Алесько С. "Чаша Владычицы Морей"
 

Алесько С. "Чаша Владычицы Морей"

+3

http://samlib.ru/a/alesxko_s/chalice.shtml

Есть сложность в том, чтоб писать отзывы на книги, помеченные жанром «эротика». Пытаешься сказать о литературных достоинствах и недостатках, а в ответ машут рукой: «Не, это ладно, ты лучше скажи — сколько там сценок? Одна-две или десяток наберется?» От некоторых читателей этот ярлык заслоняет все остальные стороны произведения. Поэтому предпочту сперва навести ясность с жанром.

 

На мой взгляд, «Чаша» — как раз тот случай, когда тэг «эротика» поставлен под заголовком в угоду держателям библиотек, издателям, общественной морали… Типа «откупной взятки»: нате, вот вам, и отстаньте. Часто автору, решившему описать в тексте постельные сцены в той же степени подробности, как остальной сюжет, начинают кричать, что он-де пишет эротику (или даже порнуху). Видимо, рассчитывая, что автор оценит степень знакомства знатоков с жанром. И в этом случае спокойное «Да, пишу, вот и справка есть» лучше всего затыкает крикунов.

Однако давайте разберемся. Например, и в «детских книжках» полным-полно описаний, как главный герой разваливает мечом врага вдоль-пополам, из трупа вываливаются внутренности, а вокруг вьются мухи, и это считается «нормальным». Если же автор с тем же уровнем подробностей описывает действия персонажа в спальне, это вызывает дружный вой критиков и нечитателей, и требования поставить признак «не детской литературы». Можно подумать, вспарывание животов мечами, кинжалами, когтями и другие способы насилия и убийства куда полезней знать подросткам, чем как доставить радость подруге. Понятно, я отношусь к подобной ситуации как к обычному, махровому ханжеству сиречь вранью самим себе. И хватит о нем.

Итак, жанр «Чаши», на мой взгляд, — приключенческий роман в фэнтезийно-любовных декорациях. Просто эпизоды приключений в постели не спрятаны за скомканными фразами, а прописаны с одинаковой для всего текста детальностью. Что непривычно и вызывает ощущение, будто этих сцен много.

Если с жанром разобрались, можно упомянуть о сюжете. Вроде бы классический треугольник: он, она и его друг. Только вот решение неклассическое, без страданий и трагедий. И действительно, с чего бы трем хорошим людям должно быть плохо по вине друг друга? Только если у этих людей что-то неладно с головой (или возраст еще недостаточен, чтобы этой головой думать.)

В аннотации автор поминает «Сердца трех», «Звездные войны» и «Остаться в живых», и здесь хочется отметить не столько решение, выбранное автором, сколько общий фон литературы, на котором оно возникло. Если подумать, большинство литературных сюжетов основано на «тараканах в головах» персонажей и авторов. Убери тараканов — исчезнут все проблемы, которые создают сюжет. Просто исчезнут. Говорить станет не о чем. Мне иногда представляется, как авторы, верхом на гигантских тараканах, со сворой шестилапых гончих, гоняют персонажей по лабиринту. От первой страницы до последней, выдавливая у читателя обильную слезу сочувствия.

В жанре «любовного романа» именно «тараканы» держат своими лапками карточный дворец этой разновидности литературы. И если их присыпать дустом, получается как раз то редкое исключение, которое мы видим в книгах Алесько. Именно поэтому я назвал жанр приключенческим, а не любовным. Поскольку в настоящем любовном романе герои в основном заняты разборками между собой, со своими и чужими комплексами. Если же ликвидировать комплексы и внутренние разборки, объединив героев в команду, что получится? Получится противостояние внешним обстоятельствам: чисто приключенческий сюжет. В данном сюжете автор показывает изрядное число ситуаций, когда уверенная в своих силах и доверяющая друг другу команда (семья?) вполне успешно играет против разных противников, от черного мага, до социума, или родителей героев (кто из перечисленных опаснее, еще большой вопрос). Лично мне такой сюжет и подобные герои куда симпатичнее, чем страдающие от «высокой любви» парочки, у которых из ушей так и лезут «шестилапые звери». Нет «красоты и эстетики бессмысленного страдания»? Ну и бес с ней. Как и с подростковыми комплексами героев. С удовольствием читаю о взрослых людях.

Теперь о том, чего мне не хватало в романе. Не хватало «психологического обоснуя». Нет, поступки героев четко и логично выводятся из испытываемых ими эмоций. Здесь все в порядке. Но ведь эмоции тоже не начальное звено в цепочке. Почему именно этот персонаж в данной ситуации испытал именно такие эмоции? Вскользь автор порой отвечает и на этот вопрос, но не всегда и, на мой взгляд, недостаточно подробно. Впрочем, для приключенческого романа с динамичным сюжетом это не слишком существенный недостаток.

Алекс

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль