Книга «Безумный корабль» продолжает наше путешествие по удивительно-реальному и вместе с тем волшебному миру «Элдерлингов (Старших)». Воспринимать ее в отрыве от начала («Волшебный корабль») и окончания («Корабль Судьбы») невозможно – повествование соткано без швов и разрезов. Пружина, закрученная в первой части, сохраняет напряжение, подталкивая героев на воистину неожиданные поступки. Но, как говорит Робин Хобб, нет исключительных случайностей – есть лишь судьба.
Несколько параллельных потоков сюжета набирают обороты и обещают соединиться в захватывающей кульминации. Но не теперь – еще рано. Пока каждый герой борется со своими ветряными мельницами, рвется к заветным мечтам и сокровенным целям и понимает по дороге, что нужно-то на самом деле совсем другое. В общем – все как в жизни. Но на фоне бури человеческих эмоций разворачивается истинная трагедия племени драконов и змей, отчаянно борющихся за каждый глоток памяти. А вместе с тем тщетные метания Янтарь в попытке заставить монету судьбы упасть верной стороной. Только главное – узнать, которая сторона верна. Да и людям еще предстоит понять – что принесет им возрождение волшебных созданий?
Чтение книги уносит реальность прочь. И до безумия не хочется отрываться. Для описания этого чувства очень подходит цитата о снах, навеянных драконицей Рейну Хурпусу:
Проклятие же, которое несли в себе подобные сны, проявляло себя очень медленно и постепенно. Он совсем не отдыхал во сне и просыпался так, словно не спал вовсе. Его притягивала и влекла та, другая жизнь, часы же бодрствования становились временем недовольства и беспокойного ожидания.
Живой корабль «Проказница» вместе с несостоявшимся жрецом Уинтроу находится в руках пирата Кеннита. Смертельно больного пирата, лишенного ноги морской змеей. И Уинтроу заключает с ним сделку – жизнь за жизнь. Юному недоученному лекарю предстоит сложнейшая операция.
Лучший способ отбросить ненужные страхи и набраться решимости — это прикинуть, чем в наихудшем случае может кончиться затеянное дело.
Но Кеннит все равно шагает за край жизни. И Проказница с Уинтроу делают все возможное, чтобы его вернуть и выжить самим. И при этом проникают в колючие дебри его души.
Конца нет. Жизнь не прерывается никогда. Нет никакой окончательной тьмы, которой следовало бы страшиться. Никакого внезапного прекращения бытия. Изменение — да. Но ведь нас и каждый новый вдох изменяет… Пока происходят изменения, происходит и жизнь. Перемен не стоит страшиться.
Но это же часть тебя! Ты должен это хранить! Ты не можешь отделять и отбрасывать части своей души просто потому, что они причиняют тебе боль! Признай их — и живи дальше!
Ты… весь рассыпался. Словно витраж… на маленькие кусочки. Из скольких частиц, оказывается, состоит человек… я и не знал...
Поначалу спасая пирата ради собственного благополучия, Уинтроу все лучше узнает и самого Кеннита, и его команду и его женщину Этту. Уинтроу неуловимо меняется с каждой строкой, с каждым событием, с каждым штормом. Этта помогает ему осознать себя, свой путь и двигаться дальше. Каждому человеку рано или поздно приходится пройти через подобное.
Назад вернуться нельзя. Та часть твоей жизни кончилась навсегда. Так что лучше отложи ее в сторонку как нечто пройденное и оставленное… Завершенное или нет — но невозвратимое. Да и кто может решать о том, что ему «предначертано»? Определись, где ты и что ты в данный момент, и на этом основании действуй, да старайся наилучшим образом использовать все, что под руку подворачивается. Прими свою жизнь такой, какова она есть… и, может быть, выживешь. А если начнешь отстраняться, твердя, что это-де не твоя жизнь, не твое «предназначение», жизнь так и пройдет мимо тебя. Ты, возможно, и не помрешь от собственной глупости… но и жить толком не будешь.
Озарение — это всего лишь правда, осознанная в подходящий момент.
Если в самом деле именно такова Твоя воля, о Са, дай же мне сил с радостью нести эту ношу.
Мудрый ищет кратчайший путь к душевному равновесию. И этот кратчайший путь — принимать действительность такой, какова она есть.
Поворотным моментом болезни Кеннита становится признание и принятие потери ноги. Так важно порой осознать, насколько относительны беды нашей жизни.
Какой глупостью было вообразить, будто Госпожа Удача от него отвернулась, позволив морскому змею оттяпать ему ногу. Вздор! Наоборот, именно она помогла ему выжить. Какая смехотворная потеря — всего лишь нога!..
Жестокосердечнй Кеннит сам не может понять необъяснимой привязанности к Уинтроу. Но он заменяет мальчику отца. Проказница чувствует, что все это неспроста, что нет ничего случайного.
Все идет по кругу. Круг вращается… круговорот. Ничто не останавливается, ничто не теряется, все лишь возвышается по спирали. Как нити на катушке, Уинтроу. Круг за кругом, слой за слоем… И только нить все та же…
Именно в этот период Уинтроу мужает, обретает себя и влюбляется. Очень точными оказались слова о романтических балладах – по-настоящему их может понять лишь влюбленный человек.
Зато все трагично-романтические баллады, которые он когда-либо слышал, все сказания о злополучных любовниках, прежде казавшиеся ему такими безвкусными в их сопливой чувствительности, — о, теперь-то он понимал, какую великую правду они в себе содержали.
Меняется и Этта. Она учится читать, оттачивает на Уинтроу гибкий ум и острый язычок, и наконец-то возвращает себе способность чувствовать и дружить. Только одно в ней постоянно – бесконечная преданность и любовь к Кенниту.
Неужели она заново выучилась испытывать ощущения лишь для того, чтобы чувствовать боль?.. Зачем любить, если всякую боль придется в муках утрачивать?..
Неизменным остается лишь Кеннит. Единственно важное для него – успех и удача. Чтобы никто не знал о его провалах и боли. Даже ценой людей, которые в него верят, которые его любят. Человек с искалеченной душой. И в следующей книге мы обязательно поймем – почему он такой.
Альтия Вестрит по-прежнему живет мечтой вернуть Проказницу. Живой корабль «Офелия» и семейство Тернира возвращают ее домой в Удачный. Она получает заветный ярлычок, свидетельствующий о превосходных навыках моряка – первый шаг на пути к цели выполнен. К тому же молодой Грейг Тернира делает ей предложение. Жизнь налаживается. Что еще можно пожелать? Но такая жизнь Альтии и даром не нужна! Сердце бесстыдно колотится при мыслях о Брешене, с которым они расстались более чем некрасиво. Да и стать примерной купеческой женой она не готова. И никогда не будет готова. Все ее мысли лишь о капитанстве на «Проказнице». Грейг для Альтии – слишком хороший и… правильный?
Выслушивая эту речь, Альтия испытала очень сложные чувства. Причем такие, поделиться которыми с Грэйгом ну никакой возможности не просматривалось. И самым первейшим и важным ощущением было отсутствие какого бы то ни было желания целоваться с человеком, которому для этого сперва требовалось разрешение
В Удачном ее встречает Янтарь, которая видит ее насквозь и как всегда подбирает самые верные и нужные слова, которые полезно услышать не только Альтии, но и всем читателям.
Любовь — это не просто уверенность в другом человеке. Мало знать, чем он готов поступиться ради тебя. Надо еще разобраться, чем готова пожертвовать ты.
— Я не хочу быть ветром у него в парусах. Я бы предпочла, чтобы кто-то другой стал им для меня.
— Тебе нужен спутник, который пойдет туда же, куда и ты. Следом за твоей мечтой. Потому что свою собственную ты кому бы то ни было под ноги бросать не намерена.
— Но почему любовь непременно «дается», «стоит», «обходится»? Почему, где любовь — там долг и необходимость? Почему люди не могут любить подобно мотылькам, которые встречаются солнечным утром и расстаются, когда до вечера еще далеко?
— Да потому, что они люди, а не мотыльки.
— Но почему люди не могут любить друг друга и при всем том оставаться свободными?
Янтарь потерла утомленные работой глаза. Потом задумчиво потянула висевшую в ухе серьгу.
— И такое бывает, — произнесла она с сожалением. — Правда, такая любовь обычно дается труднее всего… — Она подбирала и нанизывала слова так же тщательно, как перед этим — бусины. — Чтобы любить человека подобным образом, надо, прежде всего, признать, что его жизнь так же важна, как и твоя. Это нелегко. Еще тяжелее уяснить, что у него, может быть, имеются нужды, которые ты не можешь удовлетворить. И что у вас обоих могут найтись дела, которые приведут к долгой разлуке. Тут тебе и одиночество, и сомнения, и неутоленная страсть...
Но для Янтарь, как всегда, на первом месте долг перед миром. Она ищет истину в пророчествах и пытается изменить мир. Даже страшно представить ее смятение и метания. Словно путник, пробирающийся в тумане, она сама толком не понимает, куда идти. Лишь знает – дойти нужно, во что бы то ни стало.
Нет времени… его нет… да и не было никогда. Завтра может и не наступить, но вереница «сегодня» сплетается в цепь, и «сейчас» — это единственный срок, который нам дан, чтобы что-нибудь предпринять...
Янтарь. Лишенная запаха. И для читателя она остается неуловимым чудом, притягательным и пугающим, любопытным и не мудрым (по ее словам). Но ее речи пронизаны откровениями и искрятся истиной. Мне трудно представить существо мудрее. Просто она старается всегда не для себя. А для мира. Вот только «спасибо» он ей никогда не скажет.
В душе ее подруги-резчицы было множество крепко запертых дверей, пытаться открыть которые было дело бесперспективное.
Я, знаешь ли, привыкла держать ухо востро. Любовь к слухам и сплетням мне не однажды жизнь спасала.
У Янтарь были очень странные глаза… И дело было не только в их цвете. Цвет некоторым образом не играл никакой роли, потому что в глазах была душа, и эта душа тянулась к ней.
Альтия только диву давалась, как быстро приспособилась эта женщина к изменившимся условиям жизни и отношениям между людьми.
— Не мы с тобой. Я и опять я. Я чувствую, что нас тут двое…
— Я тоже иногда так себя чувствую, — легко согласилась Янтарь.
Порою, когда она работала, у Совершенного возникало ощущение, что она пребывала где-то очень далеко. Он спросил:
— Ну и кто же этот другой в тебе?
— Ну… То есть… Один мой друг. Мы очень много разговаривали, всем делились… Вот я теперь и ловлю себя на том, что иногда продолжаю с ним беседовать. Даже знаю, что он мне ответил бы...
Но больше всего меня поразила вот эта короткая фраза:
Я, когда захочу, могу любой пень обаять.
Это значит, что она могла «обаять» Фитца. Но не стала и не станет этого делать. В ней слишком много внутреннего благородства и… она слишком любит его.
Брешен Трелл, опустившись на самое дно, привозит в Удачный известие о пленении Проказницы. Именно Янтарь сводит разные нити в один узел и позволяет осуществиться невозможному: спуску Совершенного на воду под командованием Брешена. Так для Альтии на время отступает проблема выбора жизненного пути и во весь рост предстает проблема по имени Брешен Трелл. Янтарь заставляет Брешена, находящегося на грани наркотической зависимости от циндина, вновь поверить в себя и стать капитаном (на самом деле это всегда было его заветной мечтой).
Человека следует судить по тому, кто он есть, а не по тому, кем он был когда-то.
— Половина всех зол в этом мире совершается именно оттого, что добрые и славные люди просто стоят в сторонке и ничего не делают. Надо творить добро. И даже если ты сам не веришь, что оно превозможет.
— И если заранее знаешь, что глупо даже пытаться?
— В таких случаях особенно. Именно так это и происходит. Ты разбиваешь себе сердце о холодный камень этого мира. Ты просто бросаешься на него, держа сторону добра, и не задумываешься о цене. Только так это и делается...
Люди почему-то склонны думать, будто мужество — это не дрогнув смотреть в лицо смерти. Но вот это-то как раз по силам почти каждому. Многие способны в момент смерти стиснуть зубы и удержаться от вопля… Нет, Трелл. Мужество — это не дрогнув смотреть в лицо жизни. Нет, я не о тех случаях, когда верная дорога трудна, но в конце ждет слава… Я о том, чтобы бесконечно терпеть скуку, грязь и неудобство на этом пути.
Совершенный, безумный корабль – последняя возможность Альтии вернуть Проказницу. Янтарь покупает искалеченный поколениями людей слепой корабль и организовывает его спуск на воду, постоянно борясь с резкой сменой его настроения и приступами агрессии. Но делает она это не только и не столько ради достижения цели. Мы знаем ее – она смогла бы найти тысячу других способов. Нет, она любит Совершенного, она хочет, чтобы он вновь поплыл. Но ему слишком трудно. Он постоянно скатывается обратно в пучину безумия.
Вчерашний день мы все равно не в силах изменить. Мы с тобой говорим о том, что будет завтра.
Вот так взять и решить быть счастливым? Забыть все, что со мной сделали и радоваться жизни?
К середине книги вместе с Совершенным мы начинаем догадываться о некоторых причинах безумия:
Он пытается переосмыслить свою жизнь. Он как мальчик на пороге юности. Пришел к выводу, что все оказалось не так, как он веровал раньше, и вырабатывает новые взгляды на мир…
И постигаем истину, которую полезно знать каждому:
Быть может, величайшее открытие, которое суждено совершить каждому, — это обнаружить, что ты сам способен решать, кем тебе быть и каким.
А тем временем происходит крушение Удачного. Прибытие сатрапа Джамелии, столичный заговор, внешний враг в лице Калсиды и внутренние раздоры между старыми торговцами, жителями Дождевых Чащоб, «новым купчиками» и рабами уничтожают привычным мир до основания. И у людей в который раз не остается ничего, кроме мужества. Хочется встать рядом с ними в один ряд и поверить в хваленый Удачнинский дух, который обязательно поможет им выжить.
Покамест еще длится сегодняшний день. И он — часть твоей жизни.
Дом должен был продолжать существовать, иначе нельзя. Обязательно где-то должно быть место с крепкими стенами и раз навсегда заведенным порядком.
Малта Вестрит в считанные дни действительно взрослеет. Известие о возможной гибели любимого папочки заставляет ее по-новому взглянуть на свои прошлые выходки и убеждения. На наших глазах она превращается из вызывающей лишь раздражение маленькой стервы в сильную и решительную женщину. И это превращение настолько же убедительно, как и их с любовь с Рейном Хурпусом.
Нельзя рассчитывать на мужчин. Даже на облеченных взаправдашней властью. Даже на тех, кто тебя действительно любит.
— Ты зарабатываешь себе будущность, Малта Вестрит. Ибо если подумать, чем обязан тебе завтрашний день?
— Завтрашний день?.. Обязан? Мне?
— Завтрашний день воздаст тебе по сумме дней вчерашних. Не более. Но и не менее. Иные из людей, знаешь, даже желали бы, чтобы завтрашний день не расплачивался с ними… так уж сполна.
Только зарождающиеся отношения с Рейном удивляют Малту – настолько они отличаются от порядка, заведенного между ее родителями.
Она и понятия не имела, что мужчина может искренне просить прощение, а женщина – легко прощать.
— Я прощаю тебя. Произошла ошибка, и все.
Она и понятия не имела, как просто окажется выговорить эти слова. Значит, ей не придется носить на душе камня!.. Она смогла перешагнуть через случившееся. Камень на душе не станет камнем за пазухой, который она извлечет когда-нибудь позже, когда вознамерится от него что-нибудь добиться. Быть может, они м ним вообще не будут заниматься этим в отношении друг друга — выяснять, кто в чем больше виноват и кто кем управляет?..
Но главное предназначение этой красивой пары, попавшей под влияние драконицы Тинтальи еще не раскрыто. Тайными тропами направляет провидение семейство Вестритов к исполнению великого предназначения. Дождутся змеи освобождения Той Кто Помнит? Взметнется в небо синим чудом королева драконов?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.