Фиал. Рецензия на произведение Влада Ларионова (Мааэринн) «Кто сказал: Война?»
 

Фиал. Рецензия на произведение Влада Ларионова (Мааэринн) «Кто сказал: Война?»

+37

Влад Ларионов (Мааэринн) «Кто сказал: Война?»

 

… сам Озавир ни за что бы против своих воевать не стал. А его сын — почему? Неужели он тоже отца предал? Или наоборот, это верность?

Это самый главный вопрос романа. Что такое верность? Что добро, а что зло? Автор, вроде бы, каждого показывает и с той и с другой стороны — смотрите, все мы правы и все ошибаемся. Самое большое зло — люди. Но я для себя вижу здесь абсолютное добро, абсолютное зло, несколько искалеченных обществом светлых душ. И одну абсолютную жертву.

Но главное достоинство романа в том, что другой читатель может сделать из этой же истории свои, совершенно другие выводы, не увидеть вовсе добра, любить всей душой то, что для меня зло — все как в жизни. И одно только это делает роман настоящей Книгой с большой буквы.  

Собственно рецензию я на это полноценную не напишу — уровень моей литературной критики не дотягивает до романа, восторженно-сопливый отзыв на такой сюжет тоже не ложится. Здесь хорошо бы писать что-то вроде школьного сочинения-рассуждения на затронутые в тексте глобальные вопросы, но тем так много поднято, что это нечестно — выбрать какую-то одну. А потому я просто их обозначу крупными штрихами: то, о чём хочется говорить и говорить после прочтения. И да, это будет пафосно и возвышенно. Потому что я просто не умею это сказать. А книга сумела показать просто и искренне. И даже как-то до жути обыденно.

История, истоки и корни. Общество Орбина только внешне напоминает Древний Рим, на самом деле нет ничего ближе к современной реальности, чем это общество. Быть может, потому что Рим и вправду вечен, а быть может потому что люди остаются людьми и ничему не учатся. Великая в прошлом цивилизация из страха самоуничтожения намеренно забывает прошлое, втаптывает в грязь память предков, разменивается по мелочам и тем самым уничтожает себя. Круг замкнулся. И единственный ясный ум, который пытается вытащить их — объявлен предателем и стёрт, будто не было.

Наследие и свобода, традиции и гибкость. Сохранить лицо и память предков, которую, как помним из предыдущей темы, сами же и предаём, или приспособиться, поступиться идеалами ради реальной жизни? Для меня лично ответ очевиден и добро на стороне Озавира Орса, на стороне гибкости и выбора. На стороне жизни. Собственно, это моя любимая тема, я сама о ней все пишу-пишу, никак не напишу. Но если смотреть объективно, то многие, очень многие, и в реальной жизни особенно готовы биться за свое родовое наследие, за язык и культуру — насмерть. Так, чтобы уже и не кому было говорить на этом языке. И я даже допускаю, что это в какой-то степени правильно. И очень по-героически. Но для меня отец и сын Вейзы — абсолютное зло этого романа, несмотря на то, что Гайяри герой, действительно герой и патриот.

Героизм. Вот вышла ещё одна чудесная тема для сочинения. Героизм Гайяри против героизма Озавира Орса. Гайяри соткан из доблести и лжи, но лжи внешней, блестящей и золотой. Внутри он честен с собой. Он цельный. И я ему даже завидую — вся его буря громыхает снаружи. Гайяри предан Орбину, готов положить жизнь. И Озавир Орс, скрытный и тихий, осуждённый предателем. Но он самый сильный из всех. Самый чистый. Я бы даже сказала, что он делает эту книгу чуть более книгой и чуть менее жизнью — это счастье встретить таких людей, преданных своей мечте. Из всех героев, при всей своей мудрости, он самый юный душой. Я бы хотела быть похожей именно на него. И остаться такой же внутренне твёрдой до последнего вдоха. Для меня это истинный героизм.

Страх и забвение против смелости, ума и мечты. Это опять тема Озавира Орса и запрета на магию. Что опаснее, закрывать глаза на опасность, которую несет каждый орбинит или посмотреть страху в глаза и изучить? Что проще? А что лучше? Это о внутренней честности целого народа. И тут отдельно хочется отметить как остро и мастерски использована метафора магии — это не просто скрытый талант и принятие себя таким какой ты есть, это благословение и проклятие, суть человеческих существ, может быть даже это метафора разума и прогресса против почивания на лаврах и обывательщины.

Продолжать можно ещё долго, как и уходить в глубину каждой темы.

Я ещё не сказала про Айсинара Лена, про одну из искалеченных обществом светлых душ. Расколотый внутренне на прошлое и настоящее, на страсть к Гайяри и любовь к жене, как он мучается в конце, как несёт свой крест и отвечает за свой выбор. Для меня он близок, этот герой. Он, конечно, не прав, но платит счета и искупает свою неправоту.

Ещё краем, но очень страшно показана тема страсти и любви. Страсть Гайяри — настоящая искренняя страсть. Любовь Салемы — настоящая женская любовь, которая сильнее чувств рода и гордости, которая пошла бы за Нарайном, объявленным предателем, и босая, и голодная и полу-живая. Салема — абсолютная жертва этой истории, потому что ей не дали пройти это страшное испытание любви. Ей осталась только ненависть любимого.

И вот эта ненависть, этот ответ на заглавный вопрос, что есть верность. Самая жуткая тема романа — Нарайн Орс. Читая пересказ этих событий во второй книге серии, я не понимала его. Я не понимала, как может любовь обернуться ненавистью, когда сама Салема его не предавала? Я не верила в его любовь к ней. Я не верила в свет его души. Я пережила с ним его катастрофу. И теперь я поняла. Он прав, хоть и делает неправильные вещи. Неправильные для стороннего наблюдателя, но единственно верные для него. Он предал дело отца, он похоронил мечту Орбина о возрождении. И он остался верен отцу, положив свою жизнь, искалечив свое возможное счастье ради мести. Если обществу не нужны такие святые как Озавир Орс, то Нарайн берет на себя роль судьи и вершителя судеб и решает, то такое общество не нужно миру. И ненависть в нём выжигает любовь — всю любовь, не только любовь к Салеме. И я верю этому. И даже верю, что это правильно. А значит, передано невероятно мощно, раз смогло меня переубедить.

Я плакала, когда читала. Я нечасто плачу над книгами, особенно если книга не мою больную мозоль раздирает.

Это настоящая книга, на таких можно в школе учится жизни.

В ней нет лишних сцен, как в сказках, передающихся из уст в уста осталась только стройная фабула.

Не хватает времени и места восхищаться стилем и языком, а надо бы.

Если это не будет издано, то… значит, нашему миру уже поздно, он мёртв, как мёртв Орбин, и осталось только дождаться когда победят искалеченные обществом души, в которых любовь превратилась в ненависть.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль