Корин Холод. Отзыв на произведение Арисы Вайи "Лепрозорий"
 

Корин Холод. Отзыв на произведение Арисы Вайи "Лепрозорий"

+27

С чего начинается книга? Нет, я сейчас не о том, как писателю приходит мысль, с чего начинается работа над материалом и всё такое. Какой должна быть первая страница, с которой знакомится читатель, — с которой он погружается в мир, доселе ему не знакомый? Естественно, единого рецепта на это нет. Кто-то предпочитает танцевать чуть ли не с «начала времён», объясняя в предисловии историю мира «от царя Гороха». Кто-то не стремится к подобной глобальности и начинает с начала истории одного персонажа, чаще всего — главного. Есть и другие варианты, но «Лепрозорий» начинается так, как импонирует мне: нас швыряют в гущу событий, где изначально ничего не понятно, и вслед за тем вокруг, страница за страницей, грань за гранью, как бриллиант, разворачивается мир, раскрываются личности персонажей — как кусочки мозаики складываются в единое целое.

Время не замедляет подобострастно свой ход ради читателя, он появляется в середине кадра и следует за то бурной. то неспешной рекой повествования, получая по кусочкам необходимую информацию из воспоминаний, окружения, мыслей, чувств и действий героев. Нам ничего не подносится на блюдечке с голубой каёмочкой, вылизанное и выхолощенное, лишь бы было понятно и разжёвано. Как говорится в одной из моих любимых цитат, «герои разговаривают о чём-то своём, не обращая на читателя внимания». Только изначально эти слова произносились с отрицательным подтекстом, я же вкладываю в них смысл сугубо положительный. В процессе чтения приходится думать самому, соображать, сопоставлять, вспоминать и соотносить — события, мотивацию, поведение, и прочее, и прочее.

Ещё порадовало, что в книге нет сугубого деления на положительных и отрицательных героев. Автор не одевает персонажей демонстративно в белое и чёрное, а просто и честно показывает с разных сторон, предлагая читателю самому судить об их достоинствах и недостатках.

 

Лион — генерал, который ради любви к одной-единственной женщине готов допустить беспорядки в стране, за которую отвечает.

Изабель — императрица, сошедшая с ума от горя из-за потери родителей, капризная обиженная девочка, превратившая свою скорбь в маниакальную жажду мести всем кошачьим.

Хайме — который из-за стыда и боязни потерять достоинство, покинул любимую женщину в горе на многие десятилетия, позволяя ей творить бесчинства.

Алиса — которая убивает своих бойцов ради бывшего маршала, к которой испытывает поистине смешанные чувства, в спектре от любви до ненависти.

Химари — благородная принцесса, которая не в силах бросить близких в беде — но готовая в амоке из-за потери детей резать и правых, и виноватых.

Люция — дитя войны, которую называют и чудовищем, и спасительницей, любят и ненавидят, способная бросить на смерть беззащитного ребёнка, но и пожертвовать собой во имя высшей цели и блага страны.

Многие прочие, прочие и прочие…

И Ева — паучонок с непростой судьбой, истинная, на мой взгляд, главная героиня произведения, несмотря на то, что всё начинается с Люциферы и вроде как главной читателю представляется она, описываются её приключения. Ева, маленькая девочка, жаждущая внимания и любви, желающая быть полезной, боящаяся одиночества — и из-за этого совершающая непоправимые ошибки.

И я уже молчу про Самсавеила… (правда, склонен согласиться с одним из критических замечаний: сокращение «Сэм» — это к братьям Винчестерам и Сэму Гэмджи, но не к измученному серафиму).

 

Наверняка кто-то отшатнётся от этого произведения в ужасе, хотя бы от того эпизода, когда из-за Евы погибают беженцы-волки, а уже через пару часов после истерики паучонка все об этом забывают — и призывают её забыть. Но что поделать, таков уж этот мир — Лепрозорий. Остановишься поразмышлять о философии или судьбах бытия, замечтаешься, испереживаешься — и не заметишь, как тебя сожрут. Тут дело надо делать, а не на страдания исходить. Как в старом анекдоте по «Властелину Колец»: «А сзади уже подкрадывался Фарамир с задумчивым лицом…» И автор не говорит, плохо это или хорошо, не позиционирует своё мнение, опять-таки призывая решать читателя. На героев не валятся ни авторские плюшки, ни авторские кирпичи, действия развиваются исключительно по логике мира, автор самоотстраняется — превращаясь не в деятельного участника событий, сочувствующего каким-то персонажам, а в непредвзятого летописца: так было, да. Вот и всё. Остальное — решать тем, кто читает.

Единственное. что автор себе позволяет, — так это любить своих героев. Всех, какую бы им она сама ни уготовала судьбу.

Что касается мира в целом — сразу видно, что он продуман до мелочей. Его история, населяющие его расы, их традиции. Например, традиция наполнять песочные часы прахом умерших — очень красиво. Звериные черты разных племён показаны достоверно, и не просто так, чтобы были нековские ушки, например, — а с обоснуем, «это ж-ж-ж неспроста», у каждой расы есть свои отличительные признаки, которые определяют их пристрастия, занятия, поведение и прочее.

 

Единственное, чего лично мне не хватило, — это лепры. Не в том смысле, что её мало, — просто момент с ней как-то скомкан. Нам только устами Самсавеила объясняют её происхождение, но лишь в двух словах и скудно, да и в финале ситуация с ней никак не раскрывается и не определяется: то ли будут с ней бороться, то ли не будут, а если будут — то как… Такое ощущение, что про лепру вообще забыли. И не сказать, что в сюжете она вообще никакой роли не играет: например, лекарство от неё дорогого стоит, посредством этого Люция набирает себе союзников, — но в целом не хватает чего-то глобального, лично мне. Пока получается — вот есть она и есть, ну и фиг с ней. Не раскрыто. Хотя понятно, что мир называется Лепрозорием не только и не столько из-за наличия лепры)

Но опять-таки, лично у меня сложилось ощущение, что к финалу автор подустала и ей захотелось поскорее со всем разобраться, поэтому некоторые линии сюжета сворачиваются из разряда «побыстрей бы» — хоть и не теряя обоснуя. Большая часть финальных моментов обозначена парой штрихов, из разряда «тезисно перечислить, что было». Я б расширил, как говорится. Но — то я)

Отдельно радует, как автор пишет эмоции. Вот просто очень хорошо. И вообще стиль у автора хороший, объёмный — вот только местами всё же недовычитано) Сейчас будет блок с ловлей блох, всем, кроме автора, можно не читать. Пишу в таком порядке, как в тексте замечалось, поэтому может быть некоторый сумбур. И под кат.

 

Скрытый текст

Дефисы и тире стоит привести к общему знаменателю — чисто оформление, чтобы текст был аккуратным.

Порой предложения стоит или разбить на два — или поменять запятые на какие-то другие знаки препинания (двоеточия, тире и т.д.).

Не всегда заместительные местоимения стоят на своих местах:

Лион сделал глоток на пробу. Кофе разлилось приятной горечью, но не хватало еще перца.

— Ты убьешь ее? — тот уже совладал с собой,

Кто «тот»? Перец?) И вообще, очень много «тот», «та», «те». Видимо, автора напугали тем, что личные и притяжательные местоимения типа «её», «его», «они» — это плохо. И кофе, всё-таки, мужского рода! Невзирая на современную реформу)

Слово «медбраты» поразило меня в самую печень. «Медбратья» же))

Почему «товарищ командир»? Почему не «госпожа командир»? Если у них императрица и советники в наличии.

Как можно самому себе отрубить крылья мечом в одно движение? За спиной работать неудобно, замаха не будет нормального.

Ливер — он ливер, а не ливр. Ливр — это валюта во Франции времён Людовиков)

Местами опечатки — «просить» вместо «простить», «Почему-то это важным условием».

«Разметавшиеся чёрные волосы заелозили» — и тут же «схватил за косу».

Местами — повторы.

Вот эту сцену стоит доработать, а то непонятно, кто на ком стоял и что вообще было:

На Кошку сверху обрушилась Люция. Повалила на мраморный пол, выбив из рук клинки. И тут же рванула, оглушив крыльями, к императорской семье. Девочка от ужаса едва дышала, мать лежала на ней тяжелым грузом, укрывая крыльями. И тонкая дорожка отравленных игл вела вдоль хребта крылатой леди — Люция попалась на уловку клинков, как и все ангелы. Последняя игла, предназначавшаяся Изабель, оставила глубокий росчерк на нимбе — Кошке не повезло лишь на доли миллиметра.

Выражение «небо стемнеет». Или просто «стемнеет», или «небо потемнеет».

Слова «сольпуга» и «нодья» я бы пояснил — или в тексте, или в сносках. Слишком специфические термины, мне лично пришлось гуглить.

«Краюшка» и «краешек» — это не муж и жена, а четыре разных человека))

Выражение «и была такова», когда никто не уходит, лучше не применять.

Часто попадается ошибка «как бы не», когда нужно «как бы НИ».

«Если… но» вместо «если… то».

Иногда попадаются просторечные слова, не подходящие к ситуации — например, «черепушка» или «шибко».

Вместо «вырвать» лучше бы «опустошить желудок», поскольку «вырвало» употребляется исключительно в третьем лице (вырвало, вырвет), но не в инфинитиве.

Не «поквитаешь», а «поквитаешься».

Очень много «орать» там, где можно «кричать».

И напоследок — «закатанными глазами» (как банки, что ли?))

 

Но даже эти мелкие недочёты не умаляют впечатления от книги. Она получилась неоднозначной, интересной, заставляющей задуматься — и, как я успел заметить, инициирующей совершенно разные по настроению дискуссии и впечатления. Словом, трогающей сердца человеческие, а это, имхо, и есть одна из первых задач литературы. Как я люблю говорить, если в отзывах на какую-то вещь я вижу разброс от «блестяще» до «погано» — чаще всего оказывается, что лично мне эту книгу прочитать стоит.

Возможно, и не только мне?)

Не скажу, что по «Лепрозорию» стоит писать продолжение, история закончена — несмотря на то, что после финала в обновлённой Империи с обновлённой императрицей всё только начинается, — но другие произведения автора я б зачёл.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль