Роман я читал долго, по объективным и субъективным причинам. Некоторые главы, которые активно редактировались, перечитал по два, а то и три раза. И вот, выкроив некоторое количество времени, быстро (для меня), то есть примерно за две недели я дочитал его до конца.
1. Общие впечатления от книги
От восторга до неприятия отдельных эпизодов, которые, на мой взгляд, поданы слишком натуралистично. Автор как будто проверяет читателя на прочность и забавляется, до мельчайших подробностей детализируя эпизоды пыток. Возможно, я слишком чувствителен к чужой боли, но вряд ли я один такой ненормальный.
Впечатляет профессионализм в описании главных чудес империи – бессмертия, смены тела и прочих технологических достижениях, которых в романе достаточно. В романе много теории, но она не скучна, подана по ходу действия, а потому воспринимается легко и органично. Можно с уверенностью сказать, что «Империя Джи» равнодушным не оставит никого. Ни её почитателей, ни тех, кому роман не понравился.
2. Сюжет
Выписан тщательно. Качественная фантастика, в которой в самом финале обнаруживаешь чуть ли не детективную составляющую, настолько хитро автор водит за нос читателя с главной загадкой сюжета – зачем император так изощренно издевался над экзекутором Крошкой на протяжении всего романа.
Чувствуется огромная работа над каждой деталью описываемых миров, персонажи живые. Самая яркая часть повествования – жизнь Крошки в деревне арнов. Именно в этой части автор продемонстрировал всю мощь своего писательского таланта и то, что он умеет эффектно описывать не только страдания и казни, но и доброту, и всякие прочие душевные человеческие качества.
3. Язык и стилистика
Марика мастер словотворчества не только во флудильных топиках, но и в своем романе. Описываемые сцены представляешь не отстранённо, в них живешь.
4. Психология отношений.
Высший балл. Но с оговоркой. По мере чтения романа возникало много вопросов «Почему так? Зачем? Да как так можно!». Но финал все расставил по своим местам.
5. Оригинальность.
Если говорить отдельно о деталях, то нового вроде не так и много, в целом же – ничего подобного в фантастике я ещё не встречал. Есть роман Снегова «Диктатор», в котором тоже исследуется вопрос власти, но на этом сходство двух произведений и заканчивается.
Хочется отметить, что фантастика Марики Становой никогда не перемешается в памяти с сюжетами других произведений, что случается сплошь и рядом при чтении многих современных фантастических романов.
6. Востребованность.
Сложно ответить однозначно. Мне претила чрезмерная детализация жестокости и гомосексуальность главных сюжетных персонажей. Наверняка найдутся читатели, которым нетрадиционная специфичность таких эпизодов покажется недопустимой в ещё большей степени, чем мне, и вызовет по этой причине неприятие романа. Но мне удалось не зацикливаться на этих претензиях, потому что всё остальное выполнено на отлично.
Итак, официальная часть закончена, теперь можно и отсебятину.
Большим достоинством романа я считаю его широту. Приключения главного героя Крошки (Хакисс, Стива) настолько разнообразны, что не восхищаться фантазией автора невозможно. Причем банальных приключений с перестрелками и погонями здесь нет вообще. Можно долго рассказывать обо всех перипетиях похождений Крошки по мирам империи, но, пожалуй, не стоит, хочется сказать лишь то, что скучать при чтении не придётся.
Ещё этот роман о любви странной и противоестественной. Любви романтической в тексте нет вообще. Разве что в некоторой степени со стороны арна Вроарриста к Крошке. Но и там скорее не любовь, а просто порядочность, человечность и забота о процветании племени.
Любовь в романе эгоистическая, слепая, безоглядная, пошлая, грязная. Да и сами персонажи показаны в основном, как высокомерные эгоисты. Особенно этим отличается элита общества – ажлисс, от гвардейцев до регентов. Героев отчетливо положительных, или хотя бы таких, которые вызывали бы симпатию в романе мало. Не могу понять достоинство это или недостаток текста, но зато сам себе читатель наверняка покажется образцом поведения и моральной чистоты.
Главные же герои император Джи и Крошка – кладезь человеческих пороков, с некоторой долей их оправдания. Император всё-таки заботится об империи и науке, Хакисс-Стив иногда пытается проявить порядочность, но у него это плохо получается.
Еще этот роман о власти. Неограниченной, эгоистичной, но выстроенной таким образом, что любая другая её форма приведет общество к упадку. Здесь сам император на высоте. Он и ученый, и исследователь, и толковый руководитель. И очень жестокий властелин, любитель живодёрских казней во имя процветания коммунякии, тьфу империи. Общество империи тоталитарно и достаточно жестоко, но построено так, что каждый индивидуум может быть в нём счастлив, если только сам не станет этому противиться. Но даже для таких отщепенцев созданы своего рода резервации, в которых они могут жить так, как считают правильным.
Еще этот роман о чувствах главного героя. О его страданиях и томлениях. Страданий много. Ярких, разнообразных, блестяще описанных. Томлений тоже много. Если герой не страдает, то томится. Ну, а минуты счастья редки и коротки, и крутятся исключительно вокруг личности Императора.
Страдает Крошка по воле Императора, томится по собственному почину. У меня возникали недоумения по этим вопросам, которые я высказывал по мере чтения, но автор авторитетно обрезал мои поползновения на главную фабулу романа. Особенно на страдания Крошки, и, в конце концов, выяснилось, что автор прав.
Еще раз хочется отметить финал романа, который потрясает и раскрывает страшную интригу, идущую через весь сюжет, а именно: почему император так бессмысленно жесток к своему экзекутору. Уверен, что ни один читатель, не раскроет этот секрет, не дочитав роман до последних строк. И я не раскрою. Прочитайте и узнаете. «Империя Джи» стоит того, чтобы потратить на неё некоторое время из своей жизни.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.