«Запятая Судьбы» — это роман, написанный в жанре городского фэнтези. Обычно к городскому я отношусь с осторожностью и некоторой долей скептицизма, потому что не нравятся мне попытки мистификации повседневной жизни, как и не нравятся финты в сторону того, что все более-менее значимые события в жизни человечества спланированы и/или спровоцированы некими сторонними силами, о которых бедное человечество не ведает. И вот тут надо отдать автору должное — он не скатился до этого. Намёки были, но прямых отсылок к реальным историческим событиям ему удалось избежать.
Сразу, возвращаясь к жанру, замечу, что город, выбранный как место действия, немного нивелировал мой изначально скептичный настрой. Именно Питеру я готова простить городское фэнтези. С его неповторимыми атмосферой, архитектурой и жителями. Хотя автор описаний даёт довольно мало. В этом плане я читатель непривередливый. Мне хватает фантазии достроить картинку в голове по нескольким штрихам. Все детали, какие мне нужны для этого, в тексте романа находились, поэтому подобный стиль изложения лично от меня в плюс. Но другой читатель может записать это и в минус роману. Например, если сказать «Исаакий», то у меня в голове сразу встаёт образ величественного и могучего собора с широкими колоннами коричневого камня и высокими ступенями со следами бомбёжек времён ВОВ. И я даже понимаю, почему выбрано именно это место для финальных битв в обеих частях романа. Но то я. А читатель, который никогда этот собор не видел может нарисовать в голове картинку, идущую вразрез с самими кульминационными сценами.
Что касается самих кульминаций. В первой части мне она показалась на градус выше, чем во второй. Не знаю, может, я ожидала большего от встречи отца с сыном. Не хватило драматизма, какого-то надлома, что ли… Этот самый драматизм, мне кажется, можно было бы добавить и во встречу Вита с Птахой. Буквально пары фраз хватило бы для того, чтобы у читателя защемило сердце от встречи двух бывших соратников, оказавшихся не то что бы по разные стороны баррикад, но и не вместе уж точно. Ведь все члены братства друг для друга были больше, чем друзья. И, пожалуй, ещё мне не хватило в финале встречи Вита с Палачом. После их разговора это противостояние ожидалось (необязательно с фатальным исходом).
Вообще, если рассматривать композицию частей отдельно друг от друга, то никаких вопросов нет. И там, и там сюжет развивается по нарастающей, накапливая загадки, конфликты и эмоции. Причём части полностью завершены, хоть каждая из них и намекает на продолжение. Жирно так намекает. Поэтому я допускаю, что то, чего мне не хватило в финале второй части, будет в следующем романе серии.
Герои получились разные. Как с точки зрения характеров и их историй, так и с точки зрения развития. Единственным персонажем, который менялся от начала и до конца романа, стал Вит. Хоть и во второй части ему уделено крайне мало экранного времени, но именно его рост заметен прежде всего. И речь идёт, конечно, не о росте силы и возможностей. В начале Вит предстаёт неудачником. Эгоистом, который из-за собственной трусости готов если не предать, то бросить, что подчас одно и то же. Этакий юнец, не готовый отвечать не то что за свою команду, но даже за собственные низкие поступки. Хотя то, что он боялся встретится с Намом после содеянного, характеризует Вита не самым плохим образом. Ведь боялся он всё-таки не физической расправы, а именно посмотреть брату в глаза. Понятно, что за свои поступки нужно уметь отвечать (эта идея идёт, кстати, лейтмотивом всего романа), но само понятие стыда оказывается не чуждо Виту. И уже к концу первой части в нём просыпается (вернее рождается) боец, способный мир перевернуть ради близких. Во второй части замысел Вита как таковой остался для меня не совсем раскрытым, но его поступок говорит именно о дальнейшем личностном росте.
Другие же герои развития как такового не получили. Они изначально предстают перед читателем сформировавшимися цельными личностями. Наиболее ярким из Агентства показался Воин. Его огненный характер прописан хорошо и зримо. Запомнилась Тень. Очень своеобразный персонаж, прекрасно оттенивший (уж простите за каламбур) других героев. Сложился и образ Светлова, как и Палача. Верность утончённой маске у одного и соответствие имени и занимаемой должности у второго.
Блёклыми именами на фоне товарищей остались Жрица и Его Высочество. Их образы не выстроились, просто имена и должности. Их значимость декларировалась, но не показывалась. То же самое можно сказать и об антагонисте второй части. Ида не вызывала эмоций и, может быть, это тоже стало причиной того, что кульминация показалась недожатой.
С образами членов Братства получилось ровнее. Трогательная Кит, уверенная и на самом деле несчастная Багира, верный и справедливый Нам, самоотверженный Лис, яркая и старающаяся быть нужной Сова — всё это пазлы одной картины, которая в голове сложилась как «Братство». Образ Син несмотря на малый эфирный объём получился тоже вполне запоминающийся. Уравновешенная, знающая себе и другим цену, уверенная, умная женщина. Верная и настоящая.
На этом список героев не закончен, но затрагивать остальных пока не буду. Замечу только, что мне было искренне жаль Витольда. По сути он стал случайной жертвой обстоятельств (или не случайной, это смотря откуда смотреть — со стороны Агентства и Тени или со стороны Бэрринга). Заложник самого себя и разменная монета в руках судьбы — Витольд мог бы пойти далеко, если бы… Кстати, у Шолто в целевом плане схожая роль, но сочувствия к нему нет. Он отталкивает и даже вызывает чувство лёгкого злорадства. Про Риву умолчу. Мне кажется, её равзитие читатель увидит в следующем романе серии.
Вообще, тут надо сказать, что говоря о персонажах, я намеренно не затрагиваю сюжет и не даю оценку поступкам героев. Если рассматривать все идеи, которые витают в романе, и их воплощение, то это затянется ещё на несколько тысяч знаков. Поэтому ещё буквально пара слов, о чём роман в целом, и перехожу к итогу.
Прежде всего этот роман о людях. О тех, кто может быть героем и откуда он берёт душевные силы на свои геройства. О тех, кто может вести и кто может быть ведомым. Это роман о чести и долге; о разных взглядах на жизнь и разных идеалах; о целях и средствах их достижения; о человеческих чувствах, в конце концов. Основная идея же, мне кажется, выражена вот в этих строках:
Мы сами ежедневно, ежеминутно делаем тот или иной выбор. И мы сами должны за него отвечать. Далее идут вот эти фразы:«Тот путь, что дан тебе свыше, — всего лишь дорога. Твой путь назначен тобой же, и никем другим. Жаль, что к этому пониманию ведёт столько боли. Но никто не мешает исправлять свои ошибки».
И, хоть я лично с этими словами не согласна, но они вселяют надежду.«Ничто из содеянного не является абсолютным. Всё можно исправить. Всё».
А ещё мне понравилось, как последние строки второй части перекликаются с последними строками первой. Осознав простую истину, Вит спешит ею поделиться:
Подводя итог скажу, что «Запятая Судьбы» — это приключенческий роман, затрагивающий вечные темы. В нём, пусть и местами слишком пафосно, обсуждаются нужные и правильные вещи.«Ведь ты жив. А значит, ты нужен».
Тут собрано несколько придирок, которые не вошли в рецензию, но по ходу были отмечены.
— Недостаточная мотивация Вита в самом начале.
Имею в виду то, что его подвигло бросить довольно продолжительный запой и скинуть блоки. Я бы вставила какой-нибудь небольшой эпизод, который стал катализатором. То, что некоторый «поиск» участился, звучит недостаточно… Вот если на фоне этого самого «поиска» ему стали приходит образы из прошлого (не голословно, как сейчас, а картинкой с эмоциями), то будет всё намного понятнее и логичнее.
— Немецкий аэропорт
Реально придирка В конце тринадцатой главы вдруг откуда-то взялся франкфуртский аэропорт, хотя до этого речь всё время шла про мюнхенский.
— Интрига Светлова с Охотниками
Когда Светлов пришёл на встречу с Димитрием, он в уме простраивал диалог. И там ещё мелькнула мысль, что надо бы повернуть всё так, как будто нужное решение пришло святому отцу само. На деле так и получилось, но именно этот момент показался мне неправдоподобным. Неужели его оказалось так легко провести? Вот по этой фразе:
сразу ведь очевидно, что Светлов что-то задумал и сейчас просто подталкивает разговор в нужное русло.«— Я пока не вижу выхода для тебя. — «Доверие. Сто, тысячу раз — доверие». — Однако, быть может, его увидишь ты».
И дальше:
Очевиднейшее манипулирование. Никакой хитрости, умности и т.п.«— Я не думал, что это случится при мне. — Глава ордена снова сжал и разжал кулаки. Светлов ждал. — У вас не получится их контролировать.
— Не получится. — «Спокойствие и обречённость».
— Но при вашей поддержке это сможем делать мы».
— Объяснялки
Что, как и почему устроено в мире выглядит в тексте довольно чужеродно, выбиваясь из общего стиля. Как будто именно сейчас автору захотелось об этом сказать, и он вставил кусок лекции.
Например:
И пошла откровенная лекция про вампиров.«За столом раздались сдержанные смешки. Вражда самого старого вампира в городе и самой молодой главы клана уже стала поводом для бесчисленных анекдотов.
Структура кланов детей Каина была гораздо сложнее, чем можно было решить с первого взгляда…»
Или ещё один пример, ввод Бэрринга:
И далее авторское досье на персонажа объёмом в несколько кирпичей.«Светлов опустился в кресло напротив прибывшего, с интересом изучая своего гостя. Отец Андрэ Бэрринг считался легендой по обе стороны океана. Родившийся на Британских островах…»
Это просто примеры одни из. Может, не самые удачные, но надеюсь понятно, что я имею в виду.
Сюда же можно вставить некоторые «неразговорные диалоги». Подобная речь оправдана у Светлова, это образ. У других же персонажей: «Тебе и самому вполне ясно, что», «То, что вы поделились с нами подобной информацией» и т.п. — сильно утяжеляет и заставляет сомневаться в реальности происходящего.
— Мотивация Бэрринга
Я просто не поняла замысел вампира. Зачем ему понадобилась смерть Витольда? Допускаю, что это станет понятно в следующей книге.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.