Amarga. Рецензия на роман Мааэринн "Кто сказал: Война"?
 

Amarga. Рецензия на роман Мааэринн "Кто сказал: Война"?

+38

«Кто сказал “Война”»

 

Про эту книгу тут много сказано, спорено, и я, прибежав со своим отзывом совсем уже в финале, рискну не рассуждать с другими рецензентами о книге в целом, о ее целях и воплощении. Я хочу поговорить о героях. Со спойлерами, само собой.

  Ииии… прошу прощения, но я сейчас спою. Песню про Гайяри Вейза, потому что — ооо!

Фантастически харизматичный персонаж. Он меня зацепил давным-давно, когда читала “Силой и властью”, еще на СИ, роман тогда, кажется, даже назывался по-другому. Бог знает, когда это было. Но тогда Гайяри блеснул — и погас, а с ним, чессговоря, погас и мой интерес к истории.

А тут, обнаружив, что это предыстория той истории, я навострила уши. И Гайяри здесь такой, каким я его помню: звезда ослепительная, закроешь глаза — а под веками кровавые пятна плавают.

Я вот сижу и думаю — чего меня так растащило от персонажа, который далеко, даже категорически не положительный. Почему у меня нет никаких вопросов к его характеру и действиям — хотя в других рецензиях этих вопросов задаются десятки. Все, что кажется противоречиями, противоречиями не является. Он потрясающе цельная личность. В нем еще полно юношеского порыва и горячности, но личность — зрелая и полностью сформировавшаяся.

Знаете почему? Потому что он, пожалуй, единственный, кто берет всю ответственность на себя. Вот чесслово, никто другой из героев первого плана так не делает. Геленн Вейз, может, не заметил, но его семнадцатилетний сын в локации семьи считает себя полноправным партнером отца, а не подчиненным. Все, что может показаться подчинением — на самом деле является выгодным сотрудничеством. Мы, читатели, правда, не видели, как бы вел себя Гайяри, если бы приказы отца или других авторитетов, Айсинара, например, критично разошлись бы с целями самого Гайяри. Впрочем, видели — в финале Геленн велит сыну увезти всю семью в тайное поместье и оставаться там, на что Гайяри, считающий своим долгом защищать Орбин и Айсинара, отвечает — отвезу, но немедленно вернусь. И спорить бесполезно.

Я вот думала-думала, что же так привязывает Гайяри к Айсинару? Безоглядная влюбленность — не для Гайи, в отличии от Салемы и Нарайна у него голова холодная, разум превалирует над сердцем. То, что Айсинар воспринимает Гайи как персонификацию Орбина, мы знаем из текста, но, по-моему, верно и обратное. Айсинар, Избранник Форума — для Гайи тоже равняется Орбин. Именно для Орбина Гайи сражается, именно Орбину предан, именно Орбин собирается защищать. Именно поэтому отвечает на отцово “дело сделано, можешь бросать своего Айсинара” — “нет”. Это означает — бросить Орбин, Орбин, который его, Гайи, возносит и обожает, Орбин, который делает Гайяри тем, кем он является — побеждающим всегда. Невозможно бросить. Просто нельзя.

Сколько там любви к человеку Айсинару — бог его знает. Может, и есть. Но гораздо меньше, чем к Орбину. Кстати… не знаю, но не факт, что Гайяри не бросил бы Айсинара, если б того лишили статуса Избранника. Тут сложно сказать, для Гайи его собственное мнение гораздо весомее общественного, а какими бы были его поступки если бы да кабы, только автор может сказать…

Предательство Салемы — продуманная и просчитанная акция, где были явно рассмотрены и отброшены все другие возможные способы разрешения. Салему надо остановить, потому что связь с сыном обвиняемого в измене преступника непоправимо навредит семье. Надо сохранить доверие сестры, чтобы иметь возможность контролировать ее действия в дальнейшем. Также ее надо поддержать в непростой ситуации, чтобы она не сломалась от болезненных переживаний. Надо аккуратно направить отца, чтобы он разыграл все правильно (но это было самое легкое, так как Геленн и сам знатный интриган). Система отлично сработала, в минусе — только переживания Салемы, но объем их Гайяри постарался уменьшить насколькл возможно. Салема лишилась возлюбленного, но не лишилась ни брата, ни отца — что произошло бы, не контролируй Гайи всю интригу.

А любовь — что любовь? Гайи вряд ли понимает, что это такое — любовь одного человека к другому просто так, потому что гладиолус. Любовь для него — яркая ленточка, украшающая монумент с надписью “Семья” или “Орбин”, а без монумента ленточка теряет смысл, совершенно бесполезна. Что там есть у Нарайна Орса, куда привязать ленточку? Там не монумент, там яма с кольями! И уж никак не ленточка Салемы должна там полоскаться, обозначая смертельную ловушку!

Но до этого Гайяри пытался решить все малой кровью и предупредить Нарайна. И ошибся, потерпел неудачу. Ну, не психолог он. То, на что купился Айсинар, оказалось недопустимым с Нарайном. Вот если бы догадался поговорить доверительно, спокойно и по-дружески, попросить отсрочки, нажимая на заботу о Салеме, привлекая Нарайна в союзники, а не пугать и не смущать его — глядишь, сработало бы.

Гайяри осознал ошибку, принял к сведению — и пошел другим путем.

Второй ошибкой было то, что случилась война.

Да, Гайяри участвовал в интригах отца, как орудие, не интересуясь деталями и не просчитывая результаты. Да, он удовлетворился объяснением, что Орс, де, хочет отдать варварам Пряный путь, ту часть государственного имущества, которую некогда вложили, а теперь контролируют Вейзы. Да, он не пытался представить, что будет, если этот Путь не отдавать (вообще-то о последнем должен был думать сам Геленн). Да, у него был однобокий опыт поединков с умгарами и неправильные из него выводы. Ошибка ли это? Если бы Гайяри было лет двадцать и он был бы вхож на Форум — то да, это можно было бы назвать ошибкой. Сейчас же это — недостаток возраста, недостаток опыта, недостаток информации. Умные люди, имеющие первое, второе и третье в избытке, и те все про… гм… прохлопали.

Вот еще что — магия. Сила, которую приходится глушить так или иначе, и, если не выпускать в небо ядовитым дымом, то выливать кровью на песок арены. Гайяри только-только начинает задумываться, что кровь в песок — это недостаточно и, что более важно, непрактично. Почему такой запрет?

Отвлекусь от героя, потому что здесь один из редких в романе моментов, где у меня вопросы по основе сюжета. Мы знаем, что был глобальный катаклизм, спровоцированный магами, остался только Орбин… вот тут я начинаю путаться — вымоленный у богов, пощаженный, ибо был богами любим, защищенный основателями высоких семей, в том числе Диатреном Вейзом (что там было на самом деле?). После чего магия была запрещена, чтоб не спровоцировать новый катаклизм, не важно какого размера. И шестьсот лет уже запрещена. То, что за шестьсот лет не найден хорошо работающий и социально приветствуемый способ ее сублимировать — нормально, как ни странно. Человечество до сих пор не нашло такого способа сублимировать эрос и танатос, все какие-то полумеры, а частенько просто тупые запреты.

Значит, орбиниты, сверхлюди, ведущие свой род от богов(или основного бога-творца?) и несущие в своей крови божественную магию — от магии отказываются. Вопрос: как этот запрет коррелирует с религией (мнение богов по мнению религиозной орбинской системы)? Значение религии в Орбине? На что еще опирается этот запрет, кроме факта катастрофы? За шестьсот лет раны затянулись, очевидных следов трагедии не видно, запрет без идеологической поддержки так долго не продержится. Я тут вижу некоторый раздербанс — магия от богов, и магия запрещена. По этому мне в тексте маловато а) истории катаклизма и спасения Орбина, б) идеологического обоснования запрета магии, в) религии/чего-то еще как идеологии, включенной в социум. Другими словами — чего-то, объединяющего орбинитов кроме фактической истории. Потому что от объединяющего признака — магии — они отказались. Остались только золотые кудри. Маловато будет!

С другой стороны, я тут нагородила рассуждений, а ведь могла банально что-то пропустить и не заметить. Если так, прошу ткнуть носом.

Вернемся к Гайяри, который только-только начал изучать свою магию. Похитил дневник Диатрена, не разобрался, решил зайти со стороны практики и обратился к Лолии, и — и все:( Эта линия не закончена. В смысле, она не закончена в книге, но если бы она развивалась в продолжении… автор! Может это… ну… как бы… может, Гайяри уполз, а? И сделался магом? *полыхающий щеками смайлик*

Короче, Гайяри для меня тоже — воплощение Орбина. Почему-то в этой юной человеческой личинке чувствуется такой потенциал, что дух захватывает. Очень непривычно, что под яркой блестящей оболочкой оказывается личность немалого размера. Меня очень привлекает осознанность. И ответственность. А полюс — плюс или минус — тут дело десятое. Эти свойства не у каждого взрослого имеются, и видеть их у юноши — потрясно. Ничего похожего нет ни у Салемы, ни у Нарайна. Ни даже у взрослого Айсинара.

Про Айсинара. Не очень понятно, за какие такие заслуги и человеческие качества его сделали Избранником Форума? Он не выглядит интриганом, у него нет партии, нет союзников, создается ощущение, что нет реальной власти. Его действия — раз за разом какие-то фейлы, от просто неудачных моментов до серьезных просчетов. Он приказывает убить Жуара-Тень, повинуясь своему раздражению, потом, тоже в раздражении, дает ход разбирательству над своим если не другом, то человеком, которому был некогда обязан жизнью. Буквально переложил ответственность — ах, ты, паскуда, хотел меня прилюдно унизить? Отвечай теперь, покрутись на сковороде! Оба поступка — один за другим — мелочны и недостойны взрослого человека и политика, несущего ответственность перед обществом. Далее — он растерянно наблюдает, как вертится бюрократическая машина, перемалывая ценного(он это осознает!) для Орбина человека и его семью. Он обещает Озавиру присмотреть на его семьей — и прос… гм! прохлопывает все, ситуация опережает его на шаг, когда он пытается что-то поправить — оказывается, что все уже случилось, все выскользнуло, вывалилось из рук, полный фейл. А потом началась война.

Честно говоря, у меня очень невнятное ощущение от него осталось — в целом порядочный и неглупый человек, но не сильный, не цельный, не лидер. Но, кажется, и не марионетка, по крайней мере, за ним не видно кукловодов. Тогда как он оказался избранником? По сравнению с тем же Гайяри — он слабоват и как-то… рыхл, что ли. Или Избранник — это не первый среди равных?

И — немножко не в тему — у меня одной Озавир Орс ассоциируется с Эддардом Старком?

Вот. На самом деле я бы поговорила за каждого героя, они все интересны, и думать про них увлекательно. И еще — пойду-ка я читать то, что когда-то давно так и не дочитала. Даже без Гайяри. Потому что — все это о человеках, о непростых, неоднозначных, замороченных, преисполненных, благословенных, проклятых, с двойным дном, с божьей искрой, без дна, без искры, любых. О нас с вами.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль