Евгения Сафонова. Рецензия на роман Фиал "Круг замкнулся"
 

Евгения Сафонова. Рецензия на роман Фиал "Круг замкнулся"

+32

Фиал. «Круг замкнулся»

 

На самом деле это не рецензия, а отзыв. Махровый такой. Выстроенный исключительно на личных ощущениях и личном восприятии. Но уж как есть.

Предыдущие рецензии на этот роман я успела подзабыть, поэтому не знаю, где повторяюсь, а где нет. И… пусть будет так. Просто скажу всё, что хотелось сказать.

 

Итак, «Круг замкнулся». Долго я ждала того момента, когда смогу перечитать этот роман, когда он развернется из черновика в то, чем автор останется доволен. И вот — дождалась.

«Круг замкнулся» — это книга, которая, по моему скромному мнению, должна стоять на полке в книжном. С оригинальным миром, с захватывающим сюжетом, с объёмными и интересными персонажами. Написанная отличным языком. Которую я заглотила одним махом, не отрываясь, часов за семь — и хоть я всегда читаю быстро, но это о чём-то говорит.  

Стиль письма весьма оригинальный, и не последнюю роль в этом играет постоянное использование олицетворений. А ещё — объёмная картинка, полная звуков и запахов. Признаюсь честно — когда читаю неизданные романы, я не всегда читаю как… читатель. А зачастую — как писатель. Когда я открываю книгу изданных мэтров, признанных классиков жанра, мне и в голову не приходит сравнивать их творчество со своим: весовые категории абсолютно разные. Здесь же я сравнивала. И немножко завидовала, потому что я — матёрый визуал, и в первую очередь пишу то, что вижу. А вот звуки и запахи… не придаю им такого значения.

Здесь же не одна сцена начинается именно с запахов. И это — в совокупности, конечно, со многим другими факторами — придаёт тексту невероятную глубину, жизненность… и уют. А какие это запахи… Свечи пахнут чабрецом, вино — «медовыми цветами и свежестью горных ручьев», косы девушки — «медом и абрикосами, и немного вишневой косточкой»… Красота. Да и картинка не отстаёт: к примеру, солнечные лучи вместо банальных «золотых» описаны как «цвета сочных абрикосов и золотистого меда». И таких вкусностей по тексту много, ибо автор на описания не скупится. Некоторые метафоры, правда, мне показались сомнительными, но таковых было немного.

Кому-то подобные «кружавчики», конечно, могут показаться лишними. Но лично я их обожаю, и меня сам текст очень радовал.

Я не буду обсуждать главную интригу книги. Саму сюжетную канву. Скажу только, что она хороша — и неоднократно ставит героев в ситуацию, где им приходится делать сложный выбор и принимать непростые решения, а за этим наблюдать всегда интересно. Вместо этого я хотела бы поговорить о самих героях… и о мире.

И с тем, что я скажу, автор может не согласиться. Откровенно говоря, автор меня может за это убить и разлюбить — но я увидела это так. Причём только сейчас, по второму прочтению. То ли в черновике акценты были расставлены немного по-другому… то ли тогда я слишком торопилась уследить за сюжетом, не оставляя себя времени для анализа.

 

Итак, Тёплый Мир. Так он называется — мир, в котором происходит действие. Где тепло, жизненное тепло — ресурс, который люди потребляют наравне с кислородом. Этот мир — живой. Он живёт по своим собственным законам. И может вмешиваться в жизнь героев — что ярко показано на примере Леса. И автор действительно создаёт тёплую атмосферу: с помощью того самого стиля. Вкусные запахи, яркие цвета, красочные описания. Но…

Тёплый ли этот мир на самом деле?

А чтобы ответить на этот вопрос, вспомним о героях.

 

Больше всех мне понравилась Белянка. Милая, добрая, юная… и очень сильная. Она кажется гораздо старше, чем она есть. Поэтому очень сильно выглядит момент, когда после… крушения всего, что у неё было — Стел даёт ей чай с бадьяном. И как она реагирует.

Какой же она еще ребенок! Все эти смерти, проводы, колдовство и пожары. Столкновение богов, посмертные обеты и проклятия, разговоры о самоубийствах и вечной любви. Куда ей все это, когда у нее еще глаза загораются от незнакомых вкусов и запахов! Она же столько еще не видела в этой жизни...

В этот момент действительно вдруг вспоминаешь — Господи, да она же совсем ещё маленькая! И это очень круто. Потому что дети, которые психологически совсем не дети… это всегда здорово. Куда лучше, чем великовозрастные инфантилы.

Стел… вызвал смешанные чувства. При всей своей доброте, при светлом и горячем сердце — он кажется… мягкотелым. Потерявшимся. Не в силах разобраться в самом себе. И таким беспомощным, что местами даже выглядит жалким — особенно ярко это видно в сцене после убийства Стрелка. К тому же меня немного напрягало, что он не особо парится по поводу того, чтобы обнимать и целовать незнакомых девушек. Вот Агилу — да, Агилу он обнимать не решался. Любимую девушку. Хотя он себе долго не признавался, что она — любимая. Но Стел как-то очень просто сокращает физическую дистанцию и с Рани, и с Лаской, и с Белянкой. Причем во всех случаях это нужно, да, потому что девочкам плохо, и девочкам требуется такая поддержка — но он делает это с такой легкостью, что… В общем, для подобного поведения человек должен быть определённого склада характера. И то, как Стел долго не понимал, какие чувства вызывает у Рани, после стольких-то намёков… и как реагировал на эти намёки — и даже уже не намёки… ох, дубинушка.

А вот кто мне понравился, так это Рокот. Несмотря на то, что через фокал (ох, как не люблю это слово!) Стела нам его постоянно очерняют — но я умею абстрагироваться от точки зрения персонажа и составлять собственную. По фактам. И по фактам — Рокот неоднозначный, но классный мужик. У него есть понятия о долге и чести. Он просто делает свою работу. Он верен своей присяге.

В моменте, когда Рокот спасает Стела — я его почти полюбила, честное слово. И каждый раз, когда Рокот срывался на Стела — он срывался абсолютно справедливо. Потому что Стел как раз выглядел инфантилом, который творит фигню по зову сердца, особо не думая. Дисциплина? Какая дисциплина? Нет, не слышали.

Если основный оппонент Стела — Рокот, то основной оппонент Белянки — Ласка. И это ещё один неоднозначный персонаж, который мне понравился. В каком-то плане Ласка и Рокот очень похожи: глазами Белянки нам Ласку очерняют, но то и дело мы замечаем поступки, которые говорят — не так страшен чёрт, как его малюют! И если в первом варианте романа мне хотелось Ласку придушить за всё хорошее, а счастливую для неё концовку я считала абсолютно несправедливой… здесь это ушло. Я поняла её: её глупые девчачьи обидки, её глупые девчачьи поступки. И пусть Ласка наломала дров — но в конце концов она повзрослела. И сумела очень многое исправить.

Очень понравились Дождь и Вьюрок. Оба яркие и шикарные, каждый по-своему. В отличие от большинства жителей Леса, которые меня раздражали… а чем, позже станет ясно.

И последний персонаж, о котором хотелось бы поговорить — это Рани. «Лишний человек», как в русской классике. Потерявшаяся, отчаявшаяся девочка… на примере которой как раз можно начать разговор о том, что на самом деле «тёплым» мир назвать трудно.

 

Легко провести параллель Белянка-Рани. Стел проводит её в самом конце — но читателям она видна куда раньше. После гадания, где Белянке сообщают, что у неё нет судьбы.

… у нее нет судьбы.

Что принесла ее жизнь? Только огонь, разрушения, смерть.

Она не нужна! Она лишняя. Лишняя! Бессмысленная и бесцельная.

Эти слова одинаково применимы к обеим девочкам. Ведь что с ними сделали? С ними обеими? За что обрекли потерять всё? За что сделали их судьбы настолько безнадёжными? Рани заставили отказаться от мысли о самоубийстве — для чего? Только для того, чтобы она, только-только оттаяв, снова отчаялась — ведь её чувство осталось безответным? А ведь это сложно — полюбить снова, когда любимый умер, да ещё по твоей вине. Да, Рани вцепилась в Стела, как в спасательный круг, и чувства благодарности там явно было больше, чем страсти… но ведь полюбила же. Оттаяла. Снова смогла радоваться жизни. И для чего? Чтобы умереть чуть позже, выкрав сгустители — и послужив смертоносной игрушкой в руках Рокота. Да, умереть спокойно, без злобы на весь мир — благодаря титаническим усилиям Белянки (это, к слову, одна из сильнейших сцен в романе). Но… и только?

Зачем же ей — и нам — дали надежду, что эта девочка ещё сможет выкарабкаться, если в итоге она всё равно умерла? Нелюбимой, неприкаянной?

Белянка же… Белянка — «девочка-без-судьбы». Тадер Орди, кажется, уже вспоминала Терминатора. Так вот — я тоже его вспомню. Потому что в недавно вышедшей пятой части, «Генезис», есть совершенно замечательный момент: когда герои предотвращают тот самый апокалипсис, который должен был устроить Скайнет. И вдруг Сара Коннор понимает — она больше не орудие в руках судьбы. Она не обязана становиться матерью того, кто спасёт человечество. И впервые, впервые — она может сама выбирать, как ей жить и что делать. И она счастлива! Счастлива и свободна. И только тут полностью раскрывается смысл тех слов, что прозвучали ещё во втором фильме: «Будущее не определено. Нет судьбы, кроме той, что мы творим сами». ©

И вот Белянка узнаёт, что её будущее не определено. Ей ничего не напророчено. Она вольна в своих выборах. Но какую реакцию это вызывает и у неё, и у окружающих? Страх. Что она, что другие ведуньи… а потом и вся деревня — они считают её тем самым «лишним человеком». Почему? Если на самом деле это должно вселять гордость и надежду, что только ты будешь выбирать свой путь?

Но ведь путь Белянки и в самом деле — безнадёжность. Только-только появляется надежда на счастье со Стрелком, только-только мы таем от этой прекрасной романтики в сцене с танцем — и тут же нас вместе с Белянкой бьют под дых приворотом Ласки. Только снимается приворот, только есть любовь, нежность и запах сирени… и нас вместе приканчивают смертью Стрелка. И изгнанием. И предательством брата. И не оставляют Белянке ничего, кроме боли… и Стела, который видит в ней тень Рани.

И да, в конце нам дают надежду, что всё не так, что не бывает этих самых «лишних людей» — ведь Белянка вроде бы сделала такую важную вещь. Ведь она будет жить дальше. И, наверное, найдёт в этой жизни новый смысл. Однако…

Ведуньи ошибаются.

И никто не знает, что на самом деле принесет новый рассвет.

Ошибаются ведуньи, но не жизнь.

И жизнь — а именно сам Тёплый мир — действительно не ошибается. Он гнет свою линию. И неоднократно подтверждает, что не знает милосердия. А от судьбы, которую тебе уготовили, не уйти. Потому что Рани должна была умереть — и умирает. Луки должны были сгореть — и сгорают. Счастливчик должен был погибнуть, ещё маленьким волчонком — и погибает. Глупо погибает, вместо другого — кота, который тоже должен был умереть несправедливо, из-за глупой прихоти жестокой девчонки!

Будущая ведунья не имеет права приручать животных и к кому-то привязываться. Ты же знаешь. Твои ошибки отольются ему сторицей.

— Почему ведуньям нельзя приручать животных и к кому-то привязываться? — нависла над ней тетушка Мухомор.

— Все ошибки отольются сторицей тем, за кого мы в ответе, — едва слышно прошептала она.

— Так скажи, почему нельзя ворожить Отцу деревни, который в ответе за всех нас?

Гулким эхом барабанов отдалось в ушах: «В ответе. В ответе. В ответе». Глупая девочка когда-то отдала волчонка мальчику именно затем, чтобы не быть за живое существо в ответе. Чтобы в случае ошибки навредить только себе. И сама же подтолкнула Стрелка на кривую дорожку.

Он отец деревни — это раз. Основа благополучия, пример для подражания. Крепкая семья, куча розовощеких детишек и добрая хозяюшка — вот, что ждет его в будущем. Ученица ведуньи всю жизнь проживет одна, чтобы самой и только самой отвечать за свои ошибки.

Вспоминается знаменитое «ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». Но Тёплый мир учит своих детей, что приручать кого-либо — опасно. Что некоторые люди просто не могут привязываться ни к кому — иначе обрекут его на гибель. Что нельзя спасать тех, кому суждено умереть, и даже излечить безвинно умирающего зверька невозможно, ведь это бумерангом ударит по твоим близким — и ударит несчастьем. Хотя, казалось бы, благородное дело, улучшающее карму. И да, вдруг всплывает Вьюрок, и выясняется, что ведуньи вроде бы ошибаются… но как же всё, что было до этого — всё, что подтверждает их теорию? Все эти трагедии и смерти?

И как же то, что Лес отверг Белянку, когда она не могла отпустить того, кого любит?

Значит, такова цена ворованного тепла? Она не отпустила Стрелка, и Лес для нее закрылся? Тоже изгнал и проклял? Вырвал из потока жизни, как гнилой зуб?

Мне очень близок тот вопрос, который здесь поднимается. О том, что ушедших надо отпускать. И выход, который здесь предлагают, мне нравится, и я понимаю, что так было бы правильнее — не плакать. Но… это в человеческой природе — плакать по мёртвым. Цепляться за воспоминания, которые сперва обязательно причиняют боль. Ведь тебе, лично тебе — этот человек был так нужен. И мы часто плачем не потому, что ушедшему от нас плохо, нет, конечно — мы плачем, потому что нам его не хватает. Но разве это плохо? Кому-то помогает выплакаться, кому-то — цепляться за воспоминания, не принимая тот факт, что человека больше нет: думать, что он просто уехал, далеко-далеко…

Каждый должен решать это для себя: как справляться с горем.

Однако Тёплый мир, он же Лес, не принимает никаких вариантов, кроме одного.

Мгновенная смерть всем, кто не умеет быть истинно свободным!

Это думает Белянка, оборачиваясь Лесным Пожаром (ещё одна потрясающая сцена — причём не одна, ибо Пожаров два, и оба классные). Но это же можно отнести и к Лесу. Ведь боль потери и любовь — это две стороны одной медали, и, отрекаясь от одного, так легко отречься и от другого. От других чувств. А отречение от чувств — свобода. Когда ничего не держит, когда ни за что не цепляешься, когда можешь отпустить всё и всех в любой момент. Свобода — но благо ли?

И кому помогает Лес, когда Белянка сжигает деревню? Не Горлице, которая «защищала то, во что верила каждый миг своей жизни… Родину. Память предков, традиции и саму жизнь»; которая защищала то, что любила — включая сам Лес. А Белянке — которая исполняла его волю. Сжечь деревню Луки… вместе с рыцарями — и с её жителями. И пусть Белянка делала это из любви — но для Леса вряд ли имело значение, есть ли люди в тех землянках, что она сжигает, или нет. Ведь в первую вспышку пожара ему это явно было безразлично. Живому Лесу, который обладает реальным могуществом, который люди считают своим защитником…

Оно и вправду такое, море? Цвета дождевого неба, с белой пеной, рябью и стаями птиц? А камни на берегу холодные и скользкие? И волны гонятся друг за другом, пока не разлетятся брызгами и не вернутся обратно, откуда пришли? Как и все живое.

Ласковая деспотия. Тёплый плен. И обречённость. Вот что сквозит в каждой главе, в судьбах всех героев. С самого начала. И робкая надежда в конце не способна это развеять. Потому что люди не могут разорвать этот круг — круг лишений, потерь и печальной судьбы. Они могут лишь барахтаться, но это не спасает.

И в сочетании с той тёплой и уютной атмосферой, о которой я говорила в начале… это жутко.

 

Роман очень сильный. Глубокий, поднимающий сложные и неоднозначные вопросы, предлагающий сложные и неоднозначные ответы. И я без раздумий рекомендую читать его каждому. Но бывают страшные истории, полные боли и смертей, где люди сами роют себе яму: своими глупостями, своими ошибками… а эта история страшна тем, что тебе совсем необязательно делать глупости, чтобы погибнуть. Потому что Тёплый мир уже уготовил тебе судьбу, от которой далеко ты не убежишь — и жить ты будешь по тем законам, которые сам мир считает правильными.

А самое страшное — что его жители принимают это. И не бунтуют.

И считают свой мир — воистину Тёплым.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль