Мааэринн. Рецензия на роман Шани "Сказка. Граница бури"
 

Мааэринн. Рецензия на роман Шани "Сказка. Граница бури"

+23

Вот и пришло время писать рецензии на долгожданные романы любимых авторов: Шани, Мелоди, Твиллайт. Не потому что они – мои давние друзья, нет, все совсем иначе: я горд назвать их своими друзьями, потому что они пишут вот такие замечательные произведения, проблематика которых близка мне и волнует меня тоже.

А еще хочется отметить, что во всех трех случаях мы имеем дело с настоящими большими романами. Последнее время романами что только не называют, лишь бы по объему тянуло на увесистую книжку, но на самом-то деле роман – это произведение эпическое, со множеством сюжетных линий, с целым полотном, показывающим мир, широкий и многогранный. Здесь – именно те случаи, поэтому на конкурсе и представлены лишь первые части, а впереди – еще дали и горизонты. А что еще надо заинтересованному читателю эпичных романов, особенно романов фэнтези?

Ну да ладно, постараюсь закончить с общими фразами и без меры не захваливать, а максимально информативно рассказать о произведениях.

 

Сегодня о первом из трех: Шани, «Сказка, часть 1 Граница бури».  

Впервые отрывки «Сказки» появились в другом месте и в другое время, еще до того, как появилась Мастерская писателей, я как увидел — сразу же заинтересовался образами главных героев. Люблю читать про подростков в сложных ситуациях, про ярких личностей в процессе взросления и развития, что поделать? С тех пор хочу узнать историю целиком. Первая часть – еще не целиком история, конечно, но подвести кое-какие итоги и поговорить не об отрывке, а о завершенном этапе уже можно.

Открыв «Сказку», читатель попадает в мир совсем не сказочный. С первого взгляда он как две капли воды похож на наш с вами: депрессивная окраина и процветающий центр, мирная пасторальная деревушка на берегу и промышленный город, объятый революционным восстанием – все знакомо, все узнаваемо. Разве что привычные социальные проблемы еще более обострены проблемами экологическими: с одной стороны обитаемый клочок земли жарит и вымораживает безжизненная пустыня, а с другой – лишь тонкая энергетическая завеса сдерживает неистовый океанический шторм. И в этом мире, реальном и знакомом до деталей, где фантастика пока отодвинута за социальный горизонт, мы видим, как складываются и переплетаются судьбы героев.

Главные – двое четырнадцатилетних друзей-подростков. Солло и Мелек, совершенно разные ребята из миров, которые не пересекаются. В обычных условиях им не то, что понять друг друга – им и встретиться было бы негде.

Солло – сирота из вымирающей трущобы на краю пустыни. Он из тех, чьей судьбой почти наверняка должны были стать грязная пивная, дешевая дурь и, если очень повезет, тяжелая работа со скорой инвалидностью и ранней смертью. Но Солло не хочет мириться с судьбой, он умен, упорен, он готов на все ради мечты – вырваться из пустыни в зеленые земли, учиться в Аттике, самой престижной школе населенного мира, чтобы потом подняться на вершину общества – стать архонтом. В Солло удивительным образом сочетаются строгое нравственное начало и понимание иллюзорности морали, юношеский максимализм, бескомпромиссная гордость и приземленный прагматичный цинизм, временами страшный для подростка. Однажды, оказавшись загнанным в угол, Солло продает себя за мечту. Окупится ли эта сделка? Или сломанное раз уже не срастется, а запачканное — не отмоется?

А у сына обеспеченных родителей Мелека цели нет. Учиться он не любит и не хочет – не видит смысла стать похожим на отца или мать. Он считает, что взрослым плевать на него, и платит той же монетой. Хулиган и мелкий воришка, пройдоха, немного мошенник, Мелек умеет нравится людям, умеет над ними верховодить: ему не нужна какая-то Аттика, он проживет и так. А еще больше, чем Аттика, ему не нужны разочарованные взгляды и презрение родных, учителей, зацикленных на успехе одноклассников… даже лидерство по большому счету ему не нужно. А нужно тепло и доверие, нужно не быть одному. За доверие, за семейный уют он может быть глубоко и искренне благодарным. Как благодарен учителю Лаэрни, разглядевшему в нем добрую душу, тетке Хелене, ее мужу и детям, приютившим на лето, взявшим в семью, благодарен и верен Солло, просто потому что тот рядом и на его стороне.

Случайность сталкивает мальчишек, соперничество сближает, а внезапное открытие, что оба они одиноки, слабы и мир не рвется им помогать – делает лучшими друзьями. Одна из основных линий «Сказки», как я понимаю, — взросление этих ребят. Кто-то еще из них вырастет! Быть может, дружба спасет каждого из них от самого себя? Хотелось бы верить.

Другая сюжетная линия – семья Эйнтарме. Юнатан – архонт, маг-ученый, представитель самой привилегированной касты мира «Сказки», и его жена Росса. Юнатан Эйнтарме самозабвенно делал карьеру, рвался ввысь, надеялся, стремился, и вот достиг: он назначен руководить амбициозным проектом, суть которого – спасение человечества. В его руках огромные ресурсы и власть… но и знания, многие знания – многие печали. И так ли теперь сладка власть, так ли желаннны престиж и благосостояние, Юми Эйнтарме? Не лучше ли было остаться в тихом родительском саду, собирать яблоки, и ни сном, ни духом не ведать о том, как вершатся судьбы мира и какая цена будет за это уплачена?

И девчонке Россе когда-то повезло – удачно выскочила замуж за целого архонта! Теперь живи и радуйся – дом полная чаша, долгая, а то и вечная, если постараться, жизнь обеспечена, проблемы решены. Но, заглянув за двери особняка Эйнтарме, всякий поймет: завидовать нечему. Дочь больна, сын мал, муж постоянно занят и давно не интересуется ни семьей, ни самой Россой. Жизнь превратилась в беготню по кругу, бесконечную, беспросветную, и вот уже чужой мальчик, о котором она ничего не знает – и хорошо, что не знает — кажется чуть ли не символом настоящего счастья.

А еще в «Сказке» есть еще множество героев и судеб.

Один из них — архонт Тибальт Лаэрни, школьный учитель, умеющий ладить с пацанами. Он и сам, как мальчишка, до сих пор верит в правду и гуманизм, в магию ради процветания всего человечества. Он восхищен и заинтересован проектом Эйнтарме, он видит доброе сердце Мелека и то, что веселая девчонка Росса никуда не пропала, только немного устала от забот. Он – по-настоящему светлый персонаж. Или и его сестра Хелена, попросту Лейка, мать многодетного семейства — любящая и справедливая, хоть и не везде поспевающая вовремя. Или и муж Лейки Берн – поглощенный пафосом революции, уже готовый строить новое, справедливое государство. Есть безумная алкоголичка, читающая дивные стихи, есть девочка в бандане, запавшая в душу Солло, добряк дальнобойшик и педофил комивояжер… и многие другие.

Но надо всеми ними уже нависла со страшной неотвратимостью граница бури. И только на Ильмарине, острове давно исчезнувшего Создателя, горстка великих магов, которые на самом деле уже совсем не люди, может решить, устоит ли завеса, и как долго она устоит.

Глобальный, экзистенциальный конфликт произведения в этой части пока остается «за кадром», лишь некоторые детали позволяют догадаться, что не все так просто с этими вершителями судеб, что в судьбе Создателя и вере в него скрыт не один темный секрет, и что там читателя тоже поджидает множество недомолвок, разных трактовок и болезненных ситуаций.

Разные взгляды, разные точки зрения и трактовки – это один из любимых моих пунктиков, который очень ярко показан именно в этом романе. Тут хорошо описано, как на одну и ту же ситуацию смотрят, например, Мелек и Солло, или Росса и Тибальт Лаэрни, или Лаэрни и Эйнтарме, как по-разному они оценивают одни и те же факты, события или идеи. Это пробирает эмоционально и в то же время дает широкий взгляд на жизнь, даже учит чему-то, раздвигает горизонты понимания. За это хочется похвалить автора.

И еще за стилистику. Я знаю на МП многих, чья стилистика мне нравится, у кого я бы с удовольствием поучился. И вот Шани – из таких. Она лучше всех моих знакомых умеет обращаться с особенностями языка разных социальных групп. У нее каждый персонаж говорит сообразно своему уровню образования, воспитания и возраста, и это выглядит не нарочито, а естественно и легко. Я так не умею, поэтому завидую и пытаюсь учиться.

В общем, «Сказка» – одно из достойнейших произведений Мастерской. Жаль, что пока написана только первая часть, что конфликты и сюжетные линии по большому счету лишь завязались. Но я верю, что автор это дело не бросит, доведет до конца, и тогда в следующих частях все интриги раскроются. А пока нам ничего не остается, только ждать и напоминать автору: Шани, мы тут, и мы ждем «Сказку».

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль