Бас Александр. Рецензия на роман Алексея Келина "Этикет Следствия"
 

Бас Александр. Рецензия на роман Алексея Келина "Этикет Следствия"

+23

Книжка лежит тут

 

Этому миру нужен… новый мир!  

Это были первые мысли, стоило мне по ходу чтения подумать о рецке. Потому что местами хотелось отвесить автору подзатыльник за мир, и наградить за всё остальное. Но обо всём по порядку.

Книга была выбрана, ибо заявлен детектив. И, пожалуй, заявлен не зря. Не потому что герой – следак. Следак… Следак, Карл! Когда я увидел впервые это слово, я удивился. Вроде средневековье, а тут такое. Когда я начал читать дальше… Практически на каждой странице находились места, что меня коробили. Неуместные для этого мира слова, современные обороты, намёки на современность, песни, названия… Для меня это была настоящая пытка. На протяжении всей книги меня это постоянно одёргивало, не давая погрузиться в другой мир. Потому что нет никакого другого мира, в общем-то. Есть только выдумка автора, которая существует просто потому что. Вот один из самых покоробивших примеров.

Газету продают за медяк. Медяк! Для этого нужны не только печатные станки, но и прорва образованного народа, который будет их раскупать. О ручном переписывании и речи быть не может, оно не окупится с такими ценами. Образованному народу взяться неоткуда. Неоднократно показан обычный люд, который разговаривает неправильно, никаким умением читать там и не пахнет. И что куда важнее – не пахнет желанием и возможностью платить за газету. В печатные станки тоже не верится от слова совсем. Нет в этом мире индустриализации, ни в чём, и не видно и намёка на развитую промышленность. Или газеты магией плодятся? Но и в этом случае, судя по тарифам за магические вещи, они бы не стоили эти копейки. А ещё (правда, это были мысли героя, может, просто приврал для красного словца) десяток раков из местой речушки покупают за медяк. Что уже совсем ни в какие ворота, по самым разным причинам.

Есть и другой пример – журналисты, которые в конце осаждали дом героя. То есть, газет в не таком уж и большом городе явно больше двух. Что снова возвращает к мысли об экономическом обосновании(не говоря уж о наличии слова “журналисты” в этом вымышленном мире). Для такой профессии, её оплаты и прочему, нужно получать прорву денег с продажи газет.

Должна быть в этом мире религия? Должна. И есть. С Иисусом, Марией, дьяволом и прочими святыми из нашего мира. Не удивлюсь, если и все прочие детали совпадают.

И такие вещи повсюду. Постоянно возникала мысль, что все эти вещи возникают в мире просто потому, что автору захотелось. Пришло ему в голову вставить шутку про журналистов – пожалуйста, они и возникли. Должны воры насвистывать знакомые мелодии – будут насвистывать. Должны болтать по фене – и болтают. Смешно же. Забавненько. Наверное. Но лично я видел во всём этом нелепую кальку, только мешающую следить за ходом повествования.

К сожалению, книжку я прочитал месяц назад, и многие детали, по которым я хотел пройтись, успели забыться в рабочих буднях. Поначалу я хотел разобрать сюжет, все его детали, но теперь для этого надо перечитывать книгу, хотя бы внимательно пробегать глазами, а времени осталось не так много, потому пройдусь только по завязке.

Главный герой, как уже было сказано, следак. В недавно окончившейся войне выбрал не ту сторону, едва выжил в одном из последних сражений и решил, что лучше прикинуться мёртвым. Распрощался со всеми регалиями, фамильным замком и прочими радостями бытия, и начал жизнь с чистого листа. В отделе его, впрочем, признали, но решили не докапываться. Работает хорошо, и ладно. Только одна маленькая деталь не давала мне покоя.

Как выяснится позже, о нём трубили все газеты, называли героем войны, и даже его враги сожалели, что он сражался против них. Но герой старался ничего об этом не читать и не знал ничего. Ну, допустим. Хотя наверняка там были пёстрые заголовки (ещё и с портретами небось, ведь в газетах и их печатают (что ещё раз намекает на невозможность её цены)), а в академии, где обучался герой на следователя, люди их читали. И никто не пристал к герою на этот счёт? И в ментовке, где все любили друг друга подначивать, никто не сказал об этом герою ни слова? Вот в это мне уже не особо верится. Да и сам герой, по роду деятельности, должен был где-то когда-то хоть краем глаза увидеть заголовки, собственную рожу и т.д… В общем, в этот поворот сюжета, как и в дальнейшее его развитие, я не поверил.

Ну да ладно. Следак тянет лямку, пока старший следователь отсутствует, когда обнаруживается труп. Он прибывает на место, вызывает коронера, ещё одного странного персонажа.

Опять же, дальше нам расскажут, что он был лучшим хирургом в городе, вся знать к нему бегала. А потом он повредил колено запястье, и всё, трындец карьере. Это несмотря на то, что маги в этом мире могут человеку отрубленную голову на место приделать, если быстро обернуться. А уж для него, целителя всей знати, десяток таких магов притащат. Но вот почему-то не срослось.

В общем, дальше стандартные процедуры, вскрытия, и по ходу дела выясняется, что тут нужен маг. Следак радуется, надеется спихнуть дело инквизиции, но увы. Выдают ему в напарницы магичку и отправляют разгребать дер…ло дальше.

Магичка оказывается уникальной, совмещающей ментальные силы и некромантские, и быстро обнаруживает, что убийца – некромант, и жертва у него далеко не первая. Смерть дамы с низким уровнем социальной ответственности дело рук не ревнивого сожителя, а его. Следак понимает, что от дела уже никак не отвертеться, и приходится копать.

По ходу дела выясняется много разного. Например, магичка пытается прочесть память собаки, но не может и объясняет тем, что у собак память намного короче человеческой. Собаководы тут, думаю, порадуются.

В целом, всё оказывается хитроумными интригами, завязанными и переплетённые одна с другой. По части сюжета (если воспринимать его в отрыве от мира) могу сказать только хорошее, детектив заявлен не зря. Расследование тянется через всю книгу, сложность идёт по нарастающей, и если закрыть глаза на парочку странных выводов и поступков – герои ведут себя правильно и последовательно. Единственно ещё пару моментов, мимо которых не могу пройти.

Под конец, когда появлялись вечером все эти самые главные дворяне, и пару страниц шло подробное перечисление, кто с кем и зачем. Мне оно показалось совершенно лишним. Такой список в конце книги читатель не станет запоминать, потому что он ни с чем не ассоциируется, и он никак не сыграет в сюжете. Ввести деда можно было и как-нибудь иначе.

Когда следак читал молитву и бил нежить… Возможно, потому что я человек не верующий от слова совсем, но такой фейспал был… Тут слилось буквально всё, что мне не нравилось. Что наш мир перетащили в книжку, что и религия тут точно такая же, и молитва такая же, и даже имена такие же… Короче, я быстро пробежал эту часть глазами не вчитываясь. А ведь будь на её месте другая, со своим лором, своей историей, это было бы реально интересно читать. А так… Конечно, это имхо, но – вот эта даже не вторичность – третичность мира сильно портит впечатление.

Жаль, конечно, что не написал рецку по свежей памяти… Несмотря на то, что в ней больше критики, книжка понравилась. Если дать ей свой собственный мир, где не будет шаблонных викингов с шаблонными викингскими Ингрид, где не будут через слово мешать французские, немецкие и русские слова – получилось бы великолепно.

С другой стороны – стоит помнить, что это – детектив, и мир вокруг служит лишь фоном для развития повествования. Если смотреть с этой стороны – оно может и правильно, что не надо разбираться в новом мире, вере. Всё уже знакомое, читай себе и следи за сюжетом, ищи убийцу. Так-то оно так, но, мне кажется, люди, которые в самом деле будут следить за сюжетом и пытаться что-либо просчитывать увидят и мир, который не может существовать в его нынешнем виде. Поэтому книгу стоит рассматривать скорее как развлекательную, а не детективную.

Персонажи получились вполне себе живыми. Мне так и не удалось поверить гг, всем его метаниям между “Я знать!” и “Я никто!”. По отдельности все его черты выглядят логичными, но когда они собираются вместе – не могу, по описанным выше причинам и ещё некоторым деталям.

Магичка получилась хорошо. Единственное – в ней уместилось всего понемногу, и потому кроме упрямства и вспомнить толком нечего о характере.

Злодей – тут сказать нечего. Не было его, в общем-то. Ну да, убийства, но ничего… как бы так сказать… личного с гг его не связывало. То, что он был в числе пятёрке, встреченной магичкой и следаком в баре, было понятно сразу (тут, впрочем, стоит сделать скидку, что я читал много детективов, хороших). Да и убийцей оказался самый подозрительный. Конечно, в жизни так и бывает. Но после его убийства не осталось ничего, кроме мысли «И чо?».

Видимо, из-за того, что книга — части цикла, и по сути вводная, такие ощущения и остались. Нет чувства завершённости. Да, дело раскрыто, но о чём книга? С героями (следаком и магичкой) ничего не случилось, они никак не изменились по ходу действия. Особенно следак, который решил остаться следаком. Их эти переломные моменты, видимо, будут дальше, но тут оценивают только эту книгу.

Да, под конец есть задел на продолжение. Позволю себе немного домыслов. В таком мире его делать нельзя. Это будет преступлением. Есть все возможности сделать действительно хорошую книгу, цикл, но этот мир всё разрушит.

Оффтопик

хотя, раз книгу взяли в печать (с чем я искренне поздравляю автора), моё мнение, скорее всего, ошибочное

В целом – не смотрите, что отзыв больше с критикой. Если не знаете, что почитать – можете смело брать эту книжку. Если вы не такой зануда и не станете цепляться к миру на каждом шагу – книжка однозначно порадует. А если такой же – достоинства всё равно перевесят и в итоге книжка принесёт удовольствие.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль