмоционально пассивный, на восприятие, а нарубка – активный, на участие читателя в действиях героя.

И то и другое нужно хорошему тексту. Но всё — в меру, конечно.

А мы, в поисках своей «золотой середины» стиля попробуем «взять» сложный снаряд.

Снаряд:

1) Берём любой отрывок из своего произведения или пишем новый в несвойственной для себя форме (любим гусеницы – пишем нарубку, любим нарубку – пишем гусеницы)

2) Берём выше выложенные отрывки любимых классиков и переписываем их под стиль-антипод (как минимум – под золотую середину)

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль