хм-ммм
 

хм-ммм

+12

Наталья Метелица Драголова ©

 

ПРАВИЛА КРИТИКИ

 

Сталкиваясь с необходимостью критических замечаний в чей-то адрес, следует проявлять максимальную осторожность и корректность. На основе опыта человеческого общения выработаны определенные правила, несоблюдение которых сводит на нет усилия, направленные на критический разбор ситуации. Игнорирование, а чаще незнание правил критики приводит к тому, что у критикуемой стороны возникает «защитный барьер», обида, чувство ущемленного достоинства. В результате даже полезная, объективная критика не воспринимается конструктивно. Вероятно, соблюдение этических норм и правил критики вряд ли способно полностью устранить ее негативное воздействие на психическое самочувствие и настроение критикуемой стороны.   Однако выполнение этих норм и правил может свести к минимуму остроту рассматриваемой проблемы, сохранить нормальные взаимоотношения между сотрудниками. Правила критики направлены на повышение ее конструктивности и восприимчивости. Во многих случаях важным является не только соблюдение правил критики, но и общая последовательность их применения в процессе беседы.

Чтобы критика была плодотворной, не оскорбительной и не обидной, необходимо использовать следующие несложные правила.

Прежде всего, изъять из критики обвинительное «жало», сместить акцент на конструктивные предложения.

Замечания целесообразно делать наедине, чтобы не задеть самолюбия критикуемого.

Стремиться искренне и серьезно понять точку зрения партнера; обсудить аргументы «за» и «против»; проявить сочувствие к его мыслям и желаниям. Проявить уважение к мнению партнера, не отвергая его сразу и резко, даже если оно вам кажется абсурдным.

Дайте возможность высказаться до конца и старайтесь не доказывать, а выяснять факты.

Вести разговор в доброжелательном, твердом и спокойном тоне.

Старайтесь начинать с темы, по которой у вас с собеседником есть взаимное согласие. По возможности начинайте с вопросов, мнения по которым совпадают, могут вызвать утвердительный ответ и, таким образом, настроить партнера на согласие. Если с самого начала разговора человек скажет «нет», его трудно переубедить, поскольку самолюбие не позволяет отказаться от высказанного мнения, даже если он почувствует, что первоначально был неправ. Щадите самолюбие собеседника.

Если хотите указать человеку на его ошибку, НАЧИНАЙТЕ С ПОХВАЛЫ и искреннего признания его достоинств.

Обращая внимание людей на их ошибки, старайтесь делать это в косвенной форме. Например, вспомните похожий случай.

Используйте критику-«рикошет»: критику поступков абстрактного (вымышленного) лица.

Выдвигать свое мнение, (несогласие, критику) нужно в порядке обсуждения, не навязывая его.

Не употребляйте неоправданных приемов усиления аргументации. Нежелательны аргументы типа: «Сколько раз я вам говорил!» Некорректным способом усиления высказывания является и повышение голоса.

Не требуйте немедленного, сиюминутного признания ошибок от партнера, согласия с вашей точкой зрения, с вашим мнением по этому вопросу. Психологически это трудно, дайте время на раздумье, не настаивайте.

Свою ошибку, неверный шаг признайте быстро, решительно и чистосердечно.

Вместе с критикой желательна аргументированная самокритика. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках. Признание вины, собственных промахов у критикующего позволяет воспринимать критику не так остро, и самолюбие оказывается менее уязвленным

Сделайте так, чтобы недостаток выглядел легко исправимым. Очень часто людей повергает в уныние безвыходность их положения. Не «давите» на психику, а помогите найти выход.

Говорите только о деле, не переходите на личность: критикуйте поступки, а не человека. Важно помнить и такую закономерность: чем более человек возбужден, чем более задето его самолюбие, тем менее чувствителен он к логике, тем более пристрастен и субъективен и тем более тактичного подхода требует.

Если вы замечаете, что кто-то в споре слишком разгорячился, лучше перенести разговор на другое время.

Все участники обсуждения любой проблемы имеют одинаковые права и равно подчиняются данным правилам.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль