Дора Штрамм. Рецензия на роман Ярослава Васильева "Зона отчуждения"
 

Дора Штрамм. Рецензия на роман Ярослава Васильева "Зона отчуждения"

+20

Конкурсный топик романа

 

Фильмы и романы про разные виды конца света я люблю давно, горячо и нежно. Да и не только я. Наверное, живем мы слишком спокойно, по крайней мере, по сравнению, с предками, боровшимися за выживание. Причем, за выживание боролись куда дольше, чем за кусок пожирнее, вот оно и сидит, видимо, где-то на подкорке, что надо. И, если нет его, остается только читать и смотреть, как борются и выживают другие. Ну и, возможно, потихоньку записывать все туда же, на подкорку, как выживать, если что.

 

На самом деле, «Зона отчуждения» не совсем, конечно, про конец света, но выясняется это только в самом конце романа. Пока конец света получился локальный, ограниченный определенной зоной. И, хотя народу после прорыва инопланетных тварей там полегло немало, но весь остальной мир продолжает жить так, будто ничего и не случилось. Правда, все в том же самом конце выясняется, что ничего еще не закончилось. Первую волну «прилива» подавили, но не факт, что вот-вот враг не соберется с новыми силами, и не наступит апокалипсис уже более глобальный.

 

Все предпосылки для подобного развития событий есть: инопланетный враг, неведомо как попавший на Землю, и захвативший кусок нашей, отечественной, территории, хитер, коварен, безжалостен, размножается со скоростью света, да еще и владеет способностью подчинять и подавлять умы, подверженные влиянию. И, вполне может статься, что, отступив после первого поражения, перегруппируется и придумает что-то более пакостное и эффективное.  

 

Несмотря на то, что в романе нет глубокого погружения в судьбы героев, как это сделано, например, у Кинга, в «Противостоянии», «данных», чтобы проникнуться к главным героям – Вике и ее отцу – симпатией, хватает. На самом деле, погружение есть, но касается героев не то что второстепенных, а скорее просто проходных: Оливера, Кирьяна и Антона, появившегося в самом конце. Впрочем, может быть, главным героям оно особо и не нужно. Мы их и так достаточно видим на страницах романа и понять-узнать, что люди они героические и хорошие, с какой стороны на них не посмотри, можем в процессе чтения.

 

Роман читается легко, прочитала я его в общей сложности часов за пять-шесть максимум. Анализировать боевые действия не берусь, на мой взгляд дилетанта вроде бы все неплохо. Эксперты, конечно, всегда найдут, к чему придраться, но большая часть читателей не эксперты все же. Единственно показалось, что вывезенного из деревенского загашника оружия маловато было для того, чтобы так долго и эффективно отстреливаться. А еще – звук стрельбы ни с чем не перепутаешь, даже если слышишь первый раз. Одиночный выстрел, да, но не перестрелку, даже если она на расстоянии происходит.

 

Большим плюсом романа, на мой взгляд, является отсутствие «классического» для произведений подобной направленности срыва героев, сопровождающегося диалогом с кем-то на тему: «Почему я? А кто если не ты? Я не смогу! Но ты должен…» И так далее. У нас с этим проще. Мы, русские, сразу знаем, что должны, и больше некому, и, если не я, то кто же. Мы идем и сражаемся, потому что отступать некуда, за спиной не Москва, так другой населенный пункт. И за это неявное, но выразительное напоминание, сделанное без пафоса и лозунгов, автору отдельный респект.

 

Некоторое недоумение оставил финал – показался оборванным и незавершенным. Да и вообще вторая часть выглядит коротковато по сравнению с первой. Складывается впечатление, что автор просто поставил точку в более-менее подходящем месте, чтобы принять участие в конкурсе. Если так, имхо стоило поставить ее там, где Вика обещает вернуться к куполу. Хотя во второй части все же есть теория, что из себя представляет зона отчуждения. Однако теория неподтвержденная пока все же.

 

Если говорит о том, чего мне в романе не хватило, то это объяснение, почему вдруг у отдельно взятых людей появилась способность к объединению сознаний и сканированию пространства. Может быть, я пропустила, не знаю. Но прошла бы любая версия. Например, внезапный эволюционный скачок, как ответ на угрозу. Почему бы и нет, собственно.

 

Еще не хватило свадьбы. Если день рождения Вики был описан даже слишком подробно, то такое важное жизнеутверждающее событие осталось за кадром.

 

Некоторые эмоциональные реакции героев вышли, на мой вкус, недостаточно убедительными. Например, ссора Федора с женой в прологе. И признания Лиды с их с Федором первый раз. Но это мелочи. А вот от 1-й главы 1-й части ощутимо повеяло аналогичными школьными сценами из «Оружейников», и это уже не хорошо.

 

В тексте попадается довольно много «блох». Не серьезных, легко устранимых вычиткой, но сейчас все же видно, что ее недостает. Тем не менее, даже сейчас видно, что роман вышел удачный и потенциально «публикабельный». С чем автора можно поздравить и пожелать ему всякой и всяческой удачи :)

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль