Выбирая для чтения и рецензирования «Безумный рай» Неи, я вполне представлял себе, что меня ждет, а именно начинающий девичий роман, где, конечно, будет Мери Сью героиня, много красотищи и много любви. Заранее готовился относиться ко всему этому философски. И… мне роман понравился.
Нет, в самом деле, роман произвел приятное впечатление, гораздо лучшее, чем я ожидал. Там, конечно, есть красотища, и куча любви, и героиня если не вполне Мэри Сью, но личность очень своеобразно-выдающаяся, все так. Но все это не помешало мне получать искреннее удовольствие от чтения, с интересом «что же там дальше?!» переворачивать страницы и всякую свободную минуту тянуться за книжкой. В итоге прочитал я довольно быстро и практически убежден, что этот роман, если бы был издан, вполне мог бы составить конкуренцию и нашим, и переводным книжкам, которые покупают в дорогу, для отпуска или просто чтобы отдохнуть вечером.
Явные достоинства романа:
Первое – несомненно богатая фантазия автора. Уже не первый раз Нея создает мир, где хочется поселиться. Такова Адария, таков мир, в котором живут герои романа «Своими руками», такова и здешняя Зона, Безумный рай, как очень точно ее определили автор и Вивьен, мачеха главной героини романа.
Второе – множество прекрасных благородных персонажей. Один, правда, благороден чересчур, но об этом позже. В целом же мне нравится читать про хороших людей, если не с идейным пламенем в глазах, то хотя бы просто честных, смелых и добрых. Тут таких много, причем большей частью сахарного диабета они не вызывают.
Третье – язык. Он не идеален, потому что слишком прост, порой вообще переходит в телеграфный. Но при этом лично я ни разу не остался без четкой картинки происходящего, без понимания, где, как и что конкретно происходит. Хотя сцены действия и сами действия порой очень далеки от тривиальных в моем представлении.
И самое главное достоинство языка «Безумного рая» — это никакого канцелярита, тупых бородатых шуток и перманентного ехидства, выдаваемого за иронию. Большинство произведений этого направления, которые я открывал в своей жизни и тут, в сети на лит. сайтах, и в бумаге, просто пропитаны канцеляризмами и ехидством, за что я их люто ненавижу. А тут – нет этого! Совсем нет! Какая удача.
Ну и, наконец, героиня. Когда-то при первом знакомстве с отрывками, она мне не понравилась, показалась эгоистичной и глупой. Сейчас же, не знаю, исправляла что Нея или нет, но к Роберте я сильно переменился. Она, конечно, по-прежнему потрясающая дуреха! Но при этом добрая, смелая и трогательная – ее хочется защищать. То есть, на месте отца, брата или друга, я бы защищал, но после показал ей, где раки зимуют! А на месте читателя, я мог просто умиляться, и это меня радовало.
Однако же и недостатки тоже есть.
Первый и самый главный – косяк в композиции, причем такой косяк, который если и можно исправить, то только радикально. Объясню, в чем дело. И, если что, сейчас попрут спойлеры.
Кратко о содержании романа:
Девушка со странным именем Роберта, безалаберная и легкомысленная, после школы устроилась помощником секретаря в офисе, потому что не может определиться в жизни и не знает, чего хочет. Жизнь офисного планктона рутинна и скучна, а Берта хочет приключений. И приключения, естественно, начинаются.
Сначала в нее без памяти влюбляется успешный манагер и просто ответственный парень Алексей, который прямо сразу же окружает заботой и дает понять, что все серьезно – он желает жениться. Берта замуж не хочет, да и Лешу не любит, но под натиском заботы, завтраков в постель и букетов роз, теряется и не знает, как себя вести.
Потом вдруг появляется загадочный Арли, у которого есть второе, призрачное тело, видимое только для Роберты. Арли оказывается инопланетянином и рассказывает Берте удивительные вещи о Зоне – месте пересечения миров – через которую жители одних планет просачиваются на другие, в том числе и на Землю. У Берты, оказывается, тоже есть способности к путешествиям. При содействии Арли, Берта переживает ряд приключений и понимает, что теперь не может жить просто и скучно с возможным мужем (Алексеем) который все решает за нее. Она хочет попасть в Зону.
И, проделав ряд опасных манипуляций, попадает.
В Зоне живет ее настоящий отец со своей другой семьей – женой и сыном, и еще некоторые люди и инопланетяне. Их задача – защищать планеты от вторжения враждебных существ. Там Берта находит свое место и своего истинного возлюбленного из другого мира.
А потом с Зоной происходит метаморфоза – и она закрывается. И оставшаяся часть посвящена по сути тому, как Берта устраивается в новом мире.
И теперь переходим к тем проблемам, что я вижу в композиции.
Роман отчетливо распадается на три части: Москва до Зоны, Зона, Франция и Грамала.
Первые две части – вполне себе приключенческий роман. Да, там есть любовные линии, но они не основные и вообще нет интриги любовного романа. Что такое интрига любовного романа? Это когда создается ситуация, что двое любят друг друга, но или не могут понять этого и объясниться, или на пути их множество серьезных препятствий, оба мучаются и страдают, а читателю должно быть интересно, обретут они счастливую взаимную любовь или нет?
В двух первых частях «Безумного рая» нет ничего подобного: ни Алексей, ни Арли явно не пара Берте, такого вопроса даже не возникает. Потом появляется Ноэлл, но интриги любовного романа опять нет, потому что любовь между ними вспыхивает сразу и никаких препятствий нет. Зато появляются другие вопросы: сначала – попадет ли Берта в Зону и что вообще за Зона такая. А потом – какие у Берты способности и сумеет ли она эти способности реализовать.То есть, это в чистом виде приключения со своего рода попаданкой, так его и следует рассматривать.
И именно как приключения первые две части интересны. Замечание может быть только одно: Берта мало действующий персонаж. Мы вилим мир ее глазами (история от первого лица), но сама она мало что делает, мало влияет своей волей на ход событий. Она постоянно лезет в самое пекло и во все истории, но в итоге почти всегда ее приходится спасать. То есть, читатель как правило ждет, что Я-герой и будет самым главным двигателем сюжета. А тут получается, что Берта не столько двигает сюжет, сколько выполняет роль своеобразного репортера с места событий: везде присутствует, все видит, все знает, но мало на что влияет и что решает. Это, как по мне, неплохой ход, оригинальный и интересный – события-то бурные происходят. Но ход немодный, это надо признать. В моде действующие и решающие главные героини, сильные и волевые женщины, а не принцессы в башне и красавицы в беде.
Зато третья часть – это в чистом виде любовный роман! Причем с плохо построенной интригой: сначала Берта и Ноэлл разлетаются по разным мирам, и она не знает, увидит ли еще возлюбленного. Это нормальная интрига, интересная. Но… все страдашки решаются слишком быстро, легко и роядьно. И интрига уходит в песок.
А дальше интриги совсем нет, потому что нет конфликта – происходит полная идиллия, в которой Ноэлл делает все для счастья Берты, а Берта просто принимает и созерцает. Получается красотищи-то много, а конфликта нет, ни реалистичного, ни даже откровенно придуманного. И так до конца. Любовный роман вырождается просто в какие-то путевые заметки по Грамале.
А можно было бы сделать воссоединение не столь простым, любовный треугольник более глубоким, настоящим и интрижным и опасности вражды с высокоразвитым существом более жесткими и реальными.
Вторая проблема ЛыРа в третьей части – Ноэлл слишком идеален. Он обладает всеми качествами Алексея: спасает, кормит, поит, утешает наряжает и руководит. Но начисто лишен его недостатков: не деспотичен, не прет танком на Берту, требуя своего. Поэтому Ноэлл получается сладким, до оскомины — слишком хорош во всех отношениях. И на чудовище, что бы и кто о нем не говорил, вовсе не похож. В общем, Ноэллу явно не хватает реалистичности и глубины, чтобы из мечты всех Берт мира стать полноценной личностью со своими тараканами и по-настоящему интересным героем.
В итоге один роман распался на два разных жанровых сюжета, причем между собой они почти не связаны. Получается, что любитель приключений в довесок получил красивый, но скучноватый любовный роман. А любитель любовного романа должен перечитать кучу приключений, чтобы получить всего пару сцен с интригой и хэппиэнд.
Если правда планируется переделка, то вот эти вещи надо бы учесть и поправить.
Вот… получилась рецензия для автора, а не для читателей. Но уж так тому и быть.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.