Тадер Орди. Рецензия на повесть Светланы Гольшанской «Нетореными тропами»
 

Тадер Орди. Рецензия на повесть Светланы Гольшанской «Нетореными тропами»

+29

Гольшанская Светлана «Нетореными тропами»

 

Осторожно, в тексте рецензии много спойлеров!

 

“Меня готовили к свадьбе по старым, давно забытым обрядам: выкупали в отваре ромашки и полыни, одели в простое платье из белёного льна, распустили волосы и возложили на голову венок из кувшинок”. Так начинается первая глава замечательного романа Светланы Гольшанской и сразу затягивает в водоворот событий и поверий, реальности и видений.

  Мне бы хотелось отметить отличную подачу необходимой информации. Автор плавно знакомит читателя с новыми героями, постепенно вводит новые сведения. Сначала мы узнаем, что у главной героини таинственные видения о свадьбе и суженом; чуть позже оказывается, что девушка правда выходит замуж, но не за героя видений; еще позже мы узнаем, что у неё есть Дар. И так на протяжении всего текста. Информация о фэнтезийном мире расширяется плавно и ненавязчиво, что позволяет погрузиться в историю с головой.

Сюжет динамичен. На мой взгляд, в романе удачное соотношение эмоциональных сцен/описания/действий. Мне ни разу не было скучно, не хотелось «перемотать» текст, но и не было ощущения пропущенных фрагментов.

В авторском стиле чувствуется значительный опыт и профессионализм. Текст не отягощен чрезмерными конструкциями и красивостями, но и не скуп. Ритм повествования меняется в соответствии с сюжетом, от плавного сказочного изложения, до рубленых маршевых конструкций в динамичных сценах.

Роман написан от первого лица, и окружающий мир подается черезпризму восприятия главной героини, девушки-подростка Лайсве. Например, при описании свадебного пира, автор не только показывает убранство залы, но и добавляет в рассказ нотки смущения из-за выставленной напоказ роскоши. Таким образом, даже описания интерьеров работают на образ главной героини. Несколько раз и очень красиво описано полярное сияние – великолепный образ и чудесное место действия.

Лично мне, впрочем, показалось, что заключительная часть путешествия – тот самый Север, за исключением сияния – представлена скуповато. В определенный момент чтения я с удивлением поняла по реплике героини, что путники уже давно не видели света и, очевидно, путешествуют в полярную ночь. Мне не хватило каких-то ярких бытовых деталей, которые помогли бы прочувствовать эту неизбывную мглу.

С другой стороны, меня восхитила та тщательность, с которой представлены все персонажи книги, от центральных до второстепенных. Заметно, что для автора люди намного важнее мира. Почти все персонажи – рельефны, неоднозначны и не поддаются разделению на «плохих» и «хороших».

Самым сложным для меня оказался Вейас – очень чуткий и заботливый брат, умный, увлеченный и гордый. Но восприятие сильно отягощает его отнюдь не братская любовь к собственной сестре, главной героине. Чувствуется внутренний конфликт, и поднятая тема достаточно спорна, у меня лично вызывает легкую антипатию.

Понравилось, как у автора многие «плохие» персонажи вдруг оборачиваются неожиданной стороной. Так дерзкая горничная Бежка, переспавшая с женихом героини, неожиданно говорит: «Грош цена тому мужчине, что лезет под юбку первой встречной девки, когда за дверью молодая невеста ждёт, — усмехнулась она. — Забудьте о нём, он никогда не будет вас достоин. Езжайте, будьте счастливы за нас двоих. Это единственное, чего я желаю сейчас». И восприятие читателя вдруг меняется, когда автор заставляет понять непростую судьбу служанки.

Автор вообще умеет заставить посмотреть на персонажей с разных точек зрения, что меня лично очень заинтересовало. Пожалуй, больше всех мне понравилась демоница-туат Эйтайни. Обворожительная и зачаровавшая Вейаса – но с учетом его личной просьбы. Меня убедил её мотив – принцессу Эйтайни отнюдь не потеряла голову от влюбленности, напротив. Просто воспоминания о тяжелой жизни своей матери, которую свели в могилу прерванные беременности, временно заставляют Эйтайни сделать выбор в пользу кровосмешения с человеком для получения крепкого потомства. Так в лице принцессы показано горькая трагедия вырождающегося народа туатов и подкрепляется нелюбовь к Ордену.

На фоне таких неоднозначных персонажей неудавшийся жених Йорден выглядит немного карикатурным. В этом образе автор собрала жадность (оценил жизнь погибшего друга в несколько монет), изнеженность, отсутствие воспитания, трусость, прелюбодеяние… Полный букет. Но роману нужны такие антигерои.

Самым интересным с точки зрения любовного романа мне показался грубый простолюдин Микаш. Награжденный и наказанный сильным телепатическим Даром, прошедший тяжелый путь. Его жизнь и история всё еще вызывает у меня вопросы — например, как он смог переломить себя и служить аристократам из Ордена, когда Орден отказал в помощи и обрек на гибель его родных? Но зато прекрасно понятна мотивация в борьбе с демонами и странно эротичным кажется его щепетильный отказ в близости с главной героиней.

Главную героиню – Лайсве — автор помогает представить очень чётко. Что чувствует, чем дышит, чем сильна, и в чем её слабости. Мне понравился подростковый максимализм Лайсве, владение оружием в сочетании с физической неподготовленностью, выученная покорность судьбе с готовностью к риску. Из минусов – некоторые поступки героини мне показались чрезмерно, наигранно наивными. И еще немного не хватило взросления героини, ведь она прошла длинный путь – посмотрела в глаза Ходоку, увидела смерть ребенка на расстоянии вытянутой руки, чудом избежала изнасилования. Но и в конце пути, так же как и в начале, она по-прежнему переживает из-за своей никчемности и отсутствия привлекательности.

В целом, впрочем, повествование очень логично, здесь нет роялей в кустах, и даже самым странным явлениям и подаркам судьбы в своё время находится объяснение. Например, медведю, который так и не напал.

В романе есть интересные образы. Мне запомнилась горевестница, незваная гостья за порогом свадебного бала. Как та самая фея на крестинах в детских сказках. Отличный образ, и явление, и имя. Понравилась и закольцованность сюжета в этом аспекте – когда выяснилось, кто отправил горевестницу главной героине.

Смелым и неоднозначным ходом является переплетение жизней богов и людей. С пролога читателю был обещан бог. Сперва мне показался этот ход спорным, потому что бог – это нечто особенное, масштабное и мыслящее иначе. Но потом в романе стали проглядывать явные черты тенгрианства, с которым я немного знакома по якутским мифам. Якутские тенгри антропоморфны – они женятся, заводят детей и воспитывают внуков. И потому интеграция божественной линии с человеческой вполне закономерна и органична. Единственное, мне мешало совпадение имён собственных – тот же Тенгри – с реальными верованиями народов земли. Это мешает представить фэнтезийный мир обособленным и заставляет думать о привязках/моментах пересечения/инопланетянах, которые совсем уж неуместны на этом фоне. (Хотя – рассуждение о других планетах прозвучало из уст Вейаса. Так что – чем автор не шутит!)

Лично на меня, впрочем, бог в финале не произвел впечатления. Мне не понравилась его чрезмерная рефлексия – но это скорее, моя проблема. Меня часто обвиняют в безэмоциональности персонажей, и потому то, что мне кажется избыточным, скорее всего – в пределах литературной нормы. Зато вот видения с таинственным зверем, сопровождающие читателя и героиню на протяжении всего тексты были обворожительны, притягательны и эротичны.

Стоит иметь в виду, что это не отдельный роман, а первая книга запланированной серии. Любовно-лиричный финал, где девушка дарит свою невинность, близость и искреннюю веру разочарованному богу, чтобы вырвать его из забытья, оставил у меня легкое чувство разочарования и недосказанности. Хотелось чего-то более яркого, эпичного, чтобы было задействовано большее число персонажей. А еще – чтобы больше зависело от людей, а не от рефлексирующего ушедшего в отставку бога. Но основная идея романа, как я поняла, связана именно с тем, что «люди перестали верить в богов».

Мне, конечно, было очень жаль, что не выстрелили многие отлично развешанные и ярко инкрустированные ружья. Такие, например, как особенный, отражающий Дар героини, о котором мы узнаем ближе к концу; или назревающие в мире социальные волнения, связанные с нашествиями демонов и жадностью и бездействием Ордена. Это были очень любопытные моменты, и хотелось бы увидеть, во что всё выльется. Видимо, придется ждать следующей книги.

В целом, хотелось бы поблагодарить автора за динамичное и интересное повествование, ярких и живых персонажей, за возможность побывать в вашем мире. Мне было с вами интересно!

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль