Вот решил возвысить голос по поводу события, которое все христиане, кроме православных, будут отмечать завтра… Это, безусловно, огромная трагедия нашего времени — всё более ускоряющаяся потеря того, что бережно передавалось предыдущими поколениями. Разные тому причины, безусловно… Вряд ли стоит сейчас в них погружаться, да и не хочется… Но хочется обратить внимание тех, кто так или иначе связывает себя с искусством, как раз на произведения искусства. Далеко не всегда нужно что-то объяснять и доказывать «научно» — искусство обращается к сердцу, так пусть же сердце судит, где правда, а где…
Для примера я выбрал три произведения западного искусства:
СТРАСТИ ПО ИОАННУ Баха
последнюю, незавершённую ПИЕТУ Микельанжело
и ИЗЕНХАЙМСКИЙ АЛТАРЬ Маттиаса Грюневальда (картинка кликабельна — слегка увеличивается)
со всеми тремя произведениями мне посчастливилось «познакомиться лично»
однажды я присутствовал на двухчасовом лайв-представлении СТРАСТЕЙ ПО ИОАННУ, лет пятнадцать назад это было… помню, что зал произвёл на меня сильное впечатление — огромный зал с балконом по периметру; у нас как раз были места на галёрке — светлый зал, огромные окна напротив, внизу хор, солисты, оркестр, два органа… и два часа… очень рекомендую поискать два свободных часа и послушать всё целиком — видео, кстати, очень неплохое и с субтитрами на английском — многие смогут понять, о чём речь…
когда мы были в Милане, особой программы у нас не было — просто хотелось побродить где-нибудь… и вот «нас вывело» на какой-то музей, а в нём… ПИЕТА Микельанжело — последняя, незавершённая… и в небольшом зале небольшая скульптура и… НИКОГО кроме нас… мы долго ходили вокруг, стояли, опять ходили… потрясающее впечатление, которое с картинки получишь вряд ли — кажется, что не Мария снимает Сына с креста, а Он поддерживает Её…
ИЗЕНХАЙМСКИЙ АЛТАРЬ, и вообще ГРЮНЕВАЛЬД — тоже особое потрясение — ТАК, как изображал ХРИСТА и МАРИЮ Грюневальд, не изображал их никто и близко! Алтарь выставлен в Кольмаре, в Эльзасе
в заключении позволю себе добавить «немного отсебятины» — этому стишку уже лет 20… по-своему он мне очень дорог…
комменты я закрою…
…
В зимнем парке сумрачно и кисло,
Но на юг не улетают птицы —
Снега нет, а, значит, нет и смысла
Взад-вперёд летать, чтоб отгнездиться.
Утки серые на жёлтых листьях дремлют,
До весны им больше нету дела —
Не согреть застуженную землю,
Даже распростёршись жарким телом.
И стоят, поджав комично ногу,
Да ещё упрятав клюв подмышку,
Видимо, мечтая про берлогу,
Где уютно спит, свернувшись, мишка.
Мы с тобой бредём меж голых клёнов,
Каждый сам в свои мечты погружен.
Вдруг ты вздрагиваешь удивлённо,
Мерный ход гуляния нарушив:
«Посмотри, вон там, средь серой стаи,
Видишь, как фарфора белый бюстик?
Только он живой, смотри — летает
И погладить даже не подпустит!»
Утка белая — совсем не изваянье —
В полумраке-полусне сидела
И, прокрякав что-то на прощанье,
От людей с опаской улетела.
Мы бредём по жизни в полудрёме,
Наломав уже немало копий,
Но не став, похоже, умудрённей,
А живя обманами утопий.
А когда наткнёмся на живое
Посреди знакомой мёртвой тени,
То спешим скорей схватить рукою
И сорвать в порыве возбужденья.
Не спеши, пускай глаза привыкнут,
Чтоб во мраке видеть силуэты,
Пусть ростки прозрения проникнут
В домыслов привычные сюжеты.
И тогда, ведомая судьбою,
Вникнешь в смысл загадочных понятий
И Христос заговорит с тобою
С высоты бесчисленных распятий.