Инна Кублицкая. Рецензия на роман Евгении Александровой (Авиенды)"Проклятый капитан. Сковать шторм"
 

Инна Кублицкая. Рецензия на роман Евгении Александровой (Авиенды)"Проклятый капитан. Сковать шторм"

5 августа 2016, 14:36 /
+30

«Проклятый капитан. Сковать шторм»

 

вместо эпиграфа

— …Да что это за мода сейчас среди писателей? Вот возьмите мистера Стивенсона. Талантливый писатель. Талантливейший! А на что расходует свой талант? Как он с ним обращается, я вас спрашиваю? Вот «Остров сокровищ». Богатейший материал. Сокровища, пираты, бунт на корабле… И что он из него делает? Приключения школьника на каникулах. Пресное описание морской прогулки и бесцельные перемещения по острову. Начало хорошее, бодрое, энергичное – но где сюжет? Надо было ввести любовную линию, и роман был бы спасен.

– Между кем – любовную линию? – с оторопью спросил я.

– О Боже! – издатель посмотрел на меня, как на идиота. – Ну могли же они наткнуться на шлюпку, в которой спаслись от кораблекрушения две прекрасные девушки. Или вот, еще лучше – вместо Джима Хокинса ввести Джейн Хокинс, тайно влюбленную в доктора Ливси. Пусть бы она переоделась мальчиком…

Я подумал, что эту самую Джейн разоблачили бы в самом прямом смысле и изнасиловали через минуту после того, как она ступила бы на палубу «Испаньолы», в результате чего мистеру Стивенсону пришлось бы писать не приключенческий роман, а порнографический. А лавры маркиза де Сада вряд ли нужны автору «Острова».

Инна Кублицкая «Часы доктора Ватсона»

 

Я прошу прощения за самоцитату вместо эпиграфа, но она всегда всплывает у меня в памяти, когда я вижу книгу, основное действие которой происходит на парусном корабле и, более того, среди персонажей заявлена девица, переодевшаяся мальчиком. Во-первых, я всегда опасаюсь, что автор ради спасения романа начнет усиленно вводить любовную линию, а во-вторых, очень сомневаюсь, что в тесноте кубрика одинокой девице удастся сохранить тайну кроссдрессинга. Не то, чтобы я полагала, что второе невозможно (реальная история знает подобные случаи), но вот как начнешь думать, каково ей там в кубрике спать и каково ходить в гальюн, сразу становится понятно, что задачу себе автор романа поставил нехилую. Я уж помалкиваю про всякого рода неуставные отношения и прочие социально-психологические нюансы.

  Слава богу, мои опасения не оправдались.

Я не могу давать гарантию за весь роман (автор представил на суд читателей только первую часть), но в представленном тексте мощной, истекающей розовыми слюнями любовной линии не наблюдается. Вместо любовной линии имеется «любовный пунктир» — совершенно оправданный сюжетом и не перетягивающий на себя весь роман. Вместо комедии ситуаций с кроссдрессингом – достаточно достоверный обоснуй и серьезный отыгрыш ситуации.

В общем, это не любовный роман, замаскированный под фэнтези, а роман, описывающий взаимоотношения трех магов, которых судьба свела вместе, и их отношения с окружающим миром, который очень не дружественно относится к магам. И маги, и окружающий мир выписаны с большой достоверностью и не кажутся картонными, а за упомянутые рангоуты, штангоуты, кабестаны и прочие морские термины автору вообще отдельный респект. Все движения души и тела главных героев вполне логичны, исходя из их предыстории и извивов сюжета, они правдоподобны и им веришь.

Но…

Вот как раз тут начинается для меня «но»: предсказуемость. Ну то есть вполне понятно и ожидаемо, что Алекс, или Эрик, или Джейна в каких-то описанных обстоятельствах поступят наиболее логичным для них и данных обстоятельств образом. Как именно и какие препятствия им придется преодолеть, чтобы добиться результата – это уже частности и объем для романа, а общие векторы движения каждого из них, получается, заданы судьбой (или автором), и даже выбор Джейны в финале текста кажется абсолютно предсказуемым: меня, например, куда больше бы удивило, сделай она другой выбор.

И это не дефект романа, скажу сразу, а дефект чтения незавершенного произведения. Могу себе представить, что первую часть романа автор замышлял как сплочение команды героев, которым в дальнейшем предстоит выступать вместе, тогда непомерно большое место, которое уделено отношениям с матросами и бунту на корабле, станет обоснованным. Сейчас же этот шмат текста повис в воздухе: ну зачем он? Главные противники героев – не отдельные представители из категории плохих людей, а, насколько я понимаю, Серое братство. Надеюсь, это впоследствии уравновесится.

Мне трудно судить, как станет дальше развиваться действие, но если автор во второй части снова будет уделять непропорционально большое внимание взаимоотношениям тройки главных персонажей, а не их антагонистам, читатель может заскучать. Мне даже кажется, что аудитория читателей уже разделилась на не очень искушенных читателей, которым текст безоговорочно нравится, и на более искушенных, которым текст нравится, но им чего-то «в супе не хватает». Мне вот еще не хватало Джейны в начале, я-то уже понимала, что она должна быть одной из главных фигур, но ее было как-то маловато по отношению к вниманию, уделенным мужским персонажам.

В общем, довольно трудно писать рецензию на незаконченное произведение, тем более, что представленная часть больше похожа на сильно затянутую экспозицию – это если за общую идею романа брать «противостояние магов и Серых»: как я уже говорила, бунт на корабле сильно перетягивает внимание на себя, и антагонизм с Серыми на этом фоне сильно бледнеет. Финал написан слишком… нет, не скажу, что схематично, но он мелок и маловесен по сравнению с тем, как описана буря, остров и бунт. Не хватает мощи и накала страстей. Ну возлюбленная капитана оказалась не такой, как он воображал… ну суд… ну вот он в суде что-то такое затеял… ну сбежали Эрик с Джейной – как бы мне объяснить? Не вытягивает это на полноценную развязку. По мне, так финал этого фрагмента надо было бы сделать сразу после бунта. И уже потом, дав читателю отдохнуть, снова начать тянуть градус повествования вверх, не отсекая его на побеге, а продолжая и продолжая накручивать события и нагнетая действие.

Но, разумеется, смотреть на текст со стороны легко. «А чё ж ты у себя творишь?» — резонно задаю я себе вопрос, устыдившись. А примерно то же самое: и текст неуравновешен бывает, и герои вдруг куда пропадают, и обоснуй вдруг начинает прихрамывать не только на все ноги, но и на хвост…

Вот такие дела.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль