На самом деле это не рецензия, а отзыв. Махровый такой. Выстроенный исключительно на личных ощущениях и личном восприятии. Но уж как есть.
Предыдущие рецензии на этот роман я успела подзабыть, поэтому не знаю, где повторяюсь, а где нет. И… пусть будет так. Просто скажу всё, что хотелось сказать.
Итак, «Круг замкнулся». Долго я ждала того момента, когда смогу перечитать этот роман, когда он развернется из черновика в то, чем автор останется доволен. И вот — дождалась.
«Круг замкнулся» — это книга, которая, по моему скромному мнению, должна стоять на полке в книжном. С оригинальным миром, с захватывающим сюжетом, с объёмными и интересными персонажами. Написанная отличным языком. Которую я заглотила одним махом, не отрываясь, часов за семь — и хоть я всегда читаю быстро, но это о чём-то говорит.
Стиль письма весьма оригинальный, и не последнюю роль в этом играет постоянное использование олицетворений. А ещё — объёмная картинка, полная звуков и запахов. Признаюсь честно — когда читаю неизданные романы, я не всегда читаю как… читатель. А зачастую — как писатель. Когда я открываю книгу изданных мэтров, признанных классиков жанра, мне и в голову не приходит сравнивать их творчество со своим: весовые категории абсолютно разные. Здесь же я сравнивала. И немножко завидовала, потому что я — матёрый визуал, и в первую очередь пишу то, что вижу. А вот звуки и запахи… не придаю им такого значения.
Здесь же не одна сцена начинается именно с запахов. И это — в совокупности, конечно, со многим другими факторами — придаёт тексту невероятную глубину, жизненность… и уют. А какие это запахи… Свечи пахнут чабрецом, вино — «медовыми цветами и свежестью горных ручьев», косы девушки — «медом и абрикосами, и немного вишневой косточкой»… Красота. Да и картинка не отстаёт: к примеру, солнечные лучи вместо банальных «золотых» описаны как «цвета сочных абрикосов и золотистого меда». И таких вкусностей по тексту много, ибо автор на описания не скупится. Некоторые метафоры, правда, мне показались сомнительными, но таковых было немного.
Кому-то подобные «кружавчики», конечно, могут показаться лишними. Но лично я их обожаю, и меня сам текст очень радовал.
Я не буду обсуждать главную интригу книги. Саму сюжетную канву. Скажу только, что она хороша — и неоднократно ставит героев в ситуацию, где им приходится делать сложный выбор и принимать непростые решения, а за этим наблюдать всегда интересно. Вместо этого я хотела бы поговорить о самих героях… и о мире.
И с тем, что я скажу, автор может не согласиться. Откровенно говоря, автор меня может за это убить и разлюбить — но я увидела это так. Причём только сейчас, по второму прочтению. То ли в черновике акценты были расставлены немного по-другому… то ли тогда я слишком торопилась уследить за сюжетом, не оставляя себя времени для анализа.
Итак, Тёплый Мир. Так он называется — мир, в котором происходит действие. Где тепло, жизненное тепло — ресурс, который люди потребляют наравне с кислородом. Этот мир — живой. Он живёт по своим собственным законам. И может вмешиваться в жизнь героев — что ярко показано на примере Леса. И автор действительно создаёт тёплую атмосферу: с помощью того самого стиля. Вкусные запахи, яркие цвета, красочные описания. Но…
Тёплый ли этот мир на самом деле?
А чтобы ответить на этот вопрос, вспомним о героях.
Больше всех мне понравилась Белянка. Милая, добрая, юная… и очень сильная. Она кажется гораздо старше, чем она есть. Поэтому очень сильно выглядит момент, когда после… крушения всего, что у неё было — Стел даёт ей чай с бадьяном. И как она реагирует.
В этот момент действительно вдруг вспоминаешь — Господи, да она же совсем ещё маленькая! И это очень круто. Потому что дети, которые психологически совсем не дети… это всегда здорово. Куда лучше, чем великовозрастные инфантилы.Какой же она еще ребенок! Все эти смерти, проводы, колдовство и пожары. Столкновение богов, посмертные обеты и проклятия, разговоры о самоубийствах и вечной любви. Куда ей все это, когда у нее еще глаза загораются от незнакомых вкусов и запахов! Она же столько еще не видела в этой жизни...
Стел… вызвал смешанные чувства. При всей своей доброте, при светлом и горячем сердце — он кажется… мягкотелым. Потерявшимся. Не в силах разобраться в самом себе. И таким беспомощным, что местами даже выглядит жалким — особенно ярко это видно в сцене после убийства Стрелка. К тому же меня немного напрягало, что он не особо парится по поводу того, чтобы обнимать и целовать незнакомых девушек. Вот Агилу — да, Агилу он обнимать не решался. Любимую девушку. Хотя он себе долго не признавался, что она — любимая. Но Стел как-то очень просто сокращает физическую дистанцию и с Рани, и с Лаской, и с Белянкой. Причем во всех случаях это нужно, да, потому что девочкам плохо, и девочкам требуется такая поддержка — но он делает это с такой легкостью, что… В общем, для подобного поведения человек должен быть определённого склада характера. И то, как Стел долго не понимал, какие чувства вызывает у Рани, после стольких-то намёков… и как реагировал на эти намёки — и даже уже не намёки… ох, дубинушка.
А вот кто мне понравился, так это Рокот. Несмотря на то, что через фокал (ох, как не люблю это слово!) Стела нам его постоянно очерняют — но я умею абстрагироваться от точки зрения персонажа и составлять собственную. По фактам. И по фактам — Рокот неоднозначный, но классный мужик. У него есть понятия о долге и чести. Он просто делает свою работу. Он верен своей присяге.
В моменте, когда Рокот спасает Стела — я его почти полюбила, честное слово. И каждый раз, когда Рокот срывался на Стела — он срывался абсолютно справедливо. Потому что Стел как раз выглядел инфантилом, который творит фигню по зову сердца, особо не думая. Дисциплина? Какая дисциплина? Нет, не слышали.
Если основный оппонент Стела — Рокот, то основной оппонент Белянки — Ласка. И это ещё один неоднозначный персонаж, который мне понравился. В каком-то плане Ласка и Рокот очень похожи: глазами Белянки нам Ласку очерняют, но то и дело мы замечаем поступки, которые говорят — не так страшен чёрт, как его малюют! И если в первом варианте романа мне хотелось Ласку придушить за всё хорошее, а счастливую для неё концовку я считала абсолютно несправедливой… здесь это ушло. Я поняла её: её глупые девчачьи обидки, её глупые девчачьи поступки. И пусть Ласка наломала дров — но в конце концов она повзрослела. И сумела очень многое исправить.
Очень понравились Дождь и Вьюрок. Оба яркие и шикарные, каждый по-своему. В отличие от большинства жителей Леса, которые меня раздражали… а чем, позже станет ясно.
И последний персонаж, о котором хотелось бы поговорить — это Рани. «Лишний человек», как в русской классике. Потерявшаяся, отчаявшаяся девочка… на примере которой как раз можно начать разговор о том, что на самом деле «тёплым» мир назвать трудно.
Легко провести параллель Белянка-Рани. Стел проводит её в самом конце — но читателям она видна куда раньше. После гадания, где Белянке сообщают, что у неё нет судьбы.
Эти слова одинаково применимы к обеим девочкам. Ведь что с ними сделали? С ними обеими? За что обрекли потерять всё? За что сделали их судьбы настолько безнадёжными? Рани заставили отказаться от мысли о самоубийстве — для чего? Только для того, чтобы она, только-только оттаяв, снова отчаялась — ведь её чувство осталось безответным? А ведь это сложно — полюбить снова, когда любимый умер, да ещё по твоей вине. Да, Рани вцепилась в Стела, как в спасательный круг, и чувства благодарности там явно было больше, чем страсти… но ведь полюбила же. Оттаяла. Снова смогла радоваться жизни. И для чего? Чтобы умереть чуть позже, выкрав сгустители — и послужив смертоносной игрушкой в руках Рокота. Да, умереть спокойно, без злобы на весь мир — благодаря титаническим усилиям Белянки (это, к слову, одна из сильнейших сцен в романе). Но… и только?… у нее нет судьбы.
Что принесла ее жизнь? Только огонь, разрушения, смерть.
Она не нужна! Она лишняя. Лишняя! Бессмысленная и бесцельная.
Зачем же ей — и нам — дали надежду, что эта девочка ещё сможет выкарабкаться, если в итоге она всё равно умерла? Нелюбимой, неприкаянной?
Белянка же… Белянка — «девочка-без-судьбы». Тадер Орди, кажется, уже вспоминала Терминатора. Так вот — я тоже его вспомню. Потому что в недавно вышедшей пятой части, «Генезис», есть совершенно замечательный момент: когда герои предотвращают тот самый апокалипсис, который должен был устроить Скайнет. И вдруг Сара Коннор понимает — она больше не орудие в руках судьбы. Она не обязана становиться матерью того, кто спасёт человечество. И впервые, впервые — она может сама выбирать, как ей жить и что делать. И она счастлива! Счастлива и свободна. И только тут полностью раскрывается смысл тех слов, что прозвучали ещё во втором фильме: «Будущее не определено. Нет судьбы, кроме той, что мы творим сами». ©
И вот Белянка узнаёт, что её будущее не определено. Ей ничего не напророчено. Она вольна в своих выборах. Но какую реакцию это вызывает и у неё, и у окружающих? Страх. Что она, что другие ведуньи… а потом и вся деревня — они считают её тем самым «лишним человеком». Почему? Если на самом деле это должно вселять гордость и надежду, что только ты будешь выбирать свой путь?
Но ведь путь Белянки и в самом деле — безнадёжность. Только-только появляется надежда на счастье со Стрелком, только-только мы таем от этой прекрасной романтики в сцене с танцем — и тут же нас вместе с Белянкой бьют под дых приворотом Ласки. Только снимается приворот, только есть любовь, нежность и запах сирени… и нас вместе приканчивают смертью Стрелка. И изгнанием. И предательством брата. И не оставляют Белянке ничего, кроме боли… и Стела, который видит в ней тень Рани.
И да, в конце нам дают надежду, что всё не так, что не бывает этих самых «лишних людей» — ведь Белянка вроде бы сделала такую важную вещь. Ведь она будет жить дальше. И, наверное, найдёт в этой жизни новый смысл. Однако…
И жизнь — а именно сам Тёплый мир — действительно не ошибается. Он гнет свою линию. И неоднократно подтверждает, что не знает милосердия. А от судьбы, которую тебе уготовили, не уйти. Потому что Рани должна была умереть — и умирает. Луки должны были сгореть — и сгорают. Счастливчик должен был погибнуть, ещё маленьким волчонком — и погибает. Глупо погибает, вместо другого — кота, который тоже должен был умереть несправедливо, из-за глупой прихоти жестокой девчонки!Ведуньи ошибаются.
И никто не знает, что на самом деле принесет новый рассвет.
Ошибаются ведуньи, но не жизнь.
Будущая ведунья не имеет права приручать животных и к кому-то привязываться. Ты же знаешь. Твои ошибки отольются ему сторицей.
— Почему ведуньям нельзя приручать животных и к кому-то привязываться? — нависла над ней тетушка Мухомор.
— Все ошибки отольются сторицей тем, за кого мы в ответе, — едва слышно прошептала она.
— Так скажи, почему нельзя ворожить Отцу деревни, который в ответе за всех нас?
Гулким эхом барабанов отдалось в ушах: «В ответе. В ответе. В ответе». Глупая девочка когда-то отдала волчонка мальчику именно затем, чтобы не быть за живое существо в ответе. Чтобы в случае ошибки навредить только себе. И сама же подтолкнула Стрелка на кривую дорожку.
Вспоминается знаменитое «ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». Но Тёплый мир учит своих детей, что приручать кого-либо — опасно. Что некоторые люди просто не могут привязываться ни к кому — иначе обрекут его на гибель. Что нельзя спасать тех, кому суждено умереть, и даже излечить безвинно умирающего зверька невозможно, ведь это бумерангом ударит по твоим близким — и ударит несчастьем. Хотя, казалось бы, благородное дело, улучшающее карму. И да, вдруг всплывает Вьюрок, и выясняется, что ведуньи вроде бы ошибаются… но как же всё, что было до этого — всё, что подтверждает их теорию? Все эти трагедии и смерти?Он отец деревни — это раз. Основа благополучия, пример для подражания. Крепкая семья, куча розовощеких детишек и добрая хозяюшка — вот, что ждет его в будущем. Ученица ведуньи всю жизнь проживет одна, чтобы самой и только самой отвечать за свои ошибки.
И как же то, что Лес отверг Белянку, когда она не могла отпустить того, кого любит?
Мне очень близок тот вопрос, который здесь поднимается. О том, что ушедших надо отпускать. И выход, который здесь предлагают, мне нравится, и я понимаю, что так было бы правильнее — не плакать. Но… это в человеческой природе — плакать по мёртвым. Цепляться за воспоминания, которые сперва обязательно причиняют боль. Ведь тебе, лично тебе — этот человек был так нужен. И мы часто плачем не потому, что ушедшему от нас плохо, нет, конечно — мы плачем, потому что нам его не хватает. Но разве это плохо? Кому-то помогает выплакаться, кому-то — цепляться за воспоминания, не принимая тот факт, что человека больше нет: думать, что он просто уехал, далеко-далеко…Значит, такова цена ворованного тепла? Она не отпустила Стрелка, и Лес для нее закрылся? Тоже изгнал и проклял? Вырвал из потока жизни, как гнилой зуб?
Каждый должен решать это для себя: как справляться с горем.
Однако Тёплый мир, он же Лес, не принимает никаких вариантов, кроме одного.
Это думает Белянка, оборачиваясь Лесным Пожаром (ещё одна потрясающая сцена — причём не одна, ибо Пожаров два, и оба классные). Но это же можно отнести и к Лесу. Ведь боль потери и любовь — это две стороны одной медали, и, отрекаясь от одного, так легко отречься и от другого. От других чувств. А отречение от чувств — свобода. Когда ничего не держит, когда ни за что не цепляешься, когда можешь отпустить всё и всех в любой момент. Свобода — но благо ли?Мгновенная смерть всем, кто не умеет быть истинно свободным!
И кому помогает Лес, когда Белянка сжигает деревню? Не Горлице, которая «защищала то, во что верила каждый миг своей жизни… Родину. Память предков, традиции и саму жизнь»; которая защищала то, что любила — включая сам Лес. А Белянке — которая исполняла его волю. Сжечь деревню Луки… вместе с рыцарями — и с её жителями. И пусть Белянка делала это из любви — но для Леса вряд ли имело значение, есть ли люди в тех землянках, что она сжигает, или нет. Ведь в первую вспышку пожара ему это явно было безразлично. Живому Лесу, который обладает реальным могуществом, который люди считают своим защитником…
Ласковая деспотия. Тёплый плен. И обречённость. Вот что сквозит в каждой главе, в судьбах всех героев. С самого начала. И робкая надежда в конце не способна это развеять. Потому что люди не могут разорвать этот круг — круг лишений, потерь и печальной судьбы. Они могут лишь барахтаться, но это не спасает.Оно и вправду такое, море? Цвета дождевого неба, с белой пеной, рябью и стаями птиц? А камни на берегу холодные и скользкие? И волны гонятся друг за другом, пока не разлетятся брызгами и не вернутся обратно, откуда пришли? Как и все живое.
И в сочетании с той тёплой и уютной атмосферой, о которой я говорила в начале… это жутко.
Роман очень сильный. Глубокий, поднимающий сложные и неоднозначные вопросы, предлагающий сложные и неоднозначные ответы. И я без раздумий рекомендую читать его каждому. Но бывают страшные истории, полные боли и смертей, где люди сами роют себе яму: своими глупостями, своими ошибками… а эта история страшна тем, что тебе совсем необязательно делать глупости, чтобы погибнуть. Потому что Тёплый мир уже уготовил тебе судьбу, от которой далеко ты не убежишь — и жить ты будешь по тем законам, которые сам мир считает правильными.
А самое страшное — что его жители принимают это. И не бунтуют.
И считают свой мир — воистину Тёплым.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.