О штампах в фэнтези
 

О штампах в фэнтези

+1

zhurnal.lib.ru/p/pahamowich_m_n/333333333doc.shtml источник, первая часть, на странице автора еще 3

 

Штампы в фентези.

Сразу скажу, это мнение не автора, а читателя, большого любителя фентези.

Я собственно, не против штампов в фентези. То, что критики, как правило, презрительно именуют штампами, на деле есть необходимые элементы произведения. В принципе, можно и соригинальничать, написать нечто напрочь выбивающееся из фентезийного жанра. Только вот такое новаторство как-то не очень привечается читателями, да и редакторами воспринимается без одобрения.

Не верите? Гляньте, сколько на Самиздате совершенно оригинальных фентезийных романов, и главное, написаны вроде как хорошо: и язык сочный, и образы отличные, и сюжет не затертый, вдобавок — восторженные отзывы критиков. Казалось бы, отредактируй и смело в печать! Увы, за пределы Сети сии шедевры выходят крайне редко. А теперь зайдите в книжный магазин, ухватите с полки книжицу (   любую, где на обложке либо здоровяк с мечом, либо доходяга в мантии мага), пролистайте… Изумитесь, узрев полный набор из «Типового набора фентези» Свиридова — гномы, эльфы, варвары, Черный властелин, «наши — там», порталы, двуручные мечи, «Средиземье под угрозой» и прочая и прочая…

Что за ерунда? Неужели все редакторы сплошь неучи и проходимцы, кои только по блату печатают? Нет. Просто редакторы отбирают в печать произведения, что будут гарантированно покупать. А покупатель фентези может простить любой штамп, но не заумь! Да что там фентези, в любой литературе есть свои «фишки», что вроде бы намозолили глаза, а поди ж ты, лезут из книги в книгу, как клопы. Посему писатель-детективщик, создавший очередные похождения «Немого», без всякого стеснения вставляет в свой опус затертые до дыр темы, завязки, персонажи — и ничего, все довольны. Однако же, авторов, что творят в жанре «Меча и магии» всякий норовит пнуть — мол, штампами пишете, ребята! Надоело, новенького давайте, неизьюзанного!

Ага, щяс! С чего это надо отказываться от штампов? Чтобы тебя на каком-нибудь конвенте похлопали по плечу и сказали «Ну старик, ты да! Оригинальная вещь, не какой-нибудь халтурщик типа Перумова! Свежо, оригинально!» А тут и редактор будет проходить мимо, услышит, подойдет, заинтересуется…

Хрен вам. К вам редактор не подойдет, а вот к Перумову обязательно подскочит. Потому как у Перумова хоть и гномы с эльфами, да и сюжет богоборочества из тома в том кочует, однако его читатели любят. Пишет, он вишь, интересно, гад такой… Хоть и штампов — пруд пруди.

Вывод — штампов не надо боятся. Напротив, штампы — те самые изюминки, от коих читатель получает удовольствие, хоть и читал такое сто раз. Раздражает не сам штамп! Раздражает плохо написанный штамп!

Посему я категорически не согласен со статьей Ю. В. Максимова «Как не надо писать фантастику». (Кстати, статья очень интересная, рекомендую всем читать — zhurnal.lib.ru/m/maksimow_j_w/nenado.shtml )

Вот уважаемый Юрий Максимов пишет, цитирую «Все эти оборотни-вервольфы, остроухие эльфы и прочие „гемоглобинозависимые гоминиды“ конкретно задолбали. Конечно, тема не закрыта, чисто теоретически можно и на таком материале сделать хорошую вещь, но на практике — очень сложно. Как Вы думаете, где больше шансов найти грибы: на поляне, где ещё никто не ходил (ну, может, один-два грибника) или на поляне, где прошли СОТНИ грибников? Я подозреваю, что на второй остались по большей части лишь гнилые ошмётки.»

Что тут можно возразить? Если уж сотни грибников ходят таки на одну поляну, так не потому ли, что там грибы родятся? Ну грибница там хорошая? А вон туда, на скалы ни один грибник не ходит — незачем. Ну не растут грибы на камнях… Теоритически, можно и в чащу полезть, в поисках нетронутых мест, можно даже что-то найти. Только зачем?

Разного рода эльфы и гномы в фентези прижились, благодаря Толкину. Ну ничего тут уж не поделаешь, любая попытка поумничать вызовет у читателя отторжение. Вот, вы, страстный поклонник фентези, стоите у прилавка, листаете книги. В одной прочли — "… яростно бранясь, гном Грумли очищал бороду от пучков соломы, эльф же ехидно усмехался..." В другой — "… вереща, гурх, чистил космы от пучков мидригайла, кифлинг же, по своему обыкновению, бурчал..."

Какие будут ваши впечатления? Бьюсь об заклад, что в первом случае вы представите маленького коренастого ворчливого бородача, а рядом — высокого остроухого высокомерного красавца. Заглянув же во вторую книгу, вы заскребете в затылке — кто это за «гурх» и «кифлинг»? Красавцы они или уроды? Хорошие или плохие? Листать книгу вам будет в лом, потому и возьмете ту, с «эльфами». Верно?

То же будет и темой, сюжетом, завязками. Пролистали книгу, сообразили — ага, очередное путешествие с целью замочить Ужасного Властелина. Все ясно. А вот это про что эта книга? Тут вроде и философия, и мораль какая-то, и любовные терзания… Да ну её… Вроде автор хотел сказать… Да ну её, лучше вот ту возьму — с квестом.

Одним, словом, штамп ничуть не мешает чтению — при условии, что написан живо.

И еще предлагаю вам свой список штампов в фентези. По разделам, там сюжетам и персонажам из делить не буду, просто перечислю. Авось и вам пригодится, ежели надумаете что в жанре фентези накропать… Рекомендую не как писатель, а как читатель.

1. «Драка в трактире».

Король всех штампов! Предположительно восходит корнями к бессмертным «Трем мушкетерам».

Заходит персонаж в трактир (таверну, харчевню), думает спокойно отобедать, так нет — пристанут к нему забияки, да и учинят драку. «Проваливай отсюда! — взревел здоровяк со шрамом. — Тут таким делать нечего!»

Штамп этот весьма оживляет книгу, так что стеснятся его нечего. Да мэтры фантастики и не стесняются, у любого можно найти… Можно ли написать сей штамп оригинально? А почему нет? Вон у Перумова в «Эльфийском клинке» драка Фолко и Санделло вышла очень даже ничего — и развязка необычная.

2. «Спасите деву от насильников»

Топает себе герой по лесу (полю, пустырю) и на тебе — бежит навстречу девица-краса, в разодранной одежде. А за ней, гнусно хохоча, мчаться омерзительные персонажи — хотят похоть свою утолить, без спросу девы юной. Как вариант — злыдни, не себе, а хозяину своему бесстыдному насильнику девицу добыть хотят.

Далее понятно. Отличный способ внести экшн — тут вам и групповой бой, и знакомство с будущей невестой… Хорош штамп, только не злоупотребляйте им!

3. «Кощеево яйцо»

Чтобы победить главного бяку, нужно некую вещь либо захватить, либо уничтожить. Отличный штамп, вы сразу получаете готовый сюжет для всей книги! Единственная просьба — не оглупляйте Суперзлодея, как Толкин: туповатый Саурон назгулов на поиски Кольца отправил, а поставить стражу возле Ородруина не догадался…

4. «Симпатичная нелюдь»

Все ясно, эльфы и гномы. Рекомендую писать про них всех, уж больно они популярны. Как сделать оригинально? Да просто. Конечно, гном должен быть маленьким и крепким, а вот прочие гномьи черты под большим вопросом… К примеру, кто-нибудь, может мне пояснить — какого хрена гномы завсегда искусные кузнецы? Ну, хорошие рудокопы — понятно почему, живут же в пещерах, всю жизнь ходы бьют. А вот кузнечное дело по моему разумению признак явно надуманный. Чтобы кузнецам мастерство развить, нужно условия — экономика развитая, либо войны беспрерывные. Нет у гномов ни земледелия, ни ремесел разных, ни даже войн настоящих (не считать же за таковые схватки с орками в подземельях). Выходит, не востребованы ни орудия земледельческие, ни инструменты всякие — топоры и рубанки, ни даже броня крутая — не с чего кузнецам гномьим ремесло свое отточить.

То же относится и к другим чертам — ворчливость, доброта, скаредность, воинское умение… Все это признаки надуманные, так что смело можете менять на свое, оригинальное.

4. «Огнешар убийственный»

Бьет все рекорды по применению среди чародеев. Заурядный фаербол, есть во всякой компьютерной игрушке и книжке «про магов». Самое популярное заклинание, этакий магический огнемет. Обожают и писатели, и читатели — и описать легко, и представить. Как сделать оригинально? Введите ограничения, скажем… фаербол невозможно создать, если рядом река.

5. «Гром небесный»

Молния, что из рук мага вырывается и врагов валит снопами. Второе по популярности боевое заклинание у авторов-фентезийщиков. Рекомендую всем, пожелания — такие же, как к огнешару.

6. «Зверушка-подружка»

Вот этот штамп лично мне не нравятся. Любят авторы всучить герою в спутники некую тварь, как правило, малосимпатичную. Волкодав с летучей мышью, Мрак с жабой, еще кто-то (забыл) аж кикимору с собой таскал… Тем не менее, рекомендую к употреблению — мелкий зверек здорово оживит действие, если герой — одиночка. И за подмогой сбегает-слетает, и из лабиринта выведет, и скуку скрасит, и врага ошарашит внезапно набросившись… Если герой путешествует не один — такой спутник, полагаю, не нужен.

7. «Победа эсперанто»

Железобетонный штамп, и без него никуда. Куда бы не забросила судьба героя — даже на краю вселенной люди разных национальностей, да и нелюди говорят на одном языке. Можно конечно этого избежать — всучить героям артефакт, что позволяет общаться с иноязычными расами, но уж больно хлопотно.

8. «Говорят, мы бяки-буки...»

Неплохой штампик. Частенько сопряжен со штампом «спасите деву от насильников» Едет себе герой, едет и вдруг на пути кучка оборванцев с оружием. «Слезай с коня. — гнусно ухмыляясь, приказал главарь разбойников. — Может и отпустим живого...» Понятно, что злодеям придется туго. Замечено — пока главный персонаж бьет мечом, помощник, либо подруга прячутся сзади но не попусту — благо в руках лук или арбалет. Немало лиходеев поляжет от стрел к удовольствию читателей!

9. «Некромансер лютый»

Этот штамп ввел Перумов, до него некроманты если и были, то очень редко и какие-то хилые… После похождений симпатичного некромансера Фесса-Неясыти, некроманты заселили фентезийные миры, как мухи. Притом, что можно делать повелителя мертвецов как добрым, так и злым. Спасибо, Перумов! А одна Стихийная магия с фаерболами поднадоела…

10. «Киллеры средневековья»

Видимо, под влиянием дурных 90-х, когда профессия киллера стала чуть ли не почетной, в мире фентези поселились целые орды наемных убийц. Притом, не просто одиночек — королевствах и империях существуют, оказывается целые Кланы, Организации, Союзы киллеров — сотни и сотни убийц поставили нехорошее дело на поток — принимают заказы от всех желающих.

Нет, понятно, что это чушь. Никакая самая захудалая империя не позволила бы существовать у себя организации убийц, что запросто на видных сановников покушаются. Благо, правами человека в те времена властители не обременяли — рано или поздно захватили бы хоть одного киллера живым и на пыточный стол. Сдал бы своих начальников, как миленький! И далее по цепочке…

В нашем мире ассасины сущестовали в отдельном государстве, в глухих горах, да и убийства совершали отнюдь не каждый день и не за бабки. И все равно их походя разнесли монголы. И легендарные нинзя потому и легендарные — больше слухов и толков. Реально существовавший клан ямабуси, в коем по преданию каждый второй был нинзей, самураи в решающем сражении порвали как Тузик грелку…

Тем не менее — рекомендую. Здорово добавит экшена!

12. «На, тебе, боже, что нам не гоже...»

Героя нехорошие жрецы взяли в плен и норовят принести в жертву злобному божеству. Ужас… Штамп, коему мы обязаны последователям Говарда — Конана-варвара регулярно кладут на алтарь в каждой второй книге «конины» — как правило, Сету.

Штамп хорош, но очень уж затаскан. Если можете написать ярко — попробуйте. Как правило, прямо во время жертвоприношения герой сбегает из плена — завалив стражу.

Может, у вас и выйдет оригинально… И кстати, жертву в нашем мире клали не на алтарь, а на жертвенник.

13. «Камень-магнит кушает людей»

Штамп ведет родословную аж с путешествий Синдбада-морехода. Простой вариант — героя просто примагничивает к некой скале. А там уж вылазят чудища и героя лопают. Спастись просто — скинь кольчугу и все дела. Сложный вариант — камень, либо артефакт гипнозом приманивают людей и питаются ими — вроде как растворяют кислотой. Весьма рекомендую — читатель будет переживать, не задумываясь: а чем питается злокозненный камень, когда рядом не проходят герои?

14. «Растение-каннибал»

Ох, хорош штамп! Притом, что и в научной фантастике встречается — на других планетах. Навеян образом росянки — уж больно заманчиво представить себе дерево, что обладает подвижными лианами, и зубастыми листьями. Против такой мерзости герою поможет верный меч и огонь. А драка с древесным монстром, между прочим — на целую страницу!

Ну, пожалуй и все. Вообще-то штампов еще куча, но большая часть уже и без меня описана, а о прочих вы и сами догадайтесь.

 

Статья задела, неужели все тривиально?

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль