Александра Май. Рецензия на роман Аф Морган Лидии "Крейстонский монстр"
 

Александра Май. Рецензия на роман Аф Морган Лидии "Крейстонский монстр"

+30

Ссылка на топик: Крейстонский монстр

 

Общее впечатление:

Странное. Двоякое. Как аскорбинка наоборот: сначала кисло, потом сладко.

В начале хочется бросить. Потом опять хочется бросить. А где-то с трети книги хочется читать без отрыва, ведь интересно, интересно, кто убийца!..

И вот сейчас сижу и думаю. Вроде бы кисло было. Но мне понравилось.

 

Персонажи:

Как та же самая вывернутая аскорбинка. Сначала шокируют непонятным порой поведением (что случилось с Греем на Хэллоуин и почему отказ его дамы сердца стал поводом для приставаний к обеим дамам?), потом забавляют, (возможно, придирка, но эти переживания Крейстона за Черри и горячие угрозы при его-то хвалёной выдержке выглядят так умильно!)

— Оборудование? К чертям проклятое оборудование. Я сегодня же отвезу вас в Лондон, будь я проклят!

А потом вдруг герои становятся приятными, и привыкаешь к их манере речи и поведению, и предстают они вместе такой большой семьёй: Черри, Крейстон, профессора, а затем и вся округа под конец сплачивается так, будто все они друг другу родные люди.

Каждый здесь имеет несколько ярких черт, которые демонстрирует читателю в течение всего романа, мы сразу знаем: Черри — наивный цветочек, Крейстон — добрый доверчивый джентльмен, Ривз и Лейзерс — неразлучные друзья-шутники, миссис Рой — весёлая болтушка, добрая тётушка в самом классическом смысле и изменять себе эти люди не собираются. Разве что Швиц тут может отличиться, но об этом позже.

А теперь по косточкам:

Черри Ливси изначально показалась мне слишком мэрисьюшной. Спортсменка, ученая мисс и просто красавица, вроде бы нежная девушка, и вроде бы во имя приличий коня на скаку остановит (в смысле, все стадии воплощения призрака рассмотрит). В конечном итоге, девушка предстаёт перед нами человеком с железной волей, вроде бы наивной, но как бы не так! Когда надо, вся наивность пропадает. Всё у неё получается — и верховая езда, и экономика с археологией, и на Хэлоуин она самая красивая, и все вокруг свистят «какие ножки»… А потом я посмотрела на других и привыкла. Она вписалась. Просто черта ей дана такая – красивой умницей быть. Как и у остальных свои роли, см. выше.

 

Лорд Крейстон… Просто котик. Котик с чувством гипертрофированной ответственности за этот мир: за людей в замке, за людей вне замка, за Черри, за кроликов, за-за-за… И так вплоть до откачивания нашатырём. При этом натура романтичная: деньги заканчиваются, но штат из доброты душевной разгонять нельзя, а можно и расширить, а сливы такие красивые, что пришло время их посадить. Вот там выше была критика в его адрес, возможно, потому что я не могу правильно оценить его возраст. Он ведёт себя как человек младше того возраста, что я ожидала. Как юноша, я бы сказала. Сколько ему лет?

И ещё… Мастерское ли это внушение, или англичане истинно таковы, но безграничная доброта и доверчивость лорда кажется в порядке вещей. Вообще всё здесь кажется английским, браво, Автор, верю. Потом ещё похвалю.

 

Ривз и Лейзерс появляются, чтобы разбавить картину весельем и вспомнить о прошлом. Иногда — в качестве голоса разума. Ну и как добрые менторы. Они тут – юмористический элемент, чтобы читатель не загрустил в тумане.

 

Швиц очень мил. Он был моим любимым героем. Такой скромный несчастный парень…

Ахтунг, самый главный спойлер

Вот на него я бы никогда не подумала. Только с трудом поняла его мотивацию. Сначала он хотел поглумиться над лордом, потом случайно убил девушку, вторую упокоил ради устранения… И открыл новый способ глумления. А потом приехала Черри, он влюбился, приревновал к лорду и… Решил устранить Черри. Свалить на лорда. Чтобы ему досталось богатство лорда, которое изначально ему было не нужно. Но Черри-то душить зачем? Он ведь мог засадить Крейстона за решётку другими трупами? А мог убрать его и выдать себя за него, а труп настоящего лорда припрятать в катакомбах? И Черри бы была его (как вариант).

Не совсем понимаю. Возможно, я что-то пропустила.

Оффтопик

И ещё чисто из любопытства: если Швиц отпустил бороду, чтобы скрыть похожесть, а после перевоплощения в Крейстона снова становился бородатым Швицем, как он так быстро возвращал растительность на лице? Или борода таки накладная?

Есть проблема с запоминанием имён. Взять того же Вильерса — я только к концу романа осознала, что он и констебль — это одно лицо. То же самое происходит с некоторыми остальными героями — они там присутствуют, но не помнятся, как из-за их функциональности и второстепенности, так и из-за того, что называются они не только по именам.

Кстати, про второстепенных героев. Вопрос из любопытства №2. Неужели никто не пытался обследовать Фрейзер на наличие психических заболеваний? И просто так взяли работать медсестрой? И никто не пожаловался на неё? Столь явная у неё демонстрация склонностей к жестокости, что страшно становится. И удивительно, как она столько продержалась в качестве сестры милосердия.

Так или иначе, всех персонажей объединяет одно: на мой скромный взгляд, у них нет личного изменения характеров под влиянием происходящих событий. Новых истин никто (кроме Швица) для себя не открывает, все устраняют проблему и возвращаются к себе прежним. И это кажется странным, почему на них никак не повлияла ситуация? Что-то же должно было измениться?

Однако, ввиду раскачивающегося к концу сюжета и закручивания действия, это в глаза не бросается. Под конец романа я вдруг подумала, а вдруг это фишка? Почему-то лёгкая стагнация в туманном шлейфе так ассоциируется с Англией…

Кстати, о сюжете.

 

Сюжет...

И Ко.

Сначала я честно хотела бросить и пожаловаться комментарием. Вычитать бы роман. Серьёзно вычитать. Под конец то ли я втянулась, то ли Автор расписался, но начало тяжёлое. Первая глава плохо читается. Запятые из неожиданных мест порой настолько неожиданны, что смысл предложения понимаешь не с первого раза. Но конкретно для первой главы это ещё не самое страшное — читателя ждёт пересказ предыстории Черри, странное происшествие с соседским ребёнком, которое накликает на родню Черри сплетни непонятно каким образом, загадочный дядька, не влияющий на сюжет, но со странным диалогом про попугаев и удочка к интриге с камнем, которая очень милая, конечно, но почти не играет роли (ну нашли за картиной, и нашли, ну приедет теперь Рик в гости к Крейстону, так какая разница, читатель этого Рика по тексту в глаза не видел и вообще забыл о нём, а лорд без него не особо страдает).

Потом следует обучение в школе, которое тоже слегка зажёвано. Основных пункта три: Черри обучилась экономике, Черри встретила Крейстона и влюбилась, Черри вышла на Лейзерса с Ривзом. Всё остальное тоже в сюжете не особо маячило, красоту Черри читатель и так оценил, а безумно странно ведущий себя Грей, который бросается на всех девушек просто на всякий случай, никаких особенных душевных переживаний далее по тексту не вызывает и вообще уходит со сцены.

Первые главы можно было уложить в меньшие объемы как минимум без вреда для произведения.

Дальше уже веселее. Появляются Монстры, вкупе с названием как бы намекая: «убийца — дворецкий!» А вот и нет, господа, и даже не садовник. Появляется лиричный и возвышенный Крейстон, слегка оторванный от земных реалий, довольно… Хм… Впечатлительный для прошедшего суровую военную подготовку, я бы сказала. Закручивается, наконец, интрига.

Чем ближе к концу, тем интереснее читать. Автор расписался, действие пошло, и концовку я дочитывала тёмной ночью под тусклым светом лампочки, доставая соседку догадками и наплевав на то, что вставать рано. Это правда здорово, давно с таким азартом не читала! Здорово! Особенно мне понравился момент, где Черри крадётся под стеной у кладбища. Достаточно напряжённый эпизод, не блещущий, к счастью, кусторояльными спасителями и весьма пугающий – а вдруг на глазах у Черри убьют бедную девушку? А вдруг наоборот? А Черри! Как, должно быть, страшно! И какое самообладание нужно иметь, чтобы вот так прокрасться под носом у убийцы, который ещё, к тому же, так похож на объект воздыхания?.. Этот момент лучше любых слов демонстрирует силу характера Черри.

Эпизод с Крейстоном и О'Райли тоже хорош в эмоциональном плане. О'Райли так убедительно себя ведёт, что становится страшно за лорда. И окончание эпизода так красиво оборвано – ну и что, что нож выбросил, а вдруг?..

Ещё хороши описания архитектуры, выполненные, судя по уверенности подачи, знающим человеком, и природы, образные, ненавязчивые, достаточные для представления картины и без излишеств.

Однако, много повторов. Строки про молекулярную кухню к концу романа можно выучить наизусть, как и дифирамбы в честь Черри, слёзные истории о патологии бедного Швица и ещё много вещей, которые добавляют роману объёма и разжёвывают одно и то же. Многие можно безболезненно удалить.

 

Вывод.

В общем и целом интересный роман, достаточно оригинальный и после середины весьма приятный для чтения, с ненавязчивой любовной линией и совестливым убийцей, который оказался собственной жертвой. История о чести и честности, доброте и нравственности, хороших манерах и пользе косичек. Почистить бы пунктуацию, сократить слегка, и конфеткой будет от начала до конца.

Автору спасибо за труд, терпения и писать ещё. Всё-таки, приятная сладость в этой аскорбинке доминирует.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль