Ну, вот попробую рассказать о Вене, вернее обо всей поездке.
Как таковая именно «езда» у нас получилась очень хорошо, т.е. ехали приятно, удобно и быстро. Нигде не было задержек или длинных ожиданий. Все друг за другом без особой спешки и без тягостных перерывов перед следующим средством передвижения. Мне очень понравился Сапсан. Скорость, с какой поезд несся, (а скорость очень приличная около 240 км/ч) в вагоне совершенно не чувствовалась, тепло, светло, да еще и кормят-поят. Ну, про самолет я не говорю, летать мне всегда нравилось, и никаких негативных эмоций я не испытывала. Наоборот даже – это так здорово видеть далеко внизу землю, крохотные домики, ленточки дорог или рек; чувство полета меня всегда вдохновляло.) И сверху совершенно четко можно определить над чем пролетаешь: над Россией или той же Австрией.) У них там все как по линеечке: ровненько, чистенько, аккуратно, до вида нарисованного компьютерного плана, иногда только вдруг разобьет ровные линии изгиб реки или поворот дороги, но и то кажется, что сделано это с помощью циркуля. А как у нас? Да ни одной прямой! Зигзаги и загогулины, кляксы лесов и городков. В принципе все остальное тоже попадает под это правило, там — чистота, академическая правильность и аккуратность, у нас — грязь и раздолбайство. )
Аэропорт небольшой, (ну, по сравнению с нашим Домодедовом, откуда мы улетали) мы довольно быстро прошли все эти процедуры проверки паспортов и получения багажа и поехали на маленьком автобусике в Вену. Уехали мы из зимы, а приехали в весну, позднюю весну. Все цвело и каштаны, и сирень, и тюльпаны, и одуванчики, и сакура в венском исполнении.
Деревья в густой зелени. Аэропорт от столицы недалеко, каких-то минут 30-35 езды. Никаких пробок на улицах мы не заметили во все время пребывания, может просто потому, что мы были в «старом городе», в современной Вене мы не были совершенно, только вот видели кусочек по пути в/из аэропорта. Ничего особо впечатляющего я не углядела по этой дороге. Но не факт, что этого нет.)
Еще ранее ступив на борт самолета сразу стало понятно, что все: Россия за бортом – разговаривали только на немецком и на английском. Я для себя сделала маленькое открытие в этой поездке. Всегда думала, да и слышала по телевизору, что немецкая речь не очень-то на слух приятная, достаточно резкая, и ничего красивого я в ней не находила. Как же я ошибалась! Ну, по крайней мере, австрийский акцент — это нечто очень приятное, певучее, нежное. Заслушаешься.) Но вообще-то мы слышали на улицах разную речь на многих языках, и туристов очень много, буквально толпы и толпы. Но активизировались они (или их свободно встретить можно было) уже во второй половине дня, с утра не такой ажиотаж и движение. Может, все на автобусных экскурсиях после завтрака?) У нас тоже была обзорная экскурсия на автобусе, в принципе, почти все мои фотографии сделаны именно из автобуса, через стекло. Запомнить все, что говорил экскурсовод я, конечно, не смогла. Еле успевала крутить головой и щелкать кнопочкой на фотоаппарате. Так что про большинство из снимков я могу только сказать, что это из Вены.) Город очень чистый и ухоженный, сразу видно, что его любят и лелеют. Спокойный, не смотря на массу туристов, и очень доброжелательный. И вот никакого напряжения там от того, что я «чужая», не испытывала, хотя вокруг звучала речь, которую я практически не понимала. Такое странное, но вовсе не неприятное ощущение, словно вокруг шепот волн, ближе, дальше, разбиваясь на отдельные звуки, но вдруг будто камешек бросили в воду, и он булькнул, нарушая уже привычный хоровод непонятных слов – вклинилось слово, которое понятно. Так забавно было.
Главная река Австрии Дунай. Но его я видела только из окна самолета, когда уже улетали. А вот Вену – речку, давшую название городу, нам показали. Совсем маленькая речка, зажатая в каменный желоб стен, даже жалко ее, почему-то было. В каменную тюрьму ее спрятали якобы из-за буйного нрава, но где тот нрав что-то не заметно. Ну, да местным жителям виднее. Набережной как таковой нет.(
Я уже говорила о чистоте и порядке, поддерживать их помогают вот такие собачки, напоминающие нерадивым хозяевам об ответственности за животное.
Ни одной кошки, ни одной бродячей собаки за все то время, что мы были в Вене, я не видела. Собак много, но все на поводках и с хозяевами. Кстати хвостатых пускают почти во все магазины и кафе, чего не скажешь о наших магазинах, а про кафе я и не говорю.
Главный исторический центр Вены – это собор святого Штефана, ну и одноименная площадь, соответственно. Но вообще-то этот исторический центр не заморожен, буквально рядом с тем же собором стоят здания современной постройки. Так что Вена не замерший, а постоянно развивающийся город. Но все эти «новостройки» очень органично вплетаются в вязь старинных улочек и домов.
Вот именно это разнообразие меня и удивило – рядом сосуществуют самые разные по стилю и времени постройки, и еще нет совершенно одинаковых домов.
Каждый уникален, каждый чем-то, но отличается от рядом стоящего, балкончиком, фонарем, лепниной над входом, цветом стен, возрастом.) Но опять же, вот это смешение совершенно не разрывает общего впечатления чего-то единого, целого. Конечно, большинство домов и улиц пришли из 18-19 века, более ранних, как и более поздних построек на порядок меньше. Но все же…
Улочки – классические: узкие, не очень длинные, расходящиеся лучами.
Это уже в части более поздней застройки появляются широкие проспекты с газонами и рядами деревьев. А в центре флора в основном в горшках и кашпо, да еще на крышах. Есть даже дом с настоящим садом наверху. Один венский художник в прошлом веке, решил сделать уникальный дом. И сделал в центре Вены из старого обычного строения произведение искусства. Он, во-первых, переделал все квартиры внутри (нет двух одинаковых); во-вторых, заменил все окна, которые тоже все разные; в-третьих, раскрасил снаружи все стены; в–четвертых, посадил на крыше сад. Там на крыше около 90 тонн земли, так что деревья большие. Всех туристов водят к этому дому, а мэрия еще и жителям, снимающим квартиры в нем, доплачивает некую сумму, за беспокойство от туристов.
Все нижние этажи зданий превращены в кафе, магазины, рестораны, ну, я думаю, это сделано для туристов, хотя и для самих венцев это не плохо.) Очень много уличных кафешек: просто столики под зонтиками, где можно присесть выпить чашечку чая или кофе, съесть мороженое или знаменитую венскую выпечку. Кстати, самыми знаменитыми сладостями здесь считаются яблочный штрудель и шоколадный торт от Захера. Но я вот как-то не особо впечатлилась, хотя мы все попробовали.
Тут же недалеко от Штефанплатц стоит маленькая и неприметная, совершенно простенькая часовенка ордена капуцинов, где упокоились все Габсбурги.
Такой разительный контраст со всеми другими зданиями и строениями, которым в общем-то присущ несколько помпезно-тяжеловатый, истинно имперский стиль. Ну, наверное, для столицы нельзя иначе. Чем-то мне Вена напомнила Ленинград, в смысле Санкт-Петербург, что-то общее в стиле есть, но у нас все шире и масштабнее что ли? А тут все очень компактно, дома впритык друг к другу, да и ширина улиц очень небольшая. Но, опять же повторяюсь, дома очень красивые и разглядывать их можно бесконечно.
Итак, вернемся к собору святого Штефана. Самый настоящий готический собор со всеми присущими этому стилю прибамбасами. Высокий (130 м), мощный и в то же время кружевной, устремленный в небо. Построенный в ХIV веке он до сих пор впечатляет. Раньше он был белым, вернее цвета слоновой кости, а сейчас стены черно-серого цвета, в буквальном смысле на них пыль столетий.)
Эту пыль и грязь сейчас пытаются отчистить, поэтому собор на реставрации. Те части, что проходят процедуру «помывки» закрыты щитами, но на щитах эта закрытая часть воспроизведена, так что издалека это и не так заметно. Стены – резное кружево и очень много всяких барельефов со сценами из писания. Есть и росписи, но как я поняла, они не сохранились в полном объеме, так отдельные кусочки. У собора две главных колокольных башни, но колокол, который звучит и сейчас, один, второй стырили, но кто и когда я забыла.) Причем колокол этот самый большой и тяжелый в Европе. Я бегала вокруг него, в смысле собора, и все пыталась весь сфотографировать, но у меня не получалось – он не влезал.) У собора прекрасная крыша из цветной керамики с замечательными зелено-золотыми узорами. Мне она почему-то чешую дракона напомнила (темно-зеленый дракон в золотых браслетах). На этой же площади расположились несколько специально переодетых и загримированных людей, чтобы туристы могли с ними сфотографироваться (рыцарь, средневековый дворянин, даже фараон стоял), там же художники со своими произведениями (можно свой портрет заказать), музыканты. Транспорта нет — пешеходная зона, только запряженные коляски иногда проезжают. Мы тоже на такой покатались. Так здорово! Автобусное стекло все-таки отгораживает от живого мира, а тут нет. А еще именно в этой поездке я поняла, как мы привыкли к комфорту, и как изнежен современный человек. Когда мы ехали по асфальту, то это было просто замечательно, лучшего и желать нельзя, но как только колеса начинали катиться по булыжникам старой мостовой, то всё – вытрясалось буквально всё внутри. Удивительно зубодробительные ощущения. Те, кто ездили раньше – совершали подвиг.
Эта конная экскурсия продлилась более часа, под конец мы даже немного замерзли. Но все равно было классно. Извозчик, он же экскурсовод, нам попался очень благожелательный, общительный и рассказывал о том, что мы проезжали. И причем узнали мы от него гораздо больше, чем от штатного экскурсовода, что водил нас на пешей экскурсии (была у нас и такая). Правда, рассказывал он на английском, но мы были не в претензии – у нас имелся личный переводчик. Мы по кольцу проехали весь центр Вены. Это кольцо так и называется Ринг-штрассе, и в него входят и из него выходят все те небольшие улочки, из которых и состоит историческая часть города. От древней Вены времен еще римской империи сохранился лишь небольшой кусочек крепостной стены.
Трепета перед такой исторической древностью у меня почему-то не возникло, хотя я очень ценю эти кусочки памяти, оставшиеся нам от прошедших эпох. Может тут сыграло роль то, что как-то она не выглядела древней эта стена (у нас некоторые современные стены выглядят гораздо «древнее»), да и кусочек этот был как бы между делом, словно ничего не стоящий каменный заборчик. И все бежали мимо, мимо, не останавливаясь… Вот и мы проехали дальше к современной резиденции австрийского правительства, которая разместилась в одном из дворцов хофбургского комплекса.
Императорские дворцы – это отдельный рассказ. Хофбург и Шёнбрунн. Зимняя и летняя резиденции императоров Австро-Венгерской империи. Внутри мы были только в Шёнбрунне, в Хофбург, как не жаль не попали. Но были в доме бабочек в бывшей императорской оранжерее при хофбургском дворце. Оранжерея с большими пальмами, фикусами выше человеческого роста, и прочими зелеными великанами, много цветущих растений, маленький прудик с разноцветными рыбками и удушающая теплота и влажность настоящих тропиков. Ну, я там не более получаса выдержала. Хотя хотелось дольше и больше.
Бабочки – они ведь не фотомодели, и специально не позируют. Их еще поймать в объектив нужно. Так вот половив бабочек, мы решили устроить перерыв в кафе, совсем рядом, вернее, в части той же оранжереи. Только тут влажность и духота тропиков не поддерживались специально, а было просто очень зеленое и стильно-уютное заведение. Выпив кто по бокалу вина, а кто и просто сока, и чуть отдохнув, мы отправились дальше. Единственно, что вызывало недовольство во время этой поездки было то, что время нашего прибытия совпало с небольшим похолоданием, а в первый день так вообще дождь был. Ходить с зонтиком и при этом фотографировать не очень удобно, да и все выглядит серым, несмотря на зелень и цветущие деревья. И только потом я поняла, что это было, в принципе, благо, была бы жара — мы бы уставали гораздо больше, и от палящего солнышка не больно-то спрячешься.
Итак Хофбург – зимняя резиденция австрийских императоров. При дворце парк, на который мы просто посмотрели с центральной площадки перед дворцом сквозь дождь, решив, что будем тут еще на экскурсии, и не став фотографировать. Но все у нас бывает так, как всегда. В Хофбург мы больше не попали, ну проезжали, конечно, мимо. Но внутри и в прилегающем ко дворцу парке не были. Очень было жалко.( Сам Хофбугр – это не отдельный дворец, а целый комплекс зданий, объединенных общим предназначением – служить главной резиденцией императоров Австро-Венгерской империи, так сказать парадное официальное лицо.
Сейчас это несколько музеев и официальная опять же резиденция австрийского президента, там же знаменитая школа и конюшни липпианов. Мы знаменитых танцующих лошадей видели только через стекло, билеты на представление нужно покупать заранее. В парке перед главным зданием стоит памятник Марии-Терезии – известнейшей императрице, которая успешно правила более 20 лет. Эта удивительная женщина сочетала в себе, казалось бы, несочетаемое: она была успешным и прогрессивным политическим деятелем (муж в дела государства не вмешивался) и в тоже время прекрасной женой и матерью, у нее было 16 детей (вот этот факт видимо так поразил нашего экскурсовода, что он раз пять, если не больше, его повторил, рассказывая о столице и ее правителях). И семейные отношения нисколько не были холодны и официальны. Именно благодаря Марии-Терезии почти все европейские монархи были связаны родственными узами. И именно она придала Хофбургу статус главной монаршей резиденции.
В переводе с немецкого Шенбрунн – прекрасный источник, когда-то охотясь в лесах вокруг столицы один из императоров наткнулся на ручей, и это было так кстати в летнюю жару, и вокруг было так красиво, что император решил построить здесь дворец, сделав загородную резиденцию. Поэтому Шенбрунн находится не в центре исторической Вены, раньше-то здесь вообще лес был из вековых деревьев, теперь тоже лес, правда из домов. Вена сильно выросла.
Но дворец построили с размахом — очень монументальное произведение архитектурного искусства, не теряющееся и на фоне современных зданий. Здесь более тысячи помещений, для туристов открыто около 30 покоев (точную цифру я не помню). Фотографировать внутри нельзя и народу так много, что мы буквально пролетели по анфиладам этих комнат, практически, нигде не задерживаясь. Нам бы и не дали, в спину дышали следующие жаждущие прикоснуться к императорскому быту. Ну что сказать? Если снаружи это здание кажется огромным, то внутри все какое-то очень мелкое, поделенное на небольшие комнатки. Ну, не представляю я, как в этих комнатках могло поместиться столько народу, а если вспомнить, какие платья носили в то время, то вообще не понятно, как женская часть императорской свиты там в этих коридорах расходилась без утраты бантиков и рюшечек). Единственно, что приходит на ум то, что нам показали именно личные покои (или у меня склонность к гигантизму? А может, меня разбаловали наши дворцы?) Но мы были и в парадной зале для официальных приемов, там тоже не особенно разбежишься. Все, конечно же, красиво, но по количеству золота и росписей на квадратный сантиметр поверхности австрийские дворцы не идут ни в какое сравнение с нашими. Все гораздо скромнее. Как нам сказали самая дорогая комната во дворце, застрахованная на жуткое количество денег — это комната отделанная панелями из красного дерева. Красное дерево, конечно, само по себе дорого, а уж в этом возрасте и подавно превращается в раритет. Но я в такой шкатулке жить бы не хотела. Мне больше всего по обстановке понравился какой-то проходной покой, в смысле, что мы быстро молча прошли через него, там стены были отделаны бело-синими обоями в китайском стиле, вазы в той же тематике, диванчики. Но все было такое светлое и нежное в отличие от остальных помещений, в которых преобладали темные тяжелые тона. Ну, не люблю я темноты. Причем большей частью эта темность поддерживалась искусственно, так как окна были закрыты ставнями и шторами, дневного света почти не было, кругом во всех люстрах и бра электрические свечи. От солнца все выгорает, да и, наверное, это ближе к историческому оригиналу.
При дворце огромный парк и самый старый зоопарк в Европе, и один из самых из самых комфортных для животных. Здесь они успешно размножаются, а это главный показатель того, что животному хорошо.
В одной из боковых пристроек дворца в подвале сейчас устроено небольшое кафе, и для туристов здесь проводится маленькое представление Штрудель-шоу. Прямо на глазах туристов мастер делает один из знаменитейших венских десертов — яблочный штрудель, с подробными объяснениями и возможностью вкусить этого самого штруделя.
В принципе, это слоеный пирог с яблоками и корицей. Только тесто для него раскатывают до тончайшего состояния, так чтобы сквозь слой этого самого теста можно было прочитать текст, например, с рекламного буклета. Быстро, красиво, профессионально, что еще можно сказать! Ну, и вкусно, конечно же.
Мы попали в Австрию накануне Пасхи, и все кругом напоминало о грядущем празднике. В Шенбрунне был даже небольшой пасхальный базарчик, и чего там только не продавали, а уж яиц было всяческих и разных не перечесть и обыкновенные куриные, и стеклянные, и керамические, и из воска, и из пластика, и еще из бог знает чего. А кроме того множество приятных безделиц и просто красивых вещиц с пасхальной тематикой. И все яркое, красивое, к которому руки так и тянутся — вот бы все получить в собственное владение.
Венская опера еще один исторический и художественный шедевр столицы, известный, наверное, всем. Теперь и я знаю, как он выглядит. Это сейчас мы восторгаемся архитектурными решениями, богатой внутренней отделкой и исключительными акустическими свойствами здания. Но когда этот театр только построили, его не обошли своим вниманием критики и хулители. Все было не так! Своими озлобленными высказываниями они довели одного из архитекторов Э. Ван де Нюлля до самоубийства, а второй А. Зиккард фон Зиккардсбург скончался от инфаркта. Им не пришлось видеть триумфальную премьеру «Дон Жуана», открывшую первый сезон оперного театра. Очень жаль.( Но где сейчас эти критики и имен-то их не сохранилось. А венская опера стоит, и мировые знаменитости за честь считают спеть в ней.
Мы улетали днем, Вена вновь вспомнила о весне, тепле и солнце, и было немного жаль, что такую яркую Вену мы не увидим. Три дня – это так мало.
Наверное, не нужно было писать так много слов, но вот хотелось почему-то…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.