Люди, не читайте этот роман! Иначе вы уже никогда не будете прежними!
Наверное мне нужно написать прелюдию о непростых отношениях с этим текстом. Я читала первую книгу «Чудовище хаоса» и писала на нее рецензию. Тогда мне не понравилось все – неровный стиль, будто скачешь по кривым ступенькам – низкая — высокая, две низких – три высоких, две высоких – одна низкая, а тут — провал, придурковатые герои, темный пыльный антураж, подсвеченный истерично мигающими лампочками.
Мне всегда и во всем нужен настрой. Если не настроена на определенную волну – то будет отторжение. Это как… сегодня я хочу есть клубнику и смотреть мистику, а завтра — пить апельсиновый сок и слушать рок-н-ролл.
Зачем начала читать? Вероятно из любопытства. Никогда раньше сюр не читала! Почему не бросила? Из чистого упрямства и потому что конкурс. И даже подумать не могла, что стану читать дальше и снова писать рецензию. Удивительные шутки подсовывает нам реальность однако.
И вот на сессии мне на отзывы попадается этот автор и кусок этого текста. И все по-другому. Нет, автор пишет точно так же, текст точно такой же, но мое восприятие круто поменялось. Бывает же такое. Ну ладно, может это отрывок удачный попался, подумала я. И конечно же решила снова ознакомиться с романом, отбросив попытки найти в нем какую-то логику, забыв об обосновании поступков героев… и что из этого вышло – бредовая рецензия конечно.
Нет, я не приняла роман на ура, я возмущалась – да что это за героиня, размазня какая-то, в одном эпизоде мне так и хотелось встряхнуть ее как следует. Да идиоты они все! И чего это они избранную сидели ждали, здоровые мужики, сами прийти в универ не могли что ли? Так ОНА это или не ОНА?! Хгрррр! Но тем не менее я понимала, что это неважно на самом деле, и наслаждалась этим потоком бессознательного, бредовым сном, восхитительным в своей бредовости.
Зелёная выпрыгнула из-за груды журналов прежде, чем я успела открыть рот.
— А мне хорошо! А я тут вообще не причём! — закричала она и со звонком топотом бросилась в темноту галереи.
Ну скажите, разве это не сумасшествие? И плюс ко всему – подходящий стиль и язык – местами рваный, где-то тягучий, странно-образный, колкий и трогательный.Когда-то я слышала, что некоторые люди в университете вскрывают себе кожу и втирают в раны книжную пыль. От этого они ведут себя странно: дёргаются, хохочут или сутками сидят в темноте, разглядывая угол комнаты. А потом не могут жить без этого. А потом умирают.
От страха я сделалась резкой, как паровозный гудок, но даже это не подействовало.
Злость наконец-то хлынула наружу, и я испугалась, что она забрызгает всё вокруг.
И юмор соответствующий.Я запрокинула голову, боясь захлебнуться смесью из своих невысказанных чувств и остывающего чая.
Единственно, что меня напрягало – повторы, героиня изжевала свои губы в мочалку, постоянно их кусая до крови, вечно прятала обгрызенные ногти. И эта пыль… она везде! Я до сих пор чихаю!— А как ты победила старого проректора?
Я не выдержала и улыбнулась в сторону, а потом строго поджала губы.
— Я утопила его в формалине.
— И сколько же понадобилось формалина?
— О, много. Но у нас его большой запас. Биологи вообще опасные люди. Мы могли бы утопить в формалине весь университет, но не будем. Гораздо веселее, если по коридорам разгуливает столько свежего биологического материала.
И еще — герои и их злоключения почти не вызывают сопереживания, потому что понимаешь, что это гротеск, что это «не по настоящему». Только в самом конце… жалко. Не знаю, плохо это или нормально, лично я склоняюсь ко второму.
Роман яркий, не смотря на то, что жизнь героев происходит в полутемных пыльных коридорах универа, острый, как тысяча булавок, которыми пришпиливают насекомых, трепетный, как взмах мухиного (и не иначе) крыла, страшный, как безграничное одиночество, безумный, как неожиданный взрыв хохота из-под стола…
Текст, практически лишенный описаний, россыпью мелких деталей создает плотную, ощутимую атмосферу. Она окутывает запахом полуистлевших книжных страниц, торопливо стучит каблуками по пустым коридорам, мигает красными аварийными лампами, обдувает морозными сквозняками и сжимает вам горло скрюченными окровавленными пальцами.
И за всем этим абсурдом, как утренние лучи, пронзающие темный лес, выглядывали… мысли, образы, смыслы – тонкие, изящные, философские, как откровения. Я не знаю, какие из них автор действительно хотел донести до читателя, но что я вынесла, то вынесла.
Мы живем в хаосе. Он вокруг и внутри каждого из нас. Люди, общество – чудовище, гидра с щупальцами, сколько не убивай – возвращается снова. И недаром оно слепо – так же, как люди слепы в своих заблуждениях, стереотипах и верованиях. Это чудовище вырастает из наших страхов, слабостей и пороков, которые пестуются и поощряются системой. А кто пойдет против – отчислен, то есть сами понимаете… Банально? Возможно. Но чтобы показать все это автор выбрал беспрецедентную форму и угол подачи.
Все происходит в университете – который отображает одновременно оплот науки и целое государство, и весь мир. Он живой, думающий, чувствующий, в нем обитают не только разный преподавательский состав, безалаберные аспиранты, но и призраки – как наши страхи, сквозняки и кучи пыли – как бесцеремонность и инертность, функции (это отдельная песня))) – как бюрократическая волынка и еще много, много других удивительностей, очень узнаваемых, но вывернутых наизнанку.
Одни имена чего стоят.
Ведь что такое Кролик? Маленькое, беззащитное существо, которое может обидеть каждый, которое все время трясется от страха. И это – избранная?! Конечно! На нее можно свалить все беды и неудачи. Она всем должна и обязана. От нее ждут подвигов. Кто, если не она? Она – крайняя!
Слабая снаружи – всегда уступает, всем угождает, всего боится и ни во что себя не ставит.
Сильная внутри – если втиснуть ее в жесткие обстоятельства –Я в очередной раз съёжилась под курткой, пожелала исчезнуть, раствориться в темноте, сделать так, чтобы меня не было, и никто бы меня не помнил.
Ведь далеко не все способны бороться. Тем более в одиночку. И чтобы победить иногда приходится самому стать чудовищем.
Я чувствовала только, как в горле клокочет ненависть, и если она прорвётся, план провалился, и, значит, все мои труды напрасны. Я стиснула зубы, чтобы не выпустить эту ненависть наружу. Пусть лучше Ректор думает, что я плачу от страха.
И все-таки. Как же победить чудовище? Убивая, Туман умирает сама. Вроде как.Потому что самое страшное — это когда чудовища нет. И не на ком выместить злость. И некого уничтожить.
Может быть протянуть ему руку?— Герои ведь не умирают? — спросила я через вой метели.
Он посмотрел поверх очков.
— Не знаю. Ты не исчезла, когда победила чудовище, потому что по правилам должна была понести наказание за убийство Ректора. Но ты всё равно вернёшься, если будешь нужна университету.
— Значит, я умру, только если стану ненужной?
Есть еще третья, завершающая книга. Надеюсь, там найдется ответ. Возможно он будет обнадеживающим. А может и нет.
В романе можно найти тысячу и одну смысловых связей, для каждого читателя своих. И я не могу в рецензии отобразить все то, что приходило мне на ум в процессе чтения. Так что ищите сами.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.