Зарубин. Рецензия на роман Мэл (Анны Алмазной) "Лоза Шерена. Кто я?"
 

Зарубин. Рецензия на роман Мэл (Анны Алмазной) "Лоза Шерена. Кто я?"

+36

Мэл. Отзыв.

Кто я…

 

ссылка на топик романа

 

 

Кто я? Хорошо начинать роман с вопроса. А вот отзыв? Текст — признак качества — дает полное погружение в мир, мир любовно выписанный, красивый, четкий… Год назад писал рецензию на вторую часть, восторги все высказал, в силе, повторятся не буду. Разве что: «Не знаю, сколько еще простоит этот мир и когда его разнесут какие-нибудь «желтые повязки»… Надеюсь парк уцелеет… Красивый, зараза.» Это я год назад, после одной части. Теперь, после всех трех частей можно ответить четко: не уцелеет. Разнесут по кирпичу, «до основания» в лучших традициях. И кирпич в щебенку, щебенку — в гальку, а галькой дороги замостят, чтоб не напоминало. Разве что чучело русалки оставят, да шкуру змея — на сапоги. По ощущениям — лет десять стоять осталось дворцу со всеми его чудесами. Жаль, красивый.

 

Попробую обосновать. Что делает хороший текст хорошим? Возможность пожить в чужом мире, подышать чужим воздухом, посмотреть, примерить на себя чужой опыт. Ежели мудреным литературоведческим языком излагать — проассоциировать себя… А с кем я себя у Мэл в тексте могу проассоциировать? В бродилках и сагах о великих нагибаторах специально делают пустого и безликого перса, чтобы читателю было удобно себя на его место поставить. Потом ему на шею накидываются побольше ништяков и все — школота ликует, бестеллер рекорды бьет… Но тут… Тут не тот случай товарищи. Слишком богатый, разносторонний и бьющий по всем органам чувств мир, слишком тугие узлы конфликтов, слишком разносторонние, яркие, запоминающиеся и характерные персонажи. Книга берет за шкирку, не спрашивая, хватает и сует в чужую жизнь…

 

Вот только персонаж для подселения читателем подбирается примерно по себе. Итак… Открываю книгу и проваливаюсь. Страница, другая и вот — вдруг я уже не я а кассиец, горожанин. Домишко на окраине, семья, дети, как у людей. И да — рожанин, да, черная кость и татуировки на руке желтые. Оглядываюсь по сторонам — выясняю, что на шее у меня «глава рода» сидит, деньги на водку тянет. Пережиток каменного века, но поди ему откажи — магией скрутит так, что мало не покажется. А жену и дочку от местных аристократов — арханов с синими татушками, надо прятать в подвал и поглубже. Ибо тормозов у них нет, совести тоже и статью за изнасилование в местный У.К вписать забыли. А в рожу архану не дашь и дубъем от благородных тоже не отмахаешься, ибо магия. Опять, будь неладна. Это еще повезло, что в столице живу — местный глава дозора таких шуток не одобряет. Но он в этой системе один такой белопушистый, а что на переферии творится?

 

А еще жрецы местного бога (их тут двенадцать, жрецов тоже двенадцать. И всем «на ремонт храма», беда)

 

А еще в подвале бочку золота надо держать — взнос в местный цех наемных убийц. На случай, если жена до подвала не добежит. Что поделаешь, не мы такие, а жизнь такая — судебной системы в мире у Мэл нет, приказа тайных дел нет, КГБ доносов не принимает — кроме ночного цеха других методов восстановления справедливости в тексте не увидел.

 

Вот так.

И что с этим всем делать?

 

Ну, это кассийцы пока не разобрались, а тут — той части сознания, что еще утонула в тексте — оно понятно, что. Народными средствами:

 

«Соловушка, птица гордая

Пора елки украшать синемордыми

Арханчики, рожи жирные

А в сырой земле будут смирные...»

 

Арханчики — арханы то бишь, аристократия местная. Татуировки синие, замки красивые, рожи, в силу магической защиты от кирпича, гордые аж завидки берут." Московская" часть сознания правда при виде их от смеху ухахатывается. А как иначе? Благородные арханы за три тома саги героически одолели кошку Мурку с котятами. Усей королевской конницей, усей королевской ратью. И еще князь Элдай выкинул свою воспитанницу из окна. Тоже усей королевской конницей и тоже ну очень героически. Все, больше трудовых достижений у местной элиты мною, на протяжении трех томов, не замечено. Конечно, достижения, может быть где-то за кадром и есть (и наверняка, есть), а впечатление складывается из желания автора прицепить главных героев к каждому витку сюжета. Но в итоге складывается впечатление, что вся королевская конница ничего, кроме как бежать, орать и прятаться за спину Армана не умеет. Да. А без Армана — Мурка это раз, Аланна это два и все, обчелся. Герои, блин, защитники. Зато изящные все и гордые, а говорят так красиво, что ой…

 

Вот как то так. Классическая формула революционной ситуации. «Верхи не могут, низы не хотят». Зацементирована магией на предвзрывной стадии. По ощущениям — людям осталось десять лет, на то чтобы осознать и еще пару месяцев — подобрать отмычки к магии. И закрутится…

 

«Реми, молодой, и зачем ты женишься?

Красна армия придет — и куда ты денешься?»…

 

А еще тут «дом забвения» есть. Бордель, куда можно вполне официально надоевшую жену продать. Или даже не надоевшую — жрецу «на ремонт храма» не донесли, он возьмет и кастанет чего надо. Татуировка рисунок изменит — и усе, ищи потом, доказывай, что не верблюд. Ага. Магия в благородных целях борьбы за нравственность… А у меня дочь растет. Замуж скоро. Так что Мэл, извини, ничего личного.

Но дворец в щебенку, щебенку — в гальку, арханов с попами — на елки, а змея — на сапоги… Ладно, в зоопарк, дочку как раз сводить пора…

 

Как однажды сказал британский генерал Непир индийскому брахману — “у каждого народа свои обычаи”…

 

Эххх… а ведь автор явно ничего такого ввиду не имел, наоборот — хотел вырастить душевный и яркий мир с красивыми и честными людьми, благородными героями и искренними отношениями. Мир, где солнце светит, дамы прекрасны и добродетельны, человек не одинок, дружба крепка а служение — по зову сердца… А на отзывы пришел злой москаль в грязных сапогах и с «Капиталом» под мышкой, красивые речи и высокие чувства игнорит, зато считает нули в ведомостях и запятые в должностных инструкциях. И твердо уверенный в том, что хорошего начальство нафиг не нужно, а нужна дубина — от плохого отмахаться. Даже стыдно… но, как есть.

 

Продолжая цитату того же генерала: «я вправе следовать своим обычаям так же, как и ты своим»

 

Вообще-то в моем любимом вархаммере жести и побольше будет. Но там она скрадывалась во-первых масштабностью конфликта. На отдельные недостатки приходится закрывать глаза — ибо великий пожиратель сам себя не скушает, а дурной начальник в кризис все лучше чем никакого… Но тут все спокойно, кругом мир, конфликт с Алкадием камерный, судьбы мира (то есть мою тихую хату на окраине) впрямую не затрагивающий. Ну Миранис, ну в опасности. Паны дерутся, хлопы попкорном трещат. Королю Демиду, великому победителю кошки Мурки тут не повезло. Его подданным тоже.

 

Ладно система системой — а без людей любая система мертва. А с людьми — даже самая убитая вусмерть система будет жить. Тяжко, с надрывом, давя и калеча своих обитателей — но будет. Живут. Посмотрим, что тут за люди живут.

 

Круль Демид, великий победитель… Знаю, что замучил, но из песни слова не выкинешь — его подчиненные чудили, ему и отвечать… Весь текст сидит с важным видом, в критические моменты — ныкается «на совещании», откуда вылезает аккурат к «награждению непричастных». Начальник, уже этим неинтересен.

 

Наследный принц Миранис… Куда более интересный персонаж. Молодой, искренний, полный хороших задатков и благих намерений. Которых ему совершенно некуда применить. В первых частях — бродил по дворцу, мучился собственной ненужностью, куролесил и влипал в большие неприятности. Давая попутно старт новому сюжетному витку. В этом томе — собрался, поймал ритм, занялся, наконец, делом — нет, в третьем томе все по прежнему за Армана и Реми ныкаются, но теперь Мир, по крайней мере, стоит у этой пары за плечом и следит, чтобы не мешали. Эх, если б не папаша — был бы толк…

 

Центровая пара персонажей

Арман, северный князь, старшой столичного дозора то бишь полиции. Единственное на всю Кассию боеспособное подразделение ( да, единственное. Ибо, если на охрану наследника престола снимают людей с городской полиции — значит, других нет. А за порядком на улицах тем временем следит мафия. Ну Демидка, ну и м… молодец, ладно… ) Честно пытается быть правильным и ответственным правителем, получается плохо — от перемещения уродов с центра на переферию их количество не уменьшается, только злее чудят. Системные проблемы на личном уровне не решаются, увы. Зато все прочие крепко привыкли — чуть что так беги и за Армана прячься. Спасет. Элдай, собака страшная, его ответственности хорошо научил. Вот только вся ответственность его теперь — перед собственным классом. Ага. Через эту самую ответственность и гробанется, защищая тех, кого не стоит. Хоть жени его, что ли? Надо ж как-то спасать, жалко же, хоть и классовый враг. Но как — не представляю. Элдаеву школу из мозгов выбивать — титановая сковородка сломается.

 

Реми, потерянный брат.

Потерял Арман брата, в младенчестве, теперь вот нашел. Только — поздно, у него уже своя жизнь, свои друзья и свои интересы. Которые только что успешно сломали через колено. И еще сказали «радуйся», да. Чему? Тому, что родной брат — архан и враг народа? Его друзья, его жизнь и его интересы — давно на нашей стороне. Совесть, честь и элементарный инстинкт самосохранения требует бежать от новоявленного брата подальше. Но… Арману реально плохо без него а Реми — эмпат. Чувствует. Жалко же. Вот и мечется на первых порах. Я уж опасался, что придется в отзыве писать «история о том, как неверно понятая жалость довела хорошего человека до 58 пункт пособичество» Но нет — парень молодец, ушел достойно. Никого не сдал, всем кому смог гарантии выбил. А потом автор закрутил интригу с Алкадием, события понеслись и вопрос выбора уже сам собой снялся. Ладно. Ушел и ушел. Если на той стороне три нормальных человека есть — может она не совсем пропащая? Надеюсь. Крепко. И финал, вроде, намекает на большие перемены…

 

Аланна, невеста Реми и центральный женский персонаж. Вот тут ругаюсь и сильно — почему так мало? И добрую половину сцен с ней — или связана или в отключке. А ведь — если разобраться — для того, что она сделала тут надо куда больше храбрости, воли и решительности, чем иным мужикам… Посмотрел бы я на Кадма в ее раскладах.

Вообще, за женских персонажей — ругаюсь громко. Дамы появляются в тексте, чтобы красиво пострадать, поахать по кому из героев и, когда сюжету надо — красиво помереть. Бардак. Женсовет в дружественном тексте негодует.

 

Четверка телохранителей… Эх… Тоже много места занимают. Яркие персонажи, харизматичные но… Бестолковые какие то… Интересов нет, целей нет, воля разрушена зато дури в башке хоть отбавляй. Мечутся по тексту, приная сюжет во все стороны разом. Блин, что они, что Нар, что Лиин со своим обожанием — что то неправильное, страшное в этих магических привязках. Не люди, руины какие — то… С Наром что? В «Выборе» был нормальный, живой… А тут… Я когда его в первый раз в тексте увидел — изрекающим благоглупости с «кушать подано» пополам — решил, что он под наркотиками. Какое, (большой толковый словарь русского мата стр 556-712 вслух, с выражением), служение, какие (следующие 200 страниц, тоже вслух) половинки души, какое (словарь кончился, где второй том? ) предопределение — у него арханье сестру замучило, неужели забыл? Или просто дела персонажу не нашлось, слова стандартные, протокольные а я конспирологию на пустом месте развожу? Прости, Мэл, искренне не понимаю…

Упд. Хотя, похоже что я просто один том из многотомника пропустил. Становление Армана в роли начальника полиции. Там конфликт Нара с системой благополучно закрылся по идее, только я не знаю как. Сорри.

 

А еще здесь есть темный цех. Местная мафия с весьма колоритным доном. Эхх, а как четко взаимодействие оной мафии с Армановыми дозором описывается — моя марксистская душа поет и радуется…

 

А еще здесь есть… Здесь много чего есть, всего и не перескажешь…

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль