Маркус Зузак. «Книжный вор»
 

Маркус Зузак. «Книжный вор»

+8
  • Маркус Зузак
  • Книжный вор

Это одна из, как принято сейчас говорить, «трендовых» книг. Её модно читать, обсуждать, хвалить или ругать. Причём если хвалить – то непременно с придыханием, а ругать – обязательно с пеной у рта. Сразу замечу, я буду делать и то, и другое. За благоговейность придыхания или густоту пены, впрочем, поручиться не могу. И рекомендую читать в оригинале — переводы, которые я видел, достаточно «косячны».  

Действие книги происходит в нацистской Германии, с 1939 по 1943 годы. Но роман этот и не о мрачных тайнах верхушки третьего рейха, и не о героях антифашистского подполья, и не о Холокосте. Хотя что это я? Он в какой-то степени и о первом, и о втором, и о третьем. И ещё много о чём. Но всё-таки в первую очередь – о самых обычных людях. Точнее, в основном об одном человеке – девочке Лизель Мемингер, той самой «воровке книг», воспитывающейся в приёмной семье в маленьком городке Молькинг. Неподалёку от Мюнхена. На «исторической родине» нацизма, так сказать. Со всеми вытекающими. Потому что ей любить фюрера совершенно не за что. Как, впрочем, и её приёмным родителям.

Вся магия этой истории, как это ни странно прозвучит – в её совершеннейшей обыкновенности. И все её участники – тоже самые обычные люди. Но вот именно это-то и трогает. По крайней мере, тронуло меня. И дело тут не в «стандартных слезодавилках», коих по тексту можно накопать предостаточно. В том-то и фокус: за душу берёт совсем не то, что девочка осталась без родителей, что на её глазах умер младший брат, что живётся ей и её приёмной семье трудно и голодно. Это, как ни странно, воспринимается всего лишь как фон. Декорации. Декорации к чему? Как ни высокопарно это прозвучит – к любви. И вот эта-то загвоздка: как обыкновенные люди, совсем не герои, при всей античеловечности окружающей жизни, при всей своей внешней грубости и неотёсанности, умудряются любить друг друга, несмотря на обстоятельства, – а иногда просто-напросто рискуя жизнью ради другого, – вот она, наверное, и есть главное достоинство истории про девочку Лизель.

Ещё один бесспорный плюс книги – реалистичные, объёмные характеры героев. Подростковая психология передана вообще великолепно. Позволю себе только один пример:

— Свинух, — рассмеялась она и, вскидывая руку, совершенно четко поняла, что в тот же миг Руди назвал ее свинюхой. Мне думается, это уже любовь — какая только возможна в одиннадцать лет.

А теперь о недостатках. По существу, недостаток один, но очень большой. Рассказчик. Книга написана от лица Смерти. Но проблема не в этом, а в том, что этот Смерть (он там вроде как мужского пола) претенциозен, вычурен и неестественен до крайности. Как только автор забывает про рассказчика-Смерть, перестаёт разводить дутый пафос вкупе с «мелкой философией на глубоких местах», нарочито коверкать язык, придавая ему «нечеловечность» (ну как же, ведь Смерть не может говорить и думать по-людски...) и просто рассказывает историю в фокале девочки – всё прекрасно. Появляется рассказчик – и всё. Сюжет испорчен, туши свет, сливай масло. Особенно неудачна в этом смысле, по-моему, последняя глава. Честное слово, временами так и хотелось отдать эту историю кому-нибудь типа Патрика Зюскинда – чтобы переписал её лаконично и сдержанно, без «воды» и без ненужного выпендрёжа.

Так что же? Хорошо или плохо? Наверное, всё же хорошо. Уж очень сама история хороша. И персонажи, да.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль