Одна из самых неприятных для меня как для читателя ошибок описания боёв, это демонстративное игнорирование авторами последствий боевого столкновения. Подчас в погоне за магическим выздоровлением героя проскальзывают удивительные сцены, где главный герой после жестокой схватки с десятком монстров целует прекрасную героиню и мечтает о постельной сцене. Или герой после драки с десятком монстров оказывается цел и невредим настолько, что ещё отплясывает твист в кабаке всю ночь и выпивает два бочонка коньяка… Разное, конечно, в жизни бывает, но, в большинстве своём, даже профессионал даже с преимуществом из боя совсем целым не выходит. Производственные издержки, так сказать. Они, эти издержки, подчас незаметны окружающим, подчас сам герой на них не концентрируется — привычны, заразы, — но такие физиологические неприятности есть и напомнить о них читателю иногда стоит — ради той же госпожи Правдоподобности. В части же случаев автор пускается в дебри, описывая травмы, полученные — нет, нет! упаси нас Великое Перо! не героем! а его товарищем! — второстепенными персонажами, при которых герою долг Героя ещё и велит оказать первую помощь. К сожалению, в девяносто случаев из ста выглядит это очень неубедительно. Одна из причин этого, на мой взгляд, — тотальная неопытность молодых авторов. Как показывает статистика, большинство травм в современном мире люди получают в детском возрасте, в период своих первых достижений. И такие травмы, как правило, слабо сохраняются в памяти, в силу возрастных изменений. К тому же, детское сознание несколько иначе воспринимает травму. Во взрослом же состоянии в современном мире высокий травматизм связан только с определёнными профессиями, и тут полностью расходятся представления авторов, чья профессия (писательство) никак не связано с риском травматизма и профессии их героев, как правило, не мыслящих и дня без проблем для себя или окружающих. Так возникает пропасть между фактическим знанием и его описанием, которую часть авторов пытаются восполнить с помощью энциклопедических знаний (википедия, научные статьи), как правило, медицинского характера, а значит, не отождествленных с переживаниями пострадавшего, либо с помощью описания людей, переживших необходимую по сюжету травму.
В данном случае, я предлагаю совместить эти два способа и несколько дополнить их визуальной информацией, которая убедительно может быть описана. Полагаю, что пригодится не только для описания боёв, но и для расширения собственного кругозора. Если есть на сайте врачи-травматологи, то предлагаю присоединится к теме.
И ещё…
Я настоятельно прошу людей младше 18 лет не открывать «иллюстрации». Так же это обращение настойчиво адресую людям с эмоциональной неустойчивостью. Пожалуйста, это в ваших же интересах. Лучше читать печатную версию, чем смотреть. Сейчас-то тема не слишком «страшная» ))), но в будущем полагаю разобрать другие варианты травм, поэтому проще уже сразу ограничить себя в эмоциях.
Ушиб. Гематома.
Гематома – попросту синяк, синец, фонарь, шишка.
Отчего-то в последнее время в сетературе закрепилось уверенное представление о том, что синяк – это не опасно. Возможно, это следствие того, что в произведениях происходят по-настоящему страшные вещи – отрезаются ноги-руки, взрезаются животы – и герои продолжают всё так же весело дубасить по головам врагов, забрызгивая всё вокруг кровью и кишками. На этом фоне синяк, конечно, это не проблема. Однако хочется заметить, что синяк синяку – рознь. В первую очередь, стоит помнить, что синяк – это повреждение сосудов, но последствия этого сказываются на всей области поражения, поскольку всем органам приходится тесниться, всем приходится сражаться с его последствиями. В драке, как правило, при ударном воздействии в ту или иную зону в сосудах, оказывающихся в зоне поражения, происходит сдавливание и стенки сосудов лопаются, позволяя крови свободно вытекать в окружающее пространство. В роли такого «затопляемого» пространства могут оказаться мышцы, жировая прослойка, головной мозг, внутренние органы. Кровь может стечь и остановится под кожей, между волокнами мышц, в просветах между органами, в брюшной или плевральной полости. То есть – фактически гематома может возникнуть практически в любой зоне организма. Гематома может организоваться из лопнувших сосудов мелких – капилляров, небольших — артериолов и венул, но вполне возможно и при поражении крупных сосудов – вен и артерий.
В момент удара ощущается острая боль в месте удара и, при мощном воздействии, отдающая в другие части тела. Далее на месте удара возникает припухлость и краснота, возникает ломота и повышение чувствительности. При сильном ударе — лопается кожа и кровь начинает сочится через мелкие трещины на кожу. Температура тела в этом месте резко поднимается. Такое состояние не принято ещё называть синяком, так как это название в народе закрепилось за развитой гематомой. Обычно же называют ушиб или шишка, по причине явной припухлости. Через некоторое время – в зависимости от глубины поражения и скорости распространения крови в тканях, — на месте ушиба появляется яркая багровая синева. И только спустя два дня синяк меняет свою окраску на желтую (начиная, как правило, от центра к краю, из-за чего на окраине синяка остаётся долгое время бахрома предыдущего цвета), спустя ещё два – на зеленоватую, после чего цвет кожи постепенно становится нормальным. Происходит это цветовое изменение из-за постепенного распада гемоглобина, и по цвету кожи вполне можно определять давность травмы, а по зацвётшему участку – площадь поражения.
Что может страшного принести ушиб?
В первую очередь, ушиб опасен не сам по себе – у организма есть разработанные механизмы уборки в случае этого «телотрясения», но как дополнительный, подчас скрывающий, фактор более серьёзной травмы. За ушибом – опуханием и краснотой – в первые моменты после боя сложно распознать такие проблемные поражения тела как вывих, разрыв сухожилий, перелом, поражения внутренних органов. А именно они требуют быстрого деятельного участия. Сильное же подкожное кровотечение закрывает картину травмы настолько, что ощупывание не даёт результатов и необходимо медицинское исследование. При том, очень мало профессионалов травматологов, которые при первом же взгляде на затекающую обильной гематомой конечность смогут без исследования дать чёткий ответ – что скрывается глубже, а врачи других направлений это делают значительно хуже. В этом маленьком моменте кроется одна из серьёзных ошибок молодых авторов – очень часто диагностика в их произведениях происходит буквально влёт, на месте действия, главным героем, не имеющим опыта в травматологии, и по неясным совершено признакам, словно по чудотворным знакам. Однако, более резонно либо обратиться к профессионалам, либо – если дело происходит в ситуации, когда помощь невозможна – побыть немного в покое. Как показывает практика попыток обходится без врачебной помощи — уже через несколько минут после травмы (если речь не идёт о возможном летальном исходе в первые моменты) можно определить её характер по косвенным признакам. Однако, уже через несколько часов-суток такое станет затруднительно – при комплексной травме все механизмы, участвующие в комплексе, только обостряться, смазывая картину. Да и лечить застарелую проблему значительно сложнее, чем «по горячим следам». Поэтому при длительных острых болях, обширности гематомы, ограничение подвижности в травмированном месте, явных механических изменениях травмированного места или дополнительных проблемах (головная боль, потеря сознания, тошнота, рвота) – быстро бежим к врачу — всё это признаки более серьёзной проблемы.
Вторая проблема, которую несёт ушиб – обильность кровотечения. Подчас синяк – это не сантиметр на сантиметр участок кожи, на который можно положить монетку и – всё лечение. Подчас гематома включает в себя очень значимые объёмы крови, вытекающие в мышечные ткани или полости тела, не останавливаемо, разрушая внутренние связи и заполняя все возможные участки. В такой ситуации возможно настолько значимое поражение кровеносной системы, что состояние человека ухудшится по ходу травмы, и далее – после нескольких часов от начала – может быть проявление тяжёлого поражения воспалительного характера – при расслоении крови в органах возможно появление нагноения и инфицирования, что тяжело лечится без современных препаратов. Такой механизм происходит, как правило, от нескольких факторов: при очень больших поражениях сосудов, большом объёме вытекшей крови, низком иммунитете организма или пожилом возрасте (к сожалению, для пожилых людей подчас и малый синяк может оказаться чуть ли ни тяжёлой травмой, укладывающий надолго в койку). Человек с обильной гематомой очень слабеет, и это необоримо без помощи. Он испытывает состояние кровопотери, помноженное на травмированность. Он будет бледен, сердце его будет сильно и быстро биться, его будет тошнить, он не будет способен к значительным и долговременным физическим нагрузкам, возможно – к принятию сложных решений, а при сильных кровопотерях возможны обмороки, непрекращающаяся рвота и помутнения сознания. Так что при действительно серьёзной гематоме сложно ждать от Главного Героя спасения вселенной.
Что применяется как первая помощь при ушибах?
То, что в первую очередь, ушиб любит холод – знают все. На ушиб нужно положить холодную монетку, снег, лёд в тряпице, да хоть какую холодную железяку. Механизм действия холода весьма прост физиологически – сокращение поступления крови в полости за счёт сужения капилляров. Поэтому применения холода актуально только в первые несколько минут после травмы. После десяти минут холод уже не имеет значения. А после суток после остановки кровотечения актуальным, напротив, становится тепло – от тёплых ванночек до лёгких грелок. Но жар также не подходит – он не создаёт того теплового баланса, при котором кровь будет разлагаться быстрее и безопаснее для организма. После первых же минут травмы, сразу после холода, уже можно пользоваться мазями, помогающими при подобных травмах – «спасатель», «траумель», «лиатон» и его аналоги, мази на основе бодяги. Из народных средств от синяков помогают спиртовые компрессы, изоляционные компрессы из лопуха или тёртой петрушки, а также из раствора обычной соли на воде или на яичном желтке. Часто при обильных ушибах врачи могут порекомендовать пить антигистаминные и обезболивающие и жаропонижающие средства.
Ещё один момент, который нужно помнить – при обильном кровотечении, при котором большой объём крови остаётся под кожей, нужно применять несколько иные методы, чем при обычном синяке. Обильный кровоподтёк необходимо «спускать». В противном случае, как уже было сказано, большой объём крови, разлагаясь, приведёт к последующим серьёзным заболеваниям. Кровь спускают с нижней точки отёка с помощью обычного хирургического прокола кожи до уровня залегания и распространения крови. Спуская кровь, на поражённое место накладывают умеренно сдавливающую повязку – как на зону отёка, так и на зону прокола. Уже на повязку накладывают холод. Далее конечности обеспечивают покой, а больному — обильное питьё. Кстати! Питьё подразумевается при любых синяках — тёплое, сладкое, обильное. Ни в коем случае ни алкогольное.
А теперь, как говориться, слайды…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.