Самсонова Катерина «Призраки во плоти»
То, что он умер, еще не доказывает, что он жил.
Станислав Ежи Лец
Общее впечатление от книги двоякое. Есть задатки интересной идеи, зачатки многообещающих героев и колченогий язык, который сводит на нет достоинства книги. Но обо всем по порядку.
Сюжет пересказывать не стану, потому что это одно из достоинств. Второе – структура. Это интересная оправа для истории. Тот случай, когда структура не обременяет книгу, но усиливает эффект и погружение. Отличная находка и неплохое воплощение.
При этом при всей своей динамичности, гулкости, скорости складывается впечатление, что все очень затянуто. Все ходилки-бродилки-страдания можно прилично сократить если не на половину, то на треть. И книга от этого только выиграет. Огромное количество героев на одну страницу текста в первой части вызывает головную боль при попытке разобраться, кто есть кто кому и зачем. При этом нет красивого ввода персонажа в историю. Что не способствует попытке запомнить героя. Денис и Данила у меня вообще путались в первом прочтении.
Герои не смотря на многообразие, индивидуальную историю за спиной у каждого, очень схематичны. Единственно выделяющиеся лица – Агата, Тина с зелеными волосами, Герман, Ирма, Марк. Это те, кто запомнился внешне. Внутренне, не слился в общую массу, – Герман.
Агата – супермен и суперженщина. Два в одном. Слишком приторная в словах, поступках. У нее есть личная драма, но она хоть и прописана, но не раскрыта. Она суперведьма и в конце книге всем это докажет. Если не силой, то жертвенностью.
Данила – муж Агаты. Это было открытие. Я только что закрыла книгу, и я не помню, как он выглядит. Я помню, что у Агаты был муж и он постоянно ныл (!), что он слабее ее. А она постоянно ему доказывала, что он и есть ее защита. А он снова ныл, что не может ее защитить. Не оставляйте этих героев наедине, иначе… ну вы поняли, о чем они будут разговаривать. Второе откровение – у них разные квартиры. Или автор начал писать одно, а в середине решил, что Данила и Агата супруги? И от этого так часто давит фразой: «в их с Агатой и Данилой квартиру»?
Вот этот кусок во второй главе:
— Я возьму его, — сказал Даниил. — Пусть живёт в моей квартире. Я буду следить за ним, случись что, а вы ведите расследование. — Нет, Данила, я бы согласилась на это, если бы он не был болен. Так что… ты не против, если мы оставим его здесь? — Нет, Агата, послушай! Сюда к тебе разные личности заходят, как живые, так и мёртвые, да и твой адрес известен многим. А мой — нет. У меня он будет в безопасности. — Не будет, — стойко сказала Агата. — Я, по крайней мере, смогу защитить его, а ты нет! Немо будет жить здесь, пока мы не докопаемся до правды. Данила не ответил, хмуро глядя в пол с нескрываемой обидой. Агата вжалась в плечи. — Прости, я не хотела так грубо… — Ничего страшного, — и Данила просветлел дружеской улыбкой.
Марк личность нервическая, неоднозначная, с проблемами психологическими и вообще. Понравился момент безумства Марка. Вот это было хорошо, вот это было отлично. Но его вечные терзания, страдания, полуобмороки утомительны. Марк раздражает глупостью, агрессивностью. Его поступки алогичны, но вместе с тем (повторяюсь!) в качестве безумца он очень хорош. У него странные отношения к друзьям, и Тину он-то особо не любил. Сложилось впечатление, что единственный человек, к которому он привязан – это Ирма. Призраки, надо сказать, в романе вышли живее живых. Но к ним мы вернемся. Даже попытка самоубийства у Марка беспощадно эгоистичная и бездарная – он бросается под машину. Там так и написано:
Душераздирающий крик прорезал уши самоубийцы, и он слегка открыл глаза, когда в них сквозь веки ударил палящий луч, а живот и грудь поразила невыносимая боль.
То есть ему глубоко плевать на человека за рулем. Поведение современных бабок, которые прыгают по автостраде с воплями «а мне пофиг! Я свое отжила!»
И самое ужасное, Марк — Избранный. Почему именно он? В чем именно его особенность (кроме того, что его сделали полутенью), нам так и не скажут. Ну, разве что Сирил нашепчет на ушко в конце книги. Но нет, этого недостаточно. Это не честно. Потому что я не увидела в нем Избранного, я не увидела пути персонажа, его развития. Все, что есть в нем – пафос, алогичность и претензии на глубину. И вот этот диалог с Вентиусом:
— С возвращением, Марк, — прогудел из тьмы голос Вентиуса. — Я ждал тебя.
— А я-то как ждал, чтобы расквитаться с тобой, — съязвил Марк.
— О-о… это мы ещё проверим.
Он показывает всю ограниченность Марка. Расквитаться за что? Этот так называемый демон даже пальцем его не тронул. Ну наделил сверхспособностями. Предупредил пару раз. Но Ирму-то Марк привел в Дом Слез. И предъяв таких к более-менее адекватным героям со стороны Избранного в книге много.
А вот и Кристине досталось:
Постойте, он сказал «любил»? Как можно любить её за то, в какой хаос она превратила его существование!
Вы поняли, Марк тоже ноет.
Герман не ноет. Герман действует. И двигает сюжет. Разворачиваю транспорант «Герман, я люблю тебя!» Я вижу его, я понимаю, я переживаю за него. Хм, только вот сомневаюсь в его профкомпетентности. Но тут уже герой не виноват. Его поступки логичны. Он рискует. Он переживает. Он проживает эту историю и оказывается самым интересным и сильным персонажем. Это как хороший актер, который вытягивает весь фильм.
Денис. Загадочный помощник доблестной полиции, который-таки завершает свою историю. Но как-то не выстреливает. И понятно, что автор хотел завершить круг красиво. Но у меня сложилось впечатление искусственности. Может быть от того, что ему уделяли слишком мало внимания? И он появлялся именно в те моменты, когда автору это действительно нужно?
Кристина. Читайте и делайте свои выводы. Я могу показаться слишком субъективной. Даже себе. Кристина неоднозначна, и, казалось бы, по закону жанра спасет всех она… Но не тут-то было. Что в ней цепляет, так это ее концовка. Ее саму надо спасать. Автор не скатился в неуловимую непобедимую Мэри Сью. Она прекрасна в своей слабости. И последняя сцена – отличная. Но рефлексии надо бы подсократить. Да.
Остальных героев описывать не буду. Вентиуса жалко. Финальная битва затянута. А пафосные вставки и призывы на баррикады не делают ее динамичнее. Напротив, все мешается, забывается. Вот герои кидались файерболами в демоническое зло – которое и на зло-то не похоже! Нет в нем глобальной угрозы! Потому что не объяснил автор, что будет, если Вентиус вырвется. Потому что слишком абстрактно! – и вдруг – романтические переливы из «Юноны и Авось». Я серьезно. Все встало. Время признаний. Все? Признались? Снова махач.
Психология отношений – это отдельный пунктик. Очень странные взаимоотношения между мужчиной и женщиной показаны в книге. Мужчина изначально зависим до безобразия. Зависимы все поголовно от Агаты (даже Герман ее опасается), зависит Марк от Агаты и Кристины. И что Агата, что Кристина прижимают Марка к груди… эм… извините? Агата? При живом-то муже? (или он на этой стадии написания текста еще не был мужем?)
Цитата #1:
Немо приник к груди Агаты, которая обняла его, как мать обнимает засыпающего ребёнка. Агата и была для него как мать, невзирая на то, что она была немногим старше его. Его вторая мама, лечащая его от болезни, лаская у себя на груди. Её мягкие руки кончиками пальцев массировали его плечи, и он чувствовал, как тепло её сердца передаётся ему, оживляя мертвенность. «Ты так заснёшь у меня», — говорила Агата с улыбкой, которую дарит мать своему дитя. Но Немо так и остался у неё на груди в сладкой полудрёме.
Цитата #2
Тина заключила его в объятие, прижав его обмякшее тело к груди, словно спящее дитя. Она не сводила с него глаз, ибо с ней тот самый юноша, в которого она когда-то влюбилась.
Странные отношения. Нет мужественности, нет мужчин. Есть намек на рыцарство, который прорывается через нытье Данилы. Ну он даже попытается. Но даже в финальной битве будет ныть.
Фандоп и суровая реальность. Чего в книге много, так это призраков. Они ходят по лестницам и пользуются дверями. Не все, правда, что радует. Но зато их можно трогать (или им вас), их можно душить (как Вентиус Анну). В общем идея понятна, но недостаточно отработана механика и физиология призраков. Хотя теме полутеней уделено много эфирного времени (через Марка), но сами призраки как-то остались за бортом.
Логика местами бывает провальна. Снова-таки призраки сыграли злую шутку с автором. Так Герман пытается найти эликсир жизни. И это ему даже удается, а во время откровенного разговора с Кристиной мы узнаем, что:
— То есть, если бы ты остался жив, ты бы занялся созданием Эликсира Вечной жизни?
— Да. Если бы ты не убила меня...
При этом Герман привел компанию Агаты к себе домой, чтобы воскресить Ирму. Будучи призраком. Он ими по сути руководил. Так что ему мешает таким образом начать делать эликсир жизни для себя и сестры? Мало заинтересованных в магии личностей с открытой душой и тягой к чернокнижию?!)) Вот уж не поверю.
Незнание матчасти расстраивает читателя. После этой фразы Агата вообще перестала существовать для меня как целитель, который специализируется на амнезии:
…Но не может же быть такого, чтобы твои ассоциации не пробуждали в тебе хоть часть реальных воспоминаний! Как будто что-то блокирует твой мозг. Как будто… ты сам не хочешь что-то вспоминать.
Не может. Не поможет. Возьмите в консультанты невролога. Единицы вспоминают. Просто внимательнее к словам, потому что легко на таких скользких моментах потерять доверие читателя.
Самое суровое столкновение реальности с авторской задумкой произошло на Ирме. Это, признаться, пошатнуло авторитет Германа в моих глазах. Приведу просто факты:
Ирма вышла из тела, ее душа потеряла связь с телом.
Герман хочет восстановить связь тела и души, вернуть душу в тело.
[9 декабря 2015 года] – убийство Ирмы
Ночь с 25 по 26 марта 2016, — убийство Тимы
[27 марта 2016 года] – воруют тело Тимофея из морга, смерть Германа
[29 марта 2016 года] – попытка воскрешения Ирмы командой Агаты
[31 марта 2016 года] — Ирму кремировали
Хм… декабрь-январь-февраль-март… Она Ленин? Она лежала в ванне с формалином?
Она не пахнет. Она по-прежнему прекрасна. И всем наплевать на биологию, химию и прейскурант морга.
Вообще мое «не верю!» началось с ее комы — у нее не было пролежней и специфического запаха.
Язык. Кто сказал, что читается хорошо, тот слукавил. Или у него аналогичные проблемы. Вернее одна – нет чувства языка. От этого все и беды. Потому что страницы усеяны фразами:
Тина выудила Марка из того, что ранее было жизнеспособной машиной, и успела оттащить на сравнительно безопасное расстояние, когда джип подпрыгнул на месте и вспыхнул яростным пламенем. Музыка и в самом деле возымела эффект, и пальцы вновь содрогнулись. Тина отошла от первичного шока и ответила уже спокойнее: Она будет сидеть здесь, бесшумно и безвыходно. Бездушное тело Германа висело на стене, пронизанное тремя выдающимися из неё прутьями. а. Вещи Марка, до сих пор хранящиеся у меня в квартире, тяготили и разрывали мои эмоции. Я тяжёлые эмоции обвисли на его дёргающемся не в такт сердце. — поравнявшись с Марком, она подняла на него бесцветные глаза с продольными мешками под ними и отсутствующими зрачками. Марк рухнул в постель, оглушённый свалившимся на него положением. Они отправились к Дому Слёз на машине Тимы, которая принадлежала на самом деле его отцу. Из города она выехали через Приморское шоссе. А на обороте приклеена записка следующего содержания: «Отдать Марку, как только объявится». — Спасибо тебе. Я была глупа, сказав это. В ответ она получила горячий поцелуй в знак прощения. Получив необходимые разъяснения из уст Агаты, Денис вновь обратился к воскрешённому
И потом, очень много объяснений после действий персонажей. Ну, читатель вроде обладает интеллектом, он это видит. Не надо пояснять очевидно. Иначе получается, как:
Их отделяла лишь деревянная преграда. Но Тина построила между ними преграду иную, психологическую.
Замахнувшись на Тину, Вентиус ударил Анну, вставшую на её защиту. Ведьма и её бывший демон-покровитель встали на путь сражения.
И в заключение хочу сказать, «Призраки во плоти» — один из романов ККП, выход которого я желала)) Ну что я могу сказать, бойтесь ваших желаний, они могут сбыться. А вам с этим жить.
Плюсы:
— интересная задумка, лихо закрученный сюжет
— отличная структура
— красивый мир магии
Минусы:
— не знание матчасти
— слабые персонажи, за которыми не хочется идти
— язык
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.