С чего начинается война? Стоят ли за ней глобальные гео-политические интересы, или же людские слабости играют свою роль?
Война неотвратима. Она стоит на горизонте, с первых же строк мы понимаем, что судьба могущественного государства Орбин решена – на него готовятся идти полчища организованных варваров. Они злы за многолетнее притеснение, жадны до богатств соседа, и сильны в своем единстве.
Озавир Орс видит угрозу, пытается перетянуть на свою сторону сына властителя варваров, затем возвращается домой, в Орбин. Его цель – оттянуть войну, дать своему государству возможность подготовиться и за это время подточить единство врага. План – отдать варварам на откупление Пряный путь. Путь принадлежит Вейзам, они его отдавать не хотят и наоборот, пытаются воспользоваться ситуацией, чтобы устранить политического противника.
На одной чаше весов – судьба государства, на другой – личное влияние политика Вейза. Это противовесие золотым шитьем проходит через всю книгу.
Вейз ведет шахматную партию, в конце которой видит себя королем. Его интересует устранение лишних фигур. О благополучии плебеев Вейз не думает, в варварах угрозы не видит. Даже собственные дети, всего лишь инструменты для достижения цели. Поэтому он не считает позорным предложить своего сына, блистательного златокудрого Гайяри, в качестве взятки главе форума, Айсинару. Вейз даже ничего не просит взамен, поначалу. Счет придет много позже.
Гайяри красив, обаятелен, смел и умеет играть на публику. В центре его вселенной – он сам, да еще немного сестра-близнец, Салема, но их тяжело отделить одного от другого, настолько глубока привязанность. Гайяри не раз заявлен, как человек не очень умный по академическим стандартам, но его умение играть с людскими сердцами достойно восхищения. И по своему, он соблюдает кодекс чести, но полюбить его по настоящему тяжело. Гайяри чуждо истинное сострадание, понимание чужих сердец. Он слишком зациклен на себе.
Противоположность Гайяри — Нарайн, сын Озавира Орса, серьезный подросток, книжный мальчик, неуклюжий и угрюмый. Он влюблен в Салему, к его радости, взаимно. Двое решают связать свою судьбу. Что им до политических дрязг взрослых? Они ничего не знают о войне, они влюблены и в их головах нет места ни для чего иного.
И вот критический момент. Вейз давит на Айсинара осудить Озавира Орса за измену. Этот суд — ключевое событие судьбы Орбина. Если победит Орс – Пряный путь отойдет варварам и войны не будет. Смерть Орса – вторжение войска и гибель десятков тысяч людей. Так ли беспристрастен Айсинар, или на его решение влияет близость Гайяри?
Смерть Орса это еще и трагедия его сына. Нарайн никогда не простит свою любимую Салему. Его жизнь с тех посвящена мести, а у той ужасное лицо.
Книга кончается той самой войной. И осознанием, что почти у каждого героя был выбор, поступить ли по совести, или податься личным интересам. Каждый за свой выбор поплатился, как и за безделье. Вейз, выбирая личное благо, лишился всего. Орс, выбирая страну, потерял семью. Гайяри, предавая сестру, лишил ее счастья. Салема, бездействуя, погубила возлюбленного. Нарайн же, получил в свои руки судьбу страны и распорядился ею совсем не так, как хотел его отец.
Эта книга о том, что человеческие судьбы причудливо переплетаются. Жернова рока намертво спаяны с рычагами, которые нам в силу повернуть в ту или иную сторону.
И еще интересное замечание. В «Кто сказал «война»? почти не упоминается история создания мира, но те, кто прочитали «Силой и властью» знают о том, что Орбиниты – дети перворожденного бога свободы.
Процитирую самого автора:
Современный Орбин же совершенно об этом забыл. Патриции, в чьих жилах течет чистая кровь свободы — живут в оковах. Они подавляют свое естество, магию. Сам Орбин, всего лишь тень былого величия. Он задавлен под ношей традиций и запретов. Хаос не терпит оков. Конец Орбина дело времени, умгары ли, или другая напасть, но Орбин бы пал.«Самое главное для людей, особенно первородных — личная свобода, право выбора своей судьбы.”
Напоследок выскажу свое мелкое сожаление. Автор талантлив, в его книгах осязаемый мир, живые герои и жизненные проблемы, заставляющие задуматься. Но для меня жемчужиной его произведений была и остается эмоциональность. От некоторых сцен пробирает до самых костей, книги заставляет плакать, переживать, любить всей душой. Полное погружение в текст. Никогда не забуду ту сцену, где Жадиталь и Армин провели ночь вместе. В этой книге, пусть более взрослой и выдержанной, мне не хватило того самого накала эмоций, дыхания настоящей любви. Страстей много, но единения ни с одним из героев не случилось. Это совсем не обязательно, иногда на ситуацию нужно посмотреть со стороны не погружаясь, лучшие литературные сюжеты написаны именно так. Читатель оценивает происходящее на расстоянии, а не плывет в гуще событий вместе с героями. Находясь вне событий можно увидеть подводные камни, к которым герой слеп. Я все понимаю, но все же мне не хватило полного погружения.
Эта книга — настоящая литература. Написанная чудесным языком, выстраданная, взрослая, горькая. Огромное спасибо за нее автору.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.