Разбор по-мастерски №58: ГОЛОСУЕМ!
 

Разбор по-мастерски №58: ГОЛОСУЕМ!

10 июля 2016, 14:50 /
+9

Господа мастеровчане!

ГОЛОСУЕМ! Есть пять разгромных разбора. Некоторые нестандартные! Не проходите мимо, заглядывайте, оценивайте. И еще не поздно покритиковать тем, кто не критиковал. Голоса принимаются до 11.07.2016!

 

Текст для растерзания

ТУПИК В ОКЕАНЕ

Оффтопик

Линия горизонта становилась виднее с каждой минутой. Бледно-розовая дымка тумана растворялась в мареве рассвета. До восхода солнца оставалось меньше часа. Восход на море дело особо живописное. Сначала горизонт едва различим, затем небо становится серым, еще немного и приобретает ярко-розовый окрас, на небе останется лишь Венера, а затем бац, и солнце выпрыгивает из-за горизонта на величину своего диска, после чего как бы застывает на месте.

Лодка лениво дрейфовала. Погружение должно было свершиться до того, как солнце вылетит из-за горизонта. Боевая служба. Ночь — заряд аккумуляторной батареи, вентилирование и снова на трое суток в глубину.

— Мостик — акустик, горизонт чист. — Пробасил динамик.

По этому раздолбаю можно часы сверять — подумал командир о доложившем. Режим доклада в пять минут «раздолбай» соблюдал с точностью хронометра.

— Есть акустик. — Ответил командир. До погружения оставалось совсем немного. Управление рулями переведено в центральный пост,   старпом собирает доклады о готовности к погружению. Вот затих шум в шахте вытяжного вентилятора и вокруг образовалась непривычная тишина, нарушаемая едва слышным плеском воды в межбортном пространстве.

Прошел доклад о готовности к погружению.

— Погружаюсь! — громко крикнул командир в сторону «леса» выдвижных устройств и нырнул в шахту люка, закрыв крышку.

Началась процедура проверки корпуса на герметичность, доклады.

Еще раз, оглядев горизонт в перископ, командир направил его на восток. Ни души. Ни облачка. Солнца еще нет. И не надо.

— Мотор малый вперед! — скомандовал он.

Лодка медленно набирала ход. Два, три, четыре узла. Вот уже заполнены концевые. Все идет в штатном режиме.

— Центральный — акустик, горизонт чист, — прозвучал доклад.

— Есть акустик. — Ответил командир и скомандовал механику. — Заполнить среднюю порциями.

Стук клапанов вентиляции, шум вырывающегося на свободу воздуха и тут же клапана закрылись вновь. Лодка держит глубину.

Вторая порция воздуха и лодка продолжает медленно уходить под воду. Командир видел в перископ как приближается водная гладь.

— Заполнить среднюю. Боцман погружаться на перископную. Дифферент три градуса на нос.

— Есть — ответил тот, утапливая штурвал. Все как обычно. Вот окуляр перископа окатила водяная пена. Еще раз осмотр горизонта. Тишина. Такое на море бывает не каждый день. Лодка держит глубину.

Штатные доклады об осмотре отсеков. Все ничего, только что-то жужжит. Командир еще раз осмотрел горизонт. Чисто. Шум воздуха в дифферентвочной системе.

— Лодка удифферентована на глубине одиннадцать метров. — Доложил механик.

Доклад принят. Перископ в последний раз метнулся на восток. Солнце еще не взошло.

Сложив ручки перископа, командир дал команду убрать его и погружаться на сорок метров. Все как всегда, но только есть ощущение чего-то постороннего. Командир осмотрел присутствующих. Все без каких-либо признаков тревоги. На что похож этот звук? Вот и старпом завертел головой. Также как и командир оглядел присутствующих. Тишину нарушил доклад боцмана.

— Глубина двадцать метров дифферент три на нос. Лодка медленно погружается.

Что это за звук? Что-то очень напоминает. Точно! Бритва. Электрическая бритва. Какой-то идиот решил побриться во время погружения.

— Старпом, посторонний звук слышишь?

— Жужжит чего-то.

— Мех, что скажешь? — обратился командир к механику.

— Из динамика что-то. — Ответил тот и рявкнул в микрофон. — В каком отсеке бреются?! Сейчас приду полотенцем куриный выщип селаю!

Посыпались доклады.

— В шестом отсеке не бреются. В пятом не бреются. В ….

Тем не менее слабый мерный звук продолжал раздражать слух. Может с преобразователем что?

— Акустик, как обстановка? — запросил командир.

— Горизонт чист — был дан ответ, но не очень-то убедительно.

— Что значит чист. Усиление?

— Шесть.

— Почему шесть? Ты там уже спать собрался, сурок морской?!

— На семерке помеха по всему горизонту.

— Био?

— Классификации не поддается. Шум вокруг.

Меломан. И тем не менее это уже что-то. Если вокруг — значит откуда-то идет помеха. Из отсеков вряд ли…

— Глубина тридцать метров, лодка медленно погружается с дифферентом четыре на нос.

Командир погрузился в размышления: «Четыре. А надо три. Лихач-самородок. Медленно погружается, значит лодка легка. Это лучше, чем тяжела. Механик оставил запас плавучести — это хорошо. В подводном положении лучше держать рули на погружение для удержания глубины. К тому же с увеличением давления прочный корпус обжимается, а значит уменьшается плавучесть.

— Глубина сорок метров, лодка держит глубину. Дифферент два на нос. Рули ноль.

Ноль? Значит лодка легка, а нос тяжел. С чего бы это?

— Механик, удифферентовать лодку на глубине сорок. — Скомандовал он.

Снова послышалось шипение воздуха.

И все же где жужжит? — не прерывал размышлений командир и тут прозвучал доклад акустика.

— Центральный, по всему горизонту слышно жужжание.

Значит есть. И источник за бортом. Это уже что-то. Появившаяся ясность немного облегчила душу.

— Механик, ты жужалицу к лодке привязал?

— Не я. Может в капсуле жужжит? — парировал тот.

Предположение насторожило В акустической капсуле различные агрегаты, но попасть туда можно только в базе, а значит, жужжать на весь океан как пчела придется весь поход. Этого еще не хватало.

— Акустик, может это исходить из капсулы? — В голосе командира послышалась тревога.

Отрицательный ответ успокоил.

— Прошу добро перейти на эконом ход. — Запросил механик.

Эконом. Лодка удифферентована, уверенно держит глубину на сорока метрах. Пора для экономии батареи переходить с главного двигателя на экономичный. Но что-то останавливало.

Командир не торопился объявлять вторую готовность.

— Продолжать слушать в отсеках. — Была дана команда.

Мотор работал малый вперед. Еще минута. Доклад акустика.

— Центральный, акустик. Шум неизвестного характера прямо по курсу. Интенсивность шума постоянная пеленг не меняется.

Так. Вот теперь начинается.

— Классифицировать контакт.

— Мерное жужжание. Похоже на электробритву.

Доклад откровенно порадовал командира.

— Ну спасибо, акустик. Я это жужжание уже полчаса слышу. Ты чем там занимаешься?

— Пеленг определился только сейчас. По всему горизонту помеха, классификации не поддается.

Теперь ясно. Акустик не слышал жужжание из-за какой-то акустической помехи, которую не слышно в корпусе лодки, но зато слышно жужжание. Что это? Шутки звуковых частот? Новые законы распространения звука под водой? Не понятно. Ладно, черт с ним. Прямо по курсу… Курс двадцать. Отвернем — увидим. — Решил командир и скомандовал.

— Включить магнитофон записать контакт. Боцман, курс ноль.

Последовали доклады о циркуляции лодки, а следом и доклады акустика. Начал меняться пеленг на непонятный источник звука.

Замечательно. Значит проблема была не в капсуле.

Лодка легла на заданный курс. Командир глянул на регистратор скорости звука.

Что за черт? Регистратор показывал не увеличение, а уменьшение скорости звука с увеличением глубины. В такое время года? Чудеса.

Это произошло внезапно. Как в скоростном лифте. Палуба ушла из-под ног, вахтенный журнал ощетинился приподнявшимися листами. Дифферент стремительно увеличился на нос. С этого момента счет времени пошел на секунды. Доли секунд решали все. В голове со скорострельностью пулемета проносились вопросы.

Первая секунда.

…Провал на глубину!.. Поступление воды?.. Заклинка рулей на погружение?..

Вторая секунда.

Доклад.

— Лодка погружается с дифферентом десять на нос. Дифферент растет рули на всплытие десять. Лодка не слушает рулей. Глубина шестьдесят.

Пятая секунда.

— Полный вперед! ГОН из уравнительной за борт. Дуть среднюю!

Глубина восемьдесят.

Заревел воздух высокого давления направляясь в балластные цистерны. Зашипел в перепускном дифферентовочной. Море докладов…

Не может такого быть. Лодка держала глубину, удифферентована. Что это? Попала в сеть? В трал — нет…

Шестая секунда.

Доклад боцмана.

— Глубина девяносто дифферент двенадцать на нос быстро увеличивается, рули на всплытие.

— Работает средний вперед. — от механика.

— Пузырь в нос! Дуть нос! — Скомандовал команидр.

Заревел, воздух давлением четыреста атмосфер в трубопроводе продувания носовых цистерн… Не поможет. Уже поздно.

— Глубина сто!

Десятая секунда.

Дифферент нарастал. Двадцать градусов — в закрытом пространстве в экстремальной обстановке это почти вертикально. Все схватились за что попало, чтобы не упасть.

Отметка краем глаза кренометра. Ноль.

Двенадцатая секунда.

— Стоп ГОН пошла помпа из уравнительной за борт, — последовал доклад с кормы отсека.

ГОН — главный осушительный насос. Это самое эффективное средство, но не на такой глубине. Теперь помпа. Медленно но надежно. Не успеть… Что это может быть? Глубина?

Пятнадцатая секунда.

— Штурман, глубина места?

— Триста пятьдесят.

Рабочая двести сорок, предел триста, запас… — триста двадцать. Быстро летим на глубину.

Шестнадцатая секунда.

Краткие доклады боцмана.

— Глубина сто тридцать… Сто сорок… Сто пятьдесят…

— Продолжать дуть! — крикнул командир, стараясь перекричать рев воздуха.

— Носовая дифферентная пуста…

Да что же это? Провал на глубину? Но как?.. Почему не выравнивается дифферент?

На ответы отводилось не более секунды. Принятие решения. Его выполнение еще две — три. Доклады:

— Работает полный вперед.

— Глубина быстро увеличивается…

Двадцатая секунда.

— Сто восемьдесят.

Время остановилось. Теперь мозг работал как компьютер. Ни один человек не способен воспроизвести то, на что способен в экстремальной обстановке. Предположения, анализ, решение.

Почему?

Смена температуры воды, солености, планктон — провал возможен, но НЕ ТАКОЙ! Сеть — возможно но не так. Жужжание…

Двадцать первая секунда.

— Двести!

— Откачано две тонны… — от механика.

Стремительный поиск ответов на главный вопрос — Что делать. Анализ докладов в доли секунды с одновременным анализом обстановки. Носовая дифферйентная пуста… начальное — легка… рули на всплытие пятнадцать… полный вперед… мотор! Не эконом!

Тупик.

ПРОТИВ ЗАКОНОВ ФИЗИКИ. НЕ МОЖЕТ БЫТЬ.

А ЕСТЬ.

Двадцать третья секунда. Команда командира.

— Стоп дуть!

Бесполезно. Пустая трата воздуха.

В отсеках воды нет. Нос тяжел… зацепились… за что? — судорожно искал решение командир и вдруг очередное предположение — аккумуляторная яма!!!

Механик думал так же и уже дал запрос.

— Первый, водород?

Двадцать пятая секунда…

— Глубина двести двадцать… — Крикнул боцман.

Анализ с поиском правильного действия: вперед не помогает… назад полный… провал быстр… не успеть…

— Водород ноль пять… — последовал доклад из первого.

И вновь доли секунды для анализа, расчеты, прикидки.

Яма герметична… Свободное пространство тонн пять… больше… водород ноль пять… вывод: воды нет… Тогда что?

Двадцать седьмая секунда…

Рев ВВД прекратился как будто заглох реактивный двигатель. Давление в четыреста атмосфер не способно справиться с забортным давлением в объеме балластных цистерн. Точка невозврата была пройдена уже на ста… чуть больше… Доклад боцмана.

— Двести сорок, дифферент тридцать на нос.

Конец.

Еще молниеносный анализ: Рабочая… быстро… решение… нет… ничего… тупик.

Тридцатая секунда…

А если?

…Непривычно видеть то, что невозможно в принципе. Представьте, что ваша квартира вдруг стала кренится и в считанные секунды угол крена достиг сорока градусов. Все срывается со своих мест, звенит и падает, ломается мебель. А главное, вы не можете поверить в происходящее, не говоря о том, что что-то предпринять. Вас кинуло на стену! Потолок стал непривычно близок и не под тем углом зрения. В голове одна лишь мысль. «не может быть.»…

Тоже самое было и в центральном посту. По палубе с кормы отсека приехала кувалда, прокатилась пустая банка. Да не просто прикатилась, а с грохотом шваркнула в перегородку, слетела по трапу в трюм и там разбилась. Неведомо откуда на голову посыпался ни то мусор, ни то крошка теплоизоляции. Все, что могло, срывалось с мест и летело под ногами в сторону носовой переборки. Хаос докладов, нехарактерные шумы, невероятная позиция лодки с нереальным дифференом на нос создавали ощущение неправдоподобности. Все это имело место быть, но не воспринималось. Вахтенные журналы, документация, все, что было на столах улетало, скрываясь за приборами. Присутствующие цеплялись за все, что попадало по руку. Командир, чтобы не упасть, уже висел на трубопроводе, что был над головой…

Тридцать первая секунда.

Дифферентометр зашкалил. Лодка пикировала и было не важно, что и почему. На таком дифференте она уже была неуправляема. Удар в дно решал судьбу всех одним разом. Все, кто мог, молча смотрели на глубиномер.

Только бы ничего не срывалось с фундамента, — почему-то подумал командир.

Двести восемьдесят, двести девяносто пять…

Это далеко за рабочей глубиной. Предел уже близок. Но что это?

Дифферент стремительно пошел на корму. Вот уже дифферентометр показывает… двадцать… тоже плохо…

Какая шла секунда или минута с начала возникновения аварийной ситуации было уже не важно. Да и были ли эти секунды — вопрос еще тот. Решение. Главное решение… для этого надо было найти причину, но и не до нее было. Секунды, миллисекунды, микро… решали все. Теперь требовались обратные действия.

Уравновесить лодку. Нос легок, но с чего? Если до этого все принятые меры были бесполезны? Доклад боцмана.

— Глубина триста лодка держит глубину! Дифферент быстро меняется на корму!

Десять. Пять. Ноль. И за секунду!

Уже ничего не зависело от команд и решений командира. Все действовали чисто автоматически на подсознательном уровне. Каждый думал как командир, решал как командир. Главное — эти решения и действия совпадали с его решениями. На слова не было времени. Механизмы не успевали отрабатывать, люди не могли тратить время на выдачу команд. Действовал закон выучки. Это была НЕШТАТНАЯ обстановка. СЛИШКОМ НЕШТАТНАЯ.

Уже шумит воздух в дифферентовочной системе, перегоняя воду из кормы в нос. Но это в столь стремительно изменяющейся обстановке была бесполезная мера. Сколько ее надо перегнать лишь знает интуиция механика. Надежды нет. В одно мгновение воду не перегнать. Нужно время. Счет пошел на мгновения.

Очередная минута… или мгновение.

Дифферент на корму пять … десять…

Мельком на глубиномер — триста. Анализ — лодка держит глубину… мотор полный вперед, дифферент на корму. Вывод — тяжела. Сила инерции — понятно. НО КАК ТАКОЕ ВОЗМОЖНО В ПРИНЦИПЕ???? Это же противоречит всем законам гидромеханики и физики. Какие решения в такой ситуации?

Тупик. Очередной тупик. Лодка меняла свой вес столь быстро, что невозможно было уже понять тяжела она или легка, и уж точно никто не мог предположить как она поведет себя в следующую секунду. Вновь работа подсознания… отметка дифферентометра… Пятнадцать на корму. Рули в нуле… нет, еще отрабатывает автоматика… Пять на погружение… Десять… Все как в замедленном кино.

Дуть корму бесполезно. Воздух!.. Мельком на манометры — Везде по триста атмосфер… НЕ ПОМОЖЕТ даже если все выдуть. Вытащить лодку ходом? Самый полный вперед — на переключение ям в последовательную цепь — пять секунд, остановка мотора… Нельзя.

По палубе что-то летело теперь с носа в корму, падало, улетало в сторону разбивалось, звенело. Царил хаос.

Только не с фундамента! Только не с фундамента. Неслась в голове у каждого одна мысль как заклятье, как молитва. Глубина триста. Да ничего тут не сделать. Хоть сдохни. НИЧЕГО. Срыв тяжелых приборов со своих креплений, называемых фундаментом мог привести к самым тяжелым последствиям, вплоть до пробития прочного корпуса лодки.

Очередное мгновенье (или вечность).

— Заполнить нос! — выдохнул командир.

Уже! Уже открыты клапана вентиляции носовых цистерн. Плохо. Неверное решение, но… назад дороги нет. Все, что было вдуто в первую минуту аварии в носовую группу, вылетело едва они только приоткрылись…

А теперь жалеть поздно. Будь что будь. Тупик.

Мгновенье.

Дифферент — какое там. Зашкалило. Глубина — меньше!

Подсознательный уровень опережал осознание.

Мгновенье.

Двести шестьдесят, двести пятьдесят…

Дифферент снова пошел на нос. Быстро. Очень! Очень быстро! Начал показывать дифферентометр. Двадцать…

Секунда

…Пятнадцать.

Секунда — это очень мало в обыденной обстановке и бесконечность в экстремальной ситуации. Мозг успевает отрабатывать с такой скоростью, что человек не осознает его решений. А тут… Вопрос что и почему уже не вспоминался. Аварийное всплытие с предельной глубины. Вот что было в настоящее время.

Только не крен. Только не крен! — метрономно неслось в голове.

Отметку двести лодка пронеслась с невероятной скоростью всплытия. Сто восемьдесят… сто пятьдесят…

Облегчение на душе. Лодка ВСПЛЫВАЛА. Но…

О смене давления за бортом и в балластной цистерне средней группы мысль пришла одновременно с выходом пузыря из этой самой группы… Всего не учесть. Слишком были заняты облегчением лодки и выравниванием дифферента, что бы вернуть ей плавучесть.

Толчок, неравномерность выхода воздуха по бортам спровоцировал бросок на левый борт и лодка подставила большую площадь ограждения рубки под несущийся поток воды. Крен стремительно нарастал.

— Стоп дуть!

Корма!

А собственно чего дуть? Никто ничего не дул. Жужжание. Откуда в этой обстановке еще слышать это жужжание. Ж-ж-ж… — неслось мерно…

Секунда…

…Но как громко! Где? Что это жужжит?..

Нет. Не было этих мыслей. Не было дум. Крен сорок градусов. Вот что было! Дифферент — ноль. Ноль? А сколько было? Куда меняется? Уже в который раз за последние несколько секунд. Да хрен с ним.

Секунда…

— Крен шестьдесят. Зашкалил! — от боцмана.

Все. Предел. Тупик. Далее только оверкиль. Переворот… Срыв с фундамента дизелей или еще чего… пробой прочного корпуса и алес — понял командир, механик и все, кто имел возможность видеть кренометр, дифферентометр и глубиномер.

— Нормально! Всплывем! — крикнул командир вися на трубопроводе. Под ним была открыта дверь в акустическую рубку. Да. Крен — не дифферент. За шестьдесят! Теоретический предел и он продолжал нарастать.

Старпом, механик, вахтенный офицер повисли на поручне ограждения средств связи вдоль палубы. До борта под ними было не менее трех метров.

Высоко аднака! — промелькнула шальная мысль на манер чукчи.

Очередное мгновенье…

Из всех приборов показывал только один — глубиномер. Стрелочный и светодиодный индикаторы. По соотношению изменения их показаний командир понял, что переворот не состоится, так как лодка всплывет раньше, чем перевернется. Но все это мгновенные выводы.

Очередное мгновенье… или секунда, может минуты. Не важно.

…Глубина тридцать…, двадцать, ноль.

Бросок в противоположную сторону до сорока пяти на правый борт, снова на левый и лодка встала. РОВНЫЙ КИЛЬ!

Минута или мгновенье тишины в оцепененье.

— Центральный, акустик чист, — послышался голос акустика. Он имел в виду горизонт. Но командир был уже в рубочном люке.

Избыточное давление? Плевать.

Избыточное давление, создавшееся в результате работы пневмомеханизмов выкинуло командира из шахты вслед за распахнувшимся рубочным люком, выдернув его из галош, которые упали в центральный пост. Шапку с головы унесло метров на сорок вверх. Бег на мостик практически босиком, подъем, огляделся и…

Представшее перед глазами заставило его забыть не только пережитые последние несколько минут, но и где находился тоже. Метрах в пятистах прямо по курсу, на высоте не более ста, может пятидесяти метров висело НЛО. То, что это было именно оно, сомнений не вызывало, хотя бы исходя из его размеров. Не менее двухсот метров в диаметре. Точно как две тарелки сложенные одна на другую в перевернутом кверху дном. Яркая серебристая поверхность выдавала сама свое происхождение — металл. Не делают такое люди. Как это сооружение могло висеть в воздухе не поддавалось никакому объяснению. Воздух наполняло мерное жужжание. Оно исходило именно от этого ОБЪЕКТА. Нижняя часть тарелки переливалась всеми цветами радуги. Разводы то увеличивались в размерах, то исчезали, чтобы появиться вновь в виде протуберансов, спиралей, кругов и прочих геометрических фигур. Мощь, невероятные размеры, чужеродность и какая-то неестественность виденного порождали чувство враждебности и вводили в оцепенение. Этот гигант мог прибыть только из космоса и намеревался вернуться туда же. С огромной площади его поверхности стекали потоки воды. Струи водопада!

Сколько секунд или минут собирается этот объект висеть в воздухе было не известно. Его нужно было запечатлеть. Во что бы то ни стало! Командир уже успел привыкнуть к завораживающему видению и вспомнил о перископе.

Пусть все увидят. Не спятил же я.

— Поднять перископ, разведку наверх! — скомандовал он.

Но что это? Огромная посудина как будто ожила. По краям включились тысячи ярких прожекторов. Направленные лучи мощного светового потока ударили в воду. Это был свет, но какой-то тоже неземной. Простые электрические прожектора не могли так светить. Только сейчас командир заметил, что объект отражается в воде, что тоже было невозможным.

Тарелка стала медленно вращаться. Или это огни по ее краю стали двигаться — было не ясно. Вот она набрала обороты и уже все прожектора слились в одно цельное огненное кольцо. Конструкция накренилась, показав свою верхнюю часть, замерла, на несколько секунд и, подобно пуле, унеслась в небесную даль. Исчезла, как будто и не было вовсе.

Оцепенение… Молчание… Тишина. Увиденное не вписывалось в реалии жизни. Это был не бред, а лучше бы он, чем увиденное. Двухсотметровый диск, невероятное зрелище!

— Что это было? — еле слышно произнес прибывший разведчик. Сфотографировать тарелку он, естественно не успел. Слишком мало времени та находился в воздухе. Да и была ли она вообще?

— Ты это видел? — тихо произнес командир.

— Вспышка. Световая.

Вспышка? Откуда? Разве была? Значит была, да кому это теперь расскажешь. Главное что не сошел с ума. Это с НЛО лодка встретилась под водой. Видимо на очень малом расстоянии и что там было с давлением воды можно только фантазировать. Причина провала с кувырками в этом. Все. А что сообщать на берег? Подвергся нападению НЛО? С ума сошел скажут. Хотя… нет… затаскают… и не доложить нельзя. Все, опять тупик.

— Товарищ командир, чего фотографировать-то? — напомнил о себе прибывший.

— Восход фотографируй. Красиво, черт возьми… — отмахнулся командир.

 

Правила игры

Оффтопик

1. Победитель предыдущего тура — Ведущий — выбирает произвольный текст (рекомендованный объем 5-25 тысяч знаков с пробелами, согласие автора обязательно) и создает новую тему с заголовком «Разбор по-мастерски — <порядковый номер>»

2. Любой желающий новым комментарием пишет критический разбор на предложенный текст. Форма произвольная, но от нее зависит результат голосования.

3. Участники, зрители и критикуемый автор вправе вступать в вежливую и доброжелательную дискуссию с критиком в комментариях к критическому разбору.

4. Участники, зрители и критикуемый автор голосуют плюсами и минусами за критические разборы.

ИЛИ

Отдельным комментарием присылаем ТОП с обоснованием мест.

Подробная (или не очень) критика разбора приветствуется в качестве обоснования топа или в индивидуальном порядке на любой разбор.

Общий балл выставляется из расчета 1 место = плюс три плюсика, второе = плюс два, третье — плюс один.

5. Через две недели Ведущий объявляет Победителя — автора критического разбора с наибольшим количеством голосов.

 

Правила оформления

Оффтопик

1. Критический разбор публикуется с новой ветки.

2. Критический разбор нельзя прятать в оффтоп.

3. Каждый разбор помечается заголовком: КРИТИКА НА КОНКУРС

 

Критика:

• Blackcurrant

Оффтопик

Здравствуйте, я на сайте сегодня первый день и еще немного не в теме. Так что если что-то не так поняла или не то сказала, сделала — извините)

Прочитала рассказ, непонятно в каком стиле написан, если повествование или рассказ, то слишком переполнен терминологией и специфической лексикой. На научный тоже не тянет.

Для человека непосвященного слишком тяжело читать и не интересно, опять же из за спец лексики. Могу допустить что автор правдиво описал то что обычно происходит на подобных кораблях, но больше всего это напоминало записи бортового журнала. Сухо, ну кроме момента где капитан в перескоп НЛО увидел и афигел, да и то как-то скупо.

Особой смысловой нагрузки данный текст не имеет, имею ввиду сюжет.

Очень много повторяющихся словосочетаний за маленький промежуток, вот к примеру первый абзац в котором два раза подряд упоминается:«восток» и «горизонт», еще «розовый».

Совершенно не интересно читать сначала все про жужжание, можно было разнообразными словами описать происходящие, но нет. одни и те же. Потом все так же не верю не верю.

Вроде как момент должен держать в напряжении и вот он держит, но читаешь дальше и пока читаешь становится скучно и тебя отпускает.

Если бы нашла рассказ на просторах интернета, то после погружения судна дальше читать не стала бы точно.

Есть опечатки.

Про пунктуацию и прочее не скажу так как у самой с этим проблемы.

Решила попробовать удовлетворить автора, вот что из этого получилось:

Начнем с самого первого абзаца, где автор, скорее всего в попытке на лирическое описание красот восхода солнца в океане выдает нечто невразумительное. Каждое отдельное предложение вполне очень даже, но все в месте в одном абзаце выглядит коряво и непрезентабельно с часто повторяющимися словами. Не масло масленое, но около того. (как сюда вставлять отрывки их текста еще не разобралась).

«Солнце вылетит из-за горизонта» — тоже звучит не очень, хотя до этого оно вообще «выпрыгнуть» должно было.

Повторение слова раздолбай, хоть и в кавычках так же не очень, лучше было бы заменить антонимом слова — раздолбай.

"— Механик, ты жужалицу к лодке привязал?" — и это сарказм матерого капитана подводной лодки!? — Не верю.

Возможно для усиления эмоционального окраса рассказа автор пользуется выделением букв из строчных в заглавные, что не обязательно, т.к. эти моменты читатель по ходу рассказа должен сам определять. Что в данном рассказе хорошо акцентировано и без подобных выделений. Еще бы красным выделили.

В тексте присутствуют опечатки.

Вот лодку начинает кренить и читатель чувствует напряжение вместе с командой, но оно теряется, возможно стоит сократить кусок от 10 до 20 секунды.

Если убрать сравнение с «квартирой», рассказ только выиграет, так как в следующем абзаце куда ярче описано происходящее, которое и не требует лишних сравнений.

«По палубе что-то летело теперь с носа в корму, падало, улетало в сторону разбивалось, звенело. Царил хаос». одна фраза и напряженность момента упущена. Сама фраза неплохая, но ее место расположение в тексте мне сбило настрой

Опять повторение: «Время остановилось. Теперь мозг работал как компьютер. Ни один человек не способен воспроизвести то, на что способен в экстремальной обстановке. Предположения, анализ, решение.» и «Секунда — это очень мало в обыденной обстановке и бесконечность в экстремальной ситуации. Мозг успевает отрабатывать с такой скоростью, что человек не осознает его решений. А тут…» Не слово в слово, но все же…

Вот когда посудина ожила и закрутилась не хватает красочного описания как капитана обдало разлетающимися брызгами воды, которая еще не до конца стекла с тарелки — как пример.

В конце когда капитан не знает что отрапортовать на сушу, тоже неплохо бы добавить характера персонажа — например — взъерошил волосы рукой или что подобное. Все же это рассказ, а не статья.

Текст сухой, если оставлять его таким, то неплохо добавит характер главного персонажа, а то текст обезличен.

Рассказу не хватает яркости и описаний, не смотря на то что эмоциональная окраска присутствует. Может в самом начале добавить описания формы капитана, самой лодки или команды — тем самым подчеркнуть обыденность происходящего, чтобы более ярким был контраст с последующими событиями.

 

• Филатов Валерий

Оффтопик

Невероятно! Ошеломительно! Брависсимо! Ну, и так далее.

Я действительно почувствовал себя в тупике. В океанском, конечно. Описание рассвета просто невообразимо живописно вначале. Лениво дрейфующая лодка, правда, неизвестно какая, то ли подводная, то ли воздушная или надводная, и басовитый динамик, орущий на весь океан, что горизонт чист. Затихает вентилятор, и в межбортном пространстве плещется вода. Плеск нарушен проходом доклада. Доклад, видимо, слишком страшный, и проходит как-то вразвалку. Командир бросается в шахту люка, начинается проверка на герметичность, правда каким образом это происходит до погружения, немного озадачило, но это мелочи. Мы начинаем набирать ход. Заполняются концевые. Что это? Да, неважно, не обращайте внимания, все идет в штатном режиме. Командир решает заполнить среднюю порциями. Я просто в восхищении, как все действия описываются понятно, красиво и гладко. Застучали клапана вентиляции, вырывается воздух, но мы держим глубину назло всем.

Далее я немного растерялся. Мы ж вроде заполнили порциями среднюю, но командир вновь приказывает ее заполнить. Затем погрузиться на перископную, с дифферентом в три градуса. Штурман утапливая штурвал, геройски выполняет приказ. Все вроде ничего, только что-то жужжит. Может шум воздуха в дифферентвочной системе? Нет. Мы удифферентованы на глубине одиннадцать метров. Перископ мечется в поисках солнца, которое еще не взошло.

Командир успокоил озорной перископ, и дает команду убрать его. Епрст, все равно что-то жужжит. И старпом это заметил. Но боцман нарушает тишину, словно при его докладах жужжение исчезает. Что ж за звук. О, кто-то бреется электробритвой, да еще во время погружения! Что за идиот? Механик обещает всем

селать куриный выщип полотенцем.

Подобная экзекуция повергла меня в шок. Рассказ расцветает новыми яркими красками.

Доклады посыпались, как горох, что в отсеках никто не бреется. Тем не менее, звук не пропадает.

Командир упоминает преобразователь. Что он и во что преобразовывает, тоже не важно, поскольку акустик все слышит. И на семерке, и на шестерке. На семерке шумы не поддаются классификации, потому что, акустик меломан. Командир погружается в размышления.

Штирлиц просто бы обзавидовался столь логическим ходом мысли, выясняя причину шума и дифферента лодки при нулевом положении руля глубины. Вывод – механик привязал к лодке жужжалицу. Это такой необъяснимый мифический монстр, который живет в капсуле! Я просто потрясен его обаянием и умением жужжать.

И тут я понимаю, что лодка двухмоторная, и кроме главного двигателя на ней установлен еще и экономичный. Вот это да! Прогресс не стоит на месте. А еще командир не торопиться объявлять вторую готовность. Эээ… вот про первую я пропустил. Лодка движется вперед, и акустик сообщает, что запеленговал шум, который распространялся по всему горизонту. Оказывается, шум прямо по курсу. Но что это? Шутки звуковых частот?

Доклады о циркуляции лодки следуют. Так мы еще и кружимся вдобавок! И регистратор скорости звука неожиданно взбесился.

Погружение лодки описано с невероятной мощью, от которой просто мурашки по коже побежали. Особенно при фразе «ГОН из уравнительной за борт». Надо записать ее в свой словарь неповторимых фразеологизмов, и положить под подушку, чтоб на ночь восхищаться раз за разом.

А фраза «Пузырь в нос! Дуть нос!» вообще сшибла меня с ног намертво своей неповторимой и неестественной красотой.

Падение вновь продолжается. Мои мозги не успевают за быстродействием компьютера, что встроен в голову командира этой удивительной во всех отношениях лодки. И тут мы зацепляемся за аккумуляторную яму! И рассудительный механик задает вопрос – «Первый, водород?»

Все, я в ступоре. Мозги кипят, пытаясь оценить всю трагичность ситуации. Как автор сумел так точно и динамично передать это! Мне такое не под силу. Просто снимаю шляпу.

Описание хаоса в центральном посту невероятно! Повисший обезьяной на проводах командир, и разбившаяся стеклянная банка из-под огурцов! Во делают! Тут мы начинаем подниматься носом вверх. Катавасия в центральном посту уже не поддается описанию, и фундамент откуда-то появился.

Командир обреченно командует прекратить дуть. А собственно, никто ничего не дул! Чего дуть?

Опять жужжание. Еще чуток пошвыряло, и любезный акустик сообщил, что он чист. А, черт, там про горизонт. И как он, стервец, увидел? Капитан несся на мостик так, что потерял галоши! И выбегал туда «практически босиком». Огляделся. И тут увидел ОБЪЕКТ.

Мамма мия! Шет! Доннор вэтер! Дъяволо! Пусть смотрят все, даже через перископ. Но это фигня быстро улетела. Разведчик с фотоаппаратом не подсуетился. И что теперь докладывать?

«Восход фотографируй» — это лучший выход из ситуации.

Все кто пишет про моря и океаны, а также про корабли могут отдыхать. Автор несравненно лучший в своем амплуа. Мне собственно, здесь делать нечего. Все настолько грамотно и целесообразно выстроено, что данный рассказ, по моему мнению, претендует на премию в области научно-фантастической литературы. Лем, Шекли, Бредбери, Азимов и все остальные просто младенцы. Да!!! Надо учиться, учиться, и еще раз учиться. Это я про себя, если что. А автора надо не в красную книгу, а в пурпурную занести. Чтобы лицезрелось потомками.

 

• Stoned Bender

Оффтопик

Есть ошибки а есть опечатки. Текст очень заинтересовал, наверное, потому что с третьего абзаца стало понятно, что речь не про очередной звездолет в поисках пролившейся за борт энергии. Ибо нравится реализм, а фантастика нет за редким исключением.

Текст лихо развивался, и, за вычетом тех самых блошек, заинтриговывал все больше. Взять хотя бы приемчик автора, когда капитан все хотел увидеть что-то в перископ в начале погружения. Читатель тоже ожидает что вот-вот что-то пойдет не так. Но к моменту, когда, стало понятно, что ко дну их тянет посторонняя сила, появились (у меня) опасения, а куда заведет автор сюжет. Ведь автор ясно указал, что дно в этом месте глубже предела лодки, а значит, или всем банальный цугундер и конец истории или… Напрашивающиеся варианты (попаданство всем экипажем, индивидуальное попаданство, полноценный контакт-конфликт с представителями некоей не обязательно внепланетной цивилизации) меня пугали, но с сюжетом все оказалось еще хуже, о чем ниже.

Ну значит, текст для меня разделился на две части. Первая понравилась. Это до отметки в 100 метров примерно. Внутренний монолог капитана и его переговоры с экипажем хоть малохудожествены, однако приятно окунали в специфическую атмосферу. Я очень сильно подозреваю, что специалист разнес бы матчасть в пух и прах, но так как именно тут я не специалист (а еще мнил себя всезнайкой, гы), то просто принимаю достоверность как данность.

Здесь не хватило:

1) образных описаний происходящего.

2) очень хотелось слышать постоянно усиливающиеся стуки, гул, скрежет прочного корпуса. Пр наборе давления сосуды вроде бы именно так себя ведут.

На 100 метрах встал ребром вопрос, а дальше то что?

После 100 метров пошла вторая часть произведения. Это там, где стало невозможно продолжать чтение. И без того сложный язык диалога превратился в набор сильно упрощенных терминов и каких-то односложных восклицаний вслух и про себя. Никаких косвенных подробностей, по которым читатель должен разделить весь ужас происходящего.

Если раньше я списывал остутствие скрежета корпуса на свое незнание подлодочек, то при прохождении отметки 200 стало понятно что автор вероятно забыл об этом. Ну не может (разубедите) цилиндрическая обечайка стремительно набирать давление (ну в смысле наоборот давление снаружи, но не суть) до 20-30 атмосфер и не издать ни одного звука.

Тут еще непонятно почему капитан не предпринял попытку выпустить торпеду (а вдруг убил бы гигантского кальмара?) или хотя бы не объявил боеготовность, когда лодка всплывала (ведь неясно что ждет после всплытия).

Итак с прикольной игрушкой поигралось НЛО (кстати, а почему под НЛОй небыло кипящего моря? Оно же только что оттуда вышло, значит всплеск должен был быть. Или же кэп должен был отметить для себя что на диво вода спокойна). Так уж устроены человеки, а чтецы особенно, что хочут непременно знать а на кой всемогущее НЛО все же игралось с железобанкой. И нехорошо думают про автора, который не дал даже зацепочку, чтобы читателям самим додумалось.

В итоге завязка есть, а сюжета нету. Это конечно может служить началом истории про то как капитан сошел с ума или его прессуют в подвалах лубянки.

Кстати, были замечания к терминам. Вот дифферентование очень даже понятно, как и удифферентование. И почему автор не применяет словосочетание «кренится на нос» тоже ясно, ведь для него крен только бортовой.

 

• Shinha

Оффтопик

Прочитал рассказик чудный, критеггнуть его охота

Автор пусть не злится сильно, а воспримет всё как факт

Ну, а если он занудный, и расстроится чего-то

Он тогда мне может тут же, показать тихонько fuck

В двух словах скажу о тексте, незатейливый он что-то:

Тихо плавала подлодка бороздила окиян

В ней есть боцман, мичман, кацман, (может спутал, я чего-то?)

Обязательно акустик, и конечно капитан

Тут бы, автору характер описать у персонажей

Кто есть гуд, а кто не очень, кто есть просто негодяй

Только видно написатель посчитал такое лажей

И отнёсся к литгероям, как последний раздолбай

Но зато в его сюжете, куча терминов различных

Да таких, что их порою не понять без словаря

А прямая речь героев, вся из слов одних приличных,

Но ведь если дело плохо, матюкаются не зря

Так и сяк читал, и эдак, впечатлений не достало

Нет изюминки в рассказе хоть жужжало там чего,

Что покоя не давало, и за шкирку лило сало

В результате оказалось лишь банальным НЛО

Что касается обильных блох и прочих препинаков

Говорить, о них не стану плохо, или хорошо

Ну, а автору, пожалуй, пожеланье дам, однако

Критеггой не парься сильно, лучче напеши исчо))

 

• В. Карман, Н. Фейгина

Оффтопик

Начну с названия. Которое должно интриговать или хотя бы подготавливать читателя к основной мысли. «Тупик в океане».

Первая мысль об океанском тупике. Вот он, очаровашка, вышагивает на фотографии.

Нет, тупик! Тот, который «безвыходная ситуация». И в рассказе, спасибо подсчитавшему Ворду, слово это используется 7 раз. Вот только после каждого из упомянутых «тупиков» ситуация развивается, причём развивается стремительно. Так что я бы посоветовала автору решительно избавиться от лишних тупиков, изменив название на что-нибудь более интригующее типа «Триста футов над килем» и заменив нетупиковые тупики чем-нибудь типа «кранты».

Дальше, только ленивый не проехался уже по использованию специальной терминологии. В небольшой пропорции она придает произведениям элемент правдоподобности, но тут явный перебор. И не лодка тонет в океане, а читатель в тексте, судорожно соображая, что такое «герметичная яма» и что будет с лодкой, если она сбросит всё из цистерн. И это сбивает динамику событий, которая задается структурой предложений.

Ну и пара мелких придирок в придачу:

Все знают, что Восток – дело тонкое, но вот восход делом назвать никак, даже живописным. И если небо «приобретает окрас», то и Венера не «останется», а «остается». Да и вообще над описанием восхода неплохо бы поработать

При описании НЛО забавно звучит рассуждение «То, что это было именно оно, сомнений не вызывало, хотя бы исходя из его размеров. Не менее двухсот метров в диаметре.» А если бы оно было пятьдесят метров, то тарелка перестала бы быть тарелкой? Ведь как раз форма и материал свидетельствовали о неопознанности объекта, а не размер.

Наталия

PS

Вставало солнце, думая о том,

Что прыгать в небо — это примитив.

А Энэло жужжало за бортом,

Меж делом лодку чуть не утопив.

Но свой косяк исправило в момент,

Читателям преподнеся сюрприз

И снова на нос вышел дифферент,

Хотя не каждый понял what it is.

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль