Босеан №1. Чёрная игра. Приём рецензий!
 

Босеан №1. Чёрная игра. Приём рецензий!

17 февраля 2023, 00:14 /
+7

Уважаемые жители Мастерской!

Для строгой и бескомпромиссной критики во втором туре Чёрной игры вам предложено два текста. Вы можете написать рецензию на любой из них или на оба.

Приём рецензий длится до 17.02. до 22-00 по Москве.

 

Суть игры:

– развить умение видеть текст как целое, различать глобальные ошибки текста (стиль, недостатки композиции, психологическую недостоверность и т. д.) и ошибки в частностях и деталях;

– умение видеть и поощрять творческие удачи;

– умение видеть интеллектуальные и эмоциональные смыслы, заложенные в тексте, а не просто сообщать о собственных эмоциях от произведения;

– обучение аргументированной критике.

 

Участники игры (все желающие) пишут критические рецензии до 3500 зн. и присылают их в личку ведущему.

Минимальный кворум – две рецензии от разных авторов. От участников принимается не более одной рецензии на каждую из выложенных для разбора работ.

 

В Чёрной игре рецензенты делают акцент на недостатках текста. В данных текстах они есть.

Примерно 70-90% вашей рецензии должны составлять замечания по поводу недостатков, ошибок и недоработок. Остальное — положительные моменты и советы автору.

 

Критерии правильной рецензии. Прошу прочесть внимательно, так как иные приниматься не будут (или отправляться на доработку).

 

А. Что хотел сказать автор?

 

Это «ось» разбора.

 

Композиция, художественные приёмы, стиль, герои – всё должно рассматриваться с точки зрения того, работает ли это всё на авторскую идею, создаёт ли нужное ему читательское восприятие.

 

Б. Определив идею произведения (интеллектуальную и эмоциональную), пишем о перечисленных выше средствах:

 

– композиция произведения (экспозиция, завязка, кульминация, развязка); уместность в рассказе описаний, рассуждений, диалогов;

– художественные приёмы;

– стиль;

– герои (если они есть) и психологическая достоверность их   поведения, какими средствами автор рисует их (особенности речи, внешности и поведения, привычки и т. п.);

– любые значимые моменты, если, по мнению рецензента, они будут;

 

В. Итог – на усмотрение рецензента: обобщение сказанного, советы автору. Обязательно нужно указать, что мешает (если это есть) восприятию текста – скачки от темы к теме, слишком длинные и усложнённые предложения, растянутые описания и т.п.

 

Г. Обязательная доброжелательность к автору в игре любого цвета!

 

!!! Самый главный критерий – желание рецензента помочь автору увидеть свои сильные и слабые стороны, развивать лучшее, избегать того, что портит текст. Именно это, а не стремление увидеть в тексте то, что нравится и интересно рецензенту. Автор – взрослая, самодостаточная личность, который вы помогаете самореализоваться, а не ломаете под свои вкусы и пристрастия, как бы хороши они ни были.

 

Ведущий может отказать в приёме рецензии, если она не соответствует цвету игры и/или не раскрывает достоинства/недостатки текста.

Какие рецензии не будут приниматься? Грубые, неаргументированные, рассказывающие о личных впечатлениях рецензента от текста. Личность рецензента — на третьем плане! На первом — текст. На втором — автор.

 

!!! Рассматриваться будут абсолютно все рецензии, какие-то можно будет вернуть на доработку, если в них будут недостатки.

 

Правила (они будут уточняться в течение того времени, пока игра не стала «официальной» игрой):

Оффтопик

 

«Босеан. Два цвета критики»

 

Суть игры:

– развить умение видеть текст как целое, различать глобальные ошибки текста (стиль, недостатки композиции, психологическую недостоверность и т. д.) и ошибки в частностях и деталях;

– умение видеть и поощрять творческие удачи;

– умение видеть интеллектуальные и эмоциональные смыслы, заложенные в тексте, а не просто сообщать о собственных эмоциях от произведения;

– обучение аргументированной критике.

 

1. Игра состоит из чередующихся туров разного «цвета»: белая игра (ищем удачи и уже во вторую очередь и в меньшей степени говорим о недочётах) и чёрная игра (указываем на недостатки, не забывая кратко обозначить удачные моменты). Кроме того, отдельно может проводиться двуцветная игра (см. ниже).

 

2. Требования к тексту: проза, до 7000 знаков. Это может быть миниатюра или отрывок, более-менее завершённый по смыслу (нужно указать, что это — часть большого произведения). Белую игру можно объявлять поэтической (стихотворение до 60 строк), но не два раза подряд.

В чёрной или двуцветной игре стихотворения не участвуют.

Отбор текстов на рецензию

Ведущий должен выбирать тексты для игры так, чтобы они подходили под конкретную игру.

Он может анонимно включить свою работу, нигде ранее не опубликованную, в том случае, если на игру никто не прислал работы либо только одну. Если работы присланы, но все они (или кроме одной) признаны неподходящими, Ведущий свою работу не выкладывает. Кроме того, Ведущий может (но не обязан) сам предложить работу на разбор по своему выбору, с согласия автора.

Ведущий может отказать в приеме текста на рецензию, если он нарушает правила сайта, не соответствует данной игре или если работ слишком много. Это решение не подлежит обжалованию, но, если недочёты, по его мнению, не слишком критичны, Ведущий может выложить работы во Внеконкурс. В этом случае ссылки на работы, не прошедшие отбор, выкладываются в том же топике, где будут работы на рецензию, с пометкой: «Прочти меня! Оцени меня!» или подобной, на усмотрение Ведущего. Желающие могут пройти по ссылке и написать рецензию по правилам игры или собственному усмотрению.

 

3. Каждый тур игры длится 10-14 дней.

 

4. Ведущий игры — победитель прошлого тура. Кроме того, если победитель не может вести следующий тур, подать заявку (Ведущему актуального тура) на ведение игры может любой пользователь, имеющий хотя бы одну звезду.

Игры идут последовательно, завершается чёрная – начинается белая. Двуцветная игра (в которой критик пишет две рецензии на один текст – чёрную и белую) может проводиться параллельно основной игре, если будут желающие провести именно двуцветный тур, но не чаще раза в месяц. Начало двуцветной игры — не в один день с другой игрой Босеана.

Заявки на проведение двуцветного тура будут собираться в отдельный список. Ссылки на топик с этим списком будут даваться в каждой игре. Ведущего двуцветного тура утверждает кто-либо из авторов игры — point source или Кирьякова Инна.

 

Ход игры:

 

5. Ведущий создает первый топик игры, объявляя приём работ для рецензий и цвет игры. Набор длится 3-5 дней. Ведущий сам выбирает 1-2 текста для игры. Это могут быть присланные работы или выбранные на сайте заранее, с согласия авторов. Также ведущий может подать на разбор свою работу, при соблюдении определённых условий (см. п.2).

Произведения могут быть новые или давние. Один и тот же текст, с перерывом на «доработку», может участвовать в разборах разных «цветов».

Если авторов, желающих получить рецензию, несколько, то они могут отправить свою работу в следующий раз либо, по согласованию с Ведущим, подать во Внеконкурс (см. п.2).

 

6. Далее, в следующем топике, выкладываются 1-2 миниатюры/стихотворения для разбора в этом туре, а также ссылки на внеконкурсные работы. Анонимность авторов рецензируемых работ — не обязательна (за исключением работы Ведущего).

Памятка авторам

Если вы начинающий автор, для вас может быть важно, чтобы вашу работу не судили строго и подчеркнули её сильные стороны. В этом случае подавайте работу на «белый» тур игры. Рецензии «чёрного» тура будут более жёсткими, сосредоточенными на недостатках. По умолчанию предполагается, что подаваться на «чёрный» тур будут работы более опытных авторов.

 

7. Участники игры (все желающие) пишут критические рецензии до 3500 зн. и присылают их в личку Ведущему.

Минимальный кворум – две рецензии. От рецензента принимается не более одной рецензии на каждую из выложенных для разбора работ.

Ведущий должен отказать в приёме рецензии, если она не соответствует цвету игры и/или не раскрывает достоинства/недостатки текста.

 

Критерии правильной рецензии:

Критерии

А. Что хотел сказать автор?

Это «ось» разбора.

Композиция, художественные приёмы, стиль, герои – всё должно рассматриваться с точки зрения того, работает ли это всё на авторскую идею, создаёт ли нужное ему читательское восприятие.

Б. Определив идею произведения (интеллектуальную и эмоциональную), пишем о перечисленных выше средствах:

– композиция произведения (экспозиция, завязка, кульминация, развязка); уместность в рассказе описаний, рассуждений, диалогов.

– художественные приёмы.

Приёмы

Для справки — это тропы (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, гротеск, литота, перифраз, аллегория, ирония, аллюзия, реминисценция) и фигуры речи (анафора, эпифора, градация, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, синтаксический параллелизм, инверсия, антитеза, парцелляция, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, умолчание, вопросно-ответная форма изложения, оксюморон).

Искать специально все эти приёмы в тексте не нужно, но критикам хорошо бы постепенно знакомиться с этими понятиями, чтобы, встречая их в работах авторов, уметь оценить верность/ошибочность применения приёма.

– стиль, в стихотворении – размер, рифомовка.

– герои (если они есть) и психологическая достоверность их поведения, какими средствами автор рисует их (особенности речи, внешности и поведения, привычки и т. п.).

– любые значимые моменты, если, по мнению рецензента, они будут.

В. Итог – на усмотрение рецензента: обобщение сказанного, советы автору. Обязательно нужно указать, что мешает (если это есть) восприятию текста – скачки от темы к теме, слишком длинные и усложнённые предложения, растянутые описания и т.п.

Г. Обязательная доброжелательность к автору в игре любого цвета!

Главный критерий

Самый главный критерий – желание рецензента помочь автору увидеть свои сильные и слабые стороны, развивать лучшее, избегать того, что портит текст. Именно это, а не стремление увидеть в тексте то, что нравится и интересно рецензенту. Автор – взрослая, самодостаточная личность, который вы помогаете самореализоваться, а не ломаете под свои вкусы и пристрастия, как бы хороши они ни были.

 

8. Приём рецензий длится 5-7 дней. Далее Ведущий выкладывает их (строго без указания авторства) в топике голосования. Голосуют все желающие, включая авторов выставленных миниатюр/стихотворений, в комментариях. Если анонимность рецензента нарушена, его рецензия снимается. Ведущий не принимает участия в голосовании, за исключением случаев, оговоренных в п.9.

Голосование участников (рецензентов) обязательно, кроме тех случаев, когда кворум минимален (т. е. всего две рецензии).

Две рецензии – топ из 1 места, 1 балл.

Три рецензии – топ из 2 мест, 3 и 1 балл.

Больше трёх – топ из 3 мест, баллы 5-3-1.

Участник голосования вправе начислить любой рецензии дополнительные 0,5 балла — за соответствие требованиям к написанию рецензий и за какие-либо особенно удачные моменты.

Пример

На конкурс выставлены три рецензии, голосование топом из двух мест. Присуждение дополнительных 0,5 балла будет выглядеть таким образом:

1 — рецензия номер два

2 — рецензия номер три + 0,5 за…

или:

1 — рецензия номер два

2 — рецензия номер три

рецензия номер один + 0,5 за…

Обоснование топа голосования — желательно, но не обязательно. В то же время начисление рецензии дополнительных 0,5 балла обязательно должно быть обосновано.

 

9. Ведущий создаёт топик с итогами голосования.

Рецензии на внеконкурсные работы

Если рецензия на внеконкурсную работу показалась автору или самому рецензенту удачной, можно предложить эту рецензию Ведущему, и он даст её в разделе «Бонус» в топике итогов игры.

Победитель получает награду «Босеан: победа в белой / чёрной / двуцветной игре». При одинаковых баллах голосования награду получают оба победителя, но ведущим следующего тура выбирается один из них, либо по количеству первых мест, либо дополнительным баллом Ведущего.

Баллы к награде:

Победитель в белой или чёрной игре: 10 баллов рейтинга вовлечённости, 20 баллов активности.

Победитель в двуцветной игре: 15 баллов рейтинга вовлечённости, 30 баллов активности.

Авторам работ не возбраняется вынести рецензентам свою личную благодарность — подарок.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рассказы на рецензию.

 

Оффтопик

Именинный снег

 

Зима в этом году, кажется, вообще не собиралась приходить, до середины декабря оставив своих подданных на попечении неприятного межсезонья. А может, глобальное потепление не сказки? А вдруг и правда так будет теплеть, теплеть, и в конце концов Москва превратится в добела раскалённый июньский Рим? Варя блаженно прикрыла глаза, вспоминая свои двухнедельные римские каникулы позапрошлым летом. Узкие улочки в зелени, маленькие церковки на каждом шагу, дома не выше пяти этажей… И надо всем этим – неумолимо жестокое, как пускающий огненные стрелы античный бог, итальянское солнце. И нагретый воздух, в котором смешиваются запахи тухлой рыбы, пыли, доносящихся с улицы Принца Евгения выхлопов. В гордом одиночестве гуляя по Риму, Варя чувствовала себя кем-то варёным (почему-то воображение рисовало ей загадочное разлапистое существо с вытаращенными глазами, которое и так-то не сильно соображает, а уж в варёном виде и подавно). И тогда она объедалась мороженым, на сколько хватало денег, и заходила чуть ли не в каждую встречную церковь, лишь бы убежать куда-нибудь от этой выворачивающей внутренности жары. Поэтому из своего знакомства с Вечным Городом Варя Зеленцова вынесла вкус сливок с шоколадной крошкой во рту, вывод, что распадение христианства на Рим и Константинополь было самой страшной ошибкой истории и острое желание вернуться сюда ещё раз.

 

Но здесь не Рим, а Москва. И не июнь, а декабрь. А снега не было чуть ли не с прошлого февраля. Там, на Апеннинском полуострове, это нормально и пусть будет так. Но здесь, чёрт возьми, должен быть снег! Ведь испугался же нашей зимы Наполеон (и Гитлер, кажется, тоже). А теперь? Да он бы и разницы не заметил, что Москва, что Париж!

 

Варина досада на неправильную погоду усиливалась ещё одним обстоятельством: у неё были именины. И в детстве в это время она всегда каталась на саночках, лепила с соседскими ребятами крепости, а с тётей или бабушкой – снеговиков. Теперь не то что снеговика – и плюгавенький снежок не слепишь! Скорее бы Рождество – тогда бы она уехала из этого города в какую-нибудь далёкую глухомань, которой и на карте-то нет. И там был бы снег. Потому что Рождество без снега – это очень неинтересно: теряется сказочность, волшебство, пастернаковская «оглобля в сугробе и небо над кладбищем, полное звёзд».

С такими невесёлыми мыслями Варя подняла голову и долго смотрела на висевшие над городом тучи. Уже неделю, если не больше, она просила у Бога снег в качестве подарка на именины – и хоть бы хны. Сегодня надо попробовать ещё раз. И не забыть ещё кое-что: неделю назад она пригласила на сегодня друзей. И среди них был Глеб. Варя знала, что это глупо: они и виделись-то всего два раза в жизни, да изредка общались в интернете. Но что-то дёрнуло девочку скрепя сердце отправить приглашение и ему. Через монитор не видно, как дрожат руки, горят глаза и краска заливает лицо, так что всё в порядке… И вот теперь была ещё одна просьба: только бы он пришёл! Не «влюбился», не «поцеловал», не «предложил встречаться» — просто пришёл, и всё.

 

На несколько секунд выпав из раздумий в повседневность, Варя заметила, что дошла до Китай-города. Хорошо. Это чудесный район Москвы: со старыми церквями, кривыми нелогичными переулками, исторической библиотекой и приветливого цвета стенами Ивановского монастыря.

 

Кстати, о монастыре. Надо зайти, посмотреть, как расписали собор. И Варя решительным шагом направилась в сторону знакомых ворот.

 

Вдруг кто-то догнал её. Сначала девочка услышала шлёпанье по лужам на асфальте и тяжёлое дыхание. Обернулась. Глеб, ростом под два метра, широкий в плечах и похожий со своими длинными волосами и в долгополом сером пальто на дореволюционного гимназиста, улыбнулся и просто сказал:

 

— Привет. С днём ангела! – и протянул ей большой букет каких-то жёлтых, рыжих и бордовых цветов, которых Варя не знала.

 

— Привет! – чуть не задохнувшись от счастья, прошептала девочка, в порыве радости обняв приятеля где-то в районе грудной клетки: выше не дотянулась.

 

И в этот момент из туч, так долго бродивших над Москвой, набирая силу, пошёл крупный, влажный, белый и лёгкий, как свадебная фата, именинный снег. Он оседал на волосах, ресницах и носах наших героев и так же тихо и медленно ссыпался к их ногам. Он заметал все следы, все контуры зданий и деревьев, оставляя только силуэты, как тени на стене. В мгновение город превратился в кружевную белую сказку, и это было так хорошо, что хотелось жить и смеяться, как и должно быть на именины. И когда Глеб наклонился, чтобы поцеловать Варю, он заметил, что у неё тёмно-серые, зимние глаза

 

Оффтопик

Мечта

 

А он есть, этот край земли? Аня была уверена, что нет. В семнадцать лет перестаёшь верить в сказки. О любви мечтаешь. О взаимной.

 

Но взаимной как раз и нет. Есть Данилка, в него весь двор влюблён. А у Ани веснушки, волосы из хвостов светлыми кудряшками торчат, губы детские, надутые. Разве что ресницы длинные, загнутые. Ничего Аня из себя не представляет, чтобы понравится Даниле. А у него пара девиц, красоток, на шее виснет. И неизвестно какие у них там отношения.

 

Пусть Данила и красавчик, но Анюта девушка брезгливая. В семнадцать лет кроме поцелуев ничего парням не позволяла. Да и было этих поцелуев… три. В шестом классе, с Женькой Осиповым, в одиннадцатом с Петей из десятого и после школы как-то раз разрешила себя проводить и поцеловать другу из соседнего дома.

 

Синий чулок она, Аня. А всё потому, что некрасивая. И не весёлая, не смешливая. Мечтательная. Книги любит. Посидит сейчас на лавочке и пойдёт читать. О взаимной любви, на краю света в волшебном саде. Книга на столе раскрыта. А с компьютера Аня читать не любила.

 

— Девушка, а зачем вам край света? Убежать хотите?

 

Голос незнакомый, мужской. Аня так размечталась, что последние слова могла произнести вслух. А кто-то тихо сел рядом и услышал. Стыд какой!

 

Она подняла взгляд, взмахнула ресницами и обомлела. Какой там Данилка, рядом с ней сидел самый красивый парень на всём белом свете! Только что-то в нём было неуловимо знакомое. Такое знакомое, но Аня не могла понять.

 

— Я… книгу читаю. Там сад волшебный на краю земли. И двое влюблённых. Они должны быть счастливы, но я ещё не дочитала, — почему-то разоткровенничалась Аня. – А вы кто?

 

— Я? – парень светло улыбнулся. – Я один из этих героев. А вы вторая.

 

Аня так растерялась, что не нашлась, что ответить. Но новый знакомый продолжил, словно и не заметил её растерянности:

 

— Понимаете, Анна. Книги — они живые. Об этом мало кто знает, только такие мечтательницы, как вы. Жаль, что таких девушек мало.

 

— Каких? – решилась спросить Аня.

 

— Красивых, умных, с безграничным воображением. Я же тоже такой. И живу я далеко, в другой стране. И ту же книжку сейчас читаю. О волшебном саде на краю земли. И захотелось мне встретить ту, с которой буду счастлив. Закрыл глаза, представил, и вот – я здесь, с вами. Имя даже вам придумал – Анна. Вам нравится?

 

— Да меня родители так назвали, — впервые улыбнулась она. – А вы всё выдумали!

 

— Ну да, выдумал! – он даже вскочил от волнения. – Я живу в Аликанте, в Испании,

 

а вы в России, в Суздале. Я Рауль, вы Анна. Я придумал вам веснушки и блестящие глаза с длинными ресницами! А вы придумали такого, как я, чтобы влюбиться. Что непонятного?

 

Он снова сел рядом с ней.

 

— Всё непонятно, — сказала она, — по-твоему, мы не существуем? Я не прожила семнадцать лет, меня нет? Я книжный персонаж?

 

Рауль снова так хорошо улыбнулся, что Аня сразу успокоилась.

 

— И да, и нет, — ответил он. – Хочешь, я исчезну, а ты вернёшься в настоящую жизнь? Может, встретишь кого-нибудь, полюбишь. Только волшебного сада на краю земли у вас не будет. Подумай.

 

А долго ли думают мечтательницы? Обычная жизнь, впереди учёба и работа, возможное, а скорее невозможное замужество, кошка, и вот Аня уже старая дева.

 

— Только почему ты называешь меня красивой? – спросила она.

 

— Я тебя такой вижу. А ты меня каким?

 

— Идеальным, — почему-то без труда призналась Аня.

 

— Именно! А я обычный парень с другого конца земли. И никто не считает меня идеалом. Это мы друг для друга безупречны во всём. Заметила, что даже разные языки нам не преграда? В воображение возможно всё. А сейчас… хочешь увидеть сад?

 

— А где же край земли?

 

— Повсюду, вокруг, в наших мечтах. Я поцелую тебя, и мы там окажемся. Согласна?

 

Еле слышное «да» и её обжёг и унёс от земли поцелуй любимого. Любимого?! Ветер закружил их, время растворилось.

 

Аня открыла глаза и увидела, что сидит в удивительном саду, наполненным пением птиц и ароматом цветов. А ещё бабочки! Большие, разноцветные, невиданные. Сверху падают лепестки цветов, нежные, розовые и белые. Звучит еле уловимая музыка! Скрипка. Как чудесно играет!

 

И Рауль! Да, именно такой человек, которого она хотела встретить.

 

Только кто она теперь?

 

— Мечта, — прошептал он ей на ушко. — Сбывшаяся мечта ещё одного мечтателя. Автора.

 

***

 

Внеконкурс. Прочти меня! Оцени меня!

writercenter.ru/library/proza/rasskaz/vopros5/541426.html

Оффтопик

Желающие могут пройти по ссылке и написать рецензию по правилам игры или собственному усмотрению. Это Внеконкурс. Лучшие рецензии можно предложить потом при голосовании как Бонус

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль