Пробежался по антиутопиям. Начал с «Долгой прогулки», продолжил «Бегущим человеком», сейчас читаю — свершилось! дошли руки… — «1984» Оруэлла.
Читаю — и не могу не сравнивать с «Мы» Замятина. Очучения странные.
Как всегда, забыл цитату… А. Короче, кто-то сказал, что «утопия» — это мир, в котором хорошо (я бы сказал — правильно) жить, а «антиутопия» — это мир, в котором страшно жить. Нет, как-то поумнее было… Ну смысл понятен, да?
Утопия — рассудочна. От разума идет и к разуму же апеллирует.
Антиутопия — эмоциональна. И идет от эмоций и чувств, да. И давит на страх.
В результате миры утопий выглядят, м-м, прохладно, а миры антиутопий набрасываются и пугают. Первые — неживые, вторые — живые, но кошмарные.
То есть, это не антиподы.
Так вот по ощущениям, Замятину удалось то, чего не удавалось впоследствии Оруэллу, Брэдбери с «451 по Фаренгейту», Берджессу с «Заводным апельсином» и Кингу (хотя «Прогулка» близка к) — это при условии, что авторы вообще ставили перед собой такую цель (в чем я сомневаюсь).
«Мы» — это антиутопия, выстроенная — как мне кажется — на принципах утопии. Читателя не пугают потенциальными опасностями, висящими над героем, напротив — ему вполне себе неплохо живется.
Только вот читателю — как мне кажется — туда, к «Ним», попадать совершенно не хочется.
Но кое-что Оруэлл предвидел совершенно замечательно. Я ехал в метро и, читая, периодически испытывал пугающую радость узнавания, вроде «культурной продукции» для пролов.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.