Босеан №1. Чёрная игра. Голосование за рецензии до 24 февраля
 

Босеан №1. Чёрная игра. Голосование за рецензии до 24 февраля

22 февраля 2023, 01:36 /
+11

Уважаемые жители Мастерской! Начинаем голосование! Оно пройдёт до 24.02 до 24-00 по Москве.

 

Сначала будут выложены в оффтопе два рецензируемых рассказа.

Далее, анонимно, три работы критиков, которые и предлагаются вашей оценке. Голосовать могут все, включая авторов.

Составляем в комментариях свой топ лучших рецензий (независимо, на какой рассказ) из 2 мест, баллы будут начисляться по схеме 3-1.

 

Внеконкурс топом не оценивается, но ваше мнение, безусловно, будет интересно рецензентам. Так же выложены две бонусные рецензии.

 

Внимание! Участник голосования вправе — это по желанию — начислить любой рецензии дополнительные 0,5 балла — за соответствие требованиям к написанию рецензий и/или за какие-либо особенно удачные моменты.

 

Пример.

Оффтопик

На конкурс выставлены четыре рецензии, голосование топом из трёх мест. Присуждение дополнительных 0,5 балла будет выглядеть таким образом:

 

1 — рецензия № 2

2 — рецензия №3 + 0,5 за…

3 — рецензия № 4

 

или:

 

1 — рецензия №1

2 — рецензия №4

3 — рецензия №2

рецензия номер один + 0,5 за…

 

Обоснование топа голосования — желательно, но не обязательно. В то же время начисление рецензии дополнительных 0,5 балла обязательно должно быть обосновано.

 

Победитель получит награду «Босеан: победа в чёрной игре».

Оффтопик

При одинаковых баллах голосования награду получают оба победителя, но ведущим следующего тура выбирается один из них, либо по количеству первых мест, либо дополнительным баллом Ведущего.

 

Рассказы.

Оффтопик

Именинный снег

 

Зима в этом году, кажется, вообще не собиралась приходить, до середины декабря оставив своих подданных на попечении неприятного межсезонья. А может, глобальное потепление не сказки? А вдруг и правда так будет теплеть, теплеть, и в конце концов Москва превратится в добела раскалённый июньский Рим? Варя блаженно прикрыла глаза, вспоминая свои двухнедельные римские каникулы позапрошлым летом. Узкие улочки в зелени, маленькие церковки на каждом шагу, дома не выше пяти этажей… И надо всем этим – неумолимо жестокое, как пускающий огненные стрелы античный бог, итальянское солнце. И нагретый воздух, в котором смешиваются запахи тухлой рыбы, пыли, доносящихся с улицы Принца Евгения выхлопов. В гордом одиночестве гуляя по Риму, Варя чувствовала себя кем-то варёным (почему-то воображение рисовало ей загадочное разлапистое существо с вытаращенными глазами, которое и так-то не сильно соображает, а уж в варёном виде и подавно). И тогда она объедалась мороженым, на сколько хватало денег, и заходила чуть ли не в каждую встречную церковь, лишь бы убежать куда-нибудь от этой выворачивающей внутренности жары. Поэтому из своего знакомства с Вечным Городом Варя Зеленцова вынесла вкус сливок с шоколадной крошкой во рту, вывод, что распадение христианства на Рим и Константинополь было самой страшной ошибкой истории и острое желание вернуться сюда ещё раз.

 

Но здесь не Рим, а Москва. И не июнь, а декабрь. А снега не было чуть ли не с прошлого февраля. Там, на Апеннинском полуострове, это нормально и пусть будет так. Но здесь, чёрт возьми, должен быть снег! Ведь испугался же нашей зимы Наполеон (и Гитлер, кажется, тоже). А теперь? Да он бы и разницы не заметил, что Москва, что Париж!

 

Варина досада на неправильную погоду усиливалась ещё одним обстоятельством: у неё были именины. И в детстве в это время она всегда каталась на саночках, лепила с соседскими ребятами крепости, а с тётей или бабушкой – снеговиков. Теперь не то что снеговика – и плюгавенький снежок не слепишь! Скорее бы Рождество – тогда бы она уехала из этого города в какую-нибудь далёкую глухомань, которой и на карте-то нет. И там был бы снег. Потому что Рождество без снега – это очень неинтересно: теряется сказочность, волшебство, пастернаковская «оглобля в сугробе и небо над кладбищем, полное звёзд».

 

С такими невесёлыми мыслями Варя подняла голову и долго смотрела на висевшие над городом тучи. Уже неделю, если не больше, она просила у Бога снег в качестве подарка на именины – и хоть бы хны. Сегодня надо попробовать ещё раз. И не забыть ещё кое-что: неделю назад она пригласила на сегодня друзей. И среди них был Глеб. Варя знала, что это глупо: они и виделись-то всего два раза в жизни, да изредка общались в интернете. Но что-то дёрнуло девочку скрепя сердце отправить приглашение и ему. Через монитор не видно, как дрожат руки, горят глаза и краска заливает лицо, так что всё в порядке… И вот теперь была ещё одна просьба: только бы он пришёл! Не «влюбился», не «поцеловал», не «предложил встречаться» — просто пришёл, и всё.

 

На несколько секунд выпав из раздумий в повседневность, Варя заметила, что дошла до Китай-города. Хорошо. Это чудесный район Москвы: со старыми церквями, кривыми нелогичными переулками, исторической библиотекой и приветливого цвета стенами Ивановского монастыря.

 

Кстати, о монастыре. Надо зайти, посмотреть, как расписали собор. И Варя решительным шагом направилась в сторону знакомых   ворот.

 

Вдруг кто-то догнал её. Сначала девочка услышала шлёпанье по лужам на асфальте и тяжёлое дыхание. Обернулась. Глеб, ростом под два метра, широкий в плечах и похожий со своими длинными волосами и в долгополом сером пальто на дореволюционного гимназиста, улыбнулся и просто сказал:

 

— Привет. С днём ангела! – и протянул ей большой букет каких-то жёлтых, рыжих и бордовых цветов, которых Варя не знала.

 

— Привет! – чуть не задохнувшись от счастья, прошептала девочка, в порыве радости обняв приятеля где-то в районе грудной клетки: выше не дотянулась.

 

И в этот момент из туч, так долго бродивших над Москвой, набирая силу, пошёл крупный, влажный, белый и лёгкий, как свадебная фата, именинный снег. Он оседал на волосах, ресницах и носах наших героев и так же тихо и медленно ссыпался к их ногам. Он заметал все следы, все контуры зданий и деревьев, оставляя только силуэты, как тени на стене. В мгновение город превратился в кружевную белую сказку, и это было так хорошо, что хотелось жить и смеяться, как и должно быть на именины. И когда Глеб наклонился, чтобы поцеловать Варю, он заметил, что у неё тёмно-серые, зимние глаза

 

Оффтопик

Мечта

 

А он есть, этот край земли? Аня была уверена, что нет. В семнадцать лет перестаёшь верить в сказки. О любви мечтаешь. О взаимной.

 

Но взаимной как раз и нет. Есть Данилка, в него весь двор влюблён. А у Ани веснушки, волосы из хвостов светлыми кудряшками торчат, губы детские, надутые. Разве что ресницы длинные, загнутые. Ничего Аня из себя не представляет, чтобы понравится Даниле. А у него пара девиц, красоток, на шее виснет. И неизвестно какие у них там отношения.

 

Пусть Данила и красавчик, но Анюта девушка брезгливая. В семнадцать лет кроме поцелуев ничего парням не позволяла. Да и было этих поцелуев… три. В шестом классе, с Женькой Осиповым, в одиннадцатом с Петей из десятого и после школы как-то раз разрешила себя проводить и поцеловать другу из соседнего дома.

 

Синий чулок она, Аня. А всё потому, что некрасивая. И не весёлая, не смешливая. Мечтательная. Книги любит. Посидит сейчас на лавочке и пойдёт читать. О взаимной любви, на краю света в волшебном саде. Книга на столе раскрыта. А с компьютера Аня читать не любила.

 

— Девушка, а зачем вам край света? Убежать хотите?

 

Голос незнакомый, мужской. Аня так размечталась, что последние слова могла произнести вслух. А кто-то тихо сел рядом и услышал. Стыд какой!

 

Она подняла взгляд, взмахнула ресницами и обомлела. Какой там Данилка, рядом с ней сидел самый красивый парень на всём белом свете! Только что-то в нём было неуловимо знакомое. Такое знакомое, но Аня не могла понять.

 

— Я… книгу читаю. Там сад волшебный на краю земли. И двое влюблённых. Они должны быть счастливы, но я ещё не дочитала, — почему-то разоткровенничалась Аня. – А вы кто?

 

— Я? – парень светло улыбнулся. – Я один из этих героев. А вы вторая.

 

Аня так растерялась, что не нашлась, что ответить. Но новый знакомый продолжил, словно и не заметил её растерянности:

 

— Понимаете, Анна. Книги — они живые. Об этом мало кто знает, только такие мечтательницы, как вы. Жаль, что таких девушек мало.

 

— Каких? – решилась спросить Аня.

 

— Красивых, умных, с безграничным воображением. Я же тоже такой. И живу я далеко, в другой стране. И ту же книжку сейчас читаю. О волшебном саде на краю земли. И захотелось мне встретить ту, с которой буду счастлив. Закрыл глаза, представил, и вот – я здесь, с вами. Имя даже вам придумал – Анна. Вам нравится?

 

— Да меня родители так назвали, — впервые улыбнулась она. – А вы всё выдумали!

 

— Ну да, выдумал! – он даже вскочил от волнения. – Я живу в Аликанте, в Испании,

 

а вы в России, в Суздале. Я Рауль, вы Анна. Я придумал вам веснушки и блестящие глаза с длинными ресницами! А вы придумали такого, как я, чтобы влюбиться. Что непонятного?

 

Он снова сел рядом с ней.

 

— Всё непонятно, — сказала она, — по-твоему, мы не существуем? Я не прожила семнадцать лет, меня нет? Я книжный персонаж?

 

Рауль снова так хорошо улыбнулся, что Аня сразу успокоилась.

 

— И да, и нет, — ответил он. – Хочешь, я исчезну, а ты вернёшься в настоящую жизнь? Может, встретишь кого-нибудь, полюбишь. Только волшебного сада на краю земли у вас не будет. Подумай.

 

А долго ли думают мечтательницы? Обычная жизнь, впереди учёба и работа, возможное, а скорее невозможное замужество, кошка, и вот Аня уже старая дева.

 

— Только почему ты называешь меня красивой? – спросила она.

 

— Я тебя такой вижу. А ты меня каким?

 

— Идеальным, — почему-то без труда призналась Аня.

 

— Именно! А я обычный парень с другого конца земли. И никто не считает меня идеалом. Это мы друг для друга безупречны во всём. Заметила, что даже разные языки нам не преграда? В воображение возможно всё. А сейчас… хочешь увидеть сад?

 

— А где же край земли?

 

— Повсюду, вокруг, в наших мечтах. Я поцелую тебя, и мы там окажемся. Согласна?

 

Еле слышное «да» и её обжёг и унёс от земли поцелуй любимого. Любимого?! Ветер закружил их, время растворилось.

 

Аня открыла глаза и увидела, что сидит в удивительном саду, наполненным пением птиц и ароматом цветов. А ещё бабочки! Большие, разноцветные, невиданные. Сверху падают лепестки цветов, нежные, розовые и белые. Звучит еле уловимая музыка! Скрипка. Как чудесно играет!

 

И Рауль! Да, именно такой человек, которого она хотела встретить.

 

Только кто она теперь?

 

— Мечта, — прошептал он ей на ушко. — Сбывшаяся мечта ещё одного мечтателя. Автора.

 

КОНКУРС

 

№1

Именинный снег

 

Я думаю, что не стоило бы автору смешивать «неумолимо жестокое» описание удручающего впечатления от жары в Риме и декабрьских опустелых без снега московских улиц с описанием ожидания и встречи двух влюблённых. То есть, — «жестокого» начала («запах тухлой рыбы») и тёплой встречи в конце рассказа. И, на мой взгляд не стоит создавать мешанину из вкуса сливок и распадения Христианства.

Зато удалось описание их встречи в конце, то, как опалилились их сердца.

Слишком долгая подготовка читателя к их встрече всё-таки утомляет. В композиции следовало бы уделить большее внимание кульминации-встрече.

Удивляет самокритика героини в своём описании-«разлапистое существо...»

Встречаются неплохие образные выражения: «добела раскалённый Рим», «как пускающий огненные стрелы..», «выворачивающая внутренности...», описание удручающего московского бесснежья.

Как-то нехватает диалогов, а те, которые есть — очень краткие. Мало внешнего описания героини Вари, кроме «тёмно-серых зимних глаз». Неплохо описан герой-«ростом под два метра...»и т. д. Но, к сожалению, известно о нём очень мало. Только «Привет», описание («ростом под два метра...») и желание поцеловать Варю.

Зато очень удался финал: встреча и падение «именинного снега».

 

№2

Именинный снег

«Именинный снег» при прочтении мне показался не целостным произведением, а частью какой-то большой работы. Это скорее всего от того, что нарушено построение композиции. Автор большую часть своей работы отвел описанию воспоминаний ГГ, которое перекрыло основное развитие событий. Из достоверности событий хотелось бы понять, как приглашенный на именины Глеб, понял в каком районе Москвы искать Катю? И почему Катя, пригласив к себе друзей и знакомых, не встречала их дома, а ушла гулять по Московским улицам?

В целом, рассказ получился теплым, добрым.

 

№3

Мечта

В целом рассказ понравился, композиция выдержана хорошо. Но на мой взгляд, работу портят шаблонные слова. Я не против шаблонных слов, но они создают некий диссонанс, превращая живой диалог ГГ в искусственный. И еще мне не хватило описания этого Рауля. Анна же была им восхищена, вот отражения этого восхищения я и не увидела при чтении.

 

Внеконкурс

 

№1.

Именинный снег

 

Мне кажется, что автор хотел передать изменения в чувствах героев через описания контрастов в восприятии разных городов. Что у него и получилось.

 

Композиция. Описание римской жары сменяется разочарованным описанием предрождественской Москвы без снега. Кстати, мне тоже когда-то пришлось окунуться в римскую жару, отчего я запомнил

неприятное впечатление от приторного римского «желято»(мороженого), нисколько не охладившего меня.

Затем в рассказе — ожидание, ожидание и ожидание чего-то радостного и сердечного!

Вот и кульминация: неожиданная встреча любимого с цветами для Вари!

И финал: пошёл долгоожидаемый снег, приносящий радость, которая и отразилась в тёмно-серых глазах Вари.

Да, я согласен с автором: Рим утомляет своей жарой и античностью. Хорошо характеризуется этот город и запахом тухлой рыбы и выхлопами. А, может быть, в этом чувствуется небольшой перегиб…

Как я помню, запах древности сбивает здесь с ног при первом впечатлении.

 

Что самое интересное, что в рассказе чувствуется ноющая тоска по снегу!

 

Очень хорошо дано:

– описание чувств через монитор, мыслей сквозь экран: «Чтобы просто пришёл»,

– описание района Москвы, описание второго героя-Глеба.

Приведены отличные сравнения:

– добела раскалённый,

– жестокое, как пускающий огненные стрелы…

 

Но в самое сердце поразил меня очень смелый автопортрет героини!

 

Диалог здесь – самодостаточен: обмен приветствиями и всё.

 

И ещё мне понравилось движение в рассказе: от воспоминаний о Риме, воспоминаний о детстве, небо-тучи, приглашение Глеба, район Москвы, направление движения к монастырю, и до встречи с Глебом.

 

О героях. Героиня чересчур подвержена самокритике:«загадочное разлапистое существо...», и удивляет её объедание мороженым. И странно, что всё-таки у неё осталась в памяти от этого города всё вместе: и «вкус сливок», и «ошибка истории», и «желание вернуться».

Но это только оживляет портрет её.

В её описании только «тёмно-серые зимние глаза». И всё?

 

Вот я так только и могу описать впечатление о прочитанном!

 

№2

Именинный снег

 

От рецензента:«… текст на мой взгляд безупречен. В крайнем случае очень хорош. Поэтому пришлось так выворачиваться»

От ведущего: так как традиции игры ещё не устоялись, рецензию взяли во внеконкурс, но в дальнейшем…

 

Итак читаем рассказ на рецензию «Именинный снег». Собственно о чем этот рассказ? Да ни о чем. С самого начала этого рассказа некая Варя ностальгирует по снегу зимой. Причем так, что даже сравнивает Москву с Римом, вспоминая Римские каникулы, проведенные в июне, хотя в настоящее время на дворе декабрь.

А вдруг и правда так будет теплеть, теплеть, и в конце концов Москва превратится в добела раскалённый июньский Рим? Варя блаженно прикрыла глаза, вспоминая свои двухнедельные римские каникулы позапрошлым летом.

И действительно, в былые времена, зимой был мороз и снега по уши. Ну так что с того? Ну нет снега и бог бы с ним. Будь у этой Вари дровяная печка, а не квартира, то радовалась бы потеплению. Зачем ей снег? А снег ей нужен для того, чтобы тот был. Проблем у нее нет. По заграницам ездит, приключения ищет, от нечего делать, мороженое жует в неограниченных количествах.

И тогда она объедалась мороженым, на сколько хватало денег,

Читая такое, можно сделать вывод, что у Вари удалены гланды. Ведь объедаться мороженым в жару весьма опасно. Ангина, как ни крути, поджидает именно в такой вот момент. Но Варе пофиг. Она в Рим ездила только ради мороженного и как результат, цель поездки была достигнута.

из своего знакомства с Вечным Городом Варя Зеленцова вынесла вкус сливок с шоколадной крошкой во рту

Интересно, а в каком-нибудь Мозамбик или в Якутии такое же мороженое? Возможно Варя просто дегустатор мороженного мирового масштаба. Однако читаем дальше и видим сделанный ею вывод:

распадение христианства на Рим и Константинополь было самой страшной ошибкой истории

Как? Как можно было сделать такой вывод по вкусу сливок с шоколадной крошкой? Неужели она историк с мировым именем, ездит по миру и определяет исторические события по вкусу мороженного? Наверно после такого все историки и археологи начнут с жадностью уплетать шоколадное мороженое, чтобы познать непознанное и сделать исторические открытия. Но, возможно Варя является рекламным агентом мороженной фабрики. Или это автор делает рекламный вброс? Ну бог с ними. В данном случае Варя просто ударилась в воспоминания бывшей жизни. А на данное время она находится в Москве зимой.

Но здесь не Рим, а Москва. И не июнь, а декабрь.

Мороженого нет. Или есть, но дорогое. Или все исторические выводы ею уже сделаны по части возникновения Москвы и переноса столицы именно туда. Жаль не описано сколько для этого мороженого потребовалось. В общем, как бы там ни было, а теперь в Москве ей нужен снег, которого не было…

снега не было чуть ли не с прошлого февраля

В принципе она в чем-то права. Ведь когда нет снега где-то на

Апеннинском полуострове

это нормально, а вот в Москве это неприемлемо. Но почему ее так раздражает отсутствие снега? Читаем далее и видим ее мысли:

испугался же нашей зимы Наполеон (и Гитлер, кажется, тоже). А теперь? Да он бы и разницы не заметил, что Москва, что Париж!

Вот они исторические выводы про Москву. Гитлер испугался зимы! Вот он переломный момент тех событий. Не победа в Сталинградской битве в конце 1942 года, не Курская битва, которая была в июле 43-его. Это вообще лето было. А зима! Варя беспокоится за национальную безопасность и твердо уверена, что за спиной Деда Мороза самое безопасное место. Неужели до такой степени нет доверия вооруженным силам?

Видимо, по этой причине ее раздражает отсутствие снега в то время, когда тот должен быть. Похоже, она еще и педантка до мозга костей. Если что-то должно быть, оно должно быть и никак иначе. Если было раньше, значит должно быть и сейчас. Особенно в день ее именин. Уж в такой день вынь да положь то, что ей хочется.

Варина досада на неправильную погоду усиливалась ещё одним обстоятельством: у неё были именины.

И коли она помнила, что в этот день

она всегда каталась на саночках, лепила с соседскими ребятами крепости,

то и сейчас следовало делать то же самое. А снега нет. И поэтому:

Теперь не то что снеговика – и плюгавенький снежок не слепишь!

Вот что ей нужно. Снежки с крепостями лепить на свои именины. Казалось бы зачем ей это? Сколько лет Варе? Задаюсь я вопросом и не нахожу ответа. Ну раз в Рим моталась два года назад за мороженым, стало быть явно не 14. И думает о снежках? Похоже у Вари психические отклонения. Ну в самом деле, что ей мешает уехать куда-нибудь в Тьму Таракань захолуйской области… На Таймыр, например? Ведь в Рим ездила за мороженым, а тут плиз в Якутию, на берег Новосибирского моря, именины встретить. Или на Новосибирские острова. Ну или в Норильск, хотябы. И она сама до этого додумывается.

Скорее бы Рождество – тогда бы она уехала из этого города в какую-нибудь далёкую глухомань, которой и на карте-то нет

.

К сожалению на карте сейчас все есть, поскольку белых пятен практически не осталось. Ну разве что в Антарктиде. Но там есть места, где снега тоже нет. Выдувается весь ветрами. Ну да ладно. Итак. Варе нужен снег посреди зимы и его отсутствие ее просто бесит. А бесит…

Потому что Рождество без снега – это очень неинтересно

Для педанта с психическими отклонениями отсутствие снега на рождество, да еще и в день именин, просто невыносимо. Похоже, она вообще психопатка. Ну ехать в глухомань из-за такой ерунды? Но вот ей надо, и хоть тресни, а должно быть! Ей это нужно как:

«оглобля в сугробе и небо над кладбищем, полное звёзд»

Жуткие мыслишки, надо признать. Точно психопатия и неврастения вместе взятые. Медленно, но верно, из рассказа вытекают психические заболевания Вари. И читатель

С такими невесёлыми мыслями

читает далее. А Варя, тем временем,

подняла голову и долго смотрела на висевшие над городом тучи.

И чего она там узрела? Задумываемся мы. А оказывается, она общается с Богом:

Уже неделю, если не больше, она просила у Бога снег в качестве подарка на именины

Во как! Ну кому придет в голову просить у Бога снега в качестве подарка на именины? Вот Варе пришло. Она уже больше недели с ним общается. Точнее попрошайничает. И действительно. На этом месте у читателя невольно возникает вопрос: «Неужели в наше время у Бога зимой снега не выпросишь? До чего же дожили»! Может она еще о чем-то с ним общается? Любопытство не порок, как говорится. Ну ладно. С Варей все ясно.

Казалось бы все проблемы героини на лицо. Любительница мороженого в жаркую погоду. Оно стимулирует ее к исторически важным выводам и открытиям. И любительница снега зимой. На эту тему она даже с Богом общается. Но нет. Как оказалось, у нее есть еще одна проблема. В ее голове поселился некий Глеб. Трудно сказать, воображаемый герой, или реальный.

неделю назад она пригласила на сегодня друзей. И среди них был Глеб.

Может у Вари еще и шизофрения? Вполне возможно, поскольку

они и виделись-то всего два раза в жизни, да изредка общались в интернете.

Ну, чем заканчиваются знакомства в интернете я уже где-то писала. Не буду рекламировать, но ничем хорошим точно. Однако в данном случае не он ее, а она его пригласила к себе. Заманухой попахивает.

что-то дёрнуло девочку скрепя сердце отправить приглашение и ему.

Интересно что именно ее дернуло писать приглашение человеку, которого едва видела пару раз. Может точно воображаемый приятель? И появился он не так давно, похоже. Во время возникновения проблем с отсутствием снега.

Но если Глеб реальный? По описанным признакам получается, что Варя замышляет нечто нехорошее против него. Вот как она это делает.

Через монитор не видно, как дрожат руки, горят глаза и краска заливает лицо, так что всё в порядке…

Пользуясь тем, что Глеб не может видеть ее эмоции, она считает, что это нормально. Однако дрожь в руках – это либо алкогольная интоксикация, либо ряд серьезных заболеваний. Так скажем патологический тремор. Ну сами понимаем, что никакого испуга, переутомления и переохлаждения у Вари нет. Она даже мороженое не употребляла. И создается впечатление, что Варе требуется безотлагательная психотерапия. Все усугубляется еще тем, что у нее при этом

горят глаза и краска заливает лицо

Кошмар. Такое бывает у социопатов в предвкушении очередной жертвы. С ужасом думаешь, хоть бы автор не описывал мысли Вари. Нет. Он все же их описал. Ей не нужно, чтобы бедняга Глеб в нее влюблялся и прочее. Ей нужно, чтобы он

только бы он пришёл! Не «влюбился», не «поцеловал», не «предложил встречаться» — просто пришёл, и всё.

Да она опасна для общества! Остается надеяться, что Глеб – это воображаемый ею друг.

И похоже на то. Читаем дальше:

выпав из раздумий в повседневность, Варя заметила, что дошла до Китай-города. Хорошо.

Ну точно у психопатки шизофрения в плюсе с невростенией. Выйдя из состояния психоза с потерей контакта с реальностью из-за дезорганизованного поведения, она обнаружила себя в Китай-городе. Но из-за узкого диапазона эмоций, а проще аффективной тупости, она никак не удивилась происходящему. Единственное, что возникло в голове, это

Надо зайти, посмотреть, как расписали собор

Ее интересуют граффити гопников на задворках? Какой кошмар. И вот в этот момент начинается самое интересное.

Вдруг кто-то догнал её. Сначала девочка услышала шлёпанье по лужам на асфальте и тяжёлое дыхание. Обернулась. Глеб

Похоже тут мы узнаем правду. Он реален или Варю накрыло окончательно? Как выглядит Глеб?

ростом под два метра, широкий в плечах и похожий со своими длинными волосами и в долгополом сером пальто на дореволюционного гимназиста,

У кого-нибудь еще остались сомнения? Часто мы встречаем подобные экземпляры на улице? Ладно. Кто не понял, читаем далее. Он поздоровался с ней и

протянул ей большой букет каких-то жёлтых, рыжих и бордовых цветов, которых Варя не знала.

Допустим, что Глеб реальный и эта встреча случайна. Где бы он вот так вот быстро цветы купил? Цветочные магазины на каждом углу что ли? Случайно увидел, тут же забежал, купил… Нет конечно. Тогда, получается, он следил за Варей уже с букетом цветов? А чего не догнал раньше, а ждал, пока ее занесет в Китай город? Тоже не сходится. И потом в наших цветочных магазинах не такой уж и большой выбор экзотических цветов. Варя не знает как выглядят розы или тюльпаны? Ну еще пара названий. Не будем копаться. Это воображаемый друг с воображаемыми цветами. Варе одиноко, к тому же зимой нет снега, что усугубляет ее состояние. От всего этого у нее обострение. Читаем дальше:

в порыве радости обняв приятеля где-то в районе грудной клетки: выше не дотянулась.

Либо у этой Вари рост один метр, либо этот Глеб Снежный человек. Если у него, как описывает автор, рост два метра, то в районе его грудной клетки, учитывая расположение рук при обнимашках на уровне плеча, рост Вари… Полтора метра максимум. Теперь понятна причина ее психического состояния. Это одиночество. Синдром неполноценности. В общем жуть. Но как только она встретилась с этим своим воображаемым другом, в этот момент

из туч, так долго бродивших над Москвой, набирая силу, пошёл крупный, влажный, белый и лёгкий, как свадебная фата, именинный снег.

То есть из туч пошло сразу два вида снега. Один крупный, влажный, белый – обычный снег. И другой — легкий, как свадебная фата, именинный. Явно выпрошенный у Бога. Последний вид, кстати

оседал на волосах, ресницах и носах наших героев и так же тихо и медленно ссыпался к их ногам

Ну, то есть не таял, в отличии от обычного снега, который, если уж попадает на нос, то стремится растаять. И скатываться с волос точно не может. К тому же этот снегопад не создавал сугробы, а

заметал все следы, все контуры зданий и деревьев, оставляя только силуэты, как тени на стене

Как тени на стене… Граффити на задворках уже отдыхают. Контуры зданий и деревьев. Все эти предметы объемные. Но Варя, в силу своего заболевания, видит лишь контуры и воспринимает их как тени на стене. Это нарушение логического мышления в решении задач. Когнитивный дефицит так сказать. В подтверждение такого вывода смотрим, что делает двухметровый Глеб, которому Варя едва до груди достает.

когда Глеб наклонился, чтобы поцеловать Варю, он заметил, что у неё тёмно-серые, зимние глаза

Вот так сразу, даже не виделись толком, и уже целоваться? Да ему для этого пополам согнуться надо было. Это в зимней-то одежде? Легче было поднять ее под руки. Но нет. Он наклонился, что весьма неудобно и при этом не просто чмокнул, а еще и глаза ее рассматривал. Темно-серые, зимние. Зимние глаза? Да что там обсуждать. Глеб, похоже, такой же как и Варя.

На деле нет. Автор описывает желания и воображение Вари, вот и все. Воображаемый друг в действии.

 

Вывод. В целом рассказ неплох. Хорошо описаны чувства героини. По ее желаниям и эмоциям вывод делается сам собой. Она одинокий педант, психопат, страдает неврастенией и шизофренией тяжелой степени. Очень любит мороженое, так как оно стимулирует ее делать неоднозначные выводы в области истории. Любит граффити на стенах и живет с воображаемым двухметровым другом, который дарит ей сказочные цветы.

Но если так, то, значит, никакой поездки в Рим не было и все это воображение тяжело больного человека. Неужели все так серьезно? Что же так накрыло Варю? Задаюсь я вопросами и не нахожу ответа. А может все с того Рима и началось? Возможно ли, что из-за чрезмерного употребления мороженого в жару Варя застудила мозг, после чего появился Глеб? Очень похоже на то. Автор оставляет читателю делать выводы самостоятельно. Ведь выпавший снег при встрече с Глебом играет роль символизма воплощения в жизнь ее мечтаний. А реально ли это в жизни? Нет конечно. Варя вызывает жалость. Ведь описан лишь малый эпизод жизни шизофреника. Но жизнь довольно долгая и какие еще эпизоды могут быть? В любом случае написано хорошо и читатель, которого интересует психология и психиатрия, будет с нетерпением ждать продолжения рассказа.

 

№3

Мечта

От ведущего. Тот же случай, как с предыдущей рецензией: так как традиции игры ещё не устоялись, рецензию взяли во внеконкурс, но в дальнейшем…

 

В данном рассказе описана некая мечтательница Аня. И мечтает она о любви. Надо сказать, в 17 лет весьма опасное дело. Тем более, что мечтает она о взаимной любви. И слава богу, что понимает, что таковой нет. Но, как говорится, мечтать не вредно.

Описание Ани воспринимается как-то неоднозначно.

у Ани веснушки, волосы из хвостов светлыми кудряшками торчат, губы детские, надутые. Разве что ресницы длинные, загнутые.

Как бы задумка автора понятна. Волосы завязаны в хвостики и накручены плойкой.

Но воображение есть не у каждого. Лично мне представилось нечто с кучей конских хвостов, торчащих кверху из-под джинсов в разные стороны, как развернутый хвост павлина. Почему конских? Потому как у лошадей волосы, а не шерсть. И эти хвосты покрыты светлыми, кудрявыми волосами, торчащими пучками. Клокатые, такие, конские хвосты. Следом нарисовалось и лицо Ани. Лошадиная морда с детскими надутыми губами. Воображение дало сбой и губы представились накачанными, как у любовницы олигарха. И вот такой вот покемон хлопает длинными, загнутыми ресницами. А автор умудряется к такому описанию добавить:

Ничего Аня из себя не представляет, чтобы понравится Даниле.

Еще как представляет! Больше чем. Другое дело, что ему не до нее.

у него пара девиц, красоток, на шее виснет

Вот тут представился Данила, у которого на шее постоянно висят две девицы. Ему же тяжело должно быть. Конечно не до Ани. Как он передвигается вообще? Жаль, что девицы не описаны. Если такие же как представилась Аня, то… Мне уже жаль этого Данилу. Похоже автору тоже, так как он не описывает отношения Данилы с этими девицами.

неизвестно какие у них там отношения.

Ну и правильно. Лучше не знать.

Но как бы там ни было, выходит, что Данила пользуется спросом, так что Аня не одна стоит в очереди. А надо ли? Задаюсь я вопросом и…

Анюта девушка брезгливая. В семнадцать лет кроме поцелуев ничего

От души как-то отлегло. Но тогда вопрос другой. А накой ей этот Данила, с висящими на нем красотками? Тоже для поцелуев? Он еще не целовал Аню? А кто целовал Аню? Читаем далее и видим:

этих поцелуев… три. В шестом классе, с Женькой Осиповым, в одиннадцатом с Петей из десятого и после школы как-то…

Кто-то из соседнего дома, имя которого она даже не знает. Хорошее начало. Особенно, если брать во внимание тот факт, что Аня положила глаз на Данилу.

И все же автор добивает Аню в описании.

Синий чулок она, Аня. А всё потому, что некрасивая. И не весёлая, не смешливая.

Да как бы само собой разумеется. С такой внешностью, что представилась, не до смеха.

Однако, как все серые мышки, Аня любит читать. Причем не с компьютера, а настоящие, бумажные книги.

Книги любит. Посидит сейчас на лавочке и пойдёт читать. О взаимной любви, на краю света… с компьютера Аня читать не любила.

К сожалению Аня увлечена романами с путешествиями. И, как водится в таких случаях, дочиталась до ручки. Теперь ищет себе пару, чтобы похож был на героя из романа. И под описание этого героя попал Данила. Вот не надо увлекаться романами в семнадцать лет. Заканчивается плачевно. И Аня не исключение из правил. Вот, смотрим далее. Пока она сидела на лавочке в мечтах о крае света, слышит:

— Девушка, а зачем вам край света? Убежать хотите?

Голос незнакомый, мужской.

Да, можно мечтать, можно сидеть на лавочке, можно быть погруженной в свои мысли, но… Похоже Аня тихо сама с собою вела беседу, чего и сама испугалась.

последние слова могла произнести вслух… Стыд какой!

Что-то на этом месте мне уже становится жаль эту Аню. Мало того, что куча атавизмов навешана, внешность та еще, так в добавок ко всему психическое помешательство приписывается. Однако не все так однозначно.

О

на подняла взгляд, взмахнула ресницами и обомлела. Какой там Данилка, рядом с ней сидел самый красивый парень на всём белом свете!

Вот на этом месте возникает куча эмоций. Радость за Аню, что наконец-то ей повезло, да так, что про Данилу своего забыла. Но, возникает вопрос про этого красавца. Образ описания Ани не выходит из головы. Извращенец какой-то что ли подсел? Похоже Аня тоже понять не могла.

Только что-то в нём было неуловимо… Аня не могла понять.

И далее она сама себя выдает с потрохами.

— Я… книгу читаю.

На этом месте стоп! Возвращаемся назад.

Посидит сейчас на лавочке и пойдёт читать.

Она просто сидела на лавочке. Без каких-либо книг. Читать она пойдет потом, если очнется. А тут ее что, накрыло окончательно? Книги-то нет. И вообще с кем она общается? Похоже ей самой это стало интересно, поскольку спросила:

– А вы кто?

И, почему-то ответу не удивляешься.

– Я один из этих героев. А вы вторая.

Ну вот и все. Если это правда, то Аня общается сама с собой и со своими книжными героями из романов. Да она сама обалдела от такого расклада.

Аня так растерялась, что не нашлась, что ответить.

Осознает ли она, что это начало конца? Может надо прекращать уходить в себя и задуматься? А ее собеседник время зря не теряет и продолжает обрабатывать Аню, паря ей нечто о живых книгах и в конце произносит ключевую фразу в адрес Ани.

Жаль, что таких девушек мало.

Как бы с ним трудно не согласиться. Хотя… Опять перед глазами встает образ Ани с клокатыми хвостами и лошадиной физиономией с накачанными губами. Да. Он прав. Таких мало. Но жаль ли? Впрочем у каждого свои интересы и вкусы. Но невольно возникает подозрение, что эта Аня говорит с воображаемым другом. Тогда все очень запущенно. Читаем дальше и видим, как собеседник Ани ее обрабатывает, отвечая на ее вопрос каких именно девушек мало?

— Красивых, умных, с безграничным воображением. Я же тоже такой.

А парень скромный не по-детски. Раз он подкатил к Ане, образ которой незабываем, получается, что у него тоже куча клокатых хвостов и…

Ладно. Не будем вдаваться в подробности. Парень, похоже, тот еще психолог. У Ани не было книги, когда она сидела на лавочке, но это, что к ней подошел, о книге знает. И говорит ей

ту же книжку сейчас читаю… Закрыл глаза, представил, и вот – я здесь, с вами.

Все ясно. Два сапога – пара. Нашли друг друга два одиночества, мечтателя. Скорей всего это действительно воображаемый друг, которого Аня видит, ощущает и ведет с ним диалог. Она воспринимает его как реальность. Неужели шизофрения? Аня сама в это не верит.

– А вы всё выдумали!

Кричит она, но от неизбежного не уйти. И парень отвечает прямо:

— Ну да, выдумал!.. Я Рауль, вы Анна. Я придумал вам веснушки и блестящие глаза с длинными ресницами! А вы придумали такого, как я, чтобы влюбиться. Что непонятного?

Все понятно. Полетела кукушка в далекие страны. И Аня это тоже поняла. Похоже, даже смирилась с этим.

— Всё непонятно,… Я не прожила семнадцать лет, меня нет? Я книжный персонаж?

В этом месте рассказ напоминает матрицу. Мы все в матрице, герои некой игры, в которую играют где-то. Ну или книжные персонажи, которых читают где-то. Все так. Но проблема в том, что не каждый это воспринимает. Все персонажи из книг заканчивают свою карьеру в определенном месте, успокоенные уколами. Но у Ани еще есть шанс вернуться из мира грез. Парень делает ей предложение:

Хочешь, я исчезну, а ты вернёшься в настоящую жизнь? Может, встретишь кого-нибудь, полюбишь. Подумай.

На этом месте автор заставляет понервничать. Что же ответит Аня? С ее-то недугами, кому она нужна? Данила занят, больше никого. А что ее ждет в этой жизни?

Обычная жизнь, впереди учёба и работа, возможное, а скорее невозможное замужество, кошка, и вот Аня уже старая дева.

На счет замужества она права. С хвостами и прочим… На счет кошки – это как-то выбивается из графика. Причем тут кошка? Задаемся мы вопросом и не находим ответа. А Аню, однако, мучает вполне резонный вопрос:

почему ты называешь меня красивой?

Это действительно странно. Никто не называл, а этот… Но он же воображаемый тобою, Аня. Он же в твоей голове… И Аня, похоже, выбрала тот мир. И это правильно. На мой взгляд.

Далее в рассказе всякие бла-бла. Она красивая для него, он идеален для нее и все они живут на краю земли, о котором так мечтает героиня. Да было бы нелепо читать что-то иное в данной ситуации. Заканчивается все банально просто. Поцелуем с предложением.

Я поцелую тебя… Согласна?

Да чего ее спрашивать? И так все ясно. Она, естественно, соглашается. А чего ей терять? Данилу с бабами на шее, которых попробуй снять. Да чего их снимать, пусть висят себе, на здоровье. Выбор Ани правильный. Она, естественно, согласилась.

Еле слышное «да» и её обжёг и унёс от земли поцелуй любимого.

В реальной жизни так не бывает. Она его даже не видела толком. Сидела себе на лавочке, вдруг подсел какой-то козел со стороны, начал мозг парить, втирать какую-то дичь про несуществующие страны. Надо было встать, послать и уйти. А она нет. Куда там, с ее-то недугами. Зато теперь….

Аня открыла глаза и увидела, что сидит в удивительном саду… А ещё бабочки! Большие, разноцветные, невиданные. Звучит еле уловимая музыка!

В Рай попала что ли? Может то маньяк какой был? Подсел к одиноко сидящей, что-то бурчащей себе под нос девушке, далее перо в бок и… Очень похоже на то. Ведь когда Аня задумалась кто она такая… Автор сам себя выдал.

Только кто она теперь?

— Мечта… Сбывшаяся мечта ещё одного мечтателя. Автора.

Как это понимать? Маньяк пишет о своих жертвах? Поэтический такой маньячина. Если бы не последнее слово, «Автора», то можно было бы предположить, что Аня осталась в своем мире навсегда. Нарисовала себе воображаемого друга и… больше ее никто не увидит. Но тут явно замешан автор…

 

Вывод: В целом рассказ обычный. Не хороший, не плохой. О незавидной судьбе одинокой девушке мечтательнице. Если бы не описание внешности Ани в самом начале, то и не привлекательный рассказец вообще. Зацепило именно описание внешности Ани. С волосатыми хвостами и детскими, накачанными губами. Аня мечтательница. Оно и понятно, ей только мечтать о поцелуях и остается. Но мечты не сбываются, и… Далее остается тайной. То ли Аня окончательно свела себя с ума, то ли ее убил сам автор и она попала в Рай. Но радует одно. Все ее невзгоды и проблемы закончились и она там, где мечтала быть и с тем, с кем хотела. Остается только порадоваться за Аню. Хоть кому-то хорошо.

 

Бонус:

 

№1

Именинный снег.

 

Девушка влюблена, а ещё – зима, её именины, ей хочется чуда, снега – чего-то светлого и праздничного. Но снег всё не идёт и не идёт, хотя до нового года две недели. А молодой человек пока никак не проявляется свои чувства.

 

 

Долгие пустые ожидания, надежда на радость от первого снега и от возможного внимания Глеба. Нетерпение, боязнь разочарования. И вот — чудо. Снег и случайная встреча.

 

Последний абзац – квинтэссенция всего рассказа. Ощущение полноты жизни, зимы, первой любви.

Итак. Что помогло нашему читательскому восприятию, что помешало.

Про Рим… хорошо написано, но к чему? Первый абзац, очень длинный, о поездке в Италию, о жаре. Да, там тоже не было снега. Были поездки, множество впечатлений и полный сумбур в голове главной героини от всего этого:

«… из своего знакомства с Вечным Городом Варя Зеленцова вынесла вкус сливок с шоколадной крошкой во рту, вывод, что распадение христианства на Рим и Константинополь было самой страшной ошибкой истории и острое желание вернуться сюда ещё раз».

Написано во всех смыслах вкусно, талантливо.

Но как это подводит нас к тому, что хочет сказать автор о чуде первой любви и первого в том году снега? Совершенно никак, даже напротив, даёт лишнюю сюжетную линию, весьма условно связанную с основной и никуда не приводящую. Как и сказано дальше:

«Но здесь не Рим, а Москва. И не июнь, а декабрь».

Не возразишь ведь!)

Этот абзац хорош, но вне данного текста. Почему бы не сделать короткий, без лишних слов, небольшой рассказ о поездке Вари в Рим? Где этот абзац будет уместен. Отдельно от снега и Москвы.

 

Некоторые детали. Очень бегло и кратко о том, что царапнуло и показалось неуместным или недоговорённым.

 

«Но что-то дёрнуло девочку скрепя сердце отправить приглашение и ему».

 

Скрепя сердце. Понятно почему – боится отказа, боится показать свои чувства. Тем не менее, «скрепя сердце» – слишком негативное выражение. Подспудное ощущение, что Глеб ей неприятен – дальше ясно, что это совсем не так. Почему автор называет её «девочкой»? Она довольно юная, невысокая… То есть может быть, ей внешность ещё довольно детская – кстати, кроме роста и цвета глаз ничего не описано. Но всё же, раз ездит в самостоятельные поездки за границу, – явно не ребёнок.

 

Она приглашает друзей и Глеба – видимо, к себе домой? Потому что когда вдруг на улице, где она гуляла, появляется Глеб с цветами, Варя ничуть не удивляется. Этот момент не совсем понятен.

 

Очень яркие эпитеты в рассказе. О переулочках, кривых и запутанных – «нелогичные». Варины серые глаза – «зимние». Один раз, впрочем, они несколько необдуманны: снег «крупный, влажный, белый и лёгкий». Влажный и лёгкий одновременно – это едва ли.

 

И всё же последний абзац просто переполнен радостью и вдохновением.

 

«И в этот момент из туч, так долго бродивших над Москвой, набирая силу, пошёл крупный, влажный, белый и лёгкий, как свадебная фата, именинный снег. Он оседал на волосах, ресницах и носах наших героев и так же тихо и медленно ссыпался к их ногам. Он заметал все следы, все контуры зданий и деревьев, оставляя только силуэты, как тени на стене. В мгновение город превратился в кружевную белую сказку, и это было так хорошо, что хотелось жить и смеяться, как и должно быть на именины. И когда Глеб наклонился, чтобы поцеловать Варю, он заметил, что у неё тёмно-серые, зимние глаза».

 

№2.

Мечта.

 

Итак, что хотел автор, что мы должны были увидеть в рассказе.

 

Девушка, очень молодая, не слишком красивая, совершенно «книжная» — реальный мир её отвергает (и она отвергает этот мир).

«Синий чулок она, Аня. А всё потому, что некрасивая. И не весёлая, не смешливая. Мечтательная. Книги любит. Посидит сейчас на лавочке и пойдёт читать. О взаимной любви, на краю света в волшебном саде. Книга на столе раскрыта. А с компьютера Аня читать не любила».

 

Она чувствует себя никому не нужной, в будущем её не ждёт ничего увлекательного.

«А долго ли думают мечтательницы? Обычная жизнь, впереди учёба и работа, возможное, а скорее невозможное замужество, кошка, и вот Аня уже старая дева».

 

То есть даже такая доступная всем радость – кошка – пока где-то в далёком будущем и это ещё не точно.

 

И вот она встречает идеальную любовь, и сама для молодого человека – идеал, и вместо скучной жизни будет ей волшебный сад с цветами, бабочками и музыкой.

 

Итак, вот о чём рассказ – сказка вместо жизни. То есть жизнь должна быть описана реалистично, сказка, соответственно, так, чтобы оставалось послевкусие от увиденного сказочного мира.

 

Посмотрим на рисуемую автором жизнь.

Некрасивая – всегда синий чулок? Синий чулок, не умеющий читать с компьютера… Мне кажется это очень схематичным и шаблонным. То есть надуманным. Не то, чтобы таких не было, но, как говорили ключники у Лукьяненко: «Я слышал такие истории много раз...».

 

Мир вне книг видится тоже схематичным. Непременно скучная работа (а может, она пойдёт в библиотеку – минимум людей, максимум книг…). Непременно «невозможное замужество». А о чём, собственно, она мечтает, раз мечтательница? Она не придумывает себе интересную работу, не рисует картину, где не очень красивая, но добрая девушка удачно выходит замуж. С утра до вечера мечтает о волшебной любви. Маловато как-то… Кстати, с чего она считает себя такой уж непривлекательной для мужчин? Кое-какие влюбленности и даже несколько поцелуев у неё были. Или подразумевается ещё один шаблон о том, что все «современные» девушки уже в школе спят со всеми подряд, книг в руки не берут и вообще неимоверные красотки?

 

Да, для сказок допустима некоторая схематичность. Но тут идея, что сказка входит в настоящую жизнь. А её, настоящей жизни-то, и нет.

 

Сказка тоже дана очень обобщённо и схематично.

 

«Еле слышное «да» и её обжёг и унёс от земли поцелуй любимого. Любимого?! Ветер закружил их, время растворилось».

 

Не то, чтобы это плохо, но… опять вспоминаются слова ключника…

 

И она оказывается в саду «наполненным пением птиц и ароматом цветов. А ещё бабочки! Большие, разноцветные, невиданные. Сверху падают лепестки цветов, нежные, розовые и белые. Звучит еле уловимая музыка! Скрипка. Как чудесно играет!»

 

Схематичная жизнь превращается в схематичную сказку. Лепестки, бабочки, музыка. И так до самой старости?

 

Идея ничуть не хуже других, но реализация могла быть лучше. Кстати, оба они – герои книг и мечтаний друг друга. Любопытный момент, «книжный», постмодернистский, не то, чтобы оригинальный, но многообещающий, однако у автора он никак не развит.

Вывод. Если додумать образы, сделать их более реальными (для контраста с фэнтезийным миром), а сказку довести до чего-то более манящего, чем бабочки и лепестки, то может получится любопытный рассказ.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Критерии правильной рецензии.

 

Оффтопик

А. Что хотел сказать автор?

 

Это «ось» разбора.

 

Композиция, художественные приёмы, стиль, герои – всё должно рассматриваться с точки зрения того, работает ли это всё на авторскую идею, создаёт ли нужное ему читательское восприятие.

 

Б. Определив идею произведения (интеллектуальную и эмоциональную), пишем о перечисленных выше средствах:

 

– композиция произведения (экспозиция, завязка, кульминация, развязка); уместность в рассказе описаний, рассуждений, диалогов;

– художественные приёмы;

– стиль;

– герои (если они есть) и психологическая достоверность их поведения, какими средствами автор рисует их (особенности речи, внешности и поведения, привычки и т. п.);

– любые значимые моменты, если, по мнению рецензента, они будут;

 

В. Итог – на усмотрение рецензента: обобщение сказанного, советы автору. Обязательно нужно указать, что мешает (если это есть) восприятию текста – скачки от темы к теме, слишком длинные и усложнённые предложения, растянутые описания и т.п.

 

Г. Обязательная доброжелательность к автору в игре любого цвета!

 

!!! Самый главный критерий – желание рецензента помочь автору увидеть свои сильные и слабые стороны, развивать лучшее, избегать того, что портит текст. Именно это, а не стремление увидеть в тексте то, что нравится и интересно рецензенту. Автор – взрослая, самодостаточная личность, который вы помогаете самореализоваться, а не ломаете под свои вкусы и пристрастия, как бы хороши они ни были.

 

Ведущий может отказать в приёме рецензии, если она не соответствует цвету игры и/или не раскрывает достоинства/недостатки текста.

Какие рецензии не будут приниматься? Грубые, неаргументированные, рассказывающие о личных впечатлениях рецензента от текста. Личность рецензента — на третьем плане! На первом — текст. На втором — автор.

 

Правила (они будут уточняться в течение того времени, пока игра не стала «официальной» игрой):

Оффтопик

 

«Босеан. Два цвета критики»

 

Суть игры:

– развить умение видеть текст как целое, различать глобальные ошибки текста (стиль, недостатки композиции, психологическую недостоверность и т. д.) и ошибки в частностях и деталях;

– умение видеть и поощрять творческие удачи;

– умение видеть интеллектуальные и эмоциональные смыслы, заложенные в тексте, а не просто сообщать о собственных эмоциях от произведения;

– обучение аргументированной критике.

 

1. Игра состоит из чередующихся туров разного «цвета»: белая игра (ищем удачи и уже во вторую очередь и в меньшей степени говорим о недочётах) и чёрная игра (указываем на недостатки, не забывая кратко обозначить удачные моменты). Кроме того, отдельно может проводиться двуцветная игра (см. ниже).

 

2. Требования к тексту: проза, до 7000 знаков. Это может быть миниатюра или отрывок, более-менее завершённый по смыслу (нужно указать, что это — часть большого произведения). Белую игру можно объявлять поэтической (стихотворение до 60 строк), но не два раза подряд.

В чёрной или двуцветной игре стихотворения не участвуют.

Отбор текстов на рецензию

Ведущий должен выбирать тексты для игры так, чтобы они подходили под конкретную игру.

Он может анонимно включить свою работу, нигде ранее не опубликованную, в том случае, если на игру никто не прислал работы либо только одну. Если работы присланы, но все они (или кроме одной) признаны неподходящими, Ведущий свою работу не выкладывает. Кроме того, Ведущий может (но не обязан) сам предложить работу на разбор по своему выбору, с согласия автора.

Ведущий может отказать в приеме текста на рецензию, если он нарушает правила сайта, не соответствует данной игре или если работ слишком много. Это решение не подлежит обжалованию, но, если недочёты, по его мнению, не слишком критичны, Ведущий может выложить работы во Внеконкурс. В этом случае ссылки на работы, не прошедшие отбор, выкладываются в том же топике, где будут работы на рецензию, с пометкой: «Прочти меня! Оцени меня!» или подобной, на усмотрение Ведущего. Желающие могут пройти по ссылке и написать рецензию по правилам игры или собственному усмотрению.

 

3. Каждый тур игры длится 10-14 дней.

 

4. Ведущий игры — победитель прошлого тура. Кроме того, если победитель не может вести следующий тур, подать заявку (Ведущему актуального тура) на ведение игры может любой пользователь, имеющий хотя бы одну звезду.

Игры идут последовательно, завершается чёрная – начинается белая. Двуцветная игра (в которой критик пишет две рецензии на один текст – чёрную и белую) может проводиться параллельно основной игре, если будут желающие провести именно двуцветный тур, но не чаще раза в месяц. Начало двуцветной игры — не в один день с другой игрой Босеана.

Заявки на проведение двуцветного тура будут собираться в отдельный список. Ссылки на топик с этим списком будут даваться в каждой игре. Ведущего двуцветного тура утверждает кто-либо из авторов игры — point source или Кирьякова Инна.

 

Ход игры:

 

5. Ведущий создает первый топик игры, объявляя приём работ для рецензий и цвет игры. Набор длится 3-5 дней. Ведущий сам выбирает 1-2 текста для игры. Это могут быть присланные работы или выбранные на сайте заранее, с согласия авторов. Также ведущий может подать на разбор свою работу, при соблюдении определённых условий (см. п.2).

Произведения могут быть новые или давние. Один и тот же текст, с перерывом на «доработку», может участвовать в разборах разных «цветов».

Если авторов, желающих получить рецензию, несколько, то они могут отправить свою работу в следующий раз либо, по согласованию с Ведущим, подать во Внеконкурс (см. п.2).

 

6. Далее, в следующем топике, выкладываются 1-2 миниатюры/стихотворения для разбора в этом туре, а также ссылки на внеконкурсные работы. Анонимность авторов рецензируемых работ — не обязательна (за исключением работы Ведущего).

Памятка авторам

Если вы начинающий автор, для вас может быть важно, чтобы вашу работу не судили строго и подчеркнули её сильные стороны. В этом случае подавайте работу на «белый» тур игры. Рецензии «чёрного» тура будут более жёсткими, сосредоточенными на недостатках. По умолчанию предполагается, что подаваться на «чёрный» тур будут работы более опытных авторов.

 

7. Участники игры (все желающие) пишут критические рецензии до 3500 зн. и присылают их в личку Ведущему.

Минимальный кворум – две рецензии. От рецензента принимается не более одной рецензии на каждую из выложенных для разбора работ.

Ведущий должен отказать в приёме рецензии, если она не соответствует цвету игры и/или не раскрывает достоинства/недостатки текста.

 

Критерии правильной рецензии:

Критерии

А. Что хотел сказать автор?

Это «ось» разбора.

Композиция, художественные приёмы, стиль, герои – всё должно рассматриваться с точки зрения того, работает ли это всё на авторскую идею, создаёт ли нужное ему читательское восприятие.

Б. Определив идею произведения (интеллектуальную и эмоциональную), пишем о перечисленных выше средствах:

– композиция произведения (экспозиция, завязка, кульминация, развязка); уместность в рассказе описаний, рассуждений, диалогов.

– художественные приёмы.

Приёмы

Для справки — это тропы (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, гротеск, литота, перифраз, аллегория, ирония, аллюзия, реминисценция) и фигуры речи (анафора, эпифора, градация, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, синтаксический параллелизм, инверсия, антитеза, парцелляция, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, умолчание, вопросно-ответная форма изложения, оксюморон).

Искать специально все эти приёмы в тексте не нужно, но критикам хорошо бы постепенно знакомиться с этими понятиями, чтобы, встречая их в работах авторов, уметь оценить верность/ошибочность применения приёма.

– стиль, в стихотворении – размер, рифомовка.

– герои (если они есть) и психологическая достоверность их поведения, какими средствами автор рисует их (особенности речи, внешности и поведения, привычки и т. п.).

– любые значимые моменты, если, по мнению рецензента, они будут.

В. Итог – на усмотрение рецензента: обобщение сказанного, советы автору. Обязательно нужно указать, что мешает (если это есть) восприятию текста – скачки от темы к теме, слишком длинные и усложнённые предложения, растянутые описания и т.п.

Г. Обязательная доброжелательность к автору в игре любого цвета!

Главный критерий

Самый главный критерий – желание рецензента помочь автору увидеть свои сильные и слабые стороны, развивать лучшее, избегать того, что портит текст. Именно это, а не стремление увидеть в тексте то, что нравится и интересно рецензенту. Автор – взрослая, самодостаточная личность, который вы помогаете самореализоваться, а не ломаете под свои вкусы и пристрастия, как бы хороши они ни были.

 

8. Приём рецензий длится 5-7 дней. Далее Ведущий выкладывает их (строго без указания авторства) в топике голосования. Голосуют все желающие, включая авторов выставленных миниатюр/стихотворений, в комментариях. Если анонимность рецензента нарушена, его рецензия снимается. Ведущий не принимает участия в голосовании, за исключением случаев, оговоренных в п.9.

Голосование участников (рецензентов) обязательно, кроме тех случаев, когда кворум минимален (т. е. всего две рецензии).

Две рецензии – топ из 1 места, 1 балл.

Три рецензии – топ из 2 мест, 3 и 1 балл.

Больше трёх – топ из 3 мест, баллы 5-3-1.

Участник голосования вправе начислить любой рецензии дополнительные 0,5 балла — за соответствие требованиям к написанию рецензий и за какие-либо особенно удачные моменты.

Пример

На конкурс выставлены три рецензии, голосование топом из двух мест. Присуждение дополнительных 0,5 балла будет выглядеть таким образом:

1 — рецензия номер два

2 — рецензия номер три + 0,5 за…

или:

1 — рецензия номер два

2 — рецензия номер три

рецензия номер один + 0,5 за…

Обоснование топа голосования — желательно, но не обязательно. В то же время начисление рецензии дополнительных 0,5 балла обязательно должно быть обосновано.

 

9. Ведущий создаёт топик с итогами голосования.

Рецензии на внеконкурсные работы

Если рецензия на внеконкурсную работу показалась автору или самому рецензенту удачной, можно предложить эту рецензию Ведущему, и он даст её в разделе «Бонус» в топике итогов игры.

Победитель получает награду «Босеан: победа в белой / чёрной / двуцветной игре». При одинаковых баллах голосования награду получают оба победителя, но ведущим следующего тура выбирается один из них, либо по количеству первых мест, либо дополнительным баллом Ведущего.

Баллы к награде:

Победитель в белой или чёрной игре: 10 баллов рейтинга вовлечённости, 20 баллов активности.

Победитель в двуцветной игре: 15 баллов рейтинга вовлечённости, 30 баллов активности.

Авторам работ не возбраняется вынести рецензентам свою личную благодарность — подарок.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль