Александрова Евгения. Рецензия на роман Микаэлы "Фроанхельская битва"
 

Александрова Евгения. Рецензия на роман Микаэлы "Фроанхельская битва"

+24

Рецензия на «Фроанхельская битва».

Книгу я прочла дважды. Нет, не потому, что с первого раза не дошло, просто чтение в первый раз растянулось во времени больше чем на год: я шла за автором в процессе написания и с огромными перерывами на дописывание своего романа. Даже более того, временами читала фрагменты из третьего тома «Осада Джотиса», из-за чего все события окончательно перемешались в моей голове. В общем, открыла я книгу, чтобы освежить воспоминания перед тем, как написать рецензию, и… снова провалилась в неё с головой. Читать во второй раз оказалось ничуть не менее интересно, чем в первый. И хоть я знала основные сюжетные повороты, это не мешало прожить историю с юным императором и путь его развития.

  Темы, которые я увидела в этом романе, с одной стороны, вечные, но с другой, поданы, на мой взгляд, по-новому. Автор говорит о дружбе (да, вспоминая роман, почему-то именно это вылезает на первый план), о становлении личности, о влиянии власти и ответственности, о доверии и предательстве, о любви (немного), об одиночестве и о том, что все можно преодолеть.

Идеей же я бы, хм, назвала нечто такое: благородство и наивность не лучшие черты для правителя, но, если в сердце горит настоящий огонь и отвага, всё можно изменить. Написала, а самой тут же повеяло словами из интро к Зене «Во времена древних богов, воителей и королей простой народ искал защитника… Сила, страсть, опасность. Её отвага изменит мир»)))

Итак. Наш главный герой Талиан — мальчишка-император, названный в честь путеводной звезды небосвода — ведёт нас за собой по извилистой дороге, полной кочек, ухабин и рытвин. Ничего не даётся ему просто и ничего он не получает просто так. Коварный автор заставляет за все платить потом, болью и кровью, но ведь это и впрямь самый действенный способ что-то понять. Раз за разом Талиан вынужден преодолевать трудности: выживать при покушении, учиться править людьми, учиться разбираться в окружающих и самое главное – принимать решения.

В начале романа он очень юн, почти мальчишка, выросший в отдаленных областях империи, которая нынче принадлежит ему по праву. Не совсем тот юнец, каким он был в первом томе цикла «Убийство императора», но ещё слишком неопытен для свалившейся на его голову отвественности. Война на пороге, неизведанная доселе магия, текущая в его императорской крови, недоверие придворных и первое настоящее и такое трагичное чувство любви — со всем этим Талиану суждено столкнуться лицом к лицу. Но, что мне нравится и всегда подкупает в этом герое, — несмотря на свою неопытность Талиан может не только учиться, но и учить других тому, что было с ним с самого рождения. Он честен, силён и жаждет справедливости, верен дружбе и искренен в своей решимости помогать и спасать. И это раз за разом удивляет и меняет окружающих его людей.

Да, Талиан имеет свои недостатки. Он ошибается и делает поспешные выводы, он может вести себя как мальчишка, может быть слишком наивен для своего положения, часто безбашенно рискует, не думая о последствиях, но я все равно чувствую этот горящий в нём огонь и знаю, что он снова встанет, исправит ошибки, осознает и поведёт людей за собой, твёрдо шагнув вперёд. И меня радует, что он не идеальный образ героя без страха и упрёка, а очень настоящий и живой человек со страхами, неуверенностью и упрямством.

Особенно мне нравится, как раскрывается Талиан в общении со своими сверстниками — колючим и непростым Демионом, дружба с которым порой заставляла выходить из себя, ведь он как кактус выставлял иголки и так и норовил нарочно задеть лишний раз; и братом-бастардом Фарианом, похожим на Талиана как отражение в красивом озере: золотые кудри и небесного цвета глаза принадлежат, однако, не закаленному суровым детством воину, каким является юный император, а гибкому и хитрому танцору и музыканту. Ох уж этот Фариан… Отношения с обоими заставляли читать то с улыбкой, то с качанием головой. Сцены их диалогов удались автору особенно, на мой взгляд, они полны жизни, непосредственности, пылкости и горячности настоящих подростков на пороге мужественности. В них веришь всей душой.

Вместе с ними Талиан пытается выстоять в противостоянии своему учителю тану Тувалору, который, казалось, никак не считает его за достаточно взрослого, а также завоевать уважение среди подчиненных людей, разгадать тайны магии и загадочных призраков-нэвиев, узнать, кто убил отца, и найти способ победить вражескую армию.

И только ближе к финалу романа мы встречаем наконец того самого Тёмного Тана Анлетти, преданность которого вынесена в заглавие цикла — мы открываем и узнаем его вместе с Императором и до последней главы не понимаем, верить в эту его преданность или нет. Что мне особенно нравится в повествовании автора — возможность взглянуть на героев с разных сторон. Герои не статичны, они растут и меняются. И, возвращаясь к Анлетти…

Он один из самых ярких и неоднозначных героев романа. Мужчина, который родился девушкой, но природа распорядилась иначе и послужила причиной величайшей личной трагедии. Темный Тан, правитель и правая рука прежнего императора, вынужденный взять на себя ответственность за всю империю и тем самым принимать порой тяжелейшие решения. Умный, опытнейший, хладнокровный и вместе с тем надломленный мужчина, в чьих глазах адски полыхает синий огонь безумия и магии, дающей не только преимущество, но и боль. Кажется, что к нем сокрыто не две личности: женская и мужская, но и много других загадок. Человек, за чьей судьбой и поступками следишь затаив дыхание — что им движет, что на самом деле в его голове, верить или не верить? Да, он приказал убить Талиана, но и этому есть объяснение. Да, он запер императора в сундук и лишил права вмешаться в ту самую Фроанхельскую битву, которая служит кульминацией этой книги, битву, к которой армия шла чудовищными жертвами и усилиями и которая могла решить исход всей войны. Да, он убил Фариана на глазах у главного героя. Но зло это или добро, предательство или, наоборот, единственный здравый выход — предстоит решить самому Талиану и нам вместе с ним.

 

Мне не хочется обсуждать детали сюжета, впрочем, я и так наспойлерила, но хочется сказать про язык автора. На мой взгляд, он очень удачно передаёт суть романа: это история взросления, история героя и его отношений с миром. Автор не закапывается в мельчайшие детали окружения и мира и не даёт длинные описательные сцены по ходу действия, чем грешат некоторые писатели (наверное, и я в том числе)), но рисует происходящее точными мазками, давая ярко представить основные события. И тут действительно не так важен цвет листвы под ногами и кучерявость облаков на небе, а важна суть того, что происходит внутри героев и между ними.

Диалоги прожиты, прочувствованны и обыграны на все сто. События и повороты сменяют друг друга, почти ни на миг не снижая драматичность повествования. Реакции героев живы и непосредственны и кажется, что все это происходит прямо перед тобой — рукой подать.

 

Хотя тут же немного поворчу субъективно о том, что порой выяснение отношений становилось на первый план тогда, когда накалённая обстановка за стенами шатра военного лагеря к тому не очень располагала. И порой казалось, что герои не должны в этот момент говорить о дружбе, а побросать все личные дела и идти к основным событиям. Что-то делать. Несколько раз создавалось ощущение, что герои уже вечность торчат в лагере на одном месте и постоянно разговаривают, в то время как враг не дремлет. Возможно, мне хотелось разбавить большое количество диалогов в шатрах военного лагеря коротким экшеном или реальными действиями. Но с другой стороны, именно эти сцены и делали, похоже, настоящую жизнь, когда что-то происходит невовремя и некстати, но, черт возьми, это нужно выяснить здесь и сейчас, а потом будет поздно. Как, например, в разговоре с таном Анлетти про отца Талиана и то, что на самом деле случилось с ним и привело к гибели.

 

И все же сюжет идёт по нарастающей, к одному конфликту прибавляется второй, третий и так до бесконечности… Мне было интересно следить за тем, как Талиан, одновременно пытаясь справиться с армией, покушением, разгадкой личности тана Анлетти и собственными чувствами к спасённой разбойнице, ищет пути познать магию, о которой мало что известно.

Магия в романе ярка и многоцветна, сплетена из сотен нитей и имеет строгие законы. Несмотря на то, что я не сторонник чрезмерных спецэффектов и такой четкой, расписанной как по нотам системы, магические сцены до сих пор вижу особенно чётко. Это и магия излечения, и лёгкое дыхание ветра, и сплетение сил для того, чтобы заморозить широчайшую реку и перевести армию… Ну и конечно магическое пламя, окутывающее Тёмного тана, которое видно лишь избранным. Эти образы теперь намертво отпечатались в моей памяти, так что спецэффекты не такое уж плохое дело))

А ещё мне нравится то, что автор хоть и даёт постепенно ответы на многие вопросы, но не устаёт подбрасывать новые тайны, и интерес узнать их все не утихает до последнего. Так что хочется читать дальше и спрашивать: ну что же будет теперь, что дальше?! Что будет с Анлетти и его магическим выгоранием, способным уничтожить все вокруг; что будет с сестрой Талиана — прекрасной Маджайрой, которая осталась в осаждённой столице; справится ли со своими новыми ролями Демион и куда приведёт судьба второго лучшего друга императора — Зюджеса? А нэвии?

В общем, у автора ещё точно есть, чем нас удивить. А я охотно готова удивляться :)

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль