Наталья Платонова. Рецензия на роман Влада Ларионова (Мааэринн) «Кто сказал: Война?»
 

Наталья Платонова. Рецензия на роман Влада Ларионова (Мааэринн) «Кто сказал: Война?»

+35

Ссылка на роман: writercenter.ru/blog/final/vlad-larionov-maaerinn-kto-skazal-voyna.html

Осторожно, есть спойлеры.

 

Начала я читать этот роман, заинтересовавшись диаметральной противоположностью рецензий — от восторга и желания сделать эту книгу учебником, до откровенного — не понравилось. Так как роман не такой большой, прочла я его достаточно быстро. И поняла, что основное состояние, в котором я находилась в процессе чтения, было недоумение и непонимание. Во-первых, произведение анонсируется, как фэнтези. Воля автора, конечно, но я бы назвала это драмой с элементами фэнтези. Автору безусловно удаётся передать переживания и размышления своих персонажей, донести до читателя драматизм ситуаций, там, где он есть. Но это никак не фэнтези в полном смысле. И во-вторых, я никак не могла понять отношения автора к своим персонажам, точнее так — у автора нет персонажей, которым он симпатизирует. У меня сложилось впечатление, что автор не рассказывает нам о своём мире, не является его создателем, но выступает в роли историка, в руки которого попали подробные документы о жизни и быте некоего государства и его обитателей, и он нам в литературной форме эту историю преподносит. Не совсем обычно, согласитесь.  

Только мне-то обещали роман в стиле фэнтези, за историческими справками я могу обратиться к исторической литературе. И потом, чувствуя отношение автора к героям повествования, начинаешь понимать самого автора, пытаешься разобраться, что именно он хотел донести своим произведением до читателей.

Но к эпилогу я уже сомневалась в том, что автор хотя бы к кому-то из героев относится тепло, не говоря уже о любви к нему. И я постараюсь объяснить, почему у меня возникло такое ощущение.

Вообще, должна сказать, что меня привлекли из всего романа три части или отрывка: пролог, сцена казни и эпилог. Они наиболее динамичны, в них есть обещание и интрига, сцена казни заставляет переживать и сочувствовать, персонажи в этих отрывках действуют понятно и диалоги построены живо. Так вот, в прологе всё начинается отлично: один из главных персонажей, важная персона в своей стране, Отец-Вещатель Озавир Орз отправляется в столицу «варваров», как они называют этот народ, к кнезу Вадану Булатному с целью выяснить, насколько велика вероятность войны и так ли сильны потенциальные противники, как они сами о себе говорят. Умный и дальновидный политик решает перетянуть на свою сторону отверженного старшего сына кнеза, Ярмила, которого держат подальше от двора, чтобы своей немочью не подрывал авторитет семьи. И ему это удаётся. Но дальше в течение всего повествования мы ничего о Ярмиле не слышим до самого эпилога. Правда, судя по эпилогу, эта линия будет раскрыта в следующей книге. В эпилоге речь идёт уже о войне, и Ярмила даже чего-то добился не без помощи Озавира, но встретиться им уже не суждено. Собственно это то, что для меня было самым логичным и понятным в книге. Я не стану пересказывать содержание, чтобы не лишать вас возможности составить собственное мнение, но не могу не поделиться некоторым недоумением. Потому что дальше начинаются вопросы.

Начнём с мест, в которых происходят события. Так как мир фэнтезийный, то автор, старается не привязывать ни названием, ни описанием местность к реально существующей, но скрыть аллюзию на Древний Рим очень трудно. Форум, республика, патриции (или славные в версии автора), которые не скрываясь развлекаются с юношами, достаточно свободные нравы среди молодёжи, принадлежащей высшей касте, гладиаторские бои и даже тоги в описании одежды. Но когда я начинаю читать, я хочу понять, где происходит действие, в каком месте. Мне недостаточно пары фраз про фонтаны, здание Форума, гранитные своды семинарии и святилища. Кстати, говорящее название выбрал автор для того места, где наукам и всему тому, что должен знать «славный» — семинария (от лат. seminarium — рассадник). Если бы автор так и сказал, что место подобно Древнему Риму, у меня было бы больше возможности дорисовать картину.

Но это не всё. Дело в том, что такое невнимание к описанию касается не только места, но и персонажей. Причём, что интересно — первостепенных персонажей. Для меня это тем более странно, что автор явно владеет способом одной меткой фразой дать нам картинку и представить личность. Но почему-то это умение он использует только для второстепенных личностей. Совладелец школы и устроитель игр, амбал, с которым вступает в поединок один из основных персонажей романа — славный Гайяри Вейз. И мастер оружейник. И принц Иврес Ру-Касар. Они все зримы. Их описание художественно, ёмко. А где сам Гайяри Вейз? Как он выглядит, герой, которому посвящена львиная доля романа. Кроме того, что у него синие глаза и золотые волосы, что, впрочем, не является его отличительной приметой, но есть признак принадлежности к высшей касте славных, нет ни одного упоминания о его внешности. И речь не только о нём. Есть ещё его сестра-близнец, есть советники Форума, и его глава, которым посвящено достаточно места в книге, есть старший Вейз, есть будущая любовь Гайяри — Лолия. Ну эту мы хотя бы можем себе представить глазами влюблённого юноши, которого больше интересуют её девичьи прелести — но хоть так. А ведь для многих читателей именно описание, сделанное автором и его отношение к героям являются отправной точкой для того, чтобы проникнуться духом мира, попытаться понять суть поступков героев. Но раз автор даёт право читателям самим определиться с отношением к персонажам, только исходя из того, что у него получается лучше — размышления, поступки, душевные движения героев, то мне пришлось на этой основе нарисовать себе картинку. И картинка получилась не слишком привлекательная. Потому что вместо красавца славного, Златокудрого демона, которым восторгается вся столица и, по идее, должны восхищаться читатели (или не должны?), мы получаем сынка аристократа, которому с детства втолковывали, что только род Вейзов — детей Свободы, самого властелина бездны беззакония может никого не бояться, потому что все остальные — плебеи. И поэтому он водит за нос в течение года бойцов, которые приходят помериться с ним силой, но которых, естественно, никто не предупреждает, что Златокудрый демон использует запретную, вроде как, магию. Да, не в полную силу, только чуть-чуть. Но это даёт ему выигрыш в силе, выносливости, скорости. И, главное, народ это чувствует, ибо магия, судя по описанию, присутствует в крови всех славных. Но молчит. И ликует. Ну он же не убивает, что такого-то? Всего лишь упивается властью! Ну а если добавить довольно грязненькие способы сохранить доверие сестры, которыми пользуется братец, потребительское отношение к Лолии, на которую он и внимания не обратил бы, если бы она не продемонстрировала магические умения, двусмысленные отношения с главой республики, которого младший Вейз должен очаровать по просьбе старшего Вейза — то образ становится отрицательным. Одним героем в книге становится меньше.

И мне странно, что это касается абсолютно всех основных персонажей книги. У них всех есть червоточина внутри. За маской патриотизма, любви к семье, каких-то светлых и возвышенных чувств скрывается себялюбие, упрямство, гордыня (не путайте с гордостью), чувство превосходства и ненависть. И даже любовная история, которая занимает значимое место в романе, имеет оттенок какой-то обречённости, нечистоты. Мне не хочется рассматривать ещё и эту сторону романа, мне просто всегда жалко, когда автор не щадит даже любовь. Но. Не могу не остановиться на персонаже, которому я тоже сочувствовала до определённого момента. Тот самый Озавир Орс из пролога, которого в результате интриг обвиняют в измене и хранении магической книги. Вроде, всё он делал правильно. Осознавая слабость и неспособность отечества противостоять в войне возросшей мощи варваров, он разрабатывает план разрешения ситуации мирным путём, путём некоторых уступок, но сохраняя государство. И магию вернуть он тоже правильно предлагает. И привести этот план в исполнение в сложившихся условиях может только он. Но в ответственный момент, когда нужно было всего лишь поступиться родовой гордостью, лишь попытаться убедить суд в том, что всё, что он делал было во благо государства, эта самая гордость, а я бы назвала — спесь — не даёт ему это сделать. И не важно, что пострадает семья и маленькие дети. Неважно даже, что стране грозит война и разорение — гордость — превыше всего. Глупо? Не только. Что же это за патриотизм и любовь к семье?

И вот теперь у меня возникает вопрос. Автор пытался нам показать что? Догнивающий мир, в котором не осталось ничего поистине святого? Или у автора всё-таки есть персонажи, которым он сочувствует и действия которых он оправдывает? Потому что, повторюсь, у меня ни один герой не вызывает полного приятия и безусловного сочувствия. Ну, возможно, за исключением Ярмила.

Вообще, в романе есть противоречивые и нелогичные моменты. И главный среди них — магия. После какого-то Потрясения, о котором мы практически ничего не знаем, магия находится под запретом. То есть, славные все имеют задатки магов, но им запрещено её использовать, запрет существует уже шесть сотен лет. Тот, в ком магические задатки проявляются слишком явно, должен отправляться в Серый замок, отказавшись от богатства, семьи, положения и заниматься только магией. И Озавира Орса грозят казнить, в том числе, за магическую книгу — не за использование магии, заметьте, а лишь за книгу. Одновременно с этим золотая молодёжь вовсю пытается практиковать магию, не особо скрываясь при этом (та самая Лолия) или просто используя её в собственных целях (Златокудрый демон), но им это сходит с рук. Это что: недоработка, непродуманность со стороны автора или опять же, автор показывает нам всю степень разрушения основ государства? Если последнее верно, то мне в таком мире делать нечего.

Я не стану делать более подробный разбор нелогичностей и противоречий в романе, просто из-за нехватки времени. Автор сам в аннотации признаёт, что текст ещё сырой и требует вычитки. Возможно, кто-то другой укажет ему на несостыковки в процессе вычитки. А вычитка просто необходима, хотя бы для того, чтобы избавиться от откровенных ляпов: к примеру — в первой главе венок из жёлтых нарциссов вдруг оказывается розовым. А служанка в доме Вейзов почему-то одета в сари.

Захочу ли я читать продолжение? Не уверена. Я не очень люблю читать про войну и гибель миров. Разве что мне станет интересно, какую автор придумает историю для Ярмилы.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль