Фиал. Рецензия на произведение Евгении Александровой "Проклятый капитан. Сковать шторм"
 

Фиал. Рецензия на произведение Евгении Александровой "Проклятый капитан. Сковать шторм"

+37

Если говорить о книге «Проклятый капитан. Сковать шторм» Евгении Александровой одним словом, то это будет слово «резонанс» — для меня. Она во многом зацепила мои глубинные ощущения жизни, и с первых строк я восприняла этот текст как родной. Обсуждений у нас с автором было уже немало, а потому рецензию хочется написать скорее для читателей.  

 

Кто-то скажет, что это роман о морских приключениях, магии и поиске своего пути. И будет прав. Романтика моря и солёных брызг, неба и звёзд — это то, что действительно вдохновляет автора. Детский восторг так и бьёт со страниц, когда читаешь про штормовой ветер и чёрные облака на горизонте, которые на самом деле — гигантская и неизбежно-смертельная волна. Моменты слияния с природой, описанные в романе, действительно проживаешь. Отдельно хочется отметить левады, которые оказались для меня открытием и захватили воображение.

 

«Отсюда была видна и самая высокая гора острова — Плачущая — которая поднималась выше облаков. Вечером по её прогретым чёрным скалам струилась чистейшая вода и скапливалась в левады. А те несли ее по террасам, опоясывающим весь остров, и отдавали множеством горных ключей и водопадов».

 

Да, сразу оговорюсь про язык. Я люблю образы, сравнения, метафоры и прочие вкусные штуки. Женя их… не сильно жалует, а потому язык её произведения простой, хлёсткий, прозрачный. Как чистое стекло, которое не мешает наблюдать за героями — очень скоро его вовсе перестаёшь замечать и чувствуешь себя уже по ту сторону прозрачной страницы. И да, я бы не хотела видеть в этом романе столь любимых мной завитушек, ему бы не пошло.

 

И всё же это вторично: и приключения, и море, и язык. Для меня это скорее роман об отношении к жизни и к самому себе. Представьте, что у вас есть тайна. А тайна есть у каждого, не так ли? Кто-то может поделиться своей тайной, а кто-то будет дрожащими пальцами запирать скелеты в шкаф. Кто-то примет себя со всей тьмой, скопившейся в душе, а кто-то станет отрицать, замазывать черноту мелом.

 

Или пусть даже это никакая не «тьма великая», а просто… я бы назвала это страсть. Да, это второе слово, которое хочется поставить к «резонансу» для характеристики романа. Страсть может как погубить, так и сохранить жизнь, создать нечто светлое и прекрасное. Страсть к противоположному полу, страсть к приключениям, морю, горам, страсть к футболу, прыжкам с парашютом, гитаре, скрипке, краскам, стихам. К писательству, в конце концов. Ну, вы поняли, о чём я. Так вот кому-то эта страсть мешает жить и выжигает дотла, а кто-то может её обуздать, взлететь не гребень — и волна понесёт. Именно туда понесёт, куда человеку на самом деле и нужно. «На самом деле» подчёркнуто и жирно обведено.

 

Вместо страсти в романе использована метафора магии. И важно здесь то, что магия запрещена и запрет этот подкрепляется авторитетом официальной веры. И через призму трёх героев мы наблюдаем, кто и как «дрессирует своих тараканов», в смысле уживается со своей магией.

 

Алекс Дельгар, капитан. Именно с него началось моё знакомство и с романом, и с автором. Я прочитала анкету героя и поняла — моё. Этот человек магию себе запрещает. Отрицает собственную суть. И каждый миг его жизни — бесконечная борьба с самим собой. А в этой борьбе, как известно, победителей не бывает. Он держит себя в тисках мощнейшей воли, не позволяя разрушительной стихии вырваться наружу. Но изнутри штормит, штормит, гложет, гложет. Где-то я слышала мнения о нём, что он очень правильный. Что ж… я завидую людям, которые его не понимают. Действительно, завидую. Потому что Алексу предстоит мучительно долгий путь к принятию себя. И путь этот всегда проходит через крушение представлений о мире, по тонкому лезвию на границе жизни и смерти. По этому пути автор его и ведёт — безжалостно и с любовью.

 

Добавлю, что интрижка Алекса с Талирой, невестой и впоследствии женой вражеского императора, красиво подчёркивает эту идею отношения к страсти, показывая её «в лоб», без метафор.

 

Эрик, марсовый матрос. Колдун, приговорённый к смерти. Шпион, приставленный к Алексу. И полная его противоположность. Эрик дышит магией и живёт ей, даже если цена за это — смерть. Его смерть или смерть другого. Лучше, конечно, другого. Эрик из тех, что живёт, играя, и до последнего вдоха себя отдаёт игре. Всегда как в последний раз. Жестокий, очаровательный, романтичный, опасный. При всём своём обаянии он — мерзавец, конечно. Особенно в сравнении с благородством Алекса (не по крови, но по духу). И всё у него есть главная положительная черта, которая перевешивает для меня всё: искренность с самим собой.

 

Эрик врёт всем, кроме себя.

 

Алекс не врёт никому… кроме, опять же, себя.

 

И Джейна. Просто девочка, которая ищет маму и готова на всё. Глупо и по-детски наивно прыгает в лодку и молится, чтобы шторм не стёр её жизнь в пену. Молится, молится, пока не понимает, что молитвы не спасают её от магов, которые повсюду. Мечется от Эрика к Алексу, боится обоих и… не буду рассказывать сюжет. Но именно Джейна ещё не сделала свой выбор. Именно она узнаёт всю красоту и весь ужас этой жизни. И склеивает воедино сюжет, как любовь склеивает мир.

 

Вероятно, в книге вы увидите нечто другое, потому что каждый ищет в тексте своё. Я не хочу говорить о внешней канве романа — её многие обсудили до меня и ещё обсудят. Мне хотелось поделиться именно сутью, которая открылась и полюбилась мне.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль