Бас Александр. Рецензия на произведение Akrotiri - Марика "Империя Джи. Рождение экзекутора"
 

Бас Александр. Рецензия на произведение Akrotiri - Марика "Империя Джи. Рождение экзекутора"

+33

Ссылка на конкурсный топик романа «Империя Джи. Рождение экзекутора»

 

В ПРЕДСТАВЛЕННУЮ РЕЦЕНЗИЮ ЗАКРАЛИСЬ КОВАРНЫЕ СПОЙЛЕРЫ! Изложенные ниже абсурдные размышления являются всего лишь частичкой странного мнения автора, который и в мечтаниях не смел претендовать на высокое звание последней инстанции или объективности.

 

Иногда хочется странного. Даже не то что бы странного – нового. Как-то раз я прочитал книжку о магической академии, ознакомиться с жанром. Потом другую, тоже из не самого приятного жанра. Не буду упоминать названий, дабы кто-то не надумал повторить этот страшный опыт. Просто иногда хочется чего-то нового.

С такими мыслями я выбрал эту книгу. Не то что бы фантастика для меня была новой. Я читал старых авторов – Саймака, Брэдбери, Хайнлайн – и новых (относительно) – Гарри Гаррисон, Стругацкие, Лукьяненко – но, уж смесь фантастики с эротикой и хоррором я не читал точно.

Пожалуй, сразу стоит сделать одну оговорку. Я не визуал, от слова совсем. Если какой-то момент меня зацепит, я его представляю. В противном случае читаю и изучаю именно действия, не обращая внимания на язык и описания. И все последующие слова будут мнением человека, который читая книгу – читает книгу, не пытаясь в голове оживить происходящее и создать фильм. Если вы не из таких и не приемлете такого взгляда – можете смело проходить мимо.

На этот раз начну с конца своего списка важности – языка. Это просто кошмар. С первого абзаца я понял, что меня ждёт. Тонны прилагательных чуть ли не у   каждого существительного и пачки сравнений. Нет, красивые обороты и метафоры должны быть в книге, они помогают метко выразить мысли. Но не повсюду.

В прошлой рецке я сравнивал автора «Чудовище хаоса» с Пратчеттом. Там тоже повсюду были сравнения, и я их счёл удачными. Они придавали книге колорита, подчёркивали атмосферу и помогали выразить мир. Здесь сравнения просто есть. Для красоты. Для визуалов, если точнее. Когда я наткнулся на “кружевной мост”, я завис. Не то что бы мне была важна картинка, но… ЧТО?! Успокоив мысли, я продолжил чтение, и встретил “кружевной нежно-прозрачный мост”. Нет, красивые обороты, как я уже писал, нужны, но это?? К абсолютно не нужной детали выдумывать такое? Совершенно бесполезное, не подчёркивающее атмосферу и существующее исключительно для красоты. Зачем? И такого в тексте полно. Главная героиня (в данном отрывке мужского пола, но об этом позже) “заторопился в фарватере начальства”. Какой фарватер? Нет, я знаю, что такое фарватер, и даже смысл выражения понял, но зачем оно тут? В книге, где и близко нет моря. И подобного полно.

Что ещё больше смутило, это наличие слишком “наших” слов. Герои едят из пиалы, жуют шашлыки, ходят с шампурами. Это же будущее, причём даже не наше, насколько я могу судить (почему – тоже дальше). Откуда всё это? А “лендлорд” для обозначения землевладельца? Серьёзно? Причём это далеко не весь список. Как по мне это всё разрушает атмосферу фантастики.

Отдельно стоит сказать об описаниях. Они как бы есть, но… Вот над представляют главную героиню. И хотелось бы узнать, как она выглядит, да не тут-то было. Когда нам представляют её внешность (в 3 или 4 главе, не помню), мне уже было совершенно всё равно. Мне она к тому моменту представлялась тучкой, и никакое описание не в силах это изменить. И так практически во всём. Спустя пять глав (или около того) нам вдруг описывают тренировочный зал, где не раз что-то происходило. Описание зверя, в которого превращается гг, происходит через две главы после обращение (благо тучка может быть любой формы). Так же и со вторгшейся расой.

Если не дать описание, читатель представляет всё сам. Да, никто не запрещает давать описание после. Если оно не будет противоречить представленному, ничего страшного не случится. Но зачем? Какой смысл описывать один раз, причём запоздало, и нигде не упоминать дальше, если это всё равно не играет никакой роли?

Но давайте рассмотрим мир. Есть Империя из 48 планет. Помимо неё существует ещё кучка планет, не включённых в состав Империи и не подозревающих о её существовании. Есть кучка избранных, которые своими полезными для Империи действиями заслужили бессмертие и ещё пачку плюшек в виде различного рода иммунитетам и способности общаться мысленно. Пожалуй, это всё, что известно наверняка. И это печально.

Потому что дальше начинается полная неразбериха. Как сказано в начале книги, за два поколения у людей изгнали и мысли о бунте. Что, серьёзно? На всех 48 планетах? Это каким образом? Дознавающие проверили всех до единого? Это же какой должен быть уровень развития. Который, к слову, довольно прискорбный.

Перемещение между планетами, насколько я понял, осуществляется исключительно через порталы. Они – полная загадка. Известно только, что Император замкнул их на себе. Как работают, откуда взялись – непонятно. С техникой тоже творится непойми что. В начале рассказывается, как героиня тренируется в зале. С мечом, кинжалом и арбалетом. В мире будущего? Ну ладно, позже нам рассказывают, что экзекутор (а книга, как можно понять по названию, о ней) совершает казни от лица императора ножом, участвует в игрищах, где порой сражается мечом. Но к чему тут арбалет? Лишь на последних страницах пару раз экзекуторша упомянула бластер, “а чего ты хотел, что бы я из бластера его застрелила?” (за точность цитаты не ручаюсь, лезть в книгу и проверять не хочу). Так подобное оружие есть или нет? Или его нет потому, что бунтов нет даже в мыслях? Тогда зачем эти упражнения с арбалетом? И почему даже стража императора ходит без огнестрельного (плазмострельного или любого другого выстреливающего) оружия? Да, он жутко способный телепат, но ничего не мешает организовать покушение с помощью робота и разбить кристалл.

Да и в целом тут обстановка с миром странная. Упор как бы сделан на генетику, но её прогресса не добиться без развитой техники. Присутствуют искусственно выращенные животные, на которых ездят персонажи, а ещё андроиды. Наличие последних меня веселило больше всего, точнее то, как они представлены. Выращенный человек, в мозги которому как-то вложили программу. А можно узнать, как именно? И, что куда интереснее, зачем? Зачем делать создавать андроидами искусственно выращенных людей, которые по всем параметрам не превосходят обычного человека? Смысл андроидов как раз в том, что они превосходят человека. Могут справляться с работой, которую не может делать человек в силу своих ограниченных способностей, не требуют отдыха, еды. А тут это просто… очень верные люди. Да, на них нельзя повлиять телепатически, но и на роботов тоже нельзя.

Пожалуй, пора упомянуть персонажей. Главным героем выступает Крошка, правая рука Императора, которую тот использует для наказания от своего имени, развлечения и всяческих причуд. Молодая персона (изначально женского пола, но изменять пол для неё обычное дело) влюблённая в Императора всеми фибрами души. Большую часть времени занимается страданиями о том, какой её возлюбленный редиска, постоянно куда-то отсылает и вообще редко отвечает взаимностью. На пару с императором они владеют особыми способностями. Каста бессмертных умеет общаться телепатически и читать эмоции других людей касанием (помимо всяких мелочей), эти двое – на расстоянии, причём весьма внушительном. Плюс умеют управлять чужими эмоциями, что вместе с передачей мыслей обеспечивает контроль над всем живым. Ах да, ещё изменять тела и быстро регенерировать себя и других.

Крошка всю книгу страдает. Это её основное и, по сути, единственное предназначение. Показывать эмоции, чувства, негодовать и жаловаться. Так уж повелось, что я не люблю героев нытиков, и этот персонаж вызвал у меня резкое отвращение. Что, конечно, не могло не отразиться на восприятии книги.

Но при всех её страданиях эти мысли… стандартные, что ли. Так уж вышло, что не так давно, написавший сию рецку страдал похожим образом, в плане эмоций. И, может быть поэтому, над всеми страданиями героини тихо посмеивался. Её пинают, ласкают, снова пинают, опять ласкают. Метод кнута и пряника, в общем. Жизненно? Да. Но вполне возможно что из-за языка, о котором сказано выше, все её чувства не вызывали ничего, кроме смеха.

Убила зверей, с которыми росла лет 15 (по земным меркам) – ну и ладно, одного вечера переживаний достаточно. Зато когда телепатически завладела телом презренного человека и немного повеселилась – вспоминала всю книгу. Пожила среди чужой расы, выносила детей и родила? Мелочи, сразу забыть! В общем, ничего, кроме усмешек, этот персонаж от меня не получил.

Император был мне куда интереснее. У него есть конкретные цели, он их добивается, не смущаясь использовать всё, что под руку подвернётся. Император же. Вот только цели эти…

Я догадываюсь, почему он не вырастит себе экзекутора самостоятельно, и зачем ищет именно со способностями (в книге это не раскрывается, я так понимаю, будет трилогия), но в целом – личность понятная.

Остальные персонажи были просто фоном. Всех их я воспринимал как пешек Императора, и в большинстве случаев так и оказывалось. Он дёргал за ниточки, они играли свои роли для раскрытия способностей экзекутора. Что ведёт к самой важной для меня части.

Сюжет. Тут возникли противоречивые чувства. Да, практически всё повествование построено на раскрытии экзекутора, которое происходит через страдания. Забавно, что в конце книги Император возмущается прошлым Императором (которого сам же и убил), что вот тот был негодяй, выискивал одарённых людей пытками. А сам, по сути, теми же пытками (разве что моральными, а не физическими) раскрывает способности. Но обо всём по порядку.

Император нашёл себе девочку на захудалой планете и занимается её воспитанием.

Оффтопик

Планета, конечно, ни разу не Земля. Почвой называется просто так. И фраза в духе “Земля! Наконец-то!” там совершенно случайно. К чему это я? В комментариях к одной из рецензий видел, как автор говорил, что нет в книге упоминаний о Земле, рецензенту просто показалось. Тогда я просто пожал плечами, но когда прочитал сам – удивлённо хмыкнул. Если это не Земля – все эти упоминания и намёки не уместны. Если Земля – зачем отрицать?

Девочка растёт непослушной (что меня весьма удивило, поскольку забрали её в раннем возрасте, поблажек не давали, общаться ни с кем толком не давали; разве что специально так воспитали) и постоянно всем недовольна, если только ей не разрешают побыть с её любимым Императором (который, как мы помним, может управлять эмоциями, и как по мне – вполне мог бы вырастить её так, как угодно ему). Тот недоволен, что она нифига не хочет раскрывать потенциал и учиться, и начинает подкидывать ей проблем.

Для начала отдаёт её подарком на время для любовных утех старику (в том мире это обычное дело) и тот от радости успешно склеивает ласты. Периодически дразнит, не позволяя побыть с ним и показываясь на глаза с “не-любовницей”. Иногда всплывают воспоминания экзекутора.

Одно из них, сцена казни, меня откровенно развеселила. В ней показали, зачем нужны тренировки с ножами – разрезать людей надвое. Нож, конечно, не обычный, способный резать всё. Но суть не в том. Мне кажется, если разрубить человека надвое по вертикали, мозг у него из черепа не выпадет. Всё-таки это не мячик в коробке, он прикреплён нервами. Впрочем, разговор не о том. Один из косвенно виновных просит, что бы убили и его, но ему приказывают ждать своей очереди.

После казни его отводят домой, где экзекутор объявляет наказание – ты украл у народа, и я у тебя украду. После чего собирает всех, кто был в доме, и… насилует его жену. Ну, как насилует. Проникает телепатией ей в голову, завладевает телом и доводит до экстаза, усиливая ощущения телепатией и её собственными руками. Такое вот наказание.

У меня во время прочтения в голове крутилась всего одна мысль – “Какого чёрта??”. Я понимаю, если бы это сделали на глазах у всего города, на площади, где казнили остальных преступников. Ещё можно было бы счесть за наказание. Но, во-первых – провинилась всё-таки не она, а её муж. Во-вторых – жену никто даже не трогал, всё сделала она сама. В третьих – в чём смысл такого наказания? Что украли у мужа? Ну да, ей стыдно, но в чём наказание мужу? Повторюсь – ладно такое сделать при всех, но они же в их доме. То есть, по сути, никто посторонний может даже не узнать. В общем, я был в непонятках.

И таких странных вещей довольно много. Герои используют для перемещения на неизвестную территорию искусственно выращенных лошадей. Которых надо кормить, ухаживать за ними, да и животные всё-таки, мало ли что может случиться. Нет, я знаю фантастику, где использовали лошадей. Тот же “Светлячок”, сериал. Но там показана разруха, что на отдельных планетах цивилизация в упадке. А тут? Зачем лошади? Для поездки в город вполне обходились наземной техникой, да и флаеры есть.

В целом, весь сюжет книги заключается в череде страданий экзекутора. Для раскрытия способностей её подвергают всякого рода страданиям, физическим и моральным. После раскрытия – поверяют на верность Императору, снова через страдания. Описывать их нет никакого желания, поскольку ничего, кроме усмешек, они у меня не вызвали.

В целом меня не покидало ощущение, что автор сначала захотел показать какие-то мысли и эмоции, а потом начал придумывать под них сюжет и действия. Да, книга подаётся как социально-психологическая НФ, но я увидел в ней ту же проблему, что и в другой книге, на которую писал рецку. Автор придумал сверхлюдей, а потом пытается показать, как не сладко им живётся, что у них те же самые проблемы, и вообще обычным человечком быть не так уж и плохо.

Вот только есть одно “но”. Этих самых сверхлюдей придумал сам автор. И проблемы, которые на них сваливаются, тоже подвластны ему. Это уже вопрос веры, поверит ли в них читатель. Я – не поверил. Потому что постоянно натыкался на странное. На не имеющие логических оснований действия, направленных на “раскрытие мира”. Поездку на лошадях, отношение Императора к пыткам, странные тренировки с арбалетами, да и вообще действия экзекутора. То она может видеть и управлять яйцеклетками в другом человеке, то браслет рассмотреть не способна. Не вспоминает о том, что, по идее, должно вызывать сильные эмоции, и занимается мелочами. На внезапную революцию во время одной из её поездок, о которой “давно говорили при дворе”. Вот только читателю забыли сообщить, и потому она выглядит, как желание автора добавить страданий героине.

Впрочем, идея о застое и необходимости встряски меня заинтересовала. С полгода назад мне пришло в голову написать рассказ – тренировки, всё такое – и придумалась такая же тематика. Если люди впадут в благость, им станет всё безразлично и развитие прекратится, придётся где-то брать учёных. Но эта идея упоминается и развивается только от лица Императора, а отрывков с ним можно пересчитать по пальцам.

Психологическим произведением можно назвать что угодно, так или иначе будет психология героев, их поступков, мотивов. Но зачем относить эту книжку к социальной психологии? По большей части нам показано всё через призму одного человека, не самого адекватного в силу своей влюблённости и возраста. Социумом не может быть один человек. Да, периодически нам рассказывают о других людях и поселениях, но это есть в любой книге, где герои не сидят на одном месте. С месяц назад перечитывал “Град обреченных” – вот его можно назвать социальной психологией или философией (как и большая часть произведений Стругацких), но он называется куда скромнее – просто научная фантастика.

Я, пожалуй, чересчур разошёлся в рецке. Напоследок приведу одну цитату, что мне скинули сегодня. Это описание духов. Кому понравятся подобные фразы и завихрения в словах – могут взяться читать эту книжку (если нормально воспринимают откровенные сцены и страдания), остальным лучше пройти мимо.

 

“Изящный цветочный аромат дарит своим поклонницам Gucci. Ноты розы и пиона, дополненные искрящимся цитрусовым аккордом, пряным перцем и чувственным сандалом, талантливая рука мастера превратила в восхитительную мелодию красоты, молодости и счастья. Аромат Flora by Gucci подобен солнечному свету, дыханию ветра и утренней росе. Он создан для юных, непосредственных и обаятельных особ, отчаянных в своих поступках и смелых в своих желаниях”

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль