Анна Алмазная (Мелоди). Рецензия на роман Светланы Гольшанской «Нетореными тропами»
 

Анна Алмазная (Мелоди). Рецензия на роман Светланы Гольшанской «Нетореными тропами»

+34

Светлана Гольшанская. Нетореными тропами.

 

Начну с того, что автору, наверное, может и не понравится. Этот роман, на мой взгляд, очень хорошо вписался бы в формат какой-то серии. Объясню почему.

1) Легкий язык. На самом деле обычно я в таких случаях говорю «слишком легкий», «без погружения», но в данном случае легкий в меру, когда как бы и читаешь без труда, не останавливаясь на авторских языковых изысках, а в то же время текст «чувствуешь». Здесь нет эмоционального накала, нет кружев, нет состояния восторга «ах, ну автор и завернул», этот текст… если уж тут все принялись сравнивать — приятная прогулка по полноводной реке. Спокойно, мило, солнышко и легкий ветерок, ласкающий волосы. Эмоции тут есть, но они нежные и едва ощутимые, что не значит — плохие. От них не устаешь, их воспринимаешь на грани сознания, но они есть, как мягкие как волны под лодкой.

2) Все же, пожалуй, линейный сюжет. Или же сюжет, где красной и толстой линией проскальзывает сюжетная линия. Мне лично, которая наблюдала за автором уже давно, сложно говорить о непредсказуемости концовки романа — я ее ждала и знала, что так будет, так как читала когда-то давно в клубе синопсис. Оттуда же знаю, что все из синопсиса в роман не влезло…

Но в то же время и читателю во моем лице скучать не пришлось — автор то и дело подкидывал героям не очень приятные ситуации и появлялся жгучий такой интерес – и как же из всего этого автор выкрутится? А выкручивался автор новыми неприятностями, связывая их в неразрывную цепочку, что роману, явно пошло на пользу.

И   все же не могу не заметить, что сюжет тут в большей степени это квест. У героев есть цель, герои до этой цели идут, на их пути возникают разной степени препятствия и в конце и их, и читателя ждет развязка.

3) Героиня, на которой сфокусировался автор. Есть и другие, но главная все же здесь она, остальные остаются несколько в тени. И казалось, что ГГ только и делает, что помогает брату или влипает в неприятности, откуда ее опять же спасает брат… но… впрочем, о героях будет ниже и подробнее.

4) Есть героиня, есть ЛР. Правда, ЛР несколько противоречивое, об этом позднее, но оно есть, что очень даже большой плюс для читательниц.

5) Несмотря на то, что это серия, роман логически завершен. Точка поставлена. И казалось, что все, дальше ничего не будет, как вдруг эпилог дает зацепку… что еще как будет… но уже дальше.

6) Понятность и прозрачность. Для меня важный показатель, потому что у самой меня так не получается. Как бы событий много, и глобальность есть, как бы судьба мира меняется, но ощущение… «черт, что я прочитал-то?» не появлялось.

Итак, выше мы видели стандартный по сути набор для форматного романа. А если что-то кроме него?

Есть социалка и доля авторского цинизма, что с ней связана. Близнецы, вокруг которых сотканы события, принадлежат к достаточно уважаемому и обладающему властью сословию. Так думали вначале близнецы. Так думал и читатель, но по ходу романа обнаруживается, что все не так просто и не так радужно. И что Стражи злоупотребляют своей властью, и что не все этой властью довольны, и что временами ГГ и ее брату стыдно, что они к этой власти принадлежат. И что прохождение великих испытаний, которым бредит героиня, частенько оказывается фарсом и чем-то, что вполне себе покупается. И что дар тут не имеет никакого значения, имеет значение лишь происхождение…

И тут я бы хотела сказать, что все эти выводы не поданы в лоб, а показаны на примерах, что роману, несомненно, идет в плюс.

Есть и вполне понятные и вполне знакомые чувства. И отец, которые хочет для детей как лучше и на самом деле их губит, и навязанный героине брак, от которого тошно, и… что для меня высший класс автора — временами я как читатель с ненавязчивой подсказки автора вижу события и оцениваю их иначе, чем героиня. Хотя большая часть романа и от первого лица.

ГГ таким положением дел, естественно, не довольна. До боли честная, она старается выстроить свой мир, по своим правилам. И набивает шишки, потому что мир Стражей перестраиваться не хочет, миру и так хорошо, мир и без того все устраивает. А что есть какой-то там Кодекс… так оно ж скорее для галочки. Главное, чтобы с виду было все ок, а в глубину никто и не заглядывает.

И ГГ устраивает бунт, вступает на непроторенную тропу и втягивает в свою судьбу все больше судеб других людей. Меняет их. В нужную ли сторону меняет? Тут можно поставить такой шикарненький знак вопроса. И люди умирают на ее пути, и ее ошибки приводят к крайне трагическим последствиям, и ее добрые намерения частенько оборачиваются сами знаете чем… Тоже в плюс роману.

Как в жизни. Человек с сильной судьбой ломает судьбы тех, кто рядом, хочет он этого или нет.

И на фоне ГГ потерялся где-то ее брат. И уже не она помогает ему пройти испытание, а на самом деле он ведет ее к ее судьбе. И много раз они могли бы свернуть, найти гораздо более простой путь… но простых путей мы не ищем?

Насколько интересной получилась героиня? На мой взгляд важнее другое — она получилась. Со своим характером, который временами может нравится, может нет, со своими заморочками и со своими тараканами. В чем-то наивная до боли (в любовных играх, например), в чем-то упряма так же до боли (в своей верности брату и желании спасти всех котиков, которых встретит на пути), и вечно сомневающаяся, но она есть, такая какая есть. Противоречивая. Невинная по сути. И добрая, временами с приставкой «архи». Получился и ее брат, страж, что все более растворяется в ГГ и в своей запретной к ней любви, меняется под ее влиянием. И его несколько жаль… ведь ГГ любили, и даже не раз, а Вейасу досталась незавидная роль отчаянно и запретно влюбленного, рыцаря и защитника.

Остальные персонажи слегка размылись… Такое ощущение, что уже при первой встрече мы знаем, будут те персонажи на светлой или на темной стороне. Ну, может, лишь очаровавшая Вейаса колдунья. И только Найт… музыка души моей, очаровал, гад, а оказался… Не любит автор читателей вампирских историй (не наезд, если что).

И Микаш… бедный, влюбленный по уши Микаш, который боится и дунуть на свою возлюбленную. Ведь кто она, а кто он? Обычный простолюдин, пусть даже и с огромным даром.

И, конечно же, бесконечно уставший и бесконечно страдающий Безликий. Мой любимый тип персонажей, которых я и сама юзаю до боли.

Куда уж без него, а?

И совсем нет таких харизматичных злодеев, герои скорее борются сами с собой и с системой. И винить им в своих бедах, по сути, особо-то и некого. Это не столько в плюс, не столько в минус, сколько авторская особенность.

Насколько мне близки эти герои? Задумаясь, скажу, что ближе мне была все же Герда из другого романа автора. И не скажу, что она похожа на героиню из этого романа. Герда более светлая, ГГ этого романа более зрелая, больше получившая от жизни, оттого в ней больше… затаенной боли, наверное. Страха и сомнений. И раскрытости, до дна, до тех слабостей, глядя на которые становится слегка не по себе. До затаенной внутри страстности, которой она старается никому не показывать. Она местами шокирует этой своей открытостью и, думаю, я понимаю читателей, которые наехали на сцену, где она открыто предлагает себя мужчине. Меня тоже кольнуло. Не то, чтобы неприятно, я понимаю, что сцена эта нужна по сюжету и очень красиво, прям шикарно, играет в концовке, а все же… может, слегка ее сгладить и развить эмоционально и по мотивации, чтобы она была чуточку более… тонкой, наверное. Но тем не менее героиня мне понятна, но не так близка, как Герда, хотя читать про ее приключения, вживаться в ее шкуру достаточно приятно. И в этом романе мои читательские симпатии целиком на стороне Безликого (его мало, но он меня уел).

В целом… история, на мой взгляд, получилась. Не до конца сказочная, автор уж от души постарался, чтобы лишить ее налета романтизма, слегка горькой, не всегда милой, но историей. Со свойственным автору едва заметным светом и по общему счету правильно расставленными моральными акцентами. И с ожившими героями, с интересными приключениями, с неоднозначными ситуациями и неплохо прописанным миром.

Спасибо, я иду искать новую жертву.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль