Зачем детям сказки? / ЛЮДИ И НЕЛЮДИ / Каменский Сергей Иванович
 

Зачем детям сказки?

0.00
 
Зачем детям сказки?
Сказка – ложь, да в ней намек, добру молодцу урок… Русская народная поговорка

Зачем детям сказки?

(Памятка для родителей и воспитателей — и не только)

 

Сказка — ложь, да в ней намек, добру молодцу урок…

Русская народная поговорка

 

Вопрос этот может с первого взгляда показаться несерьезным, надуманным. Действительно, вроде бы всем известно, зачем. Ведь как свидетельствует вся человеческая история, детям принято было петь колыбельные и читать (или раньше — рассказывать) сказки во все времена и у всех народов.

C колыбельными все ясно: они нужны, чтобы успокоить младенца, чтобы он спокойно спал — ведь слов он еще не понимает, четко улавливая только интонацию и душевное (сейчас бы мы сказали — общее эмоциональное) состояние матери. Время сказок наступает позднее. В значительной степени благодаря сказкам ребенок и учится человеческой речи, осваивая родной язык. Все это совершенно очевидно.

Серьезно над этим вряд ли кто из неспециалистов задумывается… Правда, если бы разные родители, читавшие свои детям сказки, все-таки стали отвечать, то ответы были бы разные… Итак, послушаем наиболее типичные:

— Чтение сказок потому и стало традицией, что оно было проверенным в течение тысячелетий (пока не было изобретено книгопечатание) средством для облегчения усвоения детьми родного языка. Ведь сказки сочинялись людьми же и передавались изустно; это была разновидность фольклора — у каждого народа и этноса своего.

— Слушая сказки, ребенок успокаивается и его можно от чего-нибудь нежелательного отвлечь — это мы уже отмечали.

— Сказки способствуют развитию не только фантазии, — ведь в них возможно практически все, — но и самого мышления ребенка.

— Сказки учат ребенка идеалам добра. Действительно, в сказках оно обычно побеждает зло — по меньшей мере, как это хотели бы представлять себе люди. И передают это представление ребенку — доступным для него образом.

Вот, пожалуй, и все реальные варианты. Первые три из них не вызывают вопросов, вполне соответствуя природе нашего биологического вида. Который наибольшую часть того, что знает и умеет, приобретает в процессе обучения и воспитания — поэтому и процесс взросления человеческих детенышей намного дольше, чем у остальных живых существ.

 Обучение и реальная жизнь

Сомнения возникают с четвертой задачей. Смотрите сами: сказки, если сказать просто, преподают ребенку первые, еще самые примитивные уроки о том, как устроен мир, в котором ему предстоит жить. Но вот что странно: природа и человеческий мир предстают перед ним, со слов взрослых, совсем не таким, каков он на самом деле…И, по мере взросления, ребенок понемногу начинает все больше и вернее узнавать реальный окружающий мир. И постепенно осознавать, что реальная, всамделишная жизнь совсем не похожа на сказку…

И эта жизнь медленно, но неуклонно, своей, чаще всего, неласковой рукой преподает свои, уже совершенно реальные уроки. И кто не усваивает их во время и остается в сладком сказочном плену, очень сильно рискует. Переэкзаменовки здесь тяжелые и раньше или позже приходится, как правило, платить за неспособность отказаться от свойственного детству очарования собственными мечтами и веры в чудо. В итоге, неизбежны сложности с приспособлением к суровому взрослому миру, к жизни среди таких непохожих на самого тебя людей, неустроенностью в личной жизни…

Вот здесь-то и напрашивается вопрос: зачем же учить ребенка идеалам добра и справедливости, если в жизни неизбежно придется переучиваться? И чаще всего это очень болезненно — потому что по-настоящему учимся мы на своих собственных ошибках.

На это могут возразить: ведь не все же посеянное добро пропадет, что-то обязательно останется… А если долго продлятся «неблагоприятные жизненные условия» — тогда что? Сколько зачатков «разумного, доброго и вечного» останется — достаточно ли для того, чтобы вырос человека способный к мирному сосуществованию с самим собой и с другими людьми? Чтобы жил не «по понятиям», а по совести… Жизнь показывает, что слишком часто этого не происходит. Но все-таки сказки продолжают читать — а поставленный вопрос четкого ответа не находит.

Подойдем с другой стороны — со стороны детей, которым сказки читают мало или не читают совсем. Понятно, про каких детей разговор — не только из Домов ребенка, но и из так называемых «неблагополучных семей». Их в наше тяжкое время стало очень много — и не то, чтобы все пили и откровенно плевали на чад своих. Просто когда долгое время главной проблемой остается выживание, часто просто не до сказок: недостает ни времени, ни сил… И что же с этими детьми? Если добро в их маленькие души и сеется, то явно недостаточно. Результаты, даже без специальных научных выкладок, а прямо из жизненной практики и милицейской статистики, хорошо известны. Тяжелые результаты.

 Диалектика человеческой природы

Итак, мы пришли к противоречию. Если сеять, даже вдоволь и заботливо, то жизнь все равно повернет по-своему, а если мало — то и взойдет всего ничего.

Получается, люди, сами того не осознавая, просто в силу традиций, снова и снова идут на нарушение законов природы? А хорошо известно: как и в человеческом мире, так и в бессловесной природе, незнание законов не освобождает нарушившего их от ответственности. Какой — вкратце описано.

Но ведь все-таки люди продолжают читать сказки. И, оказывается, правильно делают! Это как раз тот наглядный случай, когда практика оказывается богаче теории. Ведь она остается, как и во все времена, наиболее верным критерием истины. Так что давайте, для пользы дела, в меру сил дополним теорию…

Что же нам конкретно нужно найти? Искомым в данном случае будут те, — возможно, недостаточно явно выраженные, — нейрофизиологические корреляты (а попросту, особенности устройства и функционирования нашей психики), которые позволят снять указанное противоречие. И оправдать традицию, закрепленную всеобщей человеческой практикой.

 Живая природа и человек

Из наблюдений и исследования природы хорошо известно, что все живые существа учатся только тому, что может реально понадобиться в их жизни — исходя из опыта прошлых поколений, верно? У животных основная часть этого знания заложена уже при рождении — в так называемых поведенческих программах. Остальному — тому, что не укоренилось в генетическом, видовом опыте, учат личным примером в реальных жизненных ситуациях взрослые особи. И учат сразу набело, не понарошку — мол, потом, повзрослев, сам изменишь что нужно — или же сама жизнь подскажет…Ведь от того, насколько нормы и правила, заложенные при обучении будут соответствовать реалиям жизни, будет впрямую зависеть, выживет детеныш или нет. Предельные оценки при сдаче сложных жизненных экзаменов: жизнь — или гибель.

А что человек? Как часть живой природы, он, прежде всего, существо биологическое, а уж потом социальное и духовное. В нем как бы сосуществуют эти три взаимосвязанных сущности. Сначала, при рождении, есть только биологическая — но с потенцией развития и социализации, собственно очеловечивания. Как эти сущности формируются и развиваются, какая из них и почему в зрелости становится ведущей — тема отдельного разговора. Но, если кратко, превращение растущего ребенка, а потом и подростка, в существо социальное — то есть способное мирно сосуществовать с другими людьми и приносить пользу не только себе, а и другим, — одной нашей природой не гарантировано. Это дано людям (если еще позволяют обстоятельства жизни) только как возможность. И ей еще нужно суметь и захотеть воспользоваться. Для этого обязательно нужно посеять то самое «разумное, доброе и вечное», о чем часто так легкомысленно говорят люди. Потому что сам по себе вырастает только бурьян. А все культурные растения требуют определенного ухода, да и стойкость у них куда меньше. Это видно и в нашей человеческой жизни.

Еще сложнее дело с превращением в существо духовное — из Homo Sapiens, Человека разумного в Homo Faber, Humanus et Moralis или Человека творящего, гуманного и морального. Для этого должны быть сформированы так называемые высшие эмоции — именно на этом уровне психики проявляются плоды того, что посеяно в раннем детстве. То, что называют нравственными устоями или ценностями и т.п..

Сказки же как раз и учат добру или, более конкретно, закладывают, пусть и в потенции, исходные принципы человеколюбия или гуманизма.

 Формулируем искомый ответ

Разумеется, самому ребенку понять все это еще никак невозможно. Кроме того, он ведь находится — если еще повезет — под охраной и опекой любящих и заботящихся о нем, как умеют, взрослых. И именно благодаря этому может большую или меньшую часть беззаботного времени под названием детство без опаски пребывать в этом сказочном мире. Мире, над которым пока не властен непреложный, что по Дарвину, что по Марксу, закон борьбы за существование.

И вот здесь самое главное. В его еще только созревающем мозге формируются, постепенно проявляясь, как на фотопленке, предформы или предельно схематичные эталоны — зародыши будущей нравственности, миропонимания, гуманизма. Кроме того, это служит основой для развития способностей к творчеству, но такому, которое приносит какую-то пользу людям — а то ведь есть таланты и криминальные… Это будущая сфера тех самых высших эмоций.

С взрослением, сказочный мир в психике ребенка постепенно уступает место миру реальному, где все непонарошку. И этот реальный мир начинает неуклонно корректировать, приводя в соответствие с жизнью, исходные эталоны. Но только в том случае, если они уже заложены в психику — тогда самой беспристрастной учительнице, жизни, есть что переформировывать и корректировать. Если есть, как говорят в науке, обьект воздействия — пусть и весьма несовершенный, эскизный. А насколько он в ходе этого воздействия изменится, и сколько останется в итоге от основ нравственности, вопросы праздные: теория на них ответить в принципе не может, слишком сложен человек — слово за самой жизнью. Да и сути дела это не меняет.

Если же такого зародыша-обьекта нет, то становление нравственности и всего с ней связанного крайне маловероятно. Такой человек, повзрослев и самую малость социализировавшись, — а попросту, очеловечившись, — остается преимущественно существом биологическим, «говорящей фауной».

 Все познается в сравнении

Все приведенные выше выкладки смогут убедить далеко не всех. Наши человеческие дела, как правило, допускают, в отличие от естествознания, множество самых различных оценок и толкований. Поэтому попробуем, опираясь на древнюю аксиому, прибегнуть к примеру.

Вот наиболее близкий, — конечно, только в операциональном аспекте, — который будет понятен всем, работающим на компьютере, подключенном к Интернету. Ближе аналогов не найти — учитывая уровень сложности человеческой психики и то, что о ней пока известно.

Посмотрим на систему указанных ценностей как на прикладную программу высокого уровня. Если мы хотим включить ее в состав операционной среды (или системы) мозга и чтобы она заработала, ее нужно сначала скачать (download) из какого-либо источника в окружающей среде (сети) и загрузить (save) в память. Фактически, это итерационно-периодический, сильно растянутый по времени процесс загрузки определенной совокупности самоархивирующихся файлов типа “exe”. А затем их еще нужно правильно установить, инсталлировать.

Но ведь эта операционная система еще только создается, идет процесс созревания интеллектуальной и эмоциональной сфер. И на этом этапе нормальная инсталляция в принципе невозможна. Кроме того, операционная система просто не сможет включить эти программы в свой состав: отсутствуют программы адекватной перекодировки, трансляторы, кодеки и т.п. По жизни это значит, что ребенок еще не способен осознать, то есть критически осмыслить нравственные принципы — это приходит где-то к годам семи. Да еще практически отсутствует система психологической защиты с входящими в ее состав программами критического анализа, поэтому информация, получаемая из его ближнего и дальнего окружения, пока не подвергается «цензуре сознания», как у взрослого человека. (Вспомним, кстати, поговорку «доверчив как дитя»).

Но в этом как раз и главное преимущество. Ведь если начинать такую «загрузку» позднее, когда сфера высших эмоций будет частично сформирована, то многое также не примет повзрослевший и больше ориентированный на реальность разум.

Теперь понятно, почему идеалы добра и справедливости так легко усваиваются детской психикой. Жизнь еще не нарастила психологической защиты, — вспомним защитные программы типа “Firewall” для компьютеров, — и все то (в т.ч., и доброе), что сеется в психику, избегает фазы критической проверки и фильтрации. И укореняется там в том виде, в каком оно воспринято.

А уже потом, когда реальность будет модифицировать эти сохраненные схематические эталоны по своим критериям достоверности, вложенные в них сервисные программы смогут обеспечить постепенную адекватную самоинсталляцию. Или инсталляция вообще не состоится. Или произойдет с нарушениями....

Описанные процессы вполне отвечают известным принципам антропогенеза и индивидуального развития человека. В частности, функции (или, точнее, задачи, которые может потребоваться решать растущему человеку) достаточно строго синхронизированы с этапами развития мозгового субстрата. Примерно так, как при освоении основных человеческих навыков: ходить, говорить, есть как едят люди…Если этого не происходит в положенное природой время, исправить дело чрезвычайно трудно — вспомним хотя бы Маугли и подобных ему человеческих детенышей. Примерно так же обстоит дело с основами нравственности.

 Сказки нашей информационной эпохи

Сейчас, конечно, сказки детям тоже продолжают читать. Но куда меньше — у книжки появились куда более мощные и привлекательные соперники: мультики или, как их называют в Америке, комиксы. Строго говоря, вошли они в жизнь людей вскоре после изобретения кинематографа. Но тогда мультфильмов, ввиду сложности производства, выпускалось немного, и все новые знали наперечет…До сих пор периодически показывают удивительно простодушные, точь-в-точь как народные сказки, кинопроизведения, с которыми росли три-четыре поколения советских детей. Все они, как и сочиненные людьми сказки, делались на изначально гуманистической основе. Вряд ли кто это оспорит — даже с учетом не особо отмеченной гуманизмом идеологии «казарменного» или «административно-командного» варианта социализма. Извечное сказочное противостояние добра и зла в них никогда не отдавало садомазохизмом. Или потусторонними мотивами, как в насквозь религиозной Америке. И множество ударов по голове, достававшиеся Волку из достопамятной серии «Ну, погоди», и даже сплющивание его в блин дорожным катком, не воспринимаются как преднамеренное насилие. Для детей они, как и задумано, исконно сказочные, понарошечные — но вполне естественные и понятные наказания за пакостность. И Заяц, постоянно потешаясь над незадачливым Волком, похоже, никогда не впадает в злорадство — мол, что заслужил, то и получи…Создатели этого, как и многих других светлых мультфильмов, сочиняли их на основе того самого добра, что и народные сказители. Добра, обязательно побеждающего зло. Это потом ребенок обязательно поймет, что так бывает редко, да и награду за это, если и получают, то часто посмертно…

А что же современные мультики? Они стали привычной повседневной реальностью уже с развитием компьютеров и созданием все более эффективной машинной графики. Теперь они выпускаются потоком, как на конвейере, длинными сериалами. Что ж, это один из знаков информационной эпохи и рыночной экономики. Обьективная линия развития техники — и бизнеса. Но смотрят наши (на постсоветском пространстве) дети в основном чужую кинопродукцию — впрочем, как и взрослые. Это естественно: украино— и русскоязычная киноиндустрии никак не могут конкурировать с Западом. Совершенно разные у них весовые категории — в денежном выражении. Они ведь только-только начинают приходить в себя после полного упадка. И требовать от них многого просто негуманно. Правда, Россия начала уже подниматься… И уж совсем абсурдно представить себе, скажем, таких творцов как И. Норштейн, с его тончайшими, изначально гуманистичными киноновеллами — не только для детей, но и для взрослых, — соревнующихся со студией У. Диснея. Утешают разве что количество призов на разных мультфестивалях, да мировой престиж…

Но дети и внуки наши смотрят преимущественно совсем другое. Динамичное, привлекательное, многокрасочное действо — и, за редкими исключениями, пропитанное агрессией. Не нужно только думать, что она специально туда нафарширована какими-то злодеями: просто у большинства создателей комиксов это естественное, привычное состояние их души. Так они чувствуют, так мыслят, так и живут среди других людей. А что, вполне нормально — для выживания в человеческих джунглях. Когда привычные лозунги: «Красиво жить не запретишь» и «Победитель получает все!», тут уж не до гуманизма… Впрочем, пространные комментарии именно здесь излишни. Тема это серьезная и требует отдельного разговора.

Авторская ремарка вместо послесловия

Так что, читайте детям сказки. Ведь, — как пел Высоцкий: «… Досадно попугаем быть, гадюкой с длинным веком — не лучше ли при жизни быть приличным человеком…». Правда, платить за это тоже придется немало, но ведь жизнь-то всего одна. И куда дешевле будет прожить ее по любым сценариям, но только чтобы постоянно «жаба не давила». Поэтому давайте читать детям сказки — дадим им дополнительный шанс стать социализированными и духовными личностями.

У читателя ни в коем случае не должно возникнуть впечатления, что написано все это исключительно с заботой о моих собственных детях. Или внуках. Я эту фазу давно прошел — без этого опыта, с чужих слов или из учебников, такие вещи не пишутся. Мне от всего сердца жалко всех детей, которым, не получив в детстве родительской ласки и мудрых уроков сказок (отложенных, если повезет, на будущее), так сложно потом, обдирая в кровь душу, становиться гуманными людьми. Или тех, кто, не добравшись до адекватного уровня социализации, вообще выпадает в маргинез, становясь шпаной того или иного типа, вплоть до откровенного криминала. Так что не жалейте времени на чтение детям сказок — только прошу вас, поменьше американских. Наши, славянские, лягут лучше в души наших детей.

 

Каменский С.И., к.т.н., 2005 — 2007

 

P.S. Задолго после написания статьи автору стало ясно: нужно восстановить справедливость (как сейчас политкорректно выражаются, гендерную). Выводы-то касаются и мальчиков, и девочек — с существенными вариациями, обсуждать которые здесь не место..

Конечно, внесение любых изменений в старинные тексты, и уж тем более в поговорки, достаточно предосудительно. Но, в свете сегодняшних исторических реалий, все-таки коррекцию внести придется. Итак: вторая половина поговорки будет, естественно:… и красным девицам урок.

 

  • Справедливость / Холод Корин
  • Ядовень. Шестидесятые / Уна Ирина
  • Не такой / Кесов Георгий
  • Сара не понимает. Еврейский анекдот / Сара не понимает / Васильков Михаил
  • Туман, тьма и маленькое созвездие / Алёшина Ольга
  • 6 Января / Васильков Михаил
  • Что останется / В созвездии Пегаса / Михайлова Наталья
  • Я перевариваю чешуекрылых / Losonczy Istvan
  • Вечер 4 мая 199 года на улице Молодежной города Карасука / Художник / Хрипков Николай Иванович
  • Афоризм 343. О теплом месте. / Фурсин Олег
  • Когда прорастаешь в тебе / Прошлое / Тебелева Наталия

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль