Morgot Eldar. Рецензия на роман Марии Папериной "В одном далеком королевстве"
 

Morgot Eldar. Рецензия на роман Марии Папериной "В одном далеком королевстве"

+36

writercenter.ru/blog/final/mariya-paperina-v-odnom-dalekom-korolevstve.html

 

Когда несколько вихрей собираются в торнадо (умное название для рецензии)

 

Несколько предварительных слов, вступление, так сказать

 

Эх, давненько я не брал в руки шашек…© То есть я хотел сказать, что очень давно не писал подробных отзывов на прочитанные книги, не говоря уже про рецензии.

Должен признаться, что не сразу решился принять участие в нашем замечательном конкурсе. причём смущало меня следующее: нехватка времени и пропуск мной начала выкладки и чтения. То есть, я рисковал элементарно не успеть сотворить что-то полезное.

Выбирая первый роман для ознакомления, я столкнулся с рядом трудностей. Начал и забросил несколько конкурсных произведений. Не потому что они плохие. Просто отдельно взятый читатель Morgot Eldar не смог по достоинству их оценить. Наконец, открыл «В одном далеком королевстве». Открыл с некоторой опаской, так как после неудач с предыдущими книгами-кандидатами на прочтение, уже начал подумывать о самоснятии с конкурса – читать то, что не по душе, не могу, не говоря уже про написание разгромных рецензий. Тем сильнее была моя радость, когда, начав читать, через несколько страниц понял: вот эту книгу обязательно дочитаю до конца.

Впрочем, я отвлёкся. Давайте вернёмся к произведению. Я не рецензент, даже на самодовольно-любительском уровне. Зато я – читатель и этим горжусь. Поэтому всё, что будет сказано ниже, будет сказано совершенно искренне и от чистого   сердца.

 

Жанр, стиль, аллюзии, иллюзии, а также иные важные штукенции

 

Итак, фэнтези. Я не очень люблю все эти новомодные приставки вроде «псевдоисторическое», но некоторые рецензенты приписали «В одном далеком королевстве» к историческому фэнтези. Если пользоваться подобной терминологией, то не согласный я©. «ВОДК» (кстати, как вам аббревиатура?) – скорее эпик фэнтези с элементами реалистичности. То есть, по своей сути эта книга близка к некоторым творениям Джо Аберкромби, в ней много героев, политики, интриг, бряцанья оружием и тайн, связанных с магией и потусторонним миром. Ну как же: маг-беглец, старающийся забыть прошлое и связанные с ним страшные эксперименты (Кэларьян и Браенна), таинственный Ригели (да не обидится автор, но напомнивший мне Дарта Сидиуса, если только это Ригелли разговаривает с Азох Раном в эпилоге), способность магов видеть «свечение» людей, умение проникать в сновидения и фактически манипулировать сознанием и, соответственно, поведением жертв. А как ловко эскулап (стажёр-Посвящённый) латал магией вспоротое горло? То есть, вроде бы магии мало, но она все равно занимает очень важное место – думаю, дочитавшие до конца согласятся со мной. Что до реалистичности, то «В одном далеком королевстве…» подкупила меня полным отсутствием столь презираемой мной лубочной сказочности классического фэнтези и наличием живых персонажей без разделения на «наших» и «супостатов».

 

Структура романа, стиль, описания, особенности, скатерти, платья, а также сюжет, перипетии, повороты и развороты

 

Не стану утверждать на все сто шестьдесят четыре процента, но фактически каждая глава начинается описанием либо природы, либо архитектуры. Главы крупные, «солидные», с лаконичными, но уместными названиями. Здесь мне придраться не к чему. Хотя некоторые моменты вызывали лёгкое раздражение. Кое-где хотелось в хорошем смысле дать пинка сюжету и действию, чтобы они катились побыстрее и не останавливались. Иногда моё мужское восприятие коробило чрезмерное описание одежд и залов (в этом отношении показательна сцена, когда Карланта воюет с непослушным платьем). Впрочем, здесь может быть дело в моей вкусовщине. Что поделать, грешен, предпочитаю лаконичный стиль Сапковского, и если описание платья, скатерти или покрышки больше половины страницы, то пробегаю его стремительным домкратом.

Что ещё не понравилось? Разве что… Нет, это не претензия. Но будь я на месте Марии пиши я этот роман, то добавил бы немного юмора. Самую малость. Чуточку. Щепотку. Очень уж эта книга серьёзная. Сугубо на мой вкус (*снова выглядывает хитрый лик пана Сапека*)

В книге несколько важных сюжетных линий: Фронадан – Симель/Вилиам – Кэларьян/Карланта. Интрига присутствует, но порой мне казалось, что автор умышленно усыпляет бдительность читателя. Лично мне по душе, когда читателя хотят обмануть, когда в конце книги читатель обнаруживает, что все его агатокристиевские выводы летят к чертям, а коварный автор хитро посмеивается, придумывая новые завлекаловки. Ну вот я, например. Читатель хоть куда. Начитался всякого. Характер нордический. А в конце книги раскрыл рот от удивления, когда вместо того, чтобы узреть торжествующего принца-предателя с короной на голове, обнаружил его валяющегося в грязи с перерезанной глоткой. Нет, я подозревал, что тёмный владыка ситх Ригели может стоять за спиной всей заварухи, но не думал, что до такой степени. Всё-таки, коварный Сейтер представлялся мне более самостоятельным товарищем, пороки которого ввернули его в пучину порочных, так сказать, страстей. Или я ошибаюсь?

Еще (опять же, будь я на месте Марии) я бы добавил кровищи и устроил жестокий бой между людьми Фронадана и беренцами. И показалось, что как-то уж очень легко людям графа удалось скрыться в крепости. Или, быть может, это часть коварного замысла Дарта Ригели? В таком случае, каюсь и признаю неправоту.

В конце, когда Фронадан обо всём догадывается, книга заканчивается так, что читатель не видит, а что, собственно, граф предпринял? Просто подозрительно смотрел на Гранджа, на манер своих солдат? Почему не оцепил дворец, почему не взял под стражу всех, кого только можно, а там разберёмся? Или же испугался Сейтера с Бренельдом? Или всё это будет уже во второй части?

 

Маг светлый и живой, маг тёмный и не вполне живой, принц коварный, принц трусливый, принц невидимый, а также две девушки и серьезный граф. И конечно же король

 

С кого же мне начать? Пожалуй, с Фронадана. Благороден, честен, предан родине. И я говорю это без иронии. В то же время являет собой редчайший типаж патриота, у которого в голове мозги, а не мутный коктейль из чванливой гордости «Самым-лучшим-королевством» пополам с непроходимой тупостью и высокомерием. Он чувствует, что в государстве что-то не так и полностью разделяет тревогу короля за Берению – ведь в этих землях было пролито столько крови. Неужели всё это зря?

 

Принцы. Сейтер – темпераментный, горячий, жестокий. Одержимый идеей водрузить наконец корону на голову и делающий всё ради этого. Ради власти Сейтер отваживается на братоубийство… Или это не он? Нет, правда, может не он направил убийц по следам брата? Характер Сейтера особенно хорошо описан, когда Кэларьян вспоминает принцев в детстве. Но этот убийца (?), предатель и интриган … любит своего младшего брата Бренельда – трусливого и ничтожного прожигателя жизни. Ах, как ловко Хеймдал и Видгар обманули этого дурачка! И не эти ли два деятеля ждали у дверей королевской опочивальни, пока Грандж сделает свое темное дело? Как хитро вложили кинжал в дрожащую руку Бренельда!

Еще один принц – Адемар. Это всё, что я могу о нём сказать.

 

Ригели. О, этот товарищ упоминается часто, особенно в главах про Кэларьяна. Он словно злой рок висит над сюжетом, зловеще упоминаемый то здесь, то там. И хотя физически появляется лишь дважды (во сне Карланты и в эпилоге по скайпу), это наиважнейший персонаж, хозяин марионеток, дергающий за ниточки и управляющий целой армией адептов. Думаю, это он, восставший из ада тёмный маг-некромант (оживил сам себя, логично же) будет играть важнейшую роль в дальнейшем и именно Ригели станет главным антагонистом на пути Кэларьяна (если он выжил) и его ученицы Карланты. Единственное, что пока осталось непонятным – так это мотивы Ригели. Он злой, просто потому что злой? Надеюсь, Мария добавит конкретики.

 

Вот и перешли мы к светлому магу Кэларьяну, который, спасаясь от врагов, укатил на дальний север к глорпам. Там он страдает от холода, воспитывает Карланту и отчаянно пытается поймать рыбу, не используя магию. Характер светлого мага описан ровно, без каких-либо изюминок – это библиофил, добрый и образованный человек, искренне полюбивший Карланту, заменившую ему внучку.

Жаль, что подробно не описано, а что, собственно говоря, приключилось с Кэларьяном? Какие тайны он приоткрыл? Чего испугался? Как он пытался воскресить любимую? Что с ней сталось?

 

Карланта. Темперамент, жажда знаний, восхищение от одного вида книг. Не знаю, как вы, а я бы в такую девушку влюбился (и в Симель тоже, кстати). Нежно любит младших братьев, уважает соплеменников, но уже после первого знакомства с ней начинаешь понимать, что Карланте тесно в суровом краю оленей, собак и старейшин-консерваторов. Она похожа на птицу, стремящуюся ввысь, к свободе, знаниям, открытиям. Станет ли она наследницей Кэларьяна? Надеюсь, что да.

 

Симель и Вилиам. Да, именно вместе. Король вообще всю книгу просидел в кровати – жестокая болезнь медленно, но верно подтачивает подорванное здоровье. К тому же, скорее всего, эту болезнь подстегивали ядом. Король мрачен и буквально раздираем тяжелыми мыслями про будущее страны. Но как бы не был он мудр, его обманули. Как не старался он упрятать Сейтера подальше, сын предал его. Как не пытался предотвратить катастрофу в Берении, другие силы, темные и беспощадные, переиграли старого властителя. И сдается мне, умирающий исполин предчувствовал, что произойдёт нечто страшное, а все его попытки что-то предпринять были растоптаны судьбой. Печальный конец великого короля, нашедшего смерь в собственной постели от клинка, казалось бы, верного слуги…

А Симель? Умница и красавица, гордая и предусмотрительная. И слишком поздно понявшая, что Кормак любит её и готов пойти на смерть, преградив дорогу Гранджу.

Симель терзают мысли об отце и своей семье. Эта боль проходит ниточкой по всем главам со служанкой поневоле. Но мне кажется, что Симель очень сильный по духу человек, и, как бы банально это не звучало, обязательно вернется в родные пенаты. С щитом или на щите? Надеюсь, что первое. Так пожелаем же ей удачи!

 

Про вихри и торнадо

 

Уф…давненько, давненько не брал я в руки шашек! Перечитал этот текст и вынужден признать: вышел сей опус изрядно сумбурным, бессистемным и раздолбайским.

Но вот что я вам скажу, дорогие друзья.

Представьте на минуту, что сюжетные линии — это маленькие, едва заметные вихри. Они разбросаны по всему театру действий вашего повествования. Это еще совсем маленькие вихорки, они едва крутятся, разбрасывая вокруг себя слова, действия, описания, героев. Но их много, и каждый из них очень важен. А теперь представьте, что автор парит над сюжетными линиями своей книги и плетёт магическую сеть из глав и диалогов. Вот автор-чародей начинает соединять маленькие вихри в один. Ещё чуть-чуть, ещё усилие, еще одно волшебное заклинание: и могучий ураган сюжета, торжествующе сверкая и завывая, обрушивается на читателя, сбивает с ног и уносит с собой в пучину стремительной развязки. Маленькие вихри стали ураганом.

 

Не думайте, что это легко. Это невероятно трудно. Соединять вихри могут только хорошие авторы. Мария – хороший автор.

 

На этом всё. До новых встреч и читайте хорошие книги.

 

Искренне Ваш,

Morgot Eldar

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль