Роман «Горечь дара» в конкурсе
Всем уже, наверное, известно, что серию историй Анны Алмазной про приключения Нериана и компании я читаю давно, с большим удовольствием и рецензии писал уже не раз. Да и кроме моей вот этой в конкурсе на роман «Горечь дара» написано немало рецензий. А хочется же что-то новое написать, необычное и хоть сколько-нибудь интересное.
Я вот как-то давно писал, что это (глобально, то есть, вся серия) история о дружбе. О той самой настоящей дружбе, что сильнее страсти, больше, чем любовь. А потом писал, что это история о красоте, об одиночестве и обретении родной души, о долге. И это все правда, так и есть: и дружба, и красота, и долг, и духовная близость — все это важные темы, раскрытые в романе.
Но сегодня я хочу рассказать о том, что это еще и история обретения каждым персонажем гармонии между свободой и служением. Гармонии — через духовный рост, через достижение психологической зрелости. И каждый значимый персонаж цикла проходит для этого свой жизненный путь.
Здесь же, в романе «Горечь дара» в центре событий только четверо: заклинатель-рожанин Рэми, знатная девушка Аланна, придворный и старшой столичного дозора Арман и наследник правителя Кассии Миранис. Вот о них и буду говорить.
Да, спойлеры будут, но что делать? Иначе не интересно писать
Итак.
Миранис.
У принца Мираниса как личности две большие проблемы. Первая: безделье и, как следствие, скука. Миранис уже давно не дитя, за двадцать перевалило, но живет как подросток: на совет его не зовут, к государственным делам не допускают и вообще правитель-отец вспоминает о своем наследнике только в те моменты, когда наследник уж вовсе непотребства творить начинает. Ну и как в такой ситуации, спрашивается, парню повзрослеть? Естественно, он, как дитя малое и бунтует: творит эти самые непотребства все более и более гнусные и опасные, лишь бы по большому счету привлечь к себе внимание и доказать свое существование и наличие у себя какой-никакой свободной воли. И все бы ничего, если бы за углом Мираниса не поджидал убийца. И его телохранители да еще дозорные, честные и преданные, раз за разом не попадали под раздачу ради спасения наследника.
Мало этого, у принца есть и другая беда: по материнской линии он происходит из королевской семьи Ларии, а значит он еще и лев-оборотень. В Кассии оборотней боятся, считают нечистыми и убивают, сам Миранис, воспитанный в обычаях своей страны, тоже так считает, из-за этого предрассудка не может принять свою звериную ипостась.
Вот таким мы и видим Мираниса в романе: великовозрастный инфантил, эгоист, зацикленный на конфликте самим собой, на ненависти к себе-чудовищу и невозможности вырваться из пут условностей, обязательных для каждой особы королевской крови. Миранис думает, что жаждет свободы; на самом же деле ему необходимо осознание своего места в обществе, дела и ответственности по статусу и по силам. Он думает, что люди вокруг не любят его, не ценят и не понимают, и заботятся только по обязанности. На самом же деле это он сам себя не любит и не считает достойным.
И только тогда, когда телохранители, самые верные и близкие ему люди, едва не умирают из-за его безрассудства и равнодушия, Миранис начинает осознавать, какой груз ответственности за судьбы других людей возложен на него, как на будущего правителя. Но полное понимание появляется лишь тогда, когда ему самому приходится выбирать: рискнуть ли своей жизнью, сунувшись в логово врага, в заведомую ловушку? Или не лезть, но оставить друга без помощи? И тут, выбрав смерть, он вдруг видит, что и за него пришли сражаться, убивать и умирать, те, кто не обязан, но не может иначе. Только тут он понимает, что достоин любви: он сам, Миранис, достоин, а не его титул. И не свобода важна в жизни, не право и возможность делать, что вздумается, а именно вот эти узы: дружба, любовь, ответственность за тех, кто рядом. И именно так, через благодарность за преданность, через готовность быть преданым другом в ответ и обретаются настоящие узы между людьми.
И вот, в финале мы видим льва, счастливо и свободно бегущего по лугу зверя, а рядом — друг и телохранители: доверие, принятие и гармония.
Единственно, чего мне не хватило в сюжетной линии Мираниса для полного счастья — так это увидеть его за работой. Хотелось бы, чтобы автор показал, что и с бездельем теперь тоже покончено.
Аланна.
Эта девочка тоже, как и Миранис, задыхается в путах сословных предрассудков, только мечтает она не о свободе как таковой, а о любви. Свобода ей нужна лишь для того, чтобы избавиться от доброго и понимающего, но нежеланного жениха и вручить себя любимому, юноше-рожанину, с которым архане не бывать никогда.
На пути к цели Аланна упорна, безрассудна и изобреательна. Она заключает договор с богом удачи и получает-таки в объятия своего мальчика. И тут вдруг понимает, что натворила: мальчик-то теперь обречен на смерть! Это заставляет ее повзрослеть и задуматься, крепко задуматься о желаниях, которые иногда исполняются.
Испытания валятся на бедняжку одно за другим: любимый превращается в беглого преступника, ребенок, плод той любви, гибнет, самой Аланне приказано все забыть: и свою страсть, и свое горе, забыть и жить правильной жизнью арханы. Но, пройдя испытания, Аланна продолжает любить и надеяться, и договор с богом по-прежнему в силе: все еще впереди.
Путь этой героини в рамках романа не окончен, и дальше, как я вижу, ей предстоит понять, что любовь — это лишь отчасти свобода: свобода самой выбрать свои обязательства и свою судьбу.
Арман.
Единственный из центральной четверки служака до мозга костей, подчиненный долгу почти полностью и не ищущий себе другой доли. Если другие герои борются с несправедливым миром за свою свободу, то для Армана свобода — это яд, это ад и боль прошлого, воспоминаний, тоске по погибшим, особенно по младшему брату, и одиночества. Вот и глушит он свою тоску сложной, напряженной службой, не оставляя себе ни времени, ни сил на то, чтобы опомниться, становиться и пережить скорбь, обдумать то, что происходит, и может быть понять, что тот, кого он так ищет, и про кого даже думать боится — рядом.
И если для всех прочих главное — принять свой долг и счастье быть нужным, то Арману надо принять свою свободу и в ней обрести счастье.
И это ему удается, когда вопреки приказу правителя и службе дозорного, он не ловит и не убивает проклятого телохранителя, а отпускает, спасает его, хотя и понимает, как тот может быть опасен.
Это серьезное решение, принятое Арманом свободно и самостоятельно, в конечном итоге спасает жизнь его якобы погибшему брату, а значит принесет счастье и ему.
Рэми.
Сложный персонаж, сильный и противоречивый. Из всех героев романа именно его тяга к свободе самая несокрушимая. Мало того, что сам Рэми силен и свободолюбив до одержимости, так в нем воплотился еще и Целитель Судеб — самый своенравный из полубогов-телохранителей. Рэми рассчитывает, что сможет так всю свою жизнь прожить: никому не подчиняясь и не служа. Но боги слишком уж одарили этого юношу, слишком много в него вложили, чтобы теперь отступиться.
Сможет ли Рэми отказаться от личной свободы ради того, чтобы освободить свой мир? И если да, то будет ли он счастлив таким решением? И сможет ли понять, что служение кому-то, каким-то идеалам не обязательно лишает свободы. Иногда наоборот — дарует свободу изменить мир.
Но до этого еще далеко, и перед Рэми длинный путь. Желаю автору поскорее рассказать нам и о нем тоже.
И в заключении:
Самое спорное в романе на мой взгляд — это его эстетика. Не знаю как для кого, а для меня почти все (за редким исключением) персонажи романа — существа юные, хрупкие, похожие на ломких чувствительных подростков. Это впечатление создается и прямыми описаниями: юный, почти подросток, хрупкий, гибкий, тонкий в кости, и т.д. Получается такой мир детей. Это спорно и с точки зрения просто читательской вкусовщины, и с точки зрения логики: странно, что все самые важные дела в мире произведения вершат этакие полу-дети.
Но, честное слово, мне ругать не хочется. Я уже так втянулся, что иным этот мир и не представляю. А как вы, нравится ли вам это — вам самим и решать.
Так что еще раз спасибо автору романа, и, надеюсь, у меня получилось написать хоть сколько-нибудь интересно
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.